Московский комитет образования
Московский комитет образования
Московский институт повышения квалификации
работников образования
Институт «Открытое общество»
Московская городская педагогическая гимназия № 1505
СОВРЕМЕННАЯ ГИМНАЗИЯ:
ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА – К ПРАКТИКЕ
УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Москва
«Парсифаль»
Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики
1998
Современная гимназия: от эксперимента — к практике универсального образования. — М.: Парсифаль, 1998.
Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготовлен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.
Издание выполнено в рамках проекта "Высшие педагогические мастерские", реализуемого при поддержке Московского института повышения квалификации работников образования, на средства благотворительной организации "Институт Открытое Общество".
Спонсором проекта выступил известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.
Сборник раскрывает различные аспекты экспериментальной работы в реально функционирующей гимназии. Последовательно рассматривая проблему универсального образования в современных условиях, авторский коллектив пытается показать пути решения актуальной для современной школы проблемы — обеспечения стабильного уровня общеобразовательной подготовки в сочетании с профильным обучением и учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся и их семей.
В первом разделе сборника помещены материалы, характеризующие экспериментальную работу в гимназии как целостном образовательном учреждении, далее приводятся материалы по основным образовательным областям.
Сборник может быть интересен не только ученым и практикам, работающим в гимназиях и иных образовательных учреждениях повышенного уровня обучения, но и педагогам массовой общеобразовательной школы, прежде всего своей прикладной направленностью, а также тем, что среди его авторов — ученые и учителя-практики, ведущие экспериментальную работу.
© Авторский коллектив МГПГ № 1505. 1998.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Раздел 1. Экспериментальная работа в Московской
городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505 7
КаспржакА, Г. Особенности экспериментальной работы
в современной гимназии 7
Иванова Л. Ф. Отчет о работе проектной группы "Выбор
видов учебной деятельности" 29
Хотеенков В. Ф. Из опыта деятельности учебно-исследовательских мастерских Московской городской педагогической гимназии-лаборатории
(Методические рекомендации) 39
Бяшарова Т. Я., Карпашевич Л. А. Комплексная программа
физического воспитания и развития учащихся
педагогической гимназии , 65
Раздел 2. Психолого-педагогические дисциплины в гимназии 79
Фишер М. И. Гуманизация социально-профессионального
самоопределения учащихся педагогической гимназии 79
Сидон Л. М. Педагогика как метапредмет 92
Геллер М. М. О перспективах воспитательной и
развивающей деятельности в МГПГЛ 98
Кабакова В. В. К проблеме создания единого цикла
психолого-педагогических дисциплин в МГПГЛ 104
Онучин А. Н. Психолого-педагогическая поддержка учащихся... 112
Смирнова О. М., Савина О. О. Особенности организации
и построения курса "Развитие познавательных процессов"
у учащихся 5-6 классов гимназии 119
Раздел 3. Образовательная область "Математика
и информатика" 129
Илларионова Т. И. Варианты планирования учебных занятий
для различных способов их организации 129
Лобанов Ю. А., Дединский И. Р. Вариативный подход к курсу
информатики 148
Раздел 4. Образовательная область "Природа" 163
Морозова В. Ф. Из опыта формирования умений
в школе II ступени 163
Кучер Т. В. Занимательная география
(программа курсов по выбору для 5-7 классов). 178
Березина Е. Е., Морозова В. Ф., Морозова Е. Ю. Эксперимен
тальная программа по биологии для 7 классов 190
Морозова Е. Ю. Программа технологического курса
для 6 класса "Комнатные растения" 197
Пурышева Н. С., Паламарчук А. В. Элективный курс
"Введение в физический эксперимент" 201
Колчугина О. П. Система элективных курсов по астрономии .... 210
Раздел 5. Образовательная область "Искусство" 215
Залесский Л. А. Мировая художественная культура в
современной гимназии. Проблемы. Решения. Перспективы 215
Коробейникова С. Ю. Программа курса по выбору
"Художественная обработка бумаги" для 5 класса 245
Коробейникова С. Ю. Программа курса "Технология
работы с бумагой" для 6 класса 253
Раздел 6. Образовательная область "Общество" 267
Боголюбов Л. Н. Курсы по выбору учащихся в гимназии
(История. Обществознание) 267
Рудаков В. Н. Вспомогательные исторические дисциплины
(программа курса по выбору для учащихся 7-8 классов) 286
Приложения 291
Каспржак А. Г., Иванова Л. Ф. Образовательная программа 291
Учебные планы на 1997/98 учебный год 310
ПРЕДИСЛОВИЕ
Третий по счету сборник, выпускаемый Московской городской педагогической гимназией с помощью МИПКРО в рамках программы, реализуемой лабораторией инновационного образования, содержит материалы, представленные летом 1997 г. на конференции, посвященной реализации образовательной программы гимназии. (См. Современная гимназия и универсальное образование. - М., 1995; Современная гимназия - через универсальность к многообразию. - М.,1996)
То обстоятельство, что коллектив гимназии целенаправленно работает над поиском модели современного гимназического образования, вероятно, может заинтересовать читателя с точки зрения как первых полученных результатов, так и организации научного поиска в реально функционирующем образовательном учреждении. Гимназия приказом МКО № 388 от 15.09.94 определена как базовая по отработке модели гимназического образования в рамках реализации программы "Столичное образование". В данном сборнике представлены материалы профессиональных научных работников, руководителей образовательного учреждения, учителей-практиков.
