Программа дисциплины Философия (1-3 модули) для направления 032100. 62 Востоковедение и африканистика подготовки бакалавра Автор Порус В. Н

Структура проблемного поля философии.

Проблема бытия . Что значит “быть”? Мир как всеобъемлющая целостность. Единство и различие в мире. Существуют ли предельные основания бытия? Сводимы ли различные формы бытия к этим предельным основаниям? Человек как бытие, несводимое к иным бытийным формам. Бытие мира и бытие человека в оценке человека. Смысл человеческого бытия – может ли он быть понят “из мира” или он вносится в мир человеком? Способен ли человек ответить на вопрос Гамлета?

Проблема познания . Познаваем ли мир? Познаваем ли сам человек? Каковы условия познаваемости мира в его единстве и различии? Ценность познания. Познание и практика. Исторические формы познавательной деятельности. Ограниченность и бесконечность познания.

Проблема “материя-дух”. Природа идеального. Человек в отношении к “чувственно-сверхчувственному бытию”. Основные стратегии построения философской картины мира: монизм, дуализм, плюрализм.

Проблема человека . Внутренний мир (душа) как особое бытие. Микрокосмос и макрокосмос. Смысл и ценность человеческого мира. Человеческое существование и человеческая сущность. Их соотношение как выражение философской позиции. Общественная природа человека. Сводима ли сущность человека к фундаментальным условиям и характеристикам его общественного бытия? Культура как род бытия. Культура как горизонт человеческих идеалов и ценностей. Исторический характер культуры. Имеет ли культура бесконечную перспективу развития?

Основные функции философии.

Философия как базовая теория бытия, позволяющая выдвигать основные гипотезы существования (онтологическая функция). Философия как предельно общая схема объяснения и истолкования мира (экспланативно-интерпретативная функция). Выявление предельных оснований, составляющих условие возможности всех видов теоретического и практического опыта (аналитическая функция). Философия как рефлексия над культурно-историческими условиями человеческого бытия, рационализация этих условий, выявление их конечных смыслов (рефлективная функция).

Философия как система взглядов, объединяющих человеческие общности, устанавливающих общие системы ценностей, идеалы, жизненные ориентации, перспективы общественного развития (культурно-интегративная функция). Философия как универсальная установка на рациональный критицизм по отношению к действительности, как программа ее изменения в целях человека (критическая функция).

Философия как система ценностных ориентаций в культуре (аксиологическая функция). Установление определенных условий, при которых человеческое существование направлено к своей сущности (гуманистическая функция).

Философия – общая теория метода. Выявление общих предпосылок методологической успешности практических и мыслительных действий. Принципы метода как корреляты мировоззренческих установок. Философские теории метода (рационализм, эмпиризм, феноменология, герменевтика, диалектика). Методологические функции философии: эвристическая, координирующая и логико-гносеологическая.

Литература

Основная

Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие

Дополнительная

Бабушкин А. У. О природе философского знания. М., 1967.

Бадью А., Делез Ж. Шум бытия. М., 2004.

Бердяев Н. А. Дух и реальность. М., 2003.

Бибихин В. В. Язык философии. М., 2007.

Библер В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) // Вопросы философии,1995, № 1.

Блох. Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997.

Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М., 1999.

Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. М., 1998.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1998.

Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Кант И. Критика чистого разума. Ростов-на-Дону, 1999.

Каратини Р. Введение в философию. М., 2003.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.

Мамардашвили М. К. Философские чтения. СПб., 2002.

Мир философии. книга для чтения. Т.1-2. М., 1991.

Миронов В.В. О понимании философии как мудрости // Философские науки, 1986, № 6.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Основы современной философии. Изд. 2-е, доп. СПб., 1999.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (любое издание).

3. Методология философского познания

Понятие метода. Проблема метода в ее историческом развитии. Методологические размышления как рефлексия над характером философского знания, смыслом его проблематики, задачами и целями, местом в системе знания.

Принципы философской методологии в античной философии. Тождественны ли законы бытия и законы мышления? Апории элеатов: мысль, встречаясь с фундаментальными проблемами бытия, наталкивается на противоречия. Две стратегии метода: противоречие мысли выражает бытийную противоречивость мира (Гераклит); противоречие мысли – ошибка или встреча с проблемой, подлежащей разрешению (Аристотель). Логика как онтология и теория познания. Античный “Органон” как единство философской и научной методологии. Античная диалектика: от апорий и парадоксов к “единству противоположностей”. Различие методологических стратегий античной философии как выражение различных мировоззренческих представлений о Космосе и Человеке.

Средневековая схоластика как методология спекулятивного разыскания основоположений бытия (в теологии и философии). Выработка основных методологических ориентаций в споре различных теологических доктрин (реализм и номинализм, проблема универсалий). Вызревание предпосылок научного метода, их взаимосвязь с социально-экономическими, политическими и культурными реалиями европейского Ренессанса. Возникновение научного метода (от Леонардо и Николая Кузанского к Ф. Бэкону и Г. Галилею).

Развитие научной методологии творцами науки XVII-XVIII веков (И.Ньютон, Р. Декарт, Г. Лейбниц). Проблема оснований научного знания. Основные стратегии их поиска: единственный надежный источник знания – опыт (эмпиризм); идеальным образцом истинного знания является математика как область несомненных и очевидных истин разума (рационализм). Главная линия методологического развития науки – возникновение математического естествознания, соединяющего обе стратегии.

