Рабочая программа по курсу «Заикание и нарушение темпа речи» Для студентов, обучающихся по специальности

ФИЛИАЛ НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В Г. БРЯНСКЕ

________________________________________________

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Капшеева Д.С.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Заикание и нарушение темпа речи»

Для студентов, обучающихся по специальности

№050715.65 "Логопедия"

Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «МПСУ» в г. Брянске

Протокол №_____от_______________20 г.

Заведующий кафедрой

Социальной психологии и

коррекционной педагогики Артамошина Ю.В.

Брянск 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Углубленная разработка методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей становится на сегодняшний день одним из стратегических направлений развития детской логопедии. С этим связываются ближайшие перспективы совершенствования системы помощи детям с отклонениями в развитии речи.

Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста происходит по мере его ознакомления с окружающей действительностью. Работая над развитием речи детей раннего возраста , мы воздействуем на формирующуюся речевую функцию в ее сензитивном периоде. Развитие речи ребенка непосредственно связано с уровнем познавательной активности. Поэтому в содержание курса входит рассмотрение вопросов, касающихся сенсорного и когнитивного развития.

Хорошо известно, что именно ранние этапы усвоения детьми родного языка имеют существенные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разном темпе накопления малышами первых слов, времени появления первых фраз и переходе к развернутой самостоятельной речи

На сегодняшний день большинство специалистов, работающих с ранним возрастом, считают, что коррекционные занятия играют приоритетную роль в точной диагностике нарушений и способствуют более объективному отграничению темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявлениясистемного нарушения все хсторон речи ( ОНР ).

Целью курса «Методика развития речи детей раннего возраста»является изучение методов воздействия на речевое развитие детей от рождения до трех лет, детальное знакомство с методиками формирования начального детского лексикона с учетом разных типов отклонений в развитии детской речи (ОНР, ЗРР). При этом актуальность раннего коррекционного воздействия в связи с сензитивностью данного периода, что подтверждается словами Л.С.Выготского : «…если ребенок…до трех лет не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется , что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторогодовалому».

По результатам изучения дисциплины «Методика развития речи детей раннего возраста» студент должен:

- иметь представление о специфике данного курса и актуальных проблемах ее развития в современный период;

- знать основные этапы речевого развития в норме и с учетом дизонтогенеза; общие вопросы организации речи ,

действие закона системной дифференциации в развитии разных психических процессов и функций в раннем возрасте;

- уметь свободно оперировать терминологией по данному курсу, использовать методики работы по развитию познавательных функций, развитию начального детского лексикона , владеть приемами и методами работы с родителями, выявлять на ранних этапах факторы риска и дифференцировано определять направления работы с детьми данной возрастной группы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Бюджет учебного времени,час

Общая трудоемкость дисциплины, всего 112

В том числе:

  1. Аудиторные занятия 60

Из них:

-лекции 40

-практические 10

-семинарские 10

2. Самостоятельная работа студентов, всего 52

Из них:

- курсовая работа

- контрольные работы 2

- реферат

3. Вид контроля по дисциплине экзамен

Наименование

раздела, темы

Аудиторные занятия, час

Самостоятельная

работа студентов, час.

Всего Очное отд.

Из них

Заочное отд.

Лекции

Практические

Семинарские

1

Предмет,цели и задачи МРР РВ Вопросы теории методологии.

2

1

2/1

2

Основные показатели нормального сенсо-моторного и речевого

развития.

4

1

2/1

2

3

Изучение отклонений речевого развития на раннем этапе усвоения ребенком системы родного языка.

2

1

1/1

1

4

Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста.

3

2

1

5

Действие закона системой диффе-ренциации в развитии разных психических прцессов и функций.

2

2

6

Особенности оказания помощи

детям раннего возраста.

3

1

2/1

1

7

Развитие речи в период младенчества Особенности оказания помощи детям от 0 до 1 года.

4

1

3/1

1

8

Познавательное развитие детей

Вторго года жизни.

3

2

1

9

Познавательное развитие детей

третьего года жизни.

3

2

1

10

Развитие речи детей второго года жизни.

5

1

4/1

1

11

Развитие речи детей третьего года жизни.

5

4/1

1

12

Методика развития начального

детского лексикона ( О. Громова).

8

2

4/2

2

2

13

Использование картин и

картинок в работе с детьми.

