«О лоббировании»

Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты

Доклад подкомиссии Общественной палаты

Российской Федерации по проблемам противодействия коррупции

Доклад рассмотрен на заседании подкомиссии
21 декабря 2006 года и рекомендован
для направления в органы государственной власти

 

Содержание

  1. Введение

  1. Зоны поражения коррупцией

    1. Бытовая коррупция

    2. Коррупция в органах власти

    3. Коррупция в судебных, правоохранительных и контролирующих органах

    4. Политическая коррупция

  1. Причины коррупционных процессов

    1. Общие замечания

    2. Коррупционные дефекты правового регулирования

    3. Правоприменительная практика

    4. Деградация общественного сознания и морали

    5. Неэффективность мер противодействия коррупции

  1. Антикоррупционные приоритеты

    1. Правовые приоритеты

      1. Реализация норм международного права

      2. Закон «О противодействии коррупции»

      3. Закон «О лоббировании»

      4. Антикоррупционная экспертиза

      5. Антикоррупционный мониторинг действующих правовых норм

      6. Ужесточение санкций за преступления против государственной службы

      7. Профилактика коррупции в системе государственной службы

      8. Отказ от расширительного толкования презумпции невиновности должностных лиц

      9. Форсирование разработки и введения в действие административных регламентов

      10. Разработка и введение в действие Кодекса этики государственных служащих

    1. Организационно-управленческие приоритеты

      1. Возобновление деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией

      2. Разработка антикоррупционных Концепции и Стратегии

      3. Принятие Государственной и Федеральной целевых антикоррупционных программ

      4. Разработка принципов и механизмов государственной кадровой политики

      5. Формирование Федерального и Регионального банков кадровой информации

      6. Восстановление системы федерального и регионального кадрового резерва

      7. Формирование Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации

      8. Формирование системы управления государственной службой Российской Федерации

    1. Предупредительно-профилактические приоритеты

      1. Развертывание системы антикоррупционного правового просвещения граждан

      2. Введение антикоррупционных передач на государственных теле- и радиоканалах

      3. Поддержка общественных организаций антикоррупционной направленности

      4. Проведение в Москве ежегодных Всероссийских антикоррупционных форумов

      5. Ежегодное проведение конкурсов среди журналистов «Стоп коррупция!»

      6. Развертывание сети центров бесплатной юридической антикоррупционной помощи

      7. Корректировка образовательных стандартов

    1. Приоритеты в сфере массовых коммуникаций

      1. Информирование общественности о деятельности органов власти

      2. Широкое бесплатное распространение информации об административных процедурах

  1. Заключение

1. Введение

1.1. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость.

1.2. Данные криминальной статистики, социологические опросы и оценки экспертов показывают, что коррупция поразила практически все сферы нашей жизни - от государственной службы и правоохранительных органов до здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие России, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают международную заинтересованность в сотрудничестве с нашей страной.

Поражение коррупцией властных структур неизбежно приводит к снижению роли государства как регулятора экономических и социальных процессов, стимулирует паразитирование незначительной части общества на проблемах и тяготах большинства, переводит нормальную систему взаимоотношений между людьми в теневую, зачастую криминальную сферу. Особенно опасна коррупция в правоохранительных органах, спецслужбах, прокуратуре, судебной системе, поскольку она подрывает веру населения в способность государства защитить права и свободы своих граждан.

1.3. Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2006 года сделал тему противодействия коррупции одной из центральных. Если в своем предшествующем послании Президент говорил о «надменной касте чиновников», рассматривающих государственную службу как разновидность бизнеса, и требовал принятия мер, которые могли бы остановить негативные тенденции перехода страны под контроль неэффективной коррумпированной бюрократии, то очередное обращение к данной теме говорит о том, что деятельность публичной власти всех видов и уровней в области борьбы с коррупцией по-прежнему недостаточна и не дает пока еще ощутимых результатов. Об этом свидетельствует и отсутствие сдвигов в восприятии проблемы противодействия коррупции со стороны большинства населения нашей страны, что подтверждается многочисленными социологическими опросами.

Призыв-предостережение Президента к крупным бизнесменам и чиновникам любого ранга осознать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом, свидетельствует о том, что борьба с коррупцией переходит на новый качественный уровень. Этот уровень требует проведения последовательной системной работы всего государства и общества по пресечению деятельности коррумпированных должностных лиц любого уровня и формированию действенных условий, препятствующих дальнейшему развитию коррупции.

Таким образом, противодействие коррупции стало в настоящее время важнейшей стратегической задачей деятельности Российского государства и его гражданского общества.

1.4. Настоящий доклад отражает видение основных путей и направлений решения данной задачи, которое сформировалось в подкомиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам противодействия коррупции и у привлеченных к ее работе экспертов за сравнительно небольшой период времени после образования подкомиссии, и содержит некоторые предложения относительно приоритетов в сфере борьбы с коррупцией в Российской Федерации.

