Леонид Андреев «Кусака»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Инкинская средняя общеобразовательная школа»

Леонид Андреев «Кусака»

"Мы несём ответственность за тех, кого приручили"

Урок литературы 7 класс

Автор: Павленко Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы,

вторая квалификационная категория

Преподаваемый предмет: русский язык и литература

Адрес: 634443 Томская обл, Колпашевский р-он, с. Инкино, ул. Лесная , 6,кв.2

дом. тел:8-38-254- 9-31-88, сот- 8 901 608 3101

Леонид Андреев «Кусака»."Мы несём ответственность за тех, кого приручили"

Цели и задачи урока:показать своеобразие личности Л.Н.Андреева, значимость поставленных им проблем; совершенствовать навыки анализа текста, на учить облекать яркие эмоциональные впечатления в словесное рисование и письменные высказывания, выражающие их внутреннее состояние, потребность оберегать защищать, восхищаться,способствовать воспитанию доброты, жалости, сострадания к «братьям нашим меньшим».

Методические приёмы: рассказ учителя, работа с учебником, составление плана, работа в группах, комментированное чтение, беседа по вопросам, незаконченный рассказ

Необходимое оборудование урока: компьютер, медиа-проектор, плакаты, фотографии, рисунки собак, сочинения «Мой верный друг»

Ход урока:

Организационный момент.

Слайд№2.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Леонида Николаевича Андреева. Поразмышляем над рассказом «Кусака».

Слайд№3

Дома вы самостоятельно познакомились с отдельными страницами жизни и творчества писателя . Давайте обсудим воспоминания К.И.Чуковского!

-Чем интересен характер писателя? О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева Сообщил нам Корней Иванович Чуковский? .( Работа по учебнику. стр. 89-91)

Дается краткая характеристика творчества писателя.

Ребята делают запись в тетради: «Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя ( «Весной», «Петька на даче», «Кусака», Гостинец» и др.).

Активизация субъективного опыта учащихся в целях создания установки на восприятие и дальнейшую интерпретацию рассказа «Кусака»

Слайд№ 4 «Наши верные друзья»

Учитель. Ребята, давайте расскажем о своих домашних друзьях, о собаках!

(учащиеся читают сочинения «Мой верный друг!», показывают фотографии, рисунки)

Делается вывод, что собаки становятся похожими на своих хозяев, «наследуют» их привычки и т.д.

Слайд№5, №6,№7 «Мы похожи на вас!»

Настроение человека можно определить с первого взгляда по мимике, жестам.

Давайте попробуем определить настроение наших четвероногих друзей по фотографиям!

Слайд№8 «Пойми меня!»

(Ребята называют такие переживания: радость, тревога, настороженность удивление, злость, ярость, лень, наслаждение и.д.)

Слайд№9 «Только от жизни собачей собака бывает кусачей!»

Оказывается собаки, также как и люди, могут радоваться, веселиться, а также и, наоборот, обижаться, злиться.. .и даже приходить в ярость, и причиной такого поведения является никто иной, как сам человек!

( Ребята перечисляют действия человека: обижает, бьет, пинает, дразнит и т.д).

(Звучит песня в исполнении Т. и С. Никитиных «Собака бывает кусачей!)

Собака хватает прохожих за пятку,

Собака съедает гражданку лошадку,

А с ней- гражданина кота.

Когда проживает собака не в будке,

Когда у неё завывает в желудке.

И каждому ясно, что эта собака

Круглая сирота.

Анализ содержания рассказа «Кусака»

Учитель.А. Сент-Экзюпири говорил « Мы в ответе за всех кого приручили». Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным, каждый в ответе не только за свою судьбу. Об этом и рассказ Леонида Андреева «Кусака» .

Итак, приступим к анализу содержания.

Слайд№ 10 «Найди меня!»

Ребята, среди предложенных фотографий находится фото Кусаки. Найдите её!

(учащиеся называют №5)

Слайд№ 11 « Кусака»

Главная героиня рассказа- собака. И далее мы поговорим именно о ней.

Для начала нам необходимо выделить важные моменты в жизни Кусаки, т.е.

составить план к рассказу!

( в процессе совместного обсуждения составляем и записываем план:

Слайд№ 11 « План»

План:

      1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми», дачниками.

      2. Как Кусака получила свое имя.

      3 «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака».

      4.  «Кусаку придется оставить…».

  1. Снова одиночество.

 Далее ученикам дается задание по группам: пересказать содержание, опираясь на текст рассказа. (5 групп работают по пунктам плана и две по теме «Как меняется внешность Кусаки?» и «Описание природы в передаче настроения собаки» (5мин.)

Выбираются эксперты (2 чел. из сильных учащихся) ,задача которых подготовить вопросы для каждой группы, подвести итоги .

Коллективная работа.

Слайд№ 12 « Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми», дачниками »

Группа «Как меняется внешность Кусаки», Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась, грязная и некрасивая, голодная, бродячая, одинокая

Работа 1 группы «Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми», дачниками.» (Ребята пересказывают начало рассказа, стр.91

«Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,- ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. ..»

Слайд№ 13 «Только один раз ее пожалели и приласкали»

. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.

- Жучка!- позвал он ее именем, общим всем собакам.- Жучка! Пойди сюда, не бойся!

Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:

- Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону!

Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.

- У-у, мразь! Тоже лезет!

Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли

Слайд№ 14

Группа «Описание природы в передаче настроения собаки»: « Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч.»