2

2

14

Использование произведений

литературы и фольклора.

2

1

1

15

Развивающие игры на занятиях по развитию речи.Методика

проведения.

5

1

3

2

16

Варианты тематического планирования занятий по развитию речи

детей раннего возраста .

3

1

2/1

1

17

Составление конспектов индивиду-

альных и групповых занятий .

4

2

2

Содержание разделов ( тем ) дисциплины.

Тема 1. Предмет, цели, задачи МРР РВ. Основные вопросы теории методологии. Предмет , цели, задачи методики развития речи детей раннего возраста.Перспективность ранней диагностики и коррекции речевых нарушений. Периодизация раннего возраста . Теоретические и методологические основы дисциплины.

Вопросы для самостоятельного изучения :

  1. Провести сравнительный анализ целей и задач МРР детей раннего возраста и старшего дошкольного возраста.

Тема 2. Основные показатели сенсо-моторного и речевого развития. Моторное развитие. Локомотивные функции первого года жизни. Показатели развития тонкой моторики в соответствии с возрастными нормами. Основные сенсорные эталоны. Этапы речевого развития в онтогенезе и с учетом дизонтогенеза (сравнительный анализ результатов исследований Л.Цейтлин, А.Гвоздева, Р.Левиной).

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Составить сводные таблицы по каждому из этапов раннего развития: младенчество , Второй год жизни, Третий год жизни.

Тема 3. Изучение отклонений речевого развития на раннем этапе изучения системы родного языка. Научно-методический подход к проблеме пропедевтического логопедического воздействия. Формы проявления специфических особенностей речевого развития на ранних этапах онтогенеза. Основные показатели речевого дизонтогенеза для каждого эпикризного срока.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов

  2. Изучение программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии « Маленькие ступеньки».( Навыки общения – кн.3, Восприятие речи –кн.6.

Тема 4. Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста.Условия ,обеспечивающие адаптацию ребенка к требованиям, предъявляемым в процессе развития. Важность адекватности и своевременности внешних требований морфо- функциональной готовности мозга. Мозговое обеспечение психической адаптации ребенка к требованиям ,предъявляемым из вне.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития.

  2. Метод замещающего онтогенеза ( А. Семенович).

Тема 5. Действие закона системной дифференциации в развитии разных психических процессов и функций. Нерасчлененность сенсорной сферы младенцев и ее постепенная дифференциация. Принцип системной дифференциации в Витии структуры понимания и порождения речи.

Тема 6. Особенности оказания помощи детям раннего возраста. Формирование оптимальной коммуникативной среды. Обучение близкого окружения игровому взаимодействию с ребеном. Вызывание стимуляция высказываний/вокализаций ребенка в работе со специалистом. Проведение групповых игровых занятий

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Основные модели коррекционной работы, применяемые в зарубежной практике .

  2. Обучение через ситуациию как один из действенных приемов в работе с детьми раннего возраста.

( Рассмотрение различных ситуаций , совпадающих с реальной жизнью, применяемых в работе с детьми РВ ).

Тема 7 . Развитие речи в младенчестве . Особенности оказания помощи от 0 до 1 года.Первый год жизни как подготовительный этап овладения речью. Довербальные вокализации. Влияние уровня сенситивности и реактивности матери на коммуникативное поведение младенца. Природа лепета. Основые показатели психической зрелости на первом году жизни ребенка. Стратегия опоры на имитацию. Роль имитационных механизмов в естественном усвоении речи. Развивающие игры – занятия .

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Эмоциональный мир младенца.

  2. Приемы и методы, применяемые для развития познавательных эмоций.

Тема 8. Познавательное развитие детей второго года жизни.Ведущие тенденции в развитии ребенка.Восприятие-ведущий познавательный процесс.Наглядно-действенное мышление как одна из генетически ранних форм.Специфика построения занятий. Сюжетно-отобразительная игра- ведущая форма игровой деятельности .Формирование системы знаний.Основные направления работы по ознакомлению с окружающим миром.

Вопросы для практикума:

1. Методика проведения дидактических игр.

2. Дифференциация игр ( игры на развитие внимания, восприятия/зрительного и слухового, памяти ).

