"О законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции"

стенограмма

парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему "О законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции"

17 октября 2008 года

В.А. Озеров

Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим парламентские слушания по одной из актуальнейших проблем жизнедеятельности государства и общества – законодательному обеспечению реализации Национального плана по противодействию коррупции.

Символично, что именно в стенах Совета Федерации 2 июля этого года на заседании Совета законодателей Дмитрий Анатольевич Медведев впервые публично представил Национальный план по противодействию коррупции. Сегодняшняя актуальность нашего заседания подтверждается еще и тем, что буквально на днях Президентом Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект закона о правовом обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции.

В нашей совместной работе принимают участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители и представители Администрации Президента Российской Федерации, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти, науки и образования, общественных объединений.

Предлагается следующий регламент: докладчику предоставить до 20 минут, содокладчику – до 15 минут, выступления – до семи минут. Есть предложение провести парламентские слушания без перерыва, за два с половиной часа. Все предложения, высказанные в ходе парламентских слушаний, будут нами обобщены и отражены в итоговом документе, который подготовит рабочая группа, в состав которой вошли представители федеральных органов исполнительной власти, судебной системы Российской Федерации.

Если нет замечаний по регламенту нашего заседания, то я предоставляю слово Сергею Михайловичу Миронову. И хочу сказать, что Сергей Михайлович уделил этим слушаниям действительно очень большое внимание. Он сегодня рано утром вернулся из загранкомандировки, но, как видите, уже на трибуне.

Сергей Михайлович, Вам слово.

С.М. Миронов

Спасибо.

Уважаемые коллеги, уважаемые участники парламентских слушаний! Сегодня нам предстоит обсудить пакет антикоррупционных законов, внесенных в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Кроме того, мы с вами должны рассмотреть основные перспективы законодательного обеспечения Национального плана по противодействию коррупции.

Как вы знаете, в пакет антикоррупционных законов пока входят четыре законопроекта. Я употребил слово "пока", потому что совершенно очевидно, что таких законов будет намного больше. И, более того, я хотел бы, чтобы результатом наших парламентских слушаний стали в том числе и новые законодательные предложения в рамках обеспечения противодействия коррупции.

Основной закон из тех, что были внесены, – это закон о противодействии коррупции. Остальные три, собственно говоря, вытекают из этого основного нормативно-правового акта и связаны с ратификацией Россией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Безусловно, наша палата будет рассматривать пакет антикоррупционных законов в приоритетном порядке. Профильные комитеты и комиссии Совета Федерации уже работают над предложениями и замечаниями по внесенным законопроектам. Мы будем и дальше тесно сотрудничать с нашими коллегами – депутатами Государственной Думы в ходе всех трех чтений, когда они будут рассматривать эти законопроекты.

Уважаемые коллеги! Несмотря на складывающуюся международную обстановку, несмотря на последние события на Кавказе и глобальный финансовый кризис, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев не ослабляет внимания к реализации Национального плана по противодействию коррупции, проводит твердый и последовательный антикоррупционный курс. Считаю, что его решительные действия заслуживают бесспорного одобрения и поддержки в обществе.

В Национальном плане по противодействию коррупции акцент сделан на самой острой на сегодняшний день причине мздоимства – избыточном государственном регулировании и администрировании. Вы знаете, что еще до разработки этого комплексного, системного документа Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу пакет законопроектов, которые должны снизить административное давление на предпринимателей. Речь прежде всего идет о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля и надзора, о замене лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности, об исключении внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности. Все эти законы уже прошли первое чтение. Уверен, что их принятие снизит тяжесть административного пресса на малый и средний бизнес. Надеюсь, что одновременно повысится и ответственность предпринимателей за свою деятельность. Особенно это касается уплаты налогов в бюджеты различных уровней и выведения из серых и черных схем заработной платы сотрудников.

Не скрою, мы (в данном случае я могу говорить и о себе) удовлетворены тем, что многие наши предложения, которые, в частности, высказывались мной и моими коллегами, нашли свое отражение в новом антикоррупционном законе. Это, прежде всего, ужесточение уголовной и административной ответственности за коррупционные деяния; конфискация имущества коррупционеров, нажитого преступным путем, где бы оно ни находилось; декларирование доходов не только государственными и муниципальными служащими, но и членами их семей. Хотя должен сказать, что по категории "члены семей" у меня лично есть вопросы. Я думаю, здесь внимательно нужно всё рассмотреть, вы понимаете, о чем я говорю. Я бы расширил перечень, который сейчас имеется в этом законопроекте.

