Программа дисциплины Философия (1-3 модули) для направления 032100. 62 Востоковедение и африканистика подготовки бакалавра Автор Порус В. Н

4. Метафизика и наука

Эволюция понятия “метафизика” в истории философии.

Античная метафизика Космоса. Восходящее к Аристотелю представление о метафизике как учении о сущем (“первой философии”). Умозрительная теория первых причин, противопоставленная сфере практического опыта и имеющая высшую ценность по сравнению с последней. Платоновская метафизика “идей” как первопричин, идеальных образцов и планов вещей. Познание “идей” как истинно сущего – задача умозрения, метафизического размышления; обладание этим знанием – мудрость. Аристотель: метафизическая сущность вещей не отделима от самих вещей и познается через них (метафизика и наука суть различные, но взаимосвязанные роды познания).

Средневековая метафизика : мир конечных вещей – сотворенная природа, принципы бытия помещены за пределы этого мира, бытие сотворенного мира – нисхождение, эманация божественной сущности. Метафизика – философская интерпретация теологии. Примат веры над знанием. Рациональное конструирование мира – способ богопознания, подчиненный откровению. Метафизика Фомы Аквинского: Бог - действующая всеобщая причина и духовная цель, трансцендентная по отношению к материальному миру. Метафизика - “служанка богословия”.

Метафизика эпохи Возрождения . Неоплатонизм как интерпретация самостоятельной ценности человеческого существования; человек-микрокосм, концентрирующий в себе все содержание Макрокосмоса. Метафизический антропоцентризм. Социально-культурный контекст антропоцентрического гуманизма. Проблема свободы воли. Спор гуманистов (Эразм) и реформаторов (Лютер) о свободе как выражение главных метафизических противоречий эпохи. Метафизика как эвристический источник фундаментальных научных идей (Н. Коперник, Д. Бруно, И. Кеплер).

Метафизика нового времени. Механистическая парадигма мировоззрения. Недоверие к спекулятивной метафизике как особой, отличной от науки и противоположной ей по методу теории бытия. Метафизическая картина мира и ее столкновение с механистической парадигмой. Попытки метафизической интерпретации оснований научной картины мира (Декарт, Лейбниц), наполнение метафизической онтологии диалектическим содержанием (Спиноза). Разрушение догматической метафизики Кантом. Метафизика как “критика чистого разума”. Метафизика Шеллинга как попытка методологического объединения различных сфер научного знания на основе универсальных принципов развития. Гегель: возрождение метафизики на пути диалектического метода.

К. Маркс и Ф. Энгельс: метафизика - исторически ограниченная, но абсолютизированная “мировая схематика”, претендующая на законченную и фундаментальную картину мира в отрыве от результатов науки и социально-культурного контекста. Гносеологические и социальные корни метафизики. Неизбежность конфликта между догматической метафизикой и развивающейся наукой.

Споры вокруг метафизики в философии второй половины XIX – XX вв. Антиметафизический поход позитивизма. Проблема демаркации между наукой и метафизикой, ее методологический и идеологический аспекты. “Возрождение метафизики” (Н. Гартман, М. Хайдеггер), критика сциентизма. К. Поппер: метафизика обладает эвристическим значением для науки, является неотъемлемым элементом эволюции фундаментальных научных теорий. Плюрализм метафизических концепций – характерная черта философии постмодернизма.

Метафизика в функции онтологии. Место онтологии в структуре философского знания. Онтологические проблемы. Что такое мир? Развивается ли мир в целом? Закономерно ли это развитие? Конечен или бесконечен мир? Обладает ли развитие мира целью? В чем смысл человеческой жизни? Обладает ли человек свободной волей? Систематическое единство подобных вопросов и ответов на них - метафизическая компонента философии.

Литература

Основная

Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие

Дополнительная

Богатов М. Манифест онтологии. М., 2007.

Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб., 2001.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1997.

Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч. в 2-х тт., т. 1. М., 1989.

Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1994.

Платон. Тимей // Платон. Соч. Т. 3 (1). - М., 1971.

Лейбниц Г.В. Рассуждение о метафизике // Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 томах. Т. 1. М., 1982. С. 125-163.

Соловьёв Вл. С. Философские начала цельного знания // Сочинения. В 2-х тт. М., 1988. Т. 2.

5. Категории философии

Категории – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. Зависимость категориального аппарата от общей мировоззренческой позиции. Категории - концептуальный каркас философии.

Аристотелевская система категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание), ее системообразующее значение для античного мировоззрения.

И. Кант: категории – априорные рассудочные понятия, “чистые формы”, вмещающие конкретное содержание чувственных созерцаний. Кантовская система категорий: количество (единство, множество, цельность), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность, действительность, необходимость). Кантовские категории как обобщение методологических характеристик “ньютоновской” науки. Категории как аппарат конструктивно-познавательного процесса.