(Звучит мелодия А.Вивальди«Зима» из цикла времена года)

Группа «Описание природы в передаче настроения собаки»: Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести.

Группа « Как Кусака получила свое имя». «Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:

- А где же наша Кусака?

И это новое имя "Кусака" так и осталось за ней. Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб,- словно это был не хлеб, а камень,- и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее "своей" собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.

- Кусачка, пойди ко мне!- звала она к себе.- Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь?.. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же! …»

Слайд№ 15 « Как Кусака получила свое имя»

Группа «Как меняется внешность Кусаки?» И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали. Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.

Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

Слайд№ 16 «Подбери строчки из рассказа»

Группа    «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака». Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?... Стр.95.

Слайд№ 17

(Звучит мелодия Ф.Мендельсон «Весенняя песенка »)

Группа «Как меняется внешность Кусаки?» Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в её глазах странной мольбы. Сытая. И отяжелела она: редко бегала с дачи… стр.96.

Группа «Описание природы в передаче настроения собаки «Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождямизаплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.» стр.97.

Группа  «Кусаку придется оставить…»

-А Кусаку придется оставить. Бог с ней!

-Жа-а-лко,-протянула Леля. Стр.97.

Группа «Описание природы в передаче настроения собаки» Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль…

Группа  «Кусаку придется оставить…» И только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Слайд№ 18 «Меня снова обманули и бросили…»

Группа «Как меняется внешность Кусаки?» Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и –промокшая, грязная- вернулась на дачу

Слайд№ 19 «Меня снова обманули и бросили…»

(Звучит мелодия П.И.Чайковский «Грустная песенка»)

Группа «Описание природы в передаче настроения собаки Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. Наступила ночь.

Слайд№20 « Я никому не нужна…»

Группа «  Снова одиночество». Собака жалобно и горько завыла. Звенящей, острой, какотчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму, и замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Собака выла- ровно, настойчиво и безнадежно спокойно.. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Собака выла (с.99)

Подведение итогов урока.

Учитель. Ребята, давайте обобщим все вышесказанное и существительными ,прилагательными заполним таблицу, в которой отразим все важные аспекты в рассказе, начиная с описания природы, внешности и душевного состояния Кусаки .

До приезда дачников

Во время присутствия дачников

После отъезда дачников

внешность

грязная , некрасивая

Красивая, шелковая

грязная

бродячая

достаток

бродячая

мокрая

Пушистая, изменилась до неузнаваемости

промокшая

голодная

Полная, сытая

голодная

душа

одиночество

значимость

Предательство, обман

пустота

доверчивость

Безысходная тоска

Грусть, несчастная

радость, веселая, игривая, счастливая

Грусть, несчастная

злость

Доброта, наивность

Страдание, одиночество

Время года

Зима, холод

Весна, лето

Дождливая осень, мрак

Таким образом, мы убедились, что Л.Н.Андрееву-психологу мастерски посредством описания пейзажа, внешности удалось передать внутреннее трагическое состояние, переживания обыкновенной собаки, которая достойна сочувствия и жалости. Берегите, ребята, четвероногих друзей, ведь у них тоже есть душа…

Домашнее задание.

Придумать продолжение рассказа «Кусака» по предложенным фотографиям

Слайды №21,№22,№23,№24 «Продолжи!»

Слайд №25 «Не предавайте нас, пожалуйста!»

Слайд №26 «Мы ваши друзья!»

Список литературы:

1.Учебник-хрестоматия: Литература. 7 класс в 2-х частях.

Автор-составитель: В.Я.Коровина.-М.:Просвещение, 2009г.

2. Ресурсы интернета

  1. Конспект урока. Тема: Леонид Андреев «Кусака»

    План-конспект
    Цели: показать, что Леонид Андреев – яркий самобытный писатель; продемонстрировать, как учащиеся владеют навыками пересказа, выразительного чтения, иллюстрирования прочитанного, устного рисования, сопоставительного анализа, умением
  2. Леонида Андреева "Кусака"

    Урок
    Да, меньшие братья нам преданно служат от века.Однако жестокого сколько ещё вокруг?Мы часто твердим, что собака – друг человека.Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
  3. Тема: Л. Н. Андреев. «Кусака»

    Урок
    Цель урока: показать своеобразие личности Л. Н. Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
  4. Урок в 7 классе: литература изо по рассказу Л. Андреева «Кусака»

    Урок
    На уроке звучат стихи С.Есенина в исполнении ученицы 7-б класса Котомкиной Веры, авторское стихотворение «О добре» в исполнении учителя ИЗО Анисимовой О.
  5. «Образ собаки в произведениях русской литературы для детей»

    Документ
    В мае 2010 года меня укусила собака. Все мои родственники были страшно взволнованны. Они думали, что я буду всегда бояться этих животных. Однако, как ни странно, после этого неприятного случая во мне проснулась необъяснимая любовь к собакам.
  6. Дидактические материалы по литературе

    Дидактические материалы
    Дидактические материалы по литературе предназначены в качестве дополнительного пособия учителям, ученикам средней школы и их родителям для индивидуальной работы.
  7. Школьный этап всероссийской олимпиады по литературе (2)

    Документ
    «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».
  8. Контрольная работа по литературе за курс 7 класса Выберите определение жанра былины

    Контрольная работа
  9. Программа обучения для основной школы» Приложение 1 Предметная область «Язык и литература»

    Программа
    сознательно относится к языку, высказывает свои мысли адекватно и ясно как в устной, так и в письменной форме, учитывая сложившиеся в данной культуре традиции использования языковых средств;

Другие похожие документы..