«О лоббировании»

Совет ни при каких обстоятельствах не должен превратиться в декоративный орган, его работа должна строиться на плановой основе с учетом установок Президента, ориентироваться только на приоритетные направления противодействия коррупции без непосредственного вмешательства в деятельность правоохранительных и судебных органов. Деятельность Совета должна в разумных пределах освещаться средствами массовой информации и доводиться до широкой общественности.

В самые короткие сроки после подписания нового Указа Президента Российской Федерации о Совете по борьбе с коррупцией необходимо сформировать и развернуть работу двух его комиссий - Комиссии по противодействию коррупции и Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Аналогичные комиссии должны быть сформированы во всех государственных органах и субъектах Российской Федерации. Принцип их формирования может быть аналогичным порядку формирования Совета на федеральном уровне.

Возобновление деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией будет позитивно воспринято в обществе только в том случае, если он начнет активно функционировать и регулярно демонстрировать гражданам России последовательную и целенаправленную работу по искоренению этого явления. В противном случае реакция общества будет скептической, как на очередной предвыборный ход.

4.2.2. Разработка антикоррупционных Концепции и Стратегии. Антикоррупционная политика должна стать постоянной и неотъемлемой частью государственной политики в целом. Для этого необходимо разработать и ввести в действие продуманную государственную систему мер противодействия коррупции, которая предусматривала бы не только принципиальные подходы к проблеме, но и систему взаимосвязанных мер во всех областях деятельности государства и общества.

Под эгидой Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией и Совета безопасности в течение полугода должна быть выработана и принята Концепция, а затем и Стратегия борьбы с коррупцией. В рамках этих базовых документов должны найти отражение все вопросы совершенствования правового обеспечения и первоочередные меры противодействия коррупции. Оба документа должны быть разработаны группами квалифицированных специалистов с привлечением общественности, подвергнуты широкому обсуждению и опубликованы в средствах массовой информации.

4.2.3. Принятие Государственной и Федеральной целевых антикоррупционных программ. С введением в действие Концепции и Стратегии противодействия коррупции необходимо принять сначала Государственную, а затем и Федеральную целевую программу противодействия коррупции на среднесрочную перспективу. Особое внимание в этих документах должно быть уделено мерам предупреждения коррупции в органах исполнительной власти, правоохранительной и судебной системах. При наличии достаточной антикоррупционной законодательной базы документы, определяющие стратегию и тактику борьбы с коррупцией, не оставят никакой возможности ссылаться на несовершенство нормативно-правовой базы или отсутствие четко прописанных механизмов противодействия коррупции, создадут организационно-управленческую основу для последующих антикоррупционных действий.

4.2.4. Разработка принципов и механизмов государственной кадровой политики. В целях обеспечения антикоррупционной устойчивости власти и создания действенного механизма ее формирования следует разработать и утвердить Указом Президента России «Основы и приоритеты государственной кадровой политики в Российской Федерации» - базовый документ, в котором четко изложить принципы подбора кадров на высшие государственные должности в том числе на должности руководителей субъектов Российской Федерации, процедуры изучения и «прохождения» кандидатур, критерии и основные качественные характеристики, требуемые для занятия этих должностей. «Основы и приоритеты» должны положить конец импровизациям в кадровых решениях, зависящих от субъективных интересов того или иного руководителя особенно в высших эшелонах власти, определить принципиальные рамки кадровой политики с учетом реального положения дел в кадровой сфере, масштабов коррупции в системе государственной службы и настоятельной потребности притока новых сил в систему управления.

Для быстрого развертывания этой работы следует использовать многочисленные наработки в этом направлении, проводившиеся, начиная с 1994 года, коллективами специалистов в том числе РАГС, МГУ, Академии управления, Администрации Президента Российской Федерации, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Центральном и Сибирском федеральных округах.

4.2.5. Формирование Федерального и Регионального банков кадровой информации. Для осуществления эффективной государственной кадровой политики, формирования полноценного кадрового резерва и учета созидательного кадрового потенциала страны следует сформировать в Администрации Президента Российской Федерации и аппаратах полномочных представителей Президента России в федеральных округах компьютерные банки данных, куда по определенной схеме и с учетом установленных Президентом России критериев должны вводиться персональные данные на все значимые фигуры федерального и регионального уровней - государственных и муниципальных служащих управленческого звена, политиков, бизнесменов, деятелей науки, образования и культуры. Разумеется, такие банки данных должны быть основаны на самых современных программных средствах, позволяющих вести многоаспектный поиск информации по заданным критериям, а также соответствовать нормам законодательства, защищающим права и интересы граждан.