Внесенный Президентом пакет антирокоррупционных законопроектов необходимо рассматривать в общем контексте основных приоритетов государственной политики, во-первых, как четкое следование курсу системной борьбы с коррупцией, рассчитанному на длительную перспективу, во-вторых, как серьезную корректировку административной реформы в Российской Федерации, в-третьих, как начало формирования целостной системы антикоррупционного законодательства на всех уровнях власти и управления.

Уверен, что совершенствование федерального законодательства о противодействии коррупции неминуемо станет стимулом для развития законодательства субъектов Российской Федерации. Кроме того, в каждом регионе и муниципальном образовании должны быть приняты собственные правовые акты, планы и программы по борьбе с коррупцией. В результате мы должны сформировать единое антикоррупционное правовое пространство.

Считаю, что изменения и дополнения должны коснуться практически всех отраслей права. Точечным принятием одного или нескольких законов, как мы с вами понимаем, проблему, конечно же, не решить. Так, в законопроекте о противодействии коррупции общественный и парламентский контроль назван в качестве меры по профилактике коррупции. Однако законопроект не предусматривает правовых механизмов реализации этой нормы. То же можно сказать и о методике проведения антикоррупционной экспертизы действующих законов и принимаемых законопроектов, мерах по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению населения. Нашим законодательством не предусмотрен институт парламентского расследования коррупционных проявлений в системе государственной власти. А я считаю, что нам такой алгоритм, такой механизм нужно вводить.

Среди перспективных задач законодательного обеспечения противодействия коррупции вижу разработку следующих законопроектов: об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; о порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов Российской Федерации; об общественном контроле в Российской Федерации; о системе государственного контроля в Российской Федерации. Кроме этого, 2 июля, когда мы проводили Совет законодателей с участием Президента Российской Федерации, многие высказывали в той или иной форме мысль о необходимости некоего своеобразного административного регламента. О чем идет речь?

Дело в том, что сейчас чиновник практически не поставлен в рамки с точки зрения решения тех или иных проблем либо оформления каких-то справок, которые нужны гражданам. Необходимо подумать о том, чтобы чиновники были поставлены в жесткие рамки, и, соответственно, нужно будет обеспечивать контроль за соблюдением этих, в том числе временных, рамок. И, возвращаясь к первому из предлагаемых законопроектов – об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, необходимо сделать так, чтобы любой гражданин мог, войдя в Интернет, увидеть, где его письмо, на столе у какого чиновника, сколько оно там лежит… Чтобы всё это было прозрачно. Потому что, согласитесь, очень часто мздоимцы вымогают деньги, ссылаясь на то, что им некогда, у них много всяких других проблем. А на самом деле просто вымогают некоторые суммы.

Считаю, что антикоррупционные законы должны быть законами прямого действия. Это должно быть обязательным. Уверен, что многие отсылочные положения, имеющиеся сейчас в федеральном законодательстве, могли бы быть урегулированы этими же законами. Вольтер говорил в свое время: "Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов". Думаю, что уместно дополнить (это будет некоторая отсебятина) Вольтера, но я бы добавил обязательно: "а не от субъективной воли администратора или работодателя".

Уважаемые коллеги, нам предстоит разработать антикоррупционные стандарты поведения государственных и муниципальных служащих. Собственно говоря, это то, что выше я назвал неким административным регламентом. Ведь чиновник чиновнику рознь. Несправедливо и вредно огульно обвинять всех служащих в казнокрадстве и мздоимстве. Наряду с запретами и ограничениями нужны продуманные стимулы и мотивации для антикоррупционного поведения чиновников. Метод кнута и пряника, как бы это банально ни звучало, на самом деле, мы знаем, очень действенный метод. В том числе еще Никколо Макиавелли об этом говорил. И если мы проанализируем существующие меры или даже законодательство самых разных стран, мы увидим именно это, метод кнута и пряника. В качестве этого самого "пряника" могут рассматриваться достойная заработная плата, стабильный социальный пакет и гарантированное пенсионное обеспечение для всех категорий государственных и муниципальных служащих. Особенно важно провести такие преобразования в наиболее коррупционноемких сферах жизнедеятельности общества, в системах государственного и муниципального управления, в образовании, в здравоохранении, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в судебной и правоохранительной системах. Главное при этом – соблюсти баланс между запретительными и поощрительными нормами.

