Учебное пособие для технических вузов Серия «Современное высшее образование»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию

Институт проблем развития высшего профессионального образования МАДИ (ГТУ)

Московский государственный институт электроники

и математики (Технический университет)

Московская государственная академия приборостроения и информатики

______________________________________________________

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебное пособие для технических вузов

Серия «Современное высшее образование»

Издание второе, переработанное и дополненное

Под редакцией Е.В. Бодровой, Т.Г. Поповой

МОСКВА

2005

УДК – 373.167.94(47)

ББК – 74.58:32.81

Редакционная коллегия изданий

ИПР ВПО МАДИ (ГТУ):

Приходько В.М. – ректор, чл.-корр. РАН,

Жураковский В.М. – академик РАО,

Федоров И.В. - профессор

Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов / Под ред. Бодровой Е.В., Поповой Т.Г. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2005. 496 с.

Коллектив авторов:

Агейчева Т.В. (гл. 2, 3); Беспятова Е.Б. (гл. 7 – § 1); Бодрова Е.В. (гл. 5 – § 1, 2; заключение); Гусарова М.Н. (гл. 4 – § 2, гл. 7 – § 1, 2); Ларионова И.Л. (введение; гл. 1; гл. 5 – § 5; гл. 9 – § 3; гл. 10); Лундин Ю.А. (гл. 4 – § 1, 3, 4); Панина Н.В. (гл. 8 – § 3; гл. 9 – § 1, 2); Попова В.В. (гл. 6; гл. 8 – § 2); Попова Т.Г. (гл. 5 – § 3, 4; заключение); Родионова И.В. (гл. 7 – § 3; гл. 8 – § 1).

Рецензенты:

Шилова Г.Ф., д.и.н., профессор кафедры истории и политической культуры России Российского государственного социального университета;

Калинов В.В., к.и.н., исполняющий обязанности заведующего кафедрой, доцент кафедры политической истории Отечества Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина.

Учебное пособие освещает развитие России от предыстории русской государственности до становления современного государства и общества в контексте всемирно-исторического процесса. Предназначено для студентов и преподавателей технических вузов.

ISBN5-79-62-0066-6

© Институт проблем развития высшего

профессионального образования

© Московский государственный институт

электроники и математики (ТУ)

© Московская государственная академия

приборостроения и информатики

© Коллектив авторов. Под редакцией

Е.В. Бодровой, Т.Г. Поповой.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. Историческая реальность как объект изучения 6

ГЛАВА 1. Становление основных типов исторического развития 17

§ 1. Всемирно-исторический процесс. Общая характеристика 17

§ 2. Проблема историко-культурной идентичности России 37

ГЛАВА 2. Древнерусское государство 44

Киевская Русь 44

§ 1. Введение в русскую историю 44

§ 2. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития 62

ГЛАВА 3. От Руси к России 92

§ 1. Удельные земли. Борьба с иноземными захватчиками 92

§ 2. Становление Московского централизованного государства 122

§ 3. Московское царство. Иван Грозный 137

ГЛАВА 4. Новый период российской истории 149

§ 1. Возникновение капиталистического уклада 149

§ 2. Московское государство в XVII веке 157

§ 3. Становление абсолютной монархии 174

§ 4. Век Просвещения и «просвещенный абсолютизм» в России 187

ГЛАВА 5. На пути к индустриальному обществу 204

§ 1. Промышленный переворот и его последствия 204

§ 2. Социально-экономическая модернизация России 215

§ 3. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX веке 228

§ 4. Первая российская революция 1905 – 1907 гг. Политические партии России. Опыт российского парламентаризма 246

§ 5. Революция 1917 года 258

ГЛАВА 6. Кризис международных отношений 281

§ 1. Создание военно-политических союзов 281

§ 2. Россия в Первой мировой войне 287

§ 3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования 305

§ 4. Мир между двумя мировыми войнами 316

ГЛАВА 7. Советская Россия (1917 – 1941) 330

§ 1. Гражданская война в России. Политика «военного коммунизма» 330

§ 2. Новая экономическая политика. Образование СССР 346

§ 3. СССР и советская государственность в годы форсированного строительства социализма 359

