Рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для студентов всех форм обучения

Материалы, используемые в качестве базы для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, выявить недочёты в состоянии информационного / документационного обеспечения управления и резервы, с помощью которых наметить пути совершенствования. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые могут быть использованы в работе.

Изучение состояния управления персоналом в организации предполагает обработку собранных материалов, в том числе статистических. Обработку информации следует проводить с использованием современных методов анализа.

Практическая часть должна составлять основу всей дипломной работы, анализ деятельности конкретных органов власти, организаций или учреждений должен служить базисом для выводов и рекомендаций автора. Качественный уровень проведенного анализа предопределяет прикладную значимость данного проекта, что весьма важно для оценки профессиональных навыков будущего специалиста.

При изложении материала особое внимание стоит обратить на взаимосвязь глав (разделов) и параграфов (подразделов) – все структурные элементы работы должны логически следовать друг за другом.

Каждая (глава)раздел дипломной работы должен начинаться с нового листа. Количество глав (разделов) дипломной работы определяется темой. Главы (разделы) могут делиться на параграфы (подразделы). Главы (разделы) и параграфы (подразделы) должны иметь заголовки, которые либо начинаются с абзаца, либо печатаются в центре строки. Заголовки глав (разделов) печатаются прописными буквами, заголовки параграфов (подразделов) – строчными буквами, заголовки не подчёркиваются и в конце ихточки не ставятся. Как уже отмечалось выше, заголовки из содержания обязательно переносятся в текст, причём абсолютно дословно.

Заголовки глав (разделов) и параграфов (подразделов) нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа (подраздела) состоит из номера главы (раздела) и параграфа (подраздела), разделённых точкой.

Опираясь на выводы по результатам анализа, дипломник должен обосновать рекомендации и мероприятия, которые необходимы для разрешения выявленной проблемы в организации управленческого процесса. При подготовке этой части работы студент должен учесть следующие принципы:

  • системный подход, т.е. учёт всех или большинства взаимообусловленных задач управления организацией;

  • сравнительно-исторический подход с позиции перспективного развития, то есть как оперативного, так и стратегического управления;

  • объективность, когда доказательность выводов подтверждается фактическим материалом;

  • реалистичность, что предполагает постановку только реально достижимых целей в управлении и развитии персонала и регулярную корректировку процесса их достижения.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основе анализа ситуации, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент-дипломник должен сформулировать полные и аргументированные практические предложения.

Правовое обеспечение дипломной работы предусматривает использование законодательной (нормативной) базы по выбранной теме дипломного исследования, обоснование соответствующих рекомендаций, разработку или совершенствование внутренних нормативно-правовых материалов организации.

В основной части дипломной работы вполне возможно использование иллюстративных или статистических материалов небольшого (не более ⅔ страницы) формата. Всё, что больше этого формата, следует помещать в приложениях. Однако следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в основную часть дипломной работы, должен нести мáксимум новой полезной информации. Так, например, приведённые в основной части текста таблицы должны быть аналитическими, т.е. являться результатом обработки и анализа автором различных цифровых показателей дипломной работы. Если же таблицы содержат исходные статистические данные, их следует приводить только в отдельных приложениях.

Дипломная работа должна быть отредактирована и вычитана. Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания дипломной работы, является безупречная грамотность. Наличие орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок, а также стилистических погрешностей снижают ценность любого, даже новаторского по содержанию, научного исследования. Язык изложения материала исследования (анализа, проектирования и т.д.) позволяет судить о культуре письменной речи её автора, а, следовательно, необходимо научное и литературное редактирование текста дипломной работы.

Научное редактирование предполагает проверку подбора терминов, точности логических посылок и выводов, достоверности привлечённых источников и т.д.

Литературное редактирование предполагает проверку соблюдения норм современного литературного языка.

Оба вида редактирования направлены на устранение всевозможных ошибок (семантических, стилистических, грамматических) и повышение содержательности текста дипломной работы.

Заключение является завершающей частью всей дипломной работы. В заключении автор должен убедительно доказать достижение поставленной цели исследования, выводы должны логически вытекать из основного текста работы. Кроме этого оно должно содержать:

  • обобщённое изложение основных проблем, выявленных в организации;

  • общие выводы и достижение цели данного конкретногоисследования;

  • практические рекомендации по разрешению тех противоречий, которые стали предметом исследования;

  • авторскую (т.е. самого студента) оценку работы с точки зрения достижения цели и решения задач, поставленных в дипломной работе;

  • данные об экономической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем.

Заключение не должно содержатьновых сведений, фактов, аргументов и т.п., а также цитат и сносок. В заключении могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Примерный объём заключения – до 6–7 страниц.