Аналогичные банки данных функционировали в ЦК КПСС, а в 1994-1995 годах были созданы и в Администрации Президента России. Эти информационные фонды содержали сведения о многих тысячах лиц, представлявших собой кадровый потенциал страны, из которого, собственно говоря, и следовало бы «черпать» кандидатуры для назначения на те или иные государственные должности. Восстановить эти системы с учетом современных технологий и приступить к их наполнению - значит заложить фундаментальные информационные основы для взвешенной кадровой политики в ближайшем будущем и долгосрочной перспективе.

При этом можно было бы предусмотреть участие в формировании банков данных наряду с органами исполнительной власти институтов гражданского общества - политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, Общественной палаты Российской Федерации, крупных общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, объединений промышленников и предпринимателей. Это позволило бы реально включить общественные механизмы поиска и подбора квалифицированных кадров для системы государственной службы, заменить лоббистско-коррупционные, теневые схемы формирования власти цивилизованными формами общественного участия в подборе и расстановке кадров.

4.2.6. Восстановление системы федерального и регионального кадрового резерва. Предусмотренные Законом о государственной гражданской службе принципы формирования кадрового резерва не затрагивают систему подбора и расстановки высших управленческих кадров, что не создает реальной перспективы повышения уровня кадрового потенциала страны, порождает, с одной стороны, громадный дефицит высококвалифицированных управленцев, а с другой - широкомасштабную невостребованность в системе управления масс специалистов, оказавшихся «выброшенными» за пределы государственной службы в результате многочисленных реорганизаций, и столкновения корпоративных интересов.

Назрела необходимость в создании системы «рекрутирования» кадров, при которой на каждую занятую в настоящий момент должность главы субъекта Российской Федерации и его заместителей, руководителей министерств и ведомств имелось бы по несколько кандидатур, соответствующих базовым критериям для замещения этих должностей. Процедура их «генерирования» может быть прописана в специальном Указе Президента по кадровой политике. Там же должен предусматриваться механизм привлечения кадров на государственную службу из сфер бизнеса и различных форм общественной деятельности.

Несмотря на то, что формирование кадрового резерва должно осуществляться в рамках норм, регламентирующих государственную службу, оно должно включать в себя более широкий круг компонентов в том числе элементы открытости, общественного контроля и всестороннего изучения качественных характеристик личности с целью исключения случаев назначения на должности людей, слабых в профессиональном и морально-этическом отношении, подверженных внешним влияниям и неспособных к самостоятельным действиям.

Система кадрового резерва существовала в нашей стране долгие годы, достигла реальных очертаний в середине 1990-х годов в виде компьютерных баз данных, постоянного поступления кадровой информации из ведомств, организации регулярной подготовки и переподготовки в РАГС кандидатов на государственные должности, но была затем сведена до упрощенных форм кадровой работы.

4.2.7. Формирование Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Образование такого консультативного органа диктуется необходимостью заменить лоббистско-коррупционную форму подбора кандидатур для назначения на высшие государственные должности и связанные с этим злоупотребления эффективным механизмом коллегиального, многовариантного рассмотрения кандидатур федерального и регионального кадрового резерва. Такой орган не только оградит Президента от кадровых просчетов в том числе при рассмотрении кандидатур на посты губернаторов, руководителей министерств и ведомств, но и окажет ему помощь в принятии взвешенных кадровых решений.

Подобный Совет эффективно работал в 1994-1996 годах под председательством руководителя Администрации Президента и первого вице-премьера Правительства. На его заседаниях, а также созданных при нем комиссий (по высшим воинским должностям и званиям, по судьям) обсуждались кандидатуры на должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, силовых структур, судебной системы. Это позволяло в некоторой степени ограждать Президента от прямого лоббирования назначений, глубоко изучать кандидатов и предлагать ему коллегиально выверенную позицию.

В Совет входили руководители всех ветвей власти, члены Правительства, имеющие прямое отношение к кадровой политике, видные ученые и общественные деятели, руководители правоохранительных органов. Совет ежемесячно собирался на свои заседания, куда нередко приглашались кандидаты, его деятельность освещалась в СМИ, что получало положительный резонанс в обществе. Одним из самых ярких дел Совета было предварительное рассмотрение кандидатур на должности судей Конституционного Суда, в ходе которого были проведены своего рода конкурс претендентов и «защита» ими своих программ действий. Тщательный подбор кандидатур по ранее согласованным критериям, всестороннее изучение их в том числе с привлечением специалистов-психологов позволили тогда обеспечить достаточно высокую степень объективности кадровых предложений Президента Российской Федерации.