Философская система Гегеля как диалектика категорий. Категориальная структура абсолютного идеализма: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Методологическое значение гегелевской системы: категориальное выражение универсальных процессов развития. Материалистическая интерпретация гегелевской логики понятий (К. Маркс).

Неокантианская трактовка категорий как “функций рассудка”, сообщающих познавательному процессу бесконечную перспективу. “Поворот к языку”. Категории как “несущие конструкции” языка, определяющие характер языковой действительности. Логико-семантические методы анализа категориальных систем науки и философии. Конвенционализм: категории – основные соглашения относительно использования языка.

“Философия жизни”, экзистенциализм: категории (“экзистенциалы”) – предельные выражения субъективного отношения к действительности, формы, в которых человеческое “существование” осознает себя и свое отличие от мира.

Исторический и культурно-обусловленный характер философских категорий. Категории как “ступени” познания. Взаимосвязь философских и общенаучных категорий; развитие науки и социальной практики как условие изменения философского категориального аппарата, содержания отдельных категорий. Философский и естественнонаучный смысл “онтологических” категорий (пространство, время, причинность, случайность, система, организация и самоорганизация, возможность и необходимость). Зависимость содержания этих категорий от трактовки познавательного процесса. Категория “свободы”, ее фундаментальное значение для философского мировоззрения. Конкретно-исторический смысл этой категории.

Литература

Основная

Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие

Дополнительная

Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., 2003.

Аристотель. Категории //Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. II, М., 1978.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Бунге М. Причинность. М., 1962.

Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1984.

Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007.

Мотрошилова Н. В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003.

Неретина С. С., Огурцов А. П. Пути к универсалиям. СПб., 2006.

Проективный философский словарь. Под ред. Г. Л. Тульчинского и М.Н. Эпштейна. СПб., 2003.

Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

6. Принципы развития. Детерминизм

Философская категория развития. Развитие - универсальная характеристика существования природного мира, человека, общества, культуры. Направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Связь представлений о развитии с социальными и культурными ожиданиями и идеалами. Развитие и прогресс.

Связь идеи развития с фундаментальными онтологическими и гносеологическими категориями философии. Развитие и время. Развитие и цель. Античная культура: Космос имеет начало, но не имеет направления развития. Связь представлений о “циклическом времени” с отсутствием категории развития в системе античного мировоззрения.

Роль христианства в возникновении идеи развития. “Линейное время” и направленность мирового процесса. Трансцендентное истолкование причин и целей развития мира.

Наука нового времени: опыт указывает путь естественной истории. Формирование представлений о необратимых, направленных и закономерных изменениях сложных природных и социальных систем. Возникновение научной космологии, биологической и геологической теорий эволюции. Новая парадигма естествознания: предметом науки является развивающийся во времени мир. Трансляция идеи развития в сферу наук о человеке и обществе. Социальная и культурная история как развитие.

Философское исследование процессов развития. Диалектика от Лейбница и Спинозы до Гегеля и Маркса. Философская теория всеобщих законов развития. Универсальный механизм развития: возникновение, борьба противоположностей, разрешение противоречий как основа перехода к новому состоянию развивающейся системы. Эволюция и революция – основные формы процессов развития. Идеологическая компонента представлений об этих формах.

Мир как система систем. Развитие как локальный (внутрисистемный) процесс и развитие как взаимосвязанное закономерное изменение одних систем под воздействием других. Всеобщая взаимосвязь как объяснительный принцип развития.

Существует ли историческая закономерность? Фундаментальная альтернатива: развитие общества имеет “естественно-исторический”, закономерный характер; история общества подчинена развитию идей, критическая сила разума способна менять направление и цели истории. “Исторический материализм” К. Маркса. К. Поппер: “критический рационализм” несовместим с “историцизмом”.

Понятие саморазвития. Особенности развития процессов познания, систем знания, идеальных и ценностных форм. А. Уайтхед о “приключениях идей”. Развитие науки как парадигма рационального развития. Ч. Пирс: наука – “самокорректирующийся” процесс; критерии развития в науке. Кумулятивные и дискумулятивные модели развития науки. Существует ли прогресс в науке? Реалистические, инструменталистские и прагматистские критерии прогресса в науке.

Процессы развития в культуре. Структурно-функциональный подход к развивающимся культурным системам. Динамика культуры. Проблемы коммуникации между культурами с разными темпами и характером развития. “Осевое время” культуры. Культурные катаклизмы и перевороты. Культура и цивилизация: диалектика взаимозависимости. Философские концепции культурно-исторического развития: теория общественно-экономических формаций (К. Маркс), культурных циклов (А. Тойнби), “идеальных типов” (М.Вебер) и др. Применимо ли понятие развития к искусству?