В список сокращений (приложение 6) выносятся необщепринятые аббревиатуры и сокращенные слова, употребляемые в тексте письменной работы, расшифровка которых может вызвать у читателя затруднения. Так, должны быть расшифрованы используемые в работе сокращения наименований учреждения, структурных подразделений, слов, терминов, понятий и т.д. Допускается применять аббревиатуры для обозначения часто упоминаемых изданий в подстрочных примечаниях (Управление персоналом – УП; Секретарское дело – СД; Отдел кадров – ОК). Список помещается сразу после текста работы, после заключения. Список сокращений представляет собой перечень, в котором в алфавитном порядке перечислены аббревиатуры и сокращенные слова с их расшифровкой:

Списокиспользованныхисточниковилитературы (приложение 7) должен включать все источники и издания, которыми пользовался студент как при изучении темы, так и при написании дипломной работы. Список состоит не менее чем из 30–35 наименований, которые оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Все законодательные и нормативно-методические материалы, научные, учебные и периодические издания, использованные при написании дипломной работы, должны содержать полное библиографическое описание (название издания, место издания, наименование издательства, год издания).

С 1 июля 2004 г. введен в действие ГОСТ 7.1-2003«Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», который отменил собой действие ряда стандартов (ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82). Следует иметь в виду, что ГОСТ 7.1-2003 распространяет свои положения на библиографические описания в списках источников и литературы, но не действует в том случае, когда издания описываются в подстрочных примечаниях.

Список должен иметь чёткую структуру с выделением разделов и подразделов и с обязательным заголовком для каждого раздела; сквозную нумерацию (единую, следующую через все разделы).

1. Источники

Делятся на два подраздела – опубликованные и неопубликованные.

1.1. Опубликованные источники

В состав опубликованных источников могут быть включены законодательные и нормативные документы. Вначале перечисляются тематические публикации документов, сборники документов в алфавитном порядке их заглавий. Затем указываются публикации отдельных документов. Эти документы должны систематизироваться по значимости (международные документы, Конституция, законы, указы Президента, постановления Правительства, – сначала федеральные, затем региональные, акты министерств и т.п.), а внутри каждой группы документовпо хронологии (а не по алфавиту названий).

Названия мемуаров (воспоминаний) располагаются в алфавитном порядке.

1.2. Неопубликованные источники

В подраздел включаются архивные документы по алфавиту названий архивов с указанием номеров и названий фондов, номеров описей, дел, листов. Документы рукописных отделов и библиотек даются по коллекциям и фондам. В данный подраздел могут быть включены отчёты о научно-исследовательских работах (по годам издания), неопубликованные переводы (по алфавиту фамилий авторов или названий или по времени издания), диссертации – по алфавиту фамилий авторов.

В состав неопубликованных источников могут быть также включены уставы фирм и организаций, положения об учреждениях, их структурных подразделениях, различного рода инструкции (должностные, по делопроизводству, по использованию средств организационной и вычислительной техники и др.), памятки по составлению документов, по организации работы с документами и т.п.

1.3. Нормативно-методическая литература

Нормативно-методические документы – стандарты, методические рекомендации, указания по их применению, технические условия, технико-экономические нормативы и нормы, прейскуранты, патентные документы, каталоги, правила, инструкции и т.д. располагаются в пределах каждой группы по хронологии издания.

1.4. Сетевые источники

В список источников следует включить адреса системы Интернет, которые были использованы в ходе сбора информации.

2. Литература

В разделе «Литература» приводятся сведения об исследовательской литературе, которая использовалась при подготовке работы: монографиях, статьях, рецензиях, авторефератах диссертаций, тезисах докладов, многотомных изданиях. Порядок расположения – по алфавиту фамилий авторов и заглавий (для работ, описанных не на автора).

Работы одного и того же автора перечисляются по алфавиту их заглавий или в хронологии их публикации. Порядок следования библиографических записей в этом разделе может быть иным – например, по хронологии издания, в алфавитном порядке мест издания и пр.

В списке литературы к дипломной работе не менее 70 % наименований должно быть за последние 5 лет.

Названия монографий, научно-технической и учебно-методической литературы, статей, рецензий, авторефератов располагаются по алфавиту фамилий авторов (или названий, если авторство коллективное). В описании статей обязательно указываются название журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер и страницы.

Монографии и статьи на иностранных языках, не переведённые на русский язык, приводятся в каждом разделе (подразделе) Списка. После кириллического алфавитного ряда перечисляются издания на языках, использующих латиницу. Они печатаются по алфавиту фамилий авторов.

Раздел «Периодическая печать» выделяется только в тех случаях, когда в письменной работе использовались целиком комплекты изданий журналов, газет и пр. Сведения об использованных статьях из журналов и газет (в том числе и нескольких или многих статей из номеров одного и того же журнала или газеты) приводят в разделе «Литература» или других разделах Списка, а раздел «Периодическая печать» при этом не выделяется.

3. Справочные и информационные издания

В этом разделе помещаются сведения об использованных энциклопедиях, энциклопедических словарях, языковых словарях (в том числе, использованных для переводов двуязычных словарях), библиографических пособиях, справочниках, адресных и телефонных книгах, путеводителях по архивам, опубликованных описях фондов и каталогах выставок и пр. Порядок расположения – по алфавиту заглавия; если использовано несколько десятков таких изданий, их группируют по видам: энциклопедии, словари, библиографические пособия и пр. Принято указывать сведения об использованных томах многотомных энциклопедических изданий, словарей и т. п., а не о конкретных статьях из этих томов. Кроме того, исследовательская работа (семинарский доклад, курсовая работа, дипломное сочинение) предполагает постоянное обращение к разным томам справочного издания или библиографического пособия, поэтому целесообразно указывать общее количество вышедших томов данного издания.

