1: «Институты гражданского общества по противодействию коррупции. Взаимодействие с государственными органами»

Парламентские партии должны иметь четко сформулиро­ванные гарантии равного освещения их работы в государственных СМИ. Во всех субъектах Российской Федерации следует принять соответствующие законы.

В 2009-2010 гг. принят большой массив законов, создавших правовую основу для реализации практически всех программных установок Президента Российской Федерации по указанным выше вопросам. Так, осенью 2008 г. и в 2009 г. были приняты внесенные Прези­дентом Российской Федерации и депутатами государственной Ду­мы федеральные законы, обеспечивающие достижение следующих целей:

  • повышение представительства избирателей в Государственной Думе за счет того, что партии, набравшие по федеральному
    списку кандидатов от 6 до 7% голосов избирателей, принявших
    участие в голосовании, получают два депутатских мандата, а
    набравшие от 5 до 6% - один депутатский мандат;

  • поэтапное снижение количества подписей избирателей и освобождение политических партий от сбора подписей при условии, что
    их списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государствен­ной власти не менее чем в 1 /3 субъектов Российской Федерации;

  • усиление влияния населения на выбор кандидатур предста­вителей регионов в верхней палате парламента и укрепление связи
    членов Совета Федерации с гражданами соответствующих регио­нов за счет изменения порядка формирования Совета Федерации.
    Теперь кандидат на эту должность отбирается из числа лиц, имеющих опыт парламентской деятельности в законодательном (пред­ставительном) органе субъекта Российской Федерации или муни­ципального образования;

  • поэтапное снижение минимальной численности членов по­литических партий для их регистрации и деятельности;

  • предоставление парламентским партиям, список
    кандидатов которых был допущен к распределению депутатских
    мандатов в Государственной Думе) гарантий равенства при освещении их деятельности средствами массовой информации, учредителем и распространителем которых выступает общероссийская
    организация телерадиовещания, созданная в форме федерального
    государственного унитарного предприятия (в настоящее время та­
    кой организацией является ВГТРК);

  • повышение эффективности участия, в законотворческом
    процессе Общественной палаты Российской Федерации.

Кроме того, 9 февраля 2009 г. вступил в силу Федеральный за­кон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В период весенней сессии Государственной Думы 2010 г. в дей­ствующее законодательство был внесен ряд дополнительных изме­нений, предусматривающих:

  • введение в качестве единого критерия для определения числа
    депутатов законодательного (представительного) органа государст­венной власти субъекта Российской Федерации численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего
    субъекта Российской Федерации;

  • обеспечение гарантий равенства политических партий,
    представленных в региональных законодательных (представительных) органах государственной власти, при освещении их деятель­ности. С этой целью субъектам РФ предписано определить по
    одному региональному государственному телеканалу и радиокана­лу, а также принять соответствующий закон;

  • освобождение от сбора подписей избирателей для участия в
    региональных выборах политических партий, не представленных в
    Государственной Думе, но имеющих фракции в органах законодательной (представительной) власти тех субъектов Российской
    Федерации, в которых проводятся выборы;

  • обеспечение представительства в законодательных (предста­вительных) органах государственной власти субъектов РФ полити­ческих партий, за которые на региональных выборах проголосова­ло 5% и более избирателей, а также предоставление возможности
    для каждой политической партии, представленной в региональном
    парламенте, работать на постоянной основе, формировать фракцию и занимать руководящие должности;

  • наделение политических партий, не представленных в зако­нодательных органах государственной власти, правом, как мини­мум один раз в год участвовать в заседаниях указанных органов.

Эти меры придали новый импульс развитию институтов пред­ставительной демократии. Общественная экспертиза законопроектов потенциально явля­ется одной из наиболее действенных форм общественного контроля за парламентской деятельностью, а также непосредственного участия граждан в принятии законов, т.е. в реализации одного из важнейших полномочий государства. Вместе с тем эффективность такой экспертизы зависит от ряда существенных факторов, к кото­рым следует отнести:

  • адекватность представительства субъектом экспертизы общественных интересов;

  • полнота охвата массива законопроектов, объективно тре­бующих выработки и учета консолидированной общественной позиции;

  • качество подготовки экспертного заключения;

  • степень учета результатов общественной экспертизы орга­нами законодательной власти.

