Программа дисциплины Философия (1-3 модули) для направления 032100. 62 Востоковедение и африканистика подготовки бакалавра Автор Порус В. Н
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации | Министерство образования Российской Федерации |
Государственный университет – Высшая школа экономики
Факультет Философии
Программа дисциплины
Философия
(1-3 модули)
для направления 032100.62 Востоковедение и африканистика
подготовки бакалавра
Автор Порус В. Н.
vporus@
Рекомендована секцией УМС«Философия» Председатель Е.Г. Драгалина-Черная ____________________ « » января 2009 г. Утверждена УС факультета философии ________________________________ Ученый секретарь Макарова И. ________________________________ « » января 2009 г. | Одобрена на заседании кафедры о
« » 2009 г. |
Москва
Тематический план учебной дисциплины
№ | Название темы | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |
Лекции | Семинары | ||||
1 | Природа философского знания | 30 | 6 | 6 | 18 |
2 | Предмет и основные функции философии | 30 | 6 | 6 | 18 |
3 | Методология философского познания | 30 | 6 | 6 | 18 |
4 | Метафизика и наука | 30 | 6 | 6 | 18 |
5 | Категории философии | 30 | 6 | 6 | 18 |
6 | Принципы развития. Детерминизм | 30 | 6 | 6 | 18 |
7 | Субъект и объект познания. Проблема объективности знания | 30 | 6 | 6 | 18 |
8 | Проблема истины | 30 | 6 | 6 | 18 |
9 | Рациональность познания и деятельности | 30 | 6 | 6 | 18 |
10 | Познание и творчество | 30 | 6 | 6 | 18 |
Всего часов | 300 | 60 | 60 | 180 |
Формы контроля знаний студентов
1 реферат, 1 эссе, экзамен в 3 модуле.
Порядок формирования оценок по дисциплине
О аудиторная — оценка работы на лекциях и практических занятиях (посещение лекций, доклады, обсуждения, анализ текстов, письменные аудиторные работы).
О сам. раб. — не выставляется (домашние задания, не включенные в РУП, отсутствуют).
О текущий = 0,5 О реферат + 0,5 О эссе.
О итоговый = 0,2 О экзамен + 0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная.
Если (0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная) 7,5 балла, то на экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:
О итоговый = 0,2 О экзамен + 0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная + О доп. вопрос.
О дисциплина = О итоговый.
Все оценки округляются арифметически.
Базовый учебник
Философия. Под ред. В. Губина и Т. Сидориной. М., 2006 и последующие
Содержание программы
I. Природа философского знания
Возникновение философии как проблема истории философии и культуры. От мифа к логосу: разложение традиционной культуры (сакрально-когнитивного комплекса), возрастание роли критической рефлексии в культурной практике, необходимость синтеза социального опыта в знаково-коммуникативных системах, становление категориального каркаса мировоззрения. Роль мудреца – от Пифагора к Сократу. Возникновение особого социального и ценностного статуса философии.
Рационализация бытия в античной философии (торжество “аполлонического” начала). Знание как особая действительность – “умное знание”. Столкновение “знания ума” со “знанием чувств” (рационализм, эмпиризм), необходимость философского осмысления последствий и путей разрешения этого конфликта. Проблема оснований философского знания: каковы принципы, по которым философия осуществляет синтез идей и представлений, вырабатываемых иными формами духовной деятельности, выстраивая философскую картину мира? Возникновение научных программ в рамках философского мировоззрения. Исторические формы взаимоотношений философии и науки. Что объединяет и что разъединяет философское и научное знание?
Проблема знания. Действительность бытия и действительность знания. Философия как “знание о бытии” (онтология) и как “знание о знании” (гносеология). Взаимосвязь онтологии и гносеологии с учением о человеке и его месте в мире. Становление философской антропологии. И.Кант: вопросы “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?” и “На что я могу надеяться?” в совокупности составляют вопрос “Что такое человек?”.
Социальные и гносеологические истоки философского знания. Зависимость представлений о философском знании от социально-исторических условий; исторический характер ценности философского знания. Философия в культурном контексте. Взаимосвязи философии с вненаучными формами и сферами духовной жизни: философия и религия, философия и искусство, философия и здравый смысл.
Литература
Основная
Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие
Дополнительная
Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.
Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1976.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Введение в философию. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. И. Т. Фролова. М., 2002 и посл.
Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч. в 2-х тт., т. 1. М., 1989.
Джемс У. Введение в философию. М., 2000.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М. 2001.
Никифоров А. Л. Природа философии: основы философии. М., 2001.
Новая философская энциклопедия. М., 2001.
Основы современной философии. Изд. 2-е, доп. СПб., 1999 и посл.
Пассмор Дж. Современные философы. М., 2002.
Пассмор Дж. Сто лет философии. М. 1998.
Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии, 1993. № 8.
Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 1998.
Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.
2. Предмет и основные функции философии
Философия - рационально-теоретическая система мировоззренческих установок, возникающих и преобразующихся в процессе исторической рефлексии над предельными основаниями исторической (материальной и духовной) практики человечества. Предмет философии: система наиболее общих взаимоотношений между Человеком и Миром; совокупность взаимосвязанных фундаментальных проблем, решением которых определяется характер и содержание важнейших фрагментов философской картины мира.
“Вечный” характер философских проблем, зависимость их постановки и решений от меняющихся исторических и культурных условий жизни людей. Обладает ли мир смыслом или смысл привносится в мир человеком? Философия как основание человеческого смыслотворчества. Философия – разумное конструирование человеком осмысленного мира.
Программа дисциплины ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ для направления «Востоковедение, африканистика»
Программа дисциплиныНастоящая программа курса “Всеобщая история” составлена в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к вузовской подготовке специалиста в гуманитарной области.