ГЛАВА 8. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа 377

§ 1. Внешняя политика Советского Союза в 1930-е – начале 1940-х гг. 377

§ 2. Международные отношения в 1930-е годы. Начало Второй мировой войны 393

§ 3. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. 406

ГЛАВА 9. СССР и международное сообщество после Второй мировой войны 428

§ 1. Возникновение и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического процесса 428

§ 2. НТР и ее социально-экономические последствия 442

§ 3. Развитие СССР в послевоенный период 457

ГЛАВА 10. Современная Россия. Смена модели общественного развития 483

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 497

БИБЛИОГРАФИЯ 505

ВВЕДЕНИЕ. Историческая реальность как объект изучения

Каждому народу история задаёт

двустороннюю культурную работу – над

природой страны, в которой ему суждено

жить, и над своею собственной природой,

над своими духовными силами и

общественными отношениями.

В. О. Ключевский

Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. По вопросу о предмете истории нет единого мнения. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки. Известный французский историк середины XX века Марк Блок считал, что история – это наука о людях во времени. По мнению английского историка и философа Р. Дж. Коллингвуда, история изучает действия людей в прошлом. В большинстве определений подчеркивается именно этот аспект исторического познания: интерес историка сосредоточен на прошлом человеческого общества. Причем в отличие от философских дисциплин, таких как социальная философия или философия истории, историческая наука стремится выявить закономерности развития человеческого общества в неразрывной связи с конкретными событиями. По существу эти закономерности излагаются историками через описание тех или иных действий людей и результатов этих действий. Поэтому можно дать следующее определение истории. История – это наука, изучающая прошлое человечества в его конкретности, выявляя взаимосвязь между прошлым, настоящим и отчасти – будущим. Устойчивая и необходимая связь – это закон. Следовательно, история исследует конкретно-исторические закономерности, неотделимые от неповторимых исторических событий. Историческая наука воссоздает картину прошлого, одновременно объясняя ее, и дает неявный прогноз вероятного будущего.

История – древняя наука. В переводе с греческого языка это слово означает исследование. Первым историком считается Геродот, живший в Древней Греции в V в. до н.э. Он написал работу, которую так и назвал: «История». Записи о важнейших событиях были и раньше. Но Геродот не просто описывал события. Он стремился выяснить, почему нечто произошло, что именно произошло, то есть в чем сущность явления, каковы были последствия произошедшего. Задать эти вопросы и получить на них ответы, это и означает объяснить прошлое, то есть получить исторические знания.

Откуда берутся эти знания? Историки получают их в результате объяснения исторических фактов, отраженных в исторических источниках. Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы.

Прежде всего, это письменные источники. К ним относятся хроники (летописи), содержащие сведения, главным образом, о политических событиях; судебники, анализ которых позволяет судить об общественном строе и социальной структуре общества, о его политическом устройстве; указы и постановления государственной власти, содержащие информацию о различных сторонах жизни общества и об их изменениях. Существует множество видов различных письменных источников. Так, воспоминания современников содержат дополнительную информацию о важных исторических событиях и об их участниках. Историческим источником являются газеты и журналы, а также сочинения историков изучаемого периода, произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. Эти источники незаменимы в ходе изучения общественного сознания.

Вторая большая группа источников – вещественные источники. Это предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии. Историки рассматривают их как вспомогательные. Третья большая группа – аудио и кино-фото материалы. Появившиеся лишь в конце XIX – начале XX века они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер.

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований. Можно отметить следующие из них.

Историко-генетический метод. Он означает выявление причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии.

Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т.п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. Нельзя понять и общее, не изучая единичное. Поэтому историко-сравнительный метод необходим как для осмысления исторического пути конкретных обществ, так и для изучения всемирно-исторического процесса.

Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т.п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии.

Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Системный метод применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация.