4. Интернет-ресурсы

Издания на электронных носителях и материалы, почерпнутые в ресурсах удаленного доступа (на web-страницах Интернета), помещают в пределах каждого раздела (подраздела) Списка в общем порядке. Так, интернет-публикации законодательных актов с официального сайта Президента Российской Федерации следует поместить в раздел «Источники» Списка в соответствующий подраздел. Описание электронных ресурсов в ссылке должно сообщать необходимые поисковые сведения о них. Описание подчиняется общим правилам стандартного библиографического описания в части структуры, набора областей и элементов, выбора языка и графики, применения правил орфографии, пунктуации, сокращения слов и т.п. Однако описание электронных ресурсов имеет свою специфику, которая проявляется при решении вопросов о наполнении, форме и способе представления элементов, от которых более всего зависит поиск и идентификация ресурсов. Схема такого описания включает присущие именно такой продукции области и элементы описания. Прежде всего, это общее и специфическое обозначение материала; основные характеристики в области вида и объёма ресурса; данные о физическом носителе электронного ресурса, системных требованиях и других специфических характеристиках.

Ссылка на документ, помещенный в Интернет, имеет свои особенности; его библиографическое описание преследует цели быстрого и удобного поиска и идентификации такого документа.

Список использованных источников и литературы печатается через один интервал, каждое название начинается с абзаца (новой строки). Не следует использовать какие бы то ни было знаки препинания в заголовке и во внутренних подзаголовках списка.

Приложения содержат текстовые документы, графики, планы, чертежи, фотодокументы, которыми сопровождается описание результатов исследования, таблицами, диаграммами, которые иллюстрируют результаты и выводы или являются результатом предлагаемых рекомендаций автора. Приложения должны быть связаны с текстом работы; каждое приложение должно иметь ссылку в скобках (приложение 1, приложение 2 и т.д.). Приложения, на которые нет ссылки в тексте работы, использовать нельзя. Приложения помещаются после списка использованных источников и литературы в порядке их упоминания в тексте.

Каждое приложение следует начинать на отдельном листе бумаги, в правом верхнем углу которого пишется слово “Приложение” и номер, обозначенный арабской цифрой, без значка №, например: Приложение 1

Приложение можно начать с небольшого предисловия, в котором объясняется, какой цели служит Приложение, каковы принципы отбора материала, построения графика, таблицы, схемы и пр. В нижнем углу листа в сноске указывается, на основании каких источников составлено приложение.

  1. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных ( дипломных) работ для студентов всех форм обучения специальности 080502. 65

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения специальности 08052.65 «Экономика и управление на предприятия АПК».
  2. Методические указания по выполнению и оформлению дипломных проектов для студентов всех форм обучения специальности 080507. 65

    Методические указания
    Методические указания по дипломному проектированию разработаны на кафедре «Экономика и управление» на основе накопленного опыта и современных достижений в сфере менеджмента организации.
  3. Методические указания по выполнению и защите дипломных работ для студентов всех форм обучения

    Методические указания
    Настоящие методические указания разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
  4. Рабочая программа и методические указания по выполнению и защите дипломной работы для студентов всех форм обучения Специальность 080105 Финансы и кредит (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа и методические указания по выполнению и защите дипломной работы предназначены для студентов всех форм обучения, завершивших теоретический курс обучения по специальности 060400 (080105) «Финансы и кредит».
  5. Рабочая программа и методические указания по выполнению и защите дипломной работы для студентов всех форм обучения Специальность 080105 Финансы и кредит (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа и методические указания по выполнению и защите дипломной работы определяют правила выполнения и написания дипломной работы, обязательные для каждого студента-выпускника.
  6. Методические указания по подготовке и защите дипломных работ Для студентов всех форм обучения по специальности 060500 Бухгалтерский учёт

    Методические указания
    Выпускная квалификационная (дипломная) работа представляет собой законченную разработку комплекса вопросов рациональной организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита по избранной теме.
  7. Методические указания по написанию и оформлению дипломных работ для студентов Института парламентаризма и предпринимательства специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»

    Методические указания
    Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для студентов факультета заочного обучения составлены на основе «Общие требования к содержанию, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ: СТП 20-04-2008,
  8. Методические указания по выполнению и оформлению дипломных работ для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения (1)

    Методические указания
    Методические указания по выполнению и оформлению дипломных работ. Для студентов дневной и заочной форм обучения экономических специальностей: 050506 «Экономика», 050511 «Маркетинг», 050509 «Финансы», 050508 «Учет и аудит», 050507 «Менеджмент».
  9. Методические указания по выполнению и оформлению дипломных работ для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения (2)

    Методические указания
    На заключительном этапе обучения по программам высшего базового образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования и учебными планами специальностей выпускники выполняют письменную выпускную работу – дипломную работу.

Другие похожие документы..