Все эти составляющие определяются статусом и порядком формирования субъекта общественной экспертизы, качеством прямых и обратных связей между таким субъектом и законодате­лем, с одной стороны, а также институтами гражданского общест­ва - с другой. В связи с отсутствием в России закона о лоббистской деятель­ности исследователи склонны видеть в роли ведущего субъекта об­щественной экспертизы федеральную и региональные общественные палаты. Практическое функционирование политико-правового института общественных палат началось в 2005 г. с принятием по инициативе президента РФ Федерального закона «Об Обществен­ной палате Российской Федерации» и законодательным закрепле­нием общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации в качестве одной из важнейших задач этого органа. В 2005-2006 гг. идея создания региональных общественных палат была реализована в 16 субъектах Российской Федерации, а уже к середине 2009 г. в 56 субъектах РФ приняты соответствую­щие законы, и число общественных палат регионального уровня продолжает расти. На слушаниях, проведенных в июне 2009 г. на площадке Общественной палаты Российской Федерации, был ши­роко представлен опыт общественных палат субъектов РФ по орга­низации и проведению общественной экспертизы. Следует отметить, что рядом экспертов степень независимости общественных палат от влияния властных институтов оценивается весьма критически: «Особый статус общественных палат состоит в том, что, с одной стороны, они не являются общественными орга­низациями как таковыми, с другой - они включены в систему пуб­личной власти, созданы на основании публично-властных предпи­сании». Исследователь Е.В. Шестакова отмечает: «На федеральном уровне доминирует «патерналистская модель», основанная на доминиро­вании власти во взаимоотношениях с гражданским обществом. На региональном уровне общественные палаты в большинстве своем также не являются самостоятельными политическими игроками, чаще всего выступают инструментом в руках руководителей регио­на, решающих с их помощью локальные политические задачи». Вместе с тем механизм общественной экспертизы, по крайней мере, на федеральном уровне, демонстрирует свою работоспособ­ность. Так, за три года своей работы Общественная палата Россий­ской Федерации провела экспертизу более чем 150 проектов феде­ральных законов и иных нормативных правовых актов. Среди фе­деральных законов, вступивших в силу, примерно в каждом третьем случае из тех, когда Общественная палата давала свое за­ключение, ее замечания были учтены. Эксперты в целом также позитивно оценивают уровень востре­бованности данного института, его практическую роль и перспек­тивы дальнейшего развития в современной России. Так, А.А. Богородский дает высокую оценку экспертного потен­циала общественных палат: «За счет большего научного и органи­зационно-технического потенциала общественные палаты способ­ны качественнее проводить общественную экспертизу, нежели от­дельные общественные объединения. Кроме того, они способны выполнять функцию переговорной площадки для осуществления гражданского диалога, что в итоге будет способствовать поиску и нахождению компромиссных решений в законодательном процес­се». Оптимистический прогноз дальнейших перспектив дает Е.В. Скурко: «Насколько показывает анализ современной социаль­но-правовой практики, есть существенные основания полагать, что эффективная и всеобъемлющая общественная экспертиза в зако­нотворчестве в Российской Федерации должна и будет в основном развиваться на базе общественных палат в условиях упрочения их взаимодействия и системности». Представляется, однако, что действующее нормативное регу­лирование статуса и организации деятельности общественных па­лат пока не дает достаточных оснований для столь высоких и оп­тимистических оценок. Прежде всего, требует совершенствования механизм инициации общественной экспертизы, в отношении ко­торого не случайно Президентом России еще в 2008 г. была дана прямая установка: «Предусмотреть дополнительные меры для при­влечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций, Общественной палаты. Было бы по­лезным их обязательное участие в рассмотре­нии законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого че­ловека вопросы - свободы человека, вопросы здоровья и вопросы собственности». Законодателем были приняты меры реагирова­ния. Однако ситуация парадоксальным образом ухудшилась. Рассмотрим в этой связи конкретные изменения, произошед­шие в федеральном законодательстве. Действовавший до обнародования указанного Послания поря­док инициации общественной экспертизы и учета соответствую­щего экспертного заключения палатами Федерального Собрания устанавливался ч, 1. 2 и 4 ст., 18, а также ч. 2 ст. 19 указанного за­кона следующим образом:

Статья 18.

  1. Общественная палата вправе в связи с обращением Прези­дента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации проводить эксперти­зу проектов федеральных конституционных законов и федераль­ных законов.

  2. По решению совета Общественной палаты Общественная палата проводит экспертизу проектов законов Российской Фе­дерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих вопросы:

  1. государственной социальной политики и конституционных
    прав граждан Российской Федерации в области социального обес­печения;

  2. обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

  1. При поступлении запроса Общественной палаты Совет Федерации, Государственная Дума обязаны передать Обществен­ной палате законопроекты, указанные в запросе, со всеми необхо­димыми документами и материалами.

Статья 19.

2. Заключения Общественной палаты по результатам экспер­тизы проектов законов Российской Федерации о поправках к Кон­ституции Российской Федерации, проектов федеральных консти­туционных законов и федеральных законов подлежат обязательному рассмотрению на пленарных заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

  1. «Реформирование государственного управления: взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества»

    Документ
    Информируем Вас о проведении в апреле 2011 г. в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации курсов краткосрочного повышения квалификации по программам: «Реформирование государственного управления:
  2. "О законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции"

    Закон
    парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему "О законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции"
  3. Информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции муниципальными образованиями в Республике Коми во II полугодии 2010 года

    Документ
    1. Какие корректировки внесены в планы противодействия коррупции органов местного самоуправления в связи с принятием Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы?
  4. Д. А. Медведев «Сегодня мы строим новое современное интеллектуальное гражданское общество, которое станет основой будущего нашего Подмосковья» (1)

    Документ
    «Гражданское общество потому и является гражданским, что строится на основе системы обратной связи, которая устанавливается между институтами власти и гражданами, в конечном счете, между государством и гражданскими объединениями.
  5. Д. А. Медведев «Сегодня мы строим новое современное интеллектуальное гражданское общество, которое станет основой будущего нашего Подмосковья» (2)

    Документ
    В представленном Общественной палатой Московской области Докладе отражены основные характеристики институтов гражданского общества Подмосковья, особенности их функционирования в 2011 году и тенденции развития в 2012 году.
  6. Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы 13 марта 2012 года (1)

    Документ
    В целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г.
  7. Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы 13 марта 2012 года (2)

    Документ
    а) провести работу по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие государственные должности Российской Федерации либо должности, назначение на которые и освобождение от которых
  8. Указ президента российской федерации о национальном плане противодействия коррупции на 2012 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации по вопросам противодействия коррупции (1)

    Документ
    2. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции на основании материалов, представляемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, давать разъяснения по применению
  9. Указ президента российской федерации о национальном плане противодействия коррупции на 2012 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации по вопросам противодействия коррупции (2)

    Документ
    Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297"О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции"

Другие похожие документы..