Уважаемые участники парламентских слушаний! Безусловно, причины столь высокого уровня коррупции в нашей стране кроются не только в избыточном государственном администрировании, они – результат стремительного перехода к новой социально-экономической реальности и политической системе. Эти процессы оказали негативное воздействие и на общественные моральные установки. Кроме того, существующие законодательные пробелы, правовые коллизии, запутанность правовых норм, множество подзаконных актов, допускающих произвольное толкование, также на руку коррупционерам. В том числе и поэтому России нужна долгосрочная линия антикоррупционных мер, включающая как государственные приоритеты, так и активность во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Только ежедневной кропотливой, настойчивой профилактической работой можно победить коррупцию. Эффективность борьбы с ней во многом зависит и от организации нашей парламентской деятельности. 19 сентября на 229-м заседании Совета Федерации на пост заместителя Председателя Совета Федерации был избран Юрий Леонидович Воробьев, представляющий в нашей палате Вологодскую область, и в качестве вице-спикера он будет как раз курировать все вопросы, связанные с законодательным обеспечением противодействия коррупции.

Уважаемые коллеги, тема наших парламентских слушаний так же многогранна, как и само явление коррупции, поэтому я надеюсь, что выработанные сегодня на столь представительном собрании рекомендации учтут все конструктивные предложения, помогут сделать наше антикоррупционное законодательство более действенным.

Благодарю вас за внимание и желаю нашим парламентским слушаниям успеха. Спасибо. (Аплодисменты.)

В.А. Озеров

Спасибо, Сергей Михайлович.

Слово для доклада предоставляется первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации Александру Эммануиловичу Буксману. Пожалуйста.

Я прошу выключить телефоны, чтобы не мешали нам работать.

  1. 1: «Институты гражданского общества по противодействию коррупции. Взаимодействие с государственными органами»

    Документ
    На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти.
  2. Новости 12 (4)

    Документ
    1 . 008, 1 :00 13 ВЕСТИ 13 Радио России, 3.1 . 008, 13:00 13 НОВОСТИ 13 Радио РСН, 3.1 . 008, 09:00 13 НОВОСТИ 14 Радио РСН, 3.1 . 008, 0:00 14 ЭХО 14 Эхо Москвы, 3.
  3. Первый канал, новости, 13. 11. 2008, Панкратова Юлия, 15: 00 10

    Документ
    11. 008, Протасенко Глеб, 14:45 1 Радио 1 МАЯК, НОВОСТИ, 13.11. 008, Быстров Руслан, 1 :00 13 МАЯК, НОВОСТИ, 13.11. 008, Быстров Руслан, 13:00 13 МАЯК, НОВОСТИ, 13.
  4. Новости 19

    Документ
    1 . 008, 3:30 15 СЕГОДНЯ 1 НТВ, 4.1 . 008, 13:00 1 СЕГОДНЯ 17 НТВ, 4.1 . 008, 13:00 17 СЕГОДНЯ 17 НТВ, 4.1 . 008, 1 :00 17 НОВОСТИ 19 Первый канал, 4.
  5. I. Общие рамки осуществления Пакта

    Документ
    Ответы российской стороны на дополнительные письменные вопросы по пятому периодическому докладу Российской Федерации о выполнении положений Международного пакта об экономических,
  6. Первый канал, новости, 18. 10. 2008, Шарафутдинов Максим, 10: 00 23

    Документ
    КОРР.: В Государственную думу внесен законопроект, который предусматривает 10-кратное увеличение штрафа для водителей, которые не пропускают пешеходов.
  7. С пецвыпуск к расширенному заседанию Экспертного Совета по противодействию коррупции и недобросовестности при осуществлении гражданских прав Кузбасской тпп «Теория и практика борьбы с взяточничеством»

    Документ
    Зампред комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков объяснил газете ВЗГЛЯД актуальность подписания Дмитрием Медведевым Национальной стратегии противодействия коррупции 2
  8. Радио 37 радио рсн, новости, 17. 10. 2008, Богданов Юрий, 19: 00 37

    Документ
    КОРР.: Люди, потерявшие место по сокращению, не могут быть лишены своих прав, даже в условиях нестабильности мировой экономики. Что делать, если вы попали под сокращение штата?
  9. Первый канал, новости, 19. 11. 2008, Борисов Дмитрий, 12: 00 8

    Документ
    11. 008, Колосов Илья, 3:50 1 Радио 13 МАЯК, НОВОСТИ, 19.11. 008, Лобанов Олег, 10:00 13 МАЯК, НОВОСТИ, 19.

Другие похожие документы..