Под одной обложкой эти материалы собраны благодаря тому, что в них отражены различные этапы экспериментальной работы в гимназии. Так, первый раздел включает статьи, касающиеся разных аспектов экспериментирования в масштабах всей гимназии.
Во втором разделе, касающемся специфического для данной гимназии аспекта - понимания места и значения психолого-педагогических дисциплин, читатель найдет статьи научных сотрудников, пытающихся осмыслить то, что на протяжении ряда лет практические работники гимназии предпринимают для решения задачи допрофессиональной подготовки гимназистов, интересующихся педагогикой или, точнее, - не чуждых таких интересов.
В разделе "Образовательная область "Математика и информатика" учитель может заинтересоваться предложенным вариантом программы по математике для непрофильных старших классов. Эта программа реализуется в гимназии на протяжении ряда лет и позволяет выпускникам-гуманитариям успешно осваивать материал по сложному Для них предмету. Курс информатики, представленный далее в этом разделе, - еще только рождается в гимназии. Происходит этот процесс непросто, далеко не все замыслы авторов находят адекватные средства Реализации. Тем полезнее для читателя, увлеченного сходными проблемами, сверить свое видение их с позицией Ю. И. Лобанова и И. Р. Дединского.
Предисловие
В разделе "Образовательная область "Природа" представлены, главным образом, программы курсов по выбору учащихся; их экспериментальный характер выражен в том, что содержание этих программ строится с учетом реального сокращения учебного времени на эти предметы в инвариантной части учебного плана - при необходимости не только дать учащимся современные знания о природе, но и в полной мере реализовать мировоззренческий и практический потенциал данных предметов.
Раздел "Образовательная область "Искусство" составили материалы Л. А. Залесского, который в предыдущем сборнике гимназии опубликовал программы авторского курса по мировой художественной культуре. В данном сборнике показан некоторый опыт реализации этой программы в практике гимназии именно как курса, универсально значимого и глобально развивающего. Материалы С. Ю. Коробейниковой отражают возможности такого технологического курса, связанного с изобразительной деятельностью детей, который не только знакомит их на практике с наиболее доступными технологическими приемами работы, но и обладает большими развивающими, творческими возможностями.
В разделе "Образовательная область "Общество" представлена статья, анализирующая на примере одной образовательной области специфику проведения занятий по выбору. Такая вариативность, опробованная в экспериментальном режиме, уже стала реальной практикой гимназии. Кроме того, в разделе приводится программа курса по выбору, который углубляет знания учащихся в области исторических вспомогательных дисциплин, готовит учащихся к более осознанному выбору профильного обучения.
Заключает сборник вторая по счету образовательная программа гимназии, являющаяся преемственной по полученным результатам, описанным в трех сборниках "Современная гимназия...". И одновременно новая образовательная программа - ориентир для нового шага на пути к универсальности гимназического образования.
Определенный интерес для руководителей образовательных учреждений может представить публикуемый комплект учебных планов, апробированных в МГПГЛ. Очевидно, что его изучение позволит читателю не только соотнести предлагаемые авторами учебные и аналитические материалы с теми ресурсами времени, которые отводятся на каждую образовательную область, но и лучше понять специфику предлагаемой модели столичного учебного заведения данного вида. При этом станет яснее, как коллектив гимназии создает -условия для выполнения требований федеральных и региональных нормативных документов при сохранении своего видового своеобразия.
6
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ-ЛАБОРАТОРИИ № 1505
Каспржак А. Г. канд. пед. наук, директор гимназии
Московский комитет образования (1)
ДокументВведение образовательной области “Технология” в Базисный учебный план потребовало от нас, от преподавателей и всего педагогического коллектива, переосмыслить и оценить накопленный нами опыт в области трудового обучения, воспитанияПлан работы Комитета образования по духовно-нравственной и религиоведческой проблематике в 2001-2002 учебном году. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко.
ДокументСборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).Московский Центр Образования Натальи Нестеровой
РефератВсе взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон, а значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционныеРеферат по москвоведению на тему: “ Московские газеты XIX века" ученицы 11 класса “А"
РефератТема моего реферата – московские газеты XIX века. Целью работы является описание некоторых печатных изданий Москвы в указанный период, опираясь на книгу Владимира Алексеевича Гиляровского “Москва газетная”, в которой автор рисует газетныйТема: Московская школа иконописи
РефератЯ выбрала эту тему потому, что общество, не знающее первоначал в искусстве, не может требовать высокого уровня развития своей культуры в настоящем. Иконопись-это начало всех начал.Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования (1)
Методические рекомендацииАктуальность. Проблема сохранения русской культуры сейчас стоит весьма остро. Русская культура дала миру выдающихся писателей, поэтов, философов, художников, музыкантов.Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования (2)
Методические рекомендацииВ настоящее время язык как средство общения у подрастающего поколения крайне «занижен» в его нравственно-эстетическом значении. Школьники теряют представление о красоте, благородстве, богатстве русского языка, об искусстве владенияМосковское бюро по правам человека атлас ненависти масштабы ксенофобии в российских регионах и уровень реагирования Выпуск 1
ДокументИздание, первое в своем роде, представляет собой региональный обзор по России ситуаций в сфере проявлений ксенофобии и методов ее предупреждения. По отдельным субъектам федерации представлены по данным за последние годы сведения оНаграды Южного окружного управления образования
Решение1. В целях морального и материального стимулирования педагогических работников системы образования округа, проработавших в учреждениях образования более 25 лет, имеющих стабильные результаты по обучению и воспитанию детей, в руководстве учреждением,