Основные направления философской методологии: исследования методов науки и оснований научного знания и размышления о методе самой философии. Взаимообусловленность этих направлений, связанная с вопросом о месте и роли философии по отношению к науке. “Размышления о методе” Р.Декарта. Картезианская программа: путь философии - от преодоления универсального сомнения к обоснованию всеобщих истин о мире; путь науки – к математически точной и всеохватной картине мира. Возникновение “философии науки” как особой философской дисциплины. Философское исследование общенаучных методов: дедукции и индукции, экспериментального метода, метода математического моделирования, классификации и типологии, аналогии и вероятностных выводов. Идеал “универсальной математики”. Рационалистическая идея тождества причинно-следственных и логических связей. Б. Спиноза: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.

Конфликт между метафизическими притязаниями философии и ростом суверенитета науки. Изменение воззрений на методологическую функцию философии. Кант: философия как критика “чистого разума”. Формирование трансцендентальной методологии: философия выясняет предпосылки и условия возможности истинного знания; наука высвобождается из-под диктата метафизики. Диалектика “антиномий чистого разума” как неизбежный результат применения методов науки к миру метафизических сущностей.

Попытка преодоления разрыва между философской и научной методологией в классическом немецком идеализме. Трансцендентализм и идея тождества бытия и мышления. Г.Фихте: философская методология как путеводитель науки (“наукоучение”). Ф. Шеллинг: натурфилософия определяет принципы миропонимания; эмпирическая наука с ее методами занимает подчиненное положение по отношению к натурфилософии. “Панлогизм” Г.Гегеля: метод науки и философии – единая логика самопознания Разума и универсального мирового процесса, фундаментальная теория познания (диалектическая логика). Материалистическая интерпретация диалектики (К.Маркс).

Достижения и неудачи диалектического трансцендентализма. Сложность взаимоотношений философии и науки в XIX веке. Плодотворность законов и принципов диалектики (принцип целостности Универсума, принцип системности, принцип всеобщего и закономерного развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, принцип историзма) как метода философской рефлексии над результатами и тенденциями науки (физики, биологии, химии, космологии и др.), изменяющими научную картину мира. Претензии философской методологии на диктат по отношению к науке – причина нарастания недоверия к философии, негативизма ученых по отношению к спекулятивной методологии. Неокантианство и “феноменология” Э. Гуссерля как попытки преодоления этих трудностей в поиске “логических оснований науки”. “Феноменологическая редукция” - метод выявления фундаментальных условий возможности познания в структуре “Я”.

Критика философской рационалистической методологии (А.Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) как мировоззренческой позиции, как модельного образца организации мышления, практики, общественного устройства и принципов человеческой деятельности. Возникновение оппозиции науке, рассматриваемой как инструмент власти над природой (включая природу человека и общества).

“Разделение труда” между философами-методологами, занимающимися методами научного исследования и методами философского анализа. Позитивистская идея “наука – сама себе философия”; стремление разрешить методологические проблемы науки без вмешательства философии. Противоречивость этой идеи, невыполнимость программы позитивизма.

Новые импульсы развития рационалистической философской методологии, “диффузия” научных методов в философию: методологических идей современной физики и космологии, методов математической логики, логической семантики, теоретической лингвистики, общей теории систем, кибернетики, синергетики. “Аналитическая философия” – перемещение центра методологических исследований в сферу языка, порождающую и воспроизводящую все смысловые конфликты; “терапевтическая” функция философии по отношению к этим конфликтам.

“Неорационализм”: реформирование философской и научной методологии за счет интеграции фундаментальных научных методов и изменения основной стратегии научного познания в сторону понятийного конструирования реальности, привлечения продуктивного воображения, творческой интуиции, метафизических “инсайтов”; цель реформы - реинтеграция рационального мышления и культуротворческой активности человека (Г.Башляр). Идея взаимосвязи “аналитических” и “герменевтических” методов, соединяющих процессы смыслопознания и смыслотворчества (Г.Гадамер).

“Критический рационализм” (К. Поппер) как философская концепция научного метода и методология социальной философии. Идея “рациональной реконструкции” истории науки и трудности, связанные с ней. Эволюция “философии науки” к плюрализму и снятию нормативных методологических ограничений с процессов научного исследования. Связь этой эволюции с общим кризисом рационализма в европейской культуре. Пути выхода из кризиса. Перспективы философско-методологической рефлексии в современной культурной ситуации. Сохранят ли философско-методологические идеи свою культуротворческую ценность или перейдут в разряд частных интеллектуальных упражнений?

Литература

Основная

Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие

Дополнительная

Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001.

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Зандкюлер Г.-Й. Действительность знания. Историческое введение в эпистемологию и теорию познания. М., 1996.

Зотов А. Ф. Современная западная философия. М., 2001 и посл.

Круглов А. Н. Трансцендентализм в философии. М., 2000.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 13.

Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты. М., 1991.

Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., 1983.

Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. М.,1997.

Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М., 1996.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

Философия науки. Методология и история конкретных наук. М., 2006.

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Шестов Л. Афины и Иерусалим // Соч. в двух томах, т.1. М., 1993.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.

  1. Программа дисциплины ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ для направления «Востоковедение, африканистика»

    Программа дисциплины
    Настоящая программа курса “Всеобщая история” составлена в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к вузовской подготовке специалиста в гуманитарной области.

Другие похожие документы..