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии. Методология истории – это наиболее общая философская концепция, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов. Рассмотрим важнейшие из них.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным, то есть какие общественные или иные явления определяют все остальные явления, выступая по отношению к ним в роли причины, и есть ли такие явления вообще. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос. Первая по времени возникновения концепция религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог. В настоящее время человечество не имеет достаточно знаний, чтобы однозначно подтвердить или опровергнуть эту концепцию.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса. В своем классическом варианте эта концепция утверждает, что все характеристики того или иного общества определяются исключительно его географическим положением, а это сильно преувеличивает роль среды. Однако важность природного фактора очевидна. Значение для государства его пространственных характеристик успешно изучает одна из современных наук  геополитика.

Есть подходы, предполагающие, что источник общественного развития находится в самом обществе. Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека. Поскольку на ход исторического развития наиболее зримо воздействуют власть имущие, в соответствии с этим подходом исторический процесс определяется, прежде всего, деятельностью лидеров государств, полководцев, первосвященников. Рациональное зерно этой концепции заключается в том, что все исторические события действительно реализуются только через сознательную или бессознательную волю людей.

Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. Социальная структура общества, его политическое устройство и общественное сознание соответствуют господствующим отношениям собственности. Рациональное зерно этого подхода состоит в том, что, если рассматривать историю человечества на протяжении очень длительного промежутка времени, действительно можно обнаружить определенное соотношение между экономикой и другими сферами общественной жизни.

В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования. Рациональность этого подхода заключается в том, что на протяжении ограниченного отрезка времени ведущим может быть в принципе любой фактор.

Вторая крупная методологическая проблема– это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории. Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные стадии, которые, как правило, проходит в своем развитии каждый народ. То есть эти стадии считаются универсальными. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества.

Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс) в том виде, как она утвердилась на долгие годы в советской исторической науке, история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причину смены этих крупных периодов развития основоположники марксизма видели в противоречии между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции. Коммунистическое общество, в котором собственность будет носить общественный характер, эксплуатация человека человеком прекратится, утвердится подлинная свобода личности и будет возможна ее полная творческая самореализация, рассматривается в качестве наиболее общей цели, к которой неизбежно приведет развитие каждого народа.

  1. Учебное пособие для студентов вузов Серия «Телевизионный мастер-класс»

    Учебное пособие
    МУРАТОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – член Академии Российского телевидения, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
  2. Учебное пособие для студентов вузов лр№0171045 от 09. 06. 99. Подписано в печать 23. 05. 2000. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура "Тайме". Усл печ л. 19,0

    Учебное пособие
    Учебное изданиеИНОЗЕМЦЕВ Владислав ЛеонидовичСовременное постиндустриальное общество:природа, противоречия, перспективыУчебное пособие для студентов вузовЛР№ 0171045 от 09.
  3. Учебное пособие Для студентов вузов 2-е издание, переработанное и дополненное

    Учебное пособие
    в качестве учебного пособия по аналитической химии для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 552400 «Технология продуктов питания», 655600 «Производство продуктов питания из растительного сырья»,
  4. Учебное пособие для педагогических вузов по специальности 03. 13. 00 «Социальная педагогика», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование» (1)

    Учебное пособие
    Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Учебное пособие для вузов.
  5. Учебное пособие для педагогических вузов по специальности 03. 13. 00 «Социальная педагогика», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование» (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы проблемы методики развития критического мышления и медиакомпетентности будущих педагогов в процессе различных видов анализа аудиовизуальных медиатекстов.
  6. Учебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л. Аннотация: Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Религиоведение»

    Учебное пособие
    Книга написана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 0 00 – «Религиоведение», квалификация «Религиовед».
  7. Учебное пособие Допущено умо вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебного пособия для студентов вузов,

    Учебное пособие
  8. Учебное пособие для экономических вузов и специальностей издание второе, дополненное

    Учебное пособие
    Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия) / Учебное посо­бие для экономических вузов и специальностей. Изд. 2-е. - Ростов-н/Д, 2008.
  9. Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области горного дела в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Шахтное и подземное строительство»

    Учебное пособие
    Рассмотрены принципы проектирования строительства подземных сооружений, приведена их классификация, изложены требования нормативных документов к структуре и содержанию задания на проектирование, технико-экономического обоснования, рабочей документации.

Другие похожие документы..