Предпринимались попытки образования аналогичных советов и в федеральных округах. Так, в течение ряда лет успешно функционируют такие советы в Сибирском и Центральном федеральных округах.

Чтобы развернуть на новой основе деятельность Совета на федеральном уровне не потребуется ни много времени, ни значительных финансовых затрат. Однако выгода от такого шага очевидна, прежде всего, потому, что это продемонстрирует обществу, что высшее должностное лицо государства не позволяет использовать его авторитет в групповых интересах, что Президент готов сделать государственную кадровую политику ясной и понятной всему обществу, поставить реальный заслон на пути коррупции и криминала, стремящихся к властным рычагам.

4.2.8. Формирование системы управления государственной службой Российской Федерации. Законодательством предусмотрено формирование федеральных и региональных структур управления государственной службой. Эти инструменты управления, без образования которых по существу нельзя говорить о сложившейся системе государственной службы, призваны выполнять антикоррупционные функции в области реализации кадровой политики в государственном и муниципальном управлении, замещении руководящих в том числе высших государственных должностей, в сфере повышения профессионализма управленческих кадров, устранении кадровых диспропорций и перекосов.

Образование этих органов неоправданно затянулось, тормозя процесс формирования полноценной государственной службы России. Вместе с тем конкретные предложения в этом отношении уже разработаны специалистами РАГС и нуждаются в скорейшем рассмотрении. Их реализация будет существенным шагом в противодействии коррупции, так как позволит регламентировать и упорядочить самую опасную в коррупционном отношении сферу - систему государственного управления.

4.3. Предупредительно-профилактические приоритеты

4.3.1. Развертывание системы антикоррупционного правового просвещения граждан. Отсутствие у значительной части населения страны даже самых общих правовых представлений, незнание им своих прав и возможностей в противодействии коррупционным проявлениям различных форм - все это определяет необходимость осуществления целого комплекса мер по воспитанию у граждан правового сознания, привитию им навыков правового поведения в том числе конкретных действий при соприкосновении с проявлениями бытовой коррупции.

Подкомиссия Общественной палаты по проблемам противодействия коррупции разрабатывает, выпускает массовым тиражом и бесплатно распространяет так называемую «Библиотечку антикоррупционера» в виде серии малоформатных книжек-памяток гражданам России с разъяснением основных коррупционных понятий и описанием рекомендуемых методов и форм реагирования граждан на наиболее часто встречающиеся виды коррупционных действий со стороны должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления по тем вопросам, с которыми в них наиболее часто обращаются граждане.

В настоящее время в рамках этой серии выпущены две памятки - «Если у вас вымогают взятку» и «Если вам угрожает рейдерство». На очереди подготовка и выпуск других подобных памяток, содержащих рекомендации гражданам при столкновении с фактами поборов, вымогательства, взяточничества и иных видов коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления, различных учреждениях, осуществляющих оказание услуг гражданам в сфере медицинского обслуживания, образования, в жилищно-коммунальной сфере. Подобная работа требует развертывания в государственных масштабах с привлечением большого числа квалифицированных специалистов и соответствующим уровнем финансирования. Ее вполне уместно продолжить под эгидой Общественной палаты с участием Генеральной прокуратуры и правоохранительных органов.

4.3.2. Введение антикоррупционных передач на государственных теле- и радиоканалах. С целью переломить негативные тенденции в восприятии коррупции в массовом сознании российских граждан следует безотлагательно развернуть циклы еженедельных полуторачасовых передач в прайм-тайм, к участию в которых привлечь талантливых журналистов и квалифицированных юристов. Каждую передачу посвящать какой-либо бытовой ситуации, сопровождаемой коррупционными проявлениями, с подробным разбором конкретных действий гражданина, которые он должен противопоставить вымогателям, взяточникам и казнокрадам. В этих передачах должны также выступать видные деятели культуры и науки, пользующиеся авторитетом у граждан страны и способные донести до населения свою антикоррупционную нравственную позицию.

Средства телевидения и радио должны развернуть целую серию передач о деятельности правоохранительных и судебных органов в сфере борьбы с коррупцией. Героями этих передач должны стать оперативные работники и следователи, прокуроры и судьи, которые, не поддаваясь на давление и угрозы, невзирая на реальную опасность, выполняют свой профессиональный и гражданский долг. Именно такие примеры должны развенчать созданный в массовом сознании образ коррупционера в погонах и судейской мантии, который по существу затмил самоотверженную работу тысяч сотрудников правоохранительных органов, судей и прокуроров.

