Учебно-методический комплекс по дисциплине

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ»

для специальности «Юриспруденция» (по ОКСО - 030501)

и направления «Юриспруденция» (по ОКСО - 030500)

Составители:

к.ю.н. профессор кафедры гражданского права С.Д. Бунтов

старший преподаватель кафедры гражданского права П.М. Ходырев

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры гражданского права

«____»_______________ 2007 г.

Заведующий кафедрой гражданского права доцент, к.ю.н. В.Н. Черняев:

Подпись: _______________________

Согласовано с методической комиссией ИПСУБ УдГУ «___»__________ 2007 г.

Председатель методической комиссии ______________________________________

Подпись: _________________

г. Ижевск, 2007

Перечень материалов, входящих в учебно-методический комплекс

  1. Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки)

  1. Рабочая программа по дисциплине

  1. Планы семинарских и практических занятий

  1. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия

  1. Пакет контрольных заданий для текущей и промежуточной аттестации

  1. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ

I. Извлечение из государственных образовательных стандартов

по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция»

В рамках специальности и направления «юриспруденция» юрист получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

ОПД.Ф.07

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Часть 1.

Гражданское право в системе права России; предмет гражданско-правового регулирования; гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие, содержание и виды гражданских правоотношений; граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений; объекты гражданских правоотношений и их основные виды; понятие и виды юридических фактов в гражданском праве; сделки и условия их действительности; понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав; право на защиту; гражданско-правовая ответственность, ее условия и размер; сроки в гражданском праве; собственность и ее правовые формы, понятие и объекты права собственности, понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав; гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав; гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными.

II. Рабочая программа по дисциплине

очная очная заочная заочная заочная очная

нормативные направление нормативные на базе на базе на базе

сроки бакалавриат сроки СПО ВПО СПО

Курс………………………….2 2 2, 3 1, 2 1, 2 1, 2

Семестр…………………….3,4 3, 4 4, 5 2, 3 2, 3 2, 3

Всего аудиторных часов…172 172 38 30 38 128

Лекции, час………………...76 76 26 20 26 68

Практич. занятия, час…….96 96 12 10 12 60

Самостоят. работа, час ….170 170 304 312 304 214

Экзамен (семестр)…………..4 4 6 4 4 3

Зачет (семестр)…………….3 3 5 3 3 2

Контр. раб…………………..3, 4 3, 4 5 4 3 3

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация – юрист» от 27 марта 2000 г.

2.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Направление 521400 - Юриспруденция. Степень (квалификация) – бакалавр юриспруденции» от 27 марта 2000 г.

Составители рабочей программы:

к.ю.н. профессор кафедры гражданского права С.Д. Бунтов

старший преподаватель кафедры гражданского права П.М. Ходырев

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры гражданского права 20 февраля 2007 г.

Заведующий кафедрой гражданского права доцент, к.ю.н. В.Н. Черняев:

Подпись: _______________________

Решение методической комиссии Института права, социального управления и безопасности от «_______» ______________ 2007 г.

Председатель методической комиссии ______________________________________

Подпись: _________________

Согласовано с библиотекой УдГУ «_____» _______________ 2007 год

Директор библиотеки УдГУ ____________________________________________

Подпись:______________________

1. Требования государственных образовательных стандартов

по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция»

В рамках специальности и направления «юриспруденция» юрист получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

ОПД.Ф.07

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Часть 1.

Гражданское право в системе права России; предмет гражданско-правового регулирования; гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие, содержание и виды гражданских правоотношений; граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений; объекты гражданских правоотношений и их основные виды; понятие и виды юридических фактов в гражданском праве; сделки и условия их действительности; понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав; право на защиту; гражданско-правовая ответственность, ее условия и размер; сроки в гражданском праве; собственность и ее правовые формы, понятие и объекты права собственности, понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав; гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав; гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными.

2. Принципы построения курса «Гражданское право»

Курс «Гражданское право» входит в блок общепрофессиональных дисциплин правового направления (ОПД.Ф.07). Во главу курса гражданского права поставлены основные положения гражданско-правовой науки, выработанные ею и проверенные многолетней практикой применения правовые институты и категории, научный анализ их законодательного оформления как в действующем, так и в предшествующем правопорядке, а по возможности и в других правовых системах. Необхо­димый в условиях ломки прежнего законодательства переход от традиционного освоения многочисленных законоположений («за­коноведения») к изучению общепризнанных в юридической доктрине и практике цивилистических постулатов («правоведение») вполне оправдал себя. Такой подход сохранен и в настоящей рабочей программе, подготовленной с учетом результатов новой ко­дификации отечественного гражданского права и современного развития всей законодательной сферы.

Новое гражданское право России, основывающееся на частно­правовых принципах и традициях, становится основным регулято­ром товарно-денежных и иных отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве. Присущие гражданско-правовому (частно­правовому) регулированию начала инициативы и диспозитивности, юридического равенства и взаимной имущественной ответ­ственности, законодательного ограничения необоснованного государственного вмешательства в частные дела, неприкосновен­ности частной собственности и свободы договоров, судебной защиты гражданских прав резко повышают его социальную цен­ность и расширяют сферу его применения в формирующемся пра­вовом государстве.

Все это вызывает необходимость глубокого изучения основных гражданско-правовых категорий и конструкций, богатого цивилистического инструментария и предоставляемых им многообразных возможностей. Гражданское право как фундаментальная учебная дисциплина становится одной из краеугольных основ современного юридического образования.