Тема 9. Познавательное развитие детей третьего года жизни. Особенности восприятия , внимания и памяти ребенка. Начальный этап формирования образного мышления. Ролевая игра как ведущий вид деятельности.Развитие воображения. Формирование обобщенных понятий. Задачи ознакомления с окружающим миром.Программное содержание.

Тема 10. Развитие речи детей второго года жизни. Основные показатели речевого развития ребенка на втором году жизни. Особенности развития лексико-грамматическогого строя речи в онтогенезе и дизонтогенезе. Виды речевых занятий. Методика проведения.Програмное содержание. Особенности логопедической работы сдетьми с ЗРР.

Тема 11.Развитие речи детей третьего года жизни.Речь- важнейшее средство познания окружающего. Познавательная деятельность как стимул инициатвности речи. Основные речевые задачи третьего года жизни. Развитие смыловой стороны речи, артикуляции, грамматического строя, Функций сравнения и обобщения.Особенности логопедической работы сдетьми с ЗРР.

Задания для самостоятельной работы по темам 10-11:

  1. Ознакомиться с работой С. Н. Цейтлин / Язык и ребенок: Лингвистика детской речи.М., 2000.

  2. Составить тезисный план : Части речи и грамматические категории в онтогенезе.

Тема 12. Методика развития « начального детского лексикона» ( О.Е. Громова ). Понятие « начального детского лексикона». Принципы, положенные в основу данной методики. Программное Обеспечение. Стимульный материал для работы с детьми раннего возраста. Тематическое планирование

Задание для практикума:

  1. Подготовка и проведение (на группе студентов ) занятия по активизации и накоплению словаря .

Задание для семинара:

  1. Основные направления работы по развитию речи. (авторская методика)

  2. Особенности проведения индивидуальных и групповых занятий (примеры с применением стимульного материала).

Тема 13. Использование картинного материала в работе с детьми раннего возраста.Тематический подбор картин и картинок для ознакомления с окружающим и развития речи.Содержание и задача обучения.Методика диагностики и коррекции понимания фразовойречи с опорой на картинный материал ( А.Н.Корнев).

Тема 14. Использование произведений литературы и фольклора.

Особенности восприятия текста детьми раннего возраста. Тематический подбор произведений. Особенности работы с определенным жанром.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Разработать фрагмент занятия с использованием произведения из цикла «О больших и маленьких».

Тема 15. Развивающие игры на речевых занятиях методика проведения.Последовательность проведения игр для детей второго и третьего года жизни. Дидактические задачи.Оборудование . Возможности усложнения.Определение уровня развития игры детей 2-3 лет.

Задания для самостоятельной работы:

Разработать и провести дидактические игры по основным направлениям речевой работы.

Тема 16. Варианты тематического планирования работы по развитию речи.Планирование работы в дошкольных учереждениях общего типа. Авторские методики. Планирование работы с детьми 1 уровня ОНР.

Тема 17. Составление конспектов индивидуальных и групповых занятий. Основные требования. Формулирование задач и целей. Выделение основных этапов занятия.

Самостоятельное составление конспектов студентами.

Задания для контрольной работы:

Составить конспект занятия по развитию речи на заданную тему с включением описания 2-3 игр ( в том числе на развитие познавательных функций

Вопросы к экзамену:

  1. Методологические принципы абилитации и их особенности в работе с детьми раннего возраста.

  2. Основные принципы и стратегии оказания помощи детям с задержкой речевого развития.

  3. Особенности оказания помощи детям раннего возраста.

  4. Речевое развитие онтогенезе и дизонтогенезе.Лингвистика детской речи.

  5. Изучение отклонений речевого развития на раннем этапе усвоения ребенком родного языка.

  6. Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста.

  7. Нерасчлененность сенсорной сферы младенцев и ее постепенная дифференциация.

  8. Период младенчества: сенсо-моторное развитие, протодиалог, начало вербальной коммуникации.

  9. Познавательное развитие детей второго года жизни.

  10. Познавательное развитие детей третьего года жизни.

  11. Работа по развитию речи с детьми второго года жизни.

  12. Методика работы с детьми раннего возраста О.Е.Громовой.

  13. Работа с картинками и картинами на занятиях по РР.

  14. Использование художественных произведений на занятиях по РР.

  15. Варианты тематического планирования занятий по РР.

  16. Работа с родителями . Их роль и влияние на развитие речи ребенка.

  17. Ведущие виды игровой деятельности в раннем возрасте. Их роль на занятиях по РР.

