Вопросы к государственному экзамену по специальности «Юриспруденция» Специализация «Правовое обеспечение государственной службы»

Вопросы к государственному экзамену по специальности «Юриспруденция» Специализация «Правовое обеспечение государственной службы»

1. Конституционно-правовое регулирование формы правления в Российской Федерации.

2. Конституционное право: предмет, метод и место в системе российского права.

3. Конституция Российской Федерации: структура, содержание и развитие основ конституционного строя.

4. Права и свободы человека и гражданина: конституционные гарантии, правовые механизмы их обеспечения в системе государственной службы.

5. Конституционно-правовое регулирование государственного устройства Российской Федерации.

6. Президент Российской Федерации: правовой статус и роль в развитии государственной службы.

7. Федеральное Собрание Российской Федерации: правовой статус, структура, регламент.

8. Правительство Российской Федерации: порядок формирования и полномочия.

9. Судебная власть. Порядок организации и деятельность судебных органов.

10. Органы прокуратуры: назначение и правовое регулирование деятельности.

11. Федеральное законодательство: место и роль в развитии российской государственности.

12. Федеральный конституционный закон: понятие, особенности подготовки и принятия.

13. Конституционно-правовые формы определения правового статуса субъектов Российской Федерации.

14. Конституционно-правовое регулирование организации власти в субъектах Российской Федерации.

15. Местное самоуправление: конституционно-правовая сущность, организация, развитие.

16, Понятие административного права, его роль в организации государственного управления: предмет и метод правового регулирования.

17. Особенности административно-правового регулирования государственно-управленческих отношений.

18. Субъекты административно-правовых отношений, их виды и правовой статус/

19. Развитие административной юстиции в Российской Федерации. Административно-правовая защита прав и законных интересов граждан.

20.Органы исполнительной власти: понятие и особенности. Виды органов исполнительной власти: система и структура.

21. Административно-правовое реформирование государственного управления: предпосылки, цель и основные направления, перспективы развития.

22. Понятие и виды специальных административно-правовых режимов.

23.Правовые акты в сфере исполнительной власти: понятие и классификация.

24.Соотношение мер убеждения и принуждения в государственном управлении. Классификация административно-принудительных мер, их содержание.

25. Административная ответственность: понятие и особенности.

26. Административные наказания: классификация и содержание.

27. Характеристика административного производства, содержание его основных стадий.

28. Понятие и особенности административного процесса, виды составляющих его производств.

29. Понятие и содержание законности в государственном управлении. Административно-правовой механизм обеспечения законности.

30. Понятие межотраслевого государственного управления, субъекты его осуществляющие.

31. Понятие финансовой деятельности государства; органы осуществляющие финансовую деятельность государства.

32. Источники финансового права, являющиеся правовой базой финансовой деятельности государства.

33. Понятие и принципы муниципальной службы. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации.

34. Должности муниципальной службы. Правовой статус муниципального служащего.

35. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение.

36. Государственная служба: понятие, сущность pi основные черты как публичного, социального и правового института.

37. Государственная служба как инструмент реализации законов и политики государства. Цели, функции и принципы государственной службы.

38. Государственная служба (служебное право) в системе российского административного права. Объект и предмет науки государственной службы.

39. Прохождение государственной гражданской службы. Квалификационный экзамен и аттестация государственных гражданских служащих. Продвижение по службе и служебная карьера чиновника.

40. Конституционно-правовые основы государственной службы Российской Федерации: проблемы и перспективы реформирования.

41. Правовое регулирование прохождения государственной службы Российской Федерации.

42. Организационно-правовые основы системы государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ.

43. Особенности правового регулирования государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации.

44. Действующее российское законодательство об организационных и финансово-экономических основах государственной гражданской службы.

45. Особенности государственной службы зарубежных стран, относящихся к различным правовым системам мира.

46. Исторический опыт государственной службы России: от Табеля о рангах Петра I до Федеральных законов Российской Федерации.

47. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы.

48. Надзорная и контрольная деятельность в организации и управлении государственной службой.

49. Законодательное регулирование кадрового резерва государственной службы.

50. Проблемы и задачи реформирования государственной службы Российской Федерации на современном этапе.

51. Правовые и организационные формы повышения эффективности государственной службы.

52. Нравственные основы государственной службы Российской Федерации. Общие принципы служебного поведения государственных служащих.

53. Проблемы формирования системы управления государственной службой Российской Федерации.

54. Формирование и правовое регулирование кадрового состава государственной службы в Российской Федерации.

55. Правовой порядок урегулирования конфликта интересов и индивидуальных споров на государственной службе.

56. Государственный служащий: понятие, характеристика, классификация и социально-правовой статус.