4.3.3. Поддержка общественных организаций антикоррупционной направленности. Под эгидой Общественной палаты Российской Федерации следует провести «инвентаризацию» российских неправительственных организаций, занимающихся темой коррупции и правовым просвещением граждан, выделить из их числа наиболее дееспособные, оказывать им государственную финансовую поддержку и объединить в ассоциацию под эгидой Общественной палаты с тем, чтобы придать деятельности этих организаций системный и взаимодополняющий характер.

Эти организации могут проводить опросы общественного мнения, различные исследования по изучению коррупции и противодействия ей, заниматься просветительской антикоррупционной деятельностью. Без привлечения общественности невозможно эффективно противостоять бытовой и низовой коррупции, поскольку на нижних уровнях управления коррупция малочувствительна к импульсам, идущим сверху, и может быть блокирована в первую очередь деятельностью самих граждан и создаваемых ими институтов гражданского общества.

В целях обеспечения информационной прозрачности публичной власти общественные организации могут самостоятельно вести постоянный антикоррупционный анализ ситуации в различных сферах общественной жизни. Например, сегодня чрезвычайную актуальность приобретает общественный мониторинг деятельности судов, правоохранительной системы в целом. Помимо этого общественные организации могут качественно и компетентно осуществлять мониторинг коррупционных ситуаций в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и в других. Все это, с одной стороны, позволит привлечь к антикоррупционному противодействию все дееспособные силы гражданского общества и активизировать общественную инициативу, а с другой - создать вокруг коррупционеров очаги повышенного риска быть разоблаченными и привлеченными к ответственности в рамках закона.

4.3.4. Проведение в Москве ежегодных Всероссийских антикоррупционных форумов. В них должны принимать участие общественные организации, высшие должностные лица государства, лидеры политических партий, известные деятели науки, культуры и образования, руководители правоохранительных органов. Форумы должен демонстрировать населению России и международной общественности непреклонную волю высшей власти и гражданского общества нашей страны к развертыванию широкого фронта антикоррупционного противодействия. Миссию организатора таких форумов могла бы взять на себя Общественная палата Российской Федерации.

4.3.5. Ежегодное проведение конкурсов среди журналистов «Стоп коррупция!». Учитывая необходимость антикоррупционной активизации журналистского сообщества и положительный опыт проведения такого конкурса в декабре 2006 года под эгидой журнала «Человек и закон», следует ввести в практику ежегодную организацию такого мероприятия с широким освещением его в средствах массовой информации.

4.3.6. Развертывание сети центров бесплатной юридической антикоррупционной помощи. Организация таких центров может базироваться на уже существующих консультационных пунктах различных общественных организаций, в частности так называемых антикоррупционных гражданских адвокатурах, предусматривать привлечение квалифицированных адвокатов для оказания правовой помощи социально уязвимым группам населения. Методическую поддержку таким центрам должны оказывать Минюст России, его территориальные подразделения, научно-образовательные учреждения Генеральной прокуратуры, МВД, других правоохранительных органов, а также высшие учебные заведения юридического профиля, которые могут направлять туда на практику и стажировку своих студентов и аспирантов.

4.3.7. Корректировка образовательных стандартов. Требуется повсеместное введение учебного курса на тему форм и методов противодействия коррупции в образовательные стандарты для системы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих. Для этого необходимо сформировать под эгидой одного из научно-образовательных учреждений юридического профиля авторский коллектив с участием специалистов-практиков, который в сжатые сроки сможет решить указанную задачу.

4.4. Приоритеты в сфере массовых коммуникаций

4.4.1. Информирование общественности о деятельности органов власти. Подотчетность государственной и муниципальной службы обществу требует введения в действие системы мер, обеспечивающих информирование общественности о подготовке и принятии соответствующих решений органами власти всех уровней, а также о ходе выполнения этих решений. При этом должна быть обеспечена, в частности, прозрачность всех процедур осуществления государственных закупок, приватизации, реализации государственных проектов, выдачи государственных лицензий, государственных комиссионных вознаграждений, правительственных гарантированных займов, бюджетных ассигнований и процедур освобождения от налогов. Для активного участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией необходимо существенно расширить доступ общественных организаций ко всей информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, кроме той, которая составляет государственную, служебную и коммерческую тайну.

В этих целях следует обязать все государственные и муниципальные органы в обязательном порядке публиковать принимаемые ими решения в периодической печати и на своих сайтах в сети Интернет. Несоблюдение этого требования должно влечь за собой серьезные организационные выводы в отношении руководителей этих органов вплоть до освобождения их от занимаемой должности.