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимозависимости и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Связь представлений о развитии природных и социальных систем с принципом детерминизма. Универсальный характер причинно-следственных связей. Своеобразие причинно-следственных связей в различных природных сферах, зависимость их выражения от принятых концептуальных “каркасов”. Жесткие (однозначно-детерминированные) и вероятностные (статистические) причинно-следственные зависимости. Логические методы анализа причинно-следственных отношений.

Естественнонаучный “индетерминизм” как методологический вывод из “копенгагенской” (Н. Бор) интерпретации квантовой физики. Необходимость “широкого” понимания принципа детерминизма. Детерминизм и культурно-историческая деятельность. Критика фатализма.

Литература

Основная

Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие

Дополнительная

Бунге М. Причинность. М., 1996.

Вригт фон Г. Х. Логико-философские исследования. М., 1986.

Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев, 1991.

Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971.

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. М., 2002.

Крымский С. Б., Кузнецов В. И. Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев, 1983.

Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.

Мамчур Е. А. Объективность науки и релятивизм. М., 2004.

Мамчур Е. А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Уайтхед А. Приключения идей // Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.,1990. С. 389-702.

7. Субъект и объект познания. Проблема объективности знания

Историческая эволюция понятий субъекта и объекта познания. Античность: источник знания заключен в объекте (вещи), субъект пассивно воспринимает воздействия объекта и судит об объекте по этим воздействиям. Адекватность знания зависит от качества воспроизведения субъектом свойств объекта; «бытие по истине» раскрывается умом, чувства запечатлевают лишь неполное, частичное «бытие по мнению». Средние века: истина мира открыта вере, разумное познание - расшифровка символов, в которых выражено провидение и Божественный замысел. Активность субъекта – в подвиге веры, обладание истиной – Божий дар, благодать. Дилемма гносеологии нового времени: субъект – природная система, испытывающая воздействия объектов и формирующая знание на основании этих воздействий; субъект – автономная субстанция, структура которой определяет собой характер и содержание знания об объекте. Декарт – основоположник «философии субъекта».

Немецкий классический идеализм : трансцендентальный субъект как активный (конструирующий) участник познавательного отношения. Условия истинности знания заключены в трансцендентальном субъекте (Кант), объект является продуктом свободного творчества трансцендентального субъекта (Фихте); единство практически-преобразовательной и познавательной деятельности субъекта (Гегель). К. Маркс: субъект – человек, овладевший миром культуры: орудиями труда, формами языка, логикой мышления, нравственными и эстетическими нормами; субъект формируется в процессах творческой активности, объекты выступают в формах человеческой деятельности.

Критика трансцендентализма. Разрыв между трансцендентальным субъектом (чистой структурой сознания, обеспечивающей всеобщность и необходимость знания) и эмпирическим субъектом, не обладающим этими характеристиками. Иррационалистические и волюнтаристские трактовки субъекта (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Поворот философии к эмпирическому субъекту с его «жизненным миром» (Э. Гуссерль), социально-культурные предпосылки этого поворота. Экзистенциалистские и персоналистские трактовки субъективности. Позитивистские модели субъекта; гипертрофия субъективности. Замена объективности интерсубъективностью (общностью значений элементов знания для любого субъекта).

Социоцентристские модели субъекта познания. Идея детерминированности познавательных действий субъекта коллективными установками и господствующими догмами. От социологии знания к социологии науки и психологии научного открытия (Э. Дюркгейм, М. Шелер, Т. Кун). «Коллективный субъект» – реальное действующее лицо науки (Л. Флек).

Постмодернизм и «смерть субъекта». Субъект как результат функционирования социальных и культурных структур, «культурная фикция». «Децентрация» структуры (Ж. Деррида). Прагматическая модель субъективности (Р. Рорти).

Деятельностная концепция субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или группа), источник активности, направленной на объект. Деятельность субъекта - условие, благодаря которому реальность выступает объектом познания.

Концепция онтологической относительности: мир как совокупность объектов всегда дан лишь через ту или иную языковую систему (У. Куайн). Логико-методологические проблемы, связанные с переходами от одной языковой (концептуальной) системы к другой (неполная детерминированность перевода, тезис о «несоизмеримости»). Объективность знания как инвариант его различных представлений в теоретических научных системах. Различение предмета и объекта знания. Онтологический и гносеологический статус идеальных, теоретических, абстрактных объектов. Движение познания – реконструирование объектов, создание и воссоздание действительности знания в контексте социально-культурной практики. Объективность знания как ценность культуры.

Литература

Основная

Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие

Дополнительная

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

  1. Программа дисциплины ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ для направления «Востоковедение, африканистика»

    Программа дисциплины
    Настоящая программа курса “Всеобщая история” составлена в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к вузовской подготовке специалиста в гуманитарной области.

Другие похожие документы..