57. Государственная должность: критерии, структура и квалификационные требования. Реестр государственных должностей Российской Федерации.

58. Правовое обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих.

59. Государственные гарантии на государственной гражданской службе Российской Федерации.

60. Оплата труда гражданского служащего. Поощрения и награждения на государственной службе.

61. Государственная служба и государственная власть. Проблемы и перспективы развития государственной службы в системе государственного управления Российской Федерации.

62. Федеральная гражданская служба: определение и классификация. Проблемы совершенствования федеральной гражданской службы Российской Федерации.

63. Государственная гражданская служба Российской Федерации как сервисный институт. Государственная форма совмещения бесплатных и платных услуг.

64. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе. Виды и формы юридической ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации.

65. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе. Применение норм международного права на государственной гражданской службе.

66. Роль административного аппарата в государственном управлении. Деполитизация и департизация государственной службы Российской Федерации.

67. Зарубежный опыт правового регулирования государственной службы. Возможности использования зарубежного опыта правового регулирования государственной службы в Российской Федерации.

68. Этика и культура государственной службы Российской Федерации: теория и практика.

69. Концепции, Программы развития и реформирования государственной службы Российской Федерации.

70. Система государственной службы Российской Федерации: виды, основные принципы построения и функционирования. Проблемы и перспективы развития системы государственной службы.

1. Конституционно-правовое регулирование формы правления в Российской Федерации.

Форма правления- элемент формы государства и раскрывающий структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и каково их строение;— как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;— как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;— в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Таким образом, во-первыхформа правления — это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней; а, во-вторых, форма правления — это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Основным в понятии формы правления является организация верховной власти государства и порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный — в монархическом государстве)

Форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу.(Мальцев)

Конституционно-правовые нормы закрепляют, прежде всего, основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества. Конституцию РФ, занимающую особое место в правовой, отличают от других правовых актов и такие ее черты и свойства, как легитимность, стабильность, реальность, верховенство.

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ (ст. 1) установлена , что РФ есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Все граждане России имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избирать главу государства - Президента Российской Федерации. Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 77

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

  1. Вопросы к государственному экзамену по специальности «Юриспруденция» Специализация «Правовое обеспечение государственной службы» (2)

    Документ
    61. Государственная служба и государственная власть. Проблемы и перспективы развития государственной службы в системе государственного управления Российской Федерации.
  2. Методические рекомендации Красноярск 2005 Подготовка дипломных работ по специальности «Юриспруденция»: Методические рекомендации (1)

    Методические рекомендации
    Раскрывается содержание процесса подготовки дипломных работ. Определены цели и задачи дипломных работ, описана организация подготовки дипломных работ, даны методические рекомендации по написанию, оформлению и защите дипломных работ
  3. Методические рекомендации Красноярск 2005 Подготовка дипломных работ по специальности «Юриспруденция»: Методические рекомендации (2)

    Методические рекомендации
    Раскрывается содержание процесса подготовки дипломных работ. Определены цели и задачи дипломных работ, описана организация подготовки дипломных работ, даны методические рекомендации по написанию, оформлению и защите дипломных работ
  4. Учебно-методический комплекс дисциплин специальность: Юриспруденция Специализация: Гражданско-правовая (1)

    Учебно-методический комплекс
    На кафедре преподается цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин для студентов Российской академии государственной службы при Президенте РФ, обучающихся по специальности 030500 – бакалавр юриспруденции, специализация гражданско-правовая.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплин специальность: Юриспруденция Специализация: Гражданско-правовая (2)

    Учебно-методический комплекс
    Программы, предназначенные для подготовки бакалавров юриспруденции, охватывают несколько учебных дисциплин базовой подготовки, основой которой является гражданское право.
  6. Отчет о результатах самообследования образовательной программы по специальности «Экономика и управление на предприятии апк»

    Содержательный отчет
    Подготовка специалистов экономического профиля в Ижевской Государственной Сельскохозяйственной Академии началась в 1982 году одновременно по двум специальностям: 1715 “Экономика и организация сельского хозяйства” и экономистов по бухгалтерскому
  7. Программа государственного экзамена по специальности (1)

    Программа
    Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями Образовательного стандарта Республики Беларусь по специи­альности 1–26 01 02 «Государственное управление и право» и специализации 1–26 01 02 02 «Правовое
  8. Программа государственного экзамена по специальности 1-26 01 02

    Программа
    Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методической комиссии факультета управленческих кадров (протокол № 2 от 10 ноября 2010 г.
  9. Программа комплексного междисциплинарного государственного экзамена по специальности (2)

    Программа
    систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать. рецензировать тексты;

Другие похожие документы..