4.4.2. Широкое бесплатное распространение информации об административных процедурах. Это позволит населению быть в полной мере информированным о всех установленных правилах и процедурах деятельности государственных и муниципальных органов, исключит использование в коррупционных целях незнания гражданами этих правил, отсутствие двойных стандартов в принятии решений, даче разрешений и удовлетворении просьб. Кроме того, обязать каждое министерство и ведомство, аппараты администраций и мэрий издавать и бесплатно распространять среди граждан справочники, содержащие сведения о структурно-функциональном построении своих органов, телефонные и иные справочники, необходимые для того, чтобы граждане могли полностью ориентироваться в системе административных органов и точно знать, куда, к кому и в каких случаях должны обращаться. Исчерпывающую информацию подобного характера необходимо также публиковать в сети Интернет на сайтах соответствующих органов.

5. Заключение

5.1. Если в ближайшее время не будут приняты радикальные меры, направленные на снижение уровня коррупции в Российской Федерации, и не будут введены в действие эффективные антикоррупционные механизмы, в стране восторжествует консолидированная коррупционная система, имеющая своей целью формирование на территории России нового социально-экономического образования, ориентированного исключительно на обогащение незначительной части общества за счет большинства граждан России и ресурсное обслуживание мировой экономики.

В результате масштабной глобальной реструктуризации геополитического и геоэкономического постсоветского пространства будет резко усиливаться внешнее воздействие на социально-экономическую систему России в виде миграции капитала и рабочей силы, а также организации различного рода системных интервенций - финансовых, идеологических и организационных. При этом полностью совпадут как интересы консолидированной коррупционной системы, так и внешних факторов воздействия, что постепенно будет приводить к их сращиванию, которое самым пагубным образом скажется на способности России к самостоятельному развитию.

5.2. Эффективно противодействовать коррупции можно только системными средствами, вытесняя коррупционные процессы из политической и общественной жизни, экономики и сферы управления. Комплексные меры противодействия должны осуществляться по всем направлениям с учетом установленных приоритетов - правовых, организационных, управленческих, воспитательных и других, в том числе предложенных в настоящем докладе. При этом должны быть задействованы не только инструменты государства, но и гражданского общества. Без общественной инициативы и гражданского контроля снизить масштабы коррупции в России не удастся.

5.3. Представленный доклад не претендует на цельное, всестороннее и обстоятельное рассмотрение уровня коррупции в России, причин ее масштабного распространения и системное изложение целостной программы действий, а лишь обозначает некоторые антикоррупционные приоритеты, базируясь на опыте и оценках экспертов. Задача доклада заключается, прежде всего, в том, чтобы привлечь внимание власти и общественности к системному рассмотрению данной проблемы, побудить органы законодательной и исполнительной власти предпринять неотложные шаги в антикоррупционной сфере. Даже если только некоторые из сформулированных в настоящем докладе предложений подкомиссии Общественной палаты по проблемам противодействия коррупции получат государственную и общественную поддержку и начнут реально воплощаться в жизнь, эту задачу можно будет считать выполненной.

()

  1. Вопросы для изучения: Сущность, место и роль лоббирования в политической

    Документ
    Лоббизм зародился в XVI веке в монастырях. Именно этим словом – lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок.
  2. Корпоративны е связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе

    Реферат
    Целью настоящей работы является анализ состояния дел в области корпоративных связей с органами государственной власти и лоббирования накануне вступления в должность нового Президента и премьер-министра России, а также масштабных изменений
  3. Доклад по дисциплине «Управление общественными отношениями» на тему: «Лоббирование в зарубежных странах»

    Доклад
    Теневые процессы - это такие перемены в жизни общества, которые не оставляют никаких официальных следов. Независимо от того, где происходит теневой процесс - в экономике, в политике или в школе - он сохраняет свои природные черты,
  4. «О лоббировании» (1)

    Доклад
    Доклад рассмотрен на заседании подкомиссии по проблемам противодействия коррупции Общественной палаты Российской Федерации 21 декабря 2006 года и рекомендован для направления в органы государственной власти
  5. «О лоббировании» (2)

    Доклад
     1.1. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу
  6. «О лоббировании» (4)

    Доклад
    1.1. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу
  7. «О лоббировании» (3)

    Закон
    В целях реализации второго этапа Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы государственными органами и акиматами принят комплекс организационных и практических мер по снижению коррупции, результаты которых указаны ниже.
  8. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 858 с Оглавление Предисловие Глава Введение в политическую психологию

    Учебное пособие
    Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  9. Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева

    Учебное пособие
    Современные задачи, решаемые российским об-ществом, обусловливают ак-туальность овладения его членами знаниями о природе, механизмах и функци-ях политики, условиях и возможностях активно вли-ять на ее характер.

Другие похожие документы..