2. Зоны поражения коррупцией

2.1. Бытовая коррупция

2.1.1. Российские граждане реально ощущают влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, когда зачастую любой вопрос решается только после дачи взятки соответствующему чиновнику в самых различных формах. Размах коррупции на бытовом уровне столь значителен, что в массовом сознании укоренилось мнение, что без «стимулирования» того или иного служащего или должностного лица практически невозможно решить ни одной житейской проблемы.

Отсутствие чёткой регламентации оказания услуг в различных сферах деятельности, в том числе при решении конкретных вопросов, по которым граждане обращаются непосредственно в органы публичной власти, приводит к огромным злоупотреблениям. Именно на этом бытовом уровне формируется негативное отношение людей к власти в целом, создается представление в массовом сознании о ее тотальной продажности и коррумпированности. В результате у большой части населения страны постепенно складывается стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения проблем, размывается понимание общественной опасности этого явления, снижается порог моральной терпимости населения к взяточничеству и поборам.

Несмотря на то, что масштабы бытовой коррупции не оказывают существенного влияния на экономику страны в целом, этот ее вид серьезно деморализует простых граждан, разлагает чиновников, делает коррупцию повседневным, обыденным, по существу, общепринятым и даже не осуждаемым обществом явлением.

2.1.2. Наиболее болезненно гражданами воспринимаются взятки, вымогательство и другие злоупотребления коррупционного характера в сфере здравоохранения, потому что в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого многие иные ценности утрачивают свой смысл. При этом речь идет уже не столько о мелких взятках в виде подношений врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных проявлениях: получение врачами бонусов от фирм производителей за рекомендацию больным лекарств конкретных фирм, разумеется, не самых дешевых и зачастую не самых эффективных. Происходит закупка дорогостоящих, но менее эффективных лекарств. Отсюда - снижение доверия граждан к врачам и массовое распространение различных видов самолечения и обращения к мошенникам.

Все чаще отмечаются факты вымогательства за проведение формально бесплатных операций. Особенно кощунственны те случаи, когда речь идет о проведении операций в связи с угрозой жизни больных, когда люди продают последнее, лишь бы спасти жизнь себе или своим близким. Важным показателем системного характера коррупции в сфере здравоохранения является то, что врачи, желающие работать по некоторым медицинским специальностям, должны платить немалые деньги за свое назначение. Такая практика предполагает наличие у них теневых доходов, которые позволяют им компенсировать вложенные средства. По существу, наблюдается постепенное превращение лечебных заведений в торговые, в которых происходит замена честных квалифицированных врачей коммерсантами от медицины.

2.1.3. В области образования, как и ранее, главным проявлением коррупции являются взятки за поступления в высшие учебные заведения, масштабы которых достигают размеров, недоступных даже гражданам со средними доходами. С введением в действие системы Единого государственного экзамена стали отмечаться факты взяток за обеспечение высоких баллов.

2.1.4. В сфере жилищно-коммунального хозяйства система многоступенчатого оформления документов приводит к взяткам за получение всевозможных справок, особенно при покупке и продаже жилья. Различные аферы по постройке домов, не обходящиеся без поддержки чиновников муниципального уровня, плодят обманутых вкладчиков строительных пирамид. Широкие масштабы приобрела сдача муниципальных нежилых помещений за «откаты» соответствующим должностным лицам. Чиновники нередко получают коррупционную ренту с представителей малого и среднего бизнеса путем проведения проверок и выставления различных требований для получения разрешений на использование объектов ЖКХ - коллекторов или чердачных помещений. Повсеместно распространено нелегальное подключение к электропитанию мелких фирм и индивидуальных предпринимателей за взятки особенно в тех случаях, когда это невозможно сделать легально.

2.1.5. В области социального обеспечения развита практика выселения из квартир одиноких пенсионеров через систему патронажа и незаконного отъема у них жилья. При этом происходит не только противоправное взаимодействие муниципальных чиновников с сотрудниками правоохранительных органов, но и их «сращивание» с представителями криминальных структур. Не без участия властных структур на местах происходит и расхищение средств, выделяемых на содержание инвалидов и стариков. Скрытые формы такого хищения - закупка медикаментов, продуктов питания и других предметов потребления по завышенным ценам, а также с истекающими или истекшими сроками годности. Эти циничные действия являются показателем нравственного падения общества, которое оказывается неспособным защитить те слои населения, которые испокон веков окружались уважением и заботой.