Вместо комментиро­вания действующего законодательства во главу современного универ­ситетского курса гражданского права должно быть поставлено изуче­ние основных положений гражданско-правовой науки, выработанных ею и проверенных многолетней практикой правовых институтов и поня­тий, сочетающееся с научным анализом действующего гражданского законодательства и практики его применения. В результате студент должен усвоить общепризнанные цивилистические постулаты и уметь самостоятельно анализировать их различное, конкретное законодательное оформление, а также овладеть основны­ми навыками практического использования гражданско-правовых средств.

Важное значение теперь приобретает систематика курса гражданского права. Она преследует цели наиболее оптимального изложения и охвата необходимого учебного материала с учетом реаль­ного времени, отводимого на его изучение по учебному плану. При этом необходимо четко различать систему курса граж­данского права и систему гражданского права и гражданского законода­тельства, ибо свое, во многом не совпадающее, содержание и систему имеют гражданское право как правовая отрасль, гражданское законодательство, гражданско-правовая наука и курс гражданского права как учебная дисциплина.

Настоящая рабочая программа курса гражданского права основывается на программе, впервые разра­ботанной и использованной в учебном процессе кафедрой граждан­ского права юридического факультета МГУ в 1988—1989 гг. (от­ветственные редакторы программы — проф. В.П. Грибанов и проф. Е.А. Суханов). Основная идея заключается в разделении всего учебно­го материала на крупные разделы («блоки») взаимосвязанных инсти­тутов и категорий, подлежащих изложению и изучению в строгой пос­ледовательности. С учетом опыта московской школы гражданского права в Удмуртском государственном университете программа гражданского права разработана к.ю.н., профессором кафедры гражданского права С.Д. Бунтовым и к.ю.н., доцентом Н.В. Кузнецовой.

Изучение гражданского права распадается на две основные части, соответствующие двухгодичной продолжительности изучения данного курса. В первой части курса гражданского права (оба семестра второго курса) изучается следующие темы. Темы 1—13 охватывают материал общей части гражданского права, темы 14 - 19 — вещное право, тема 20 - наследственное право, темы 21 - 24 - право интеллектуальной собственности, темы 25 - 27 – личные неимущественные права. Все эти разде­лы и темы (за исключением вопросов общей части) освещают «ста­тику» гражданских правоотношений, по существу — предпосылки и ре­зультаты имущественного (гражданского) оборота. Сам же этот обо­рот, оформляемый институтами и нормами обязательственного права, изучается специально и целиком во второй части курса (два семестра третьего курса), полностью посвященной обязательственному праву. Таким образом, «динамика» гражданских правоотношений (гражданский оборот), в наибольшей мере развивающаяся и усложня­ющаяся в условиях перехода к рыночному хозяйству и приобретающая в этих условиях особое практическое значение, получает цельное и систематизированное освещение и лишается искусственных разрывов и перерывов в обучении. Общая логика такого изложения позволяет не только более последовательно раскрыть все многообразие гражданско-правовых отношений, но и более четко систематизировать получаемые студентом знания.

Лекционный материал должен закрепляться на практических занятиях. Именно практические занятия должны привить студентам навыки решения конкретных жизненных проблем гражданско-правового характера. В этих целях предлагается использовать «Практикум по гражданскому праву», содержащий казусы для решения. Проведение исключительно теоретических занятий (семинаров) предполагается лишь в некоторых случаях. Однако, теоретические вопросы могут и должны рассматриваться на каждом практическом занятии перед решением казусов и по ходу их решения. В настоящей программе дается основная теоретическая (учебная и научная) литература, в том числе, по соответствующим темам курса, имея в виду, что ознакомление с ней будет спо­собствовать углублению знаний студентов.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачетов, экзаменов, контрольных заданий (работ). Студенты сдают итоговый междисциплинарный государственный экзамен, на который выносятся, в том числе, вопросы по гражданскому праву.

  1. Методические указания о структуре, порядке разработки, утверждения и пересмотра Учебно методического комплекса по дисциплинам основных образовательных программ

    Методические указания
    Задача – обеспечение единых требований с точки зрения структурного наполнения и оформления учебно-методических комплексов по всем дисциплинам рабочих учебных планов основных образовательных программ.
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы дисциплины «Мироваяэкономика», необходимые для успешного усвоения специальных дисциплин в области экономики, статистики и бизнеса, менеджмента и информационных технологий.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «гистология с основами эмбриологии» Специальность 050102. 65-Биология Н. В. Алемасова Методические указания студенту для изучения дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Гистология дает основные понятия о развитии, строении и жизнедеятельности всех тканей живых организмов. Изучение основных стадий эмбрионального развития организмов должно сопутствовать при рассмотрении структуры тканей.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка стоимости ценных бумаг»

    Учебно-методический комплекс
    Цели и задачи дисциплины: Курс лекций по дисциплине дает возможность студентам приобрести знания и умения в области экономического моделирования. Основными задачами курса являются:
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Коммерция»

    Учебно-методический комплекс
    При переходе к рыночным отношениям роль статистики возрастает. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов ее развития.
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  10. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Бухгалтерский учет»

    Учебно-методический комплекс
    Для обучения экономистов любой специальности навыкам решения задач, стоящих перед статистикой в рыночных условиях хозяйствования, требуется качественно новый подход к повышению уровня их подготовки.

Другие похожие документы..