  18. Методика коррекционной логопедической работы с детьми 2-3 лет с ЗРР ( Ю.Ф.Гаркуша)

  19. Методика диагностики и коррекции понимания фразовой речи у детей раннего возраста (А.Н. Корнев).

Литература:

    1. Воейкова М.Д., Чистович И.А. Первые слова русского ребенка// Бюллетень фонетического русского фонда.СПб., 1994 №5 с.94-112.

    2. Винниконт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.1998.

    3. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев,1990.

    4. Генезис сенсорных способностей/ Под ред. Л.А.Венгера. М.1976.

    5. Громова О.Е. Методика формирования начального деского лексикона. М. 2003.

    6. Громова О.Е. Обследование речи детей раннего возраста//Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под

    7. Ред. Г.В.Чиркиной ,2003,

    8. Елисеева М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста// Речь ребенка ранние этапы/ Под ред. С.Н. Цейтлин.

    9. Ермолаева М.В. , Ерофеева И.Г. Психолог-педагогические средства познавательного развития дошкольников. М.-Воронеж.2006.

    10. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи .М., 1994.

    11. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения/ М. 1993.

    12. Корнев А.Н. Методологические принципы абилитации детей с тотальным недоразвитием речи и их особенности в работе с детьми раннего возраста.// Актуальные проблемы логопедической практики/ СПб. 2004.

    13. Корнев А.Н. , Старосельская Н.Е. Как научить ребенка думать, читать, говорить.СПб., 2000.

    14. Лисина М.И.Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий совместно со взрослыми//Развития общения у дошкольников.М., 1974.

    15. Лепская Н.И. Язык ребенка: Онтогенез речевой коммуникации.М.,1997.

    16. Микиртумов Б.Е. Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Развитие речи в раннем детском возрасте и его нарушения//Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.,2001.

    17. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления.М., 2002.

    18. Павлова Л.Н.,Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие. М.,2003.

    19. Семенович А. Нейропсихологическая коррекционная работа с детьми// Метод замещающего онтогенеза.

    20. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи . М. ,2000.

    21. Чиркина Г.В.К проблеме раннего распознавания и коррекции речевого развития у детей// Проблемы младенчества.М.1999.

    22. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение// К обоснованию системно-структурного подхода.М., 200

  1. Рабочая программа по курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая программа
    В современной специальной психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и пре­одоления отклонений в психическом развитии детей младшего шко­льного возраста.
  2. Учебно-методическое пособие Рекомендовано Учебно-методическим советом Института психологии в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Тамбов 2008

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическим советом Института психологии в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
  3. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 02. 04. 10 «Психология» (очная форма обучения) Объем занятий: всего 101 час

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие написано на основе исследований, выполненных отечественными и зарубежными психологами в области психологии общения, и представляет собой изложение основ и закономерностей построения эффективной коммуникации.
  4. Ц ии по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи для специальности 05071565 «Логопедия» с дополнительной специальностью 05071465 «Олигофренопедагогика»

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс является практическим курсом к дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи». Изучение данного курса как учебного предмета в процессе подготовки логопедов в области коррекционной
  6. Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 050700. 68 «Специальное (дефектологическое) образование»

    Программа
    Программа по логопедии разработана доцентом кафедры специальной педагогики и психологии Т.А. Алтуховой; по специальной педагогике и психологии - доцентом кафедры специальной педагогики и психологии Л.
  7. Программа профессиональной переподготовки по специальности «Тифлопедагогика»

    Программа
    Основной задачей стоящей сегодня перед высшей педагогической школой, является задача насыщения системы специального образования профессионально подготовленными кадрами специальных педагогов и специальных психологов, подъем их процентного
  8. Программа профессиональной переподготовки по специальности 031800 «Логопедия»

    Программа
    Основной задачей стоящей сегодня перед высшей педагогической школой, является задача насыщения системы специального образования профессионально подготовленными кадрами специальных педагогов и специальных психологов, подъем их процентного
  9. Программа профессиональной переподготовки по специальности 031700 «Олигофренопедагогика»

    Программа
    Основной задачей стоящей сегодня перед высшей педагогической школой, является задача насыщения системы специального образования профессионально подготовленными кадрами специальных педагогов и специальных психологов, подъем их процентного

Другие похожие документы..