2.1.6. В сфере использования и купли-продажи земли отдельные чиновники, объединив свои интересы с представителями монопольных строительных фирм и зарубежными спекулянтами землей, производят скупку за минимальные деньги огромных земельных участков, что приводит потом к необходимости выкупать их реальными застройщиками. Аналогично происходит выкуп сельскохозяйственных угодий в регионах для их последующей сдачи в аренду сельхозпроизводителям. Громадные территории сельскохозяйственных земель выводятся из производственного оборота в спекулятивный сектор экономики, что ведет к дальнейшему обнищанию сельских жителей и сокращению производства сельскохозяйственных продуктов.

2.1.7. Значительные коррупционные проявления отмечаются в области призыва в Вооруженные силы, где уже сложилась такса за незаконное освобождение от службы в армии - так называемый «откос» и действуют коррупционные механизмы, основными элементами которых являются сотрудники военкоматов и члены призывных комиссий. Следствием этого является явно выраженная дискриминация граждан по призыву, в результате которой на службу попадают преимущественно выходцы из бедных слоев населения.

2.2. Коррупция в органах власти

2.2.1. Наибольшую опасность для общества несет коррупция в аппаратах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сферах выработки и принятия управленческих решений. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что государственная и региональная политика зачастую прямо диктуется частными интересами лиц, находящихся непосредственно во власти или способных напрямую влиять на принятие решений. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что преступность, в том числе организованная и профессиональная, широко проникла и укоренилась практически во всех властных структурах. Определенная часть работников государственных и муниципальных органов власти поражена коррупцией в ее самом распространенном проявлении - взяточничестве. По экспертным оценкам, ежегодные потери экономики от коррупции составляют в стране десятки миллиардов долларов.

 2.2.2. Дополнительные теневые доходы составляют основную часть дохода чиновников, находящихся на разных уровнях иерархической лестницы, нередко объединенных друг с другом коррупционными связями и круговой порукой. Все чаще коррупционные связи оказываются столь плотными, что добросовестный и бескорыстный чиновник в лучшем случае не имеет перспектив служебного роста, а в худшем - «выдавливается» из государственной или муниципальной службы, компрометируется и ошельмовывается любыми способами. Коррупционное поведение стало составной частью, зачастую даже нормой экономической и иной деятельности, связанной с управлением большими финансовыми потоками. За взятки выдаются квоты и лицензии на разработку природных месторождений, добычу многих других невосполнимых природных ресурсов, организуются тендеры и аукционы с заранее предрешенным результатом, обеспечивается доступ к инсайдерской информации и ее использование в интересах коррумпированных лиц, подряды на проведение различных видов работ конкретными фирмами.

2.2.3. Привлечение «своих» фирм для проведения тех или иных работ в результате различных коррупционных конструкций имеет следствием не только значительные «откаты» в пользу чиновников, но и выбор заведомо неэффективных решений, которые в дальнейшем позволяют обеспечивать им стабильный доход, воспроизводя все новые и новые виды работ, в частности ремонтных.

2.2.4. Широко распространена практика извлечения личной выгоды из пользования государственным или муниципальным имуществом в форме сдачи ее за взятки в аренду по заниженным ставкам, приобретения служащими государственного имущества за символическую плату, его прямого расхищения и присвоения.

  1. Вопросы для изучения: Сущность, место и роль лоббирования в политической

    Документ
    Лоббизм зародился в XVI веке в монастырях. Именно этим словом – lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок.
  2. Корпоративны е связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе

    Реферат
    Целью настоящей работы является анализ состояния дел в области корпоративных связей с органами государственной власти и лоббирования накануне вступления в должность нового Президента и премьер-министра России, а также масштабных изменений
  3. Доклад по дисциплине «Управление общественными отношениями» на тему: «Лоббирование в зарубежных странах»

    Доклад
    Теневые процессы - это такие перемены в жизни общества, которые не оставляют никаких официальных следов. Независимо от того, где происходит теневой процесс - в экономике, в политике или в школе - он сохраняет свои природные черты,
  4. «О лоббировании» (1)

    Доклад
    Доклад рассмотрен на заседании подкомиссии по проблемам противодействия коррупции Общественной палаты Российской Федерации 21 декабря 2006 года и рекомендован для направления в органы государственной власти
  5. «О лоббировании» (2)

    Доклад
     1.1. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу
  6. «О лоббировании» (4)

    Доклад
    1.1. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу
  7. «О лоббировании» (3)

    Закон
    В целях реализации второго этапа Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы государственными органами и акиматами принят комплекс организационных и практических мер по снижению коррупции, результаты которых указаны ниже.
  8. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 858 с Оглавление Предисловие Глава Введение в политическую психологию

    Учебное пособие
    Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  9. Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева

    Учебное пособие
    Современные задачи, решаемые российским об-ществом, обусловливают ак-туальность овладения его членами знаниями о природе, механизмах и функци-ях политики, условиях и возможностях активно вли-ять на ее характер.

Другие похожие документы..