«О лоббировании»

3.4.2. Проникновению коррупции во все сферы жизни общества способствует пропаганда средствами массовой информации насилия и бездуховности, пренебрежительного отношения к нравственным принципам и традиционным российским ценностям - бескорыстному служению Отечеству, совести и справедливости, взаимопомощи и коллективизму. Низкопробная литература и видеопродукция повсеместно насаждают издевательское отношение к собственной стране, своему народу, истории и культурным ценностям, пропагандируют жестокость и торжество силы. Образцами для подражания стали необремененные нормами морали и духовными ценностями самоуверенные, циничные, извортливые и беззастенчивые герои телевизионных сериалов, хладнокровно устраняющие своих конкурентов, презирающие слабых, культивирующие насилие и пренебрежение интересами окружающих.

Пока в этой сфере не произойдет радикальных изменений, борьба с коррупцией будет безрезультативной, поскольку останется неизменным тот нравственный фундамент, на котором базируется коррупция и развивается терпимое отношение к ней со стороны общества.

3.4.3. Коррупция в системе государственного и муниципального управления, а также в судебных и правоохранительных органах, отсутствие реальных механизмов защиты граждан от коррупционного воздействия приводит массы населения к неверию в перспективность противодействия коррупции, убежденности в том, что все подобные попытки либо обречены на провал, либо представляют собой имитацию противодействия, маскирующую истинные намерения «борцов» с коррупцией.

3.4.4. Население привыкает к коррупции, не воспринимает ее однозначно как зло и даже принимает как норму поведения в современном обществе. Значительная часть молодежи прямо ориентирована на карьеру с целью занять высокий пост в системе власти для того, чтобы обеспечить себе стартовые условия для обогащения и безбедного существования. При этом в массовом сознании стали оправдываться любые средства для достижения цели в том числе противоправные и безнравственные. Ни государство, ни общество не сформулировали до сих пор никаких иных ориентиров для молодежи нашей страны, тем самым фактически способствуя вхождению в активную жизнь поколения, среди которого циничные взгляды на интересы России и пренебрежение к своему народу получили самое широкое распространение.

3.5. Неэффективность мер противодействия коррупции

3.5.1. Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами меры по борьбе с коррупцией, они являются недостаточно эффективными и не дают ощутимых результатов, о чем свидетельствуют данные статистики, согласно которым за последнее время в год выявляется в среднем лишь около 25 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, органов местного самоуправления.

По данным за 2005 год МВД России было выявлено 30,6 тыс. преступлений против интересов государственной службы. По ним в суды направлено 22,2 тыс. уголовных дел. В то же время к уголовной ответственности привлечены не многим более 8 тыс. лиц, совершивших преступления данной категории. При этом число осужденных за указанные преступления в тот или иной период в значительной мере зависит не столько от фактической распространенности этих преступлений, сколько от активности прокуратуры, следственного аппарата и контролирующих инстанций, а также умения работников этих служб отслеживать и вскрывать такого рода преступления, квалифицированно расследовать их и доводить до суда, в соответствии с решениями и приговорами которого виновные лица подвергались бы соответствующим мерам наказания и ответственности.

В целом в период 2000-2005 годов на территории Российской Федерации количество выявленных подразделениями правоохранительных органов преступлений коррупционной направленности увеличилось на 53 процента, за пять месяцев 2006 года подразделениями правоохранительных органов, а это, в первую очередь, МВД России, выявлено почти 18,5 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в том числе более 3,5 тыс. фактов получения взяток. К уголовной ответственности привлечено почти 4,3 тыс. лиц, совершивших преступления данной категории.

3.5.2. В результате активизации деятельности правоохранительных органов повысилась качественная составляющая выявляемых должностных преступлений. Так, в числе привлекаемых к ответственности коррупционеров всё чаще встречаются представители руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления. Об этом свидетельствуют, например, факты возбуждения уголовных дел или ареста за совершение должностных преступлений и получение взяток в особо крупных размерах ответственных должностных лиц и даже руководителей некоторых федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений в ряде субъектов Российской Федерации, ответственных сотрудников МВД России и органов прокуратуры, одного из аудиторов Счетной палаты, мэров Якутска, Волгограда и Томска, в Архангельской области - депутатов Городского совета, в Тверской области - половины депутатов Городской думы во главе с её председателем, в Приморском крае - заместителя главы администрации города Владивостока и его соучастников, в Нижегородской области - главы администрации одного из районов, в Орле - группы должностных лиц администрации города.

Однако необходимо учитывать, что данный вид преступлений является весьма латентным, эта статистика отражает только «вершину айсберга», лишь в малой степени отражает действительное состояние дел и не дает сколько-нибудь полной картины масштабов взяточничества и коммерческого подкупа, не говоря об иных коррупционных преступлениях и проступках.

По экспертным оценкам, на самом деле выявляется и регистрируется лишь около одного процента преступлений коррупционного характера. При этом к ответственности привлекаются в основном служащие низовых структур исполнительной власти, в то время как верхний слой, в котором коррупция распространена не меньше, затрагивается крайне редко. Такая низкая результативность выявления коррупционных преступлений на фоне активизации деятельности правоохранительных органов свидетельствует лишь об одном - нарастающем распространении преступных деяний коррупционного характера, которым правоохранительная система в ее нынешнем состоянии пока не может оказать адекватного противодействия.

3.5.3. Поражение коррупцией структур, призванных противодействовать коррупционным процессам, в значительной степени серьезно снижают эффективность антикоррупционной борьбы. Вовлеченные в коррупционные схемы отдельные сотрудники правоохранительных, надзорных и контролирующих органов, особенно, если они занимают руководящие должности, способны парализовать оперативно-розыскную, следственную и проверочную работу, свести на нет усилия больших профессиональных коллективов, усилить недоверие граждан страны к органам власти, привести к утрате ее авторитета и престижа государственной службы.

3.5.4. Дееспособность институтов гражданского общества, объявивших своими целями борьбу с коррупцией, за редким исключением, мало эффективна. Отдельные неправительственные организации антикоррупционной направленности либо вовлечены в процесс противоборства различных групп влияния, в том числе финансово-промышленных групп, и используются ими как средства давления на конкурентов, либо занимаются собственным бизнесом, не имеющим ничего общего с противодействием коррупции. Достаточно широко распространенное пренебрежительное отношение к общественным институтам со стороны правоохранительных органов не способствует вовлечению НПО в реальный механизм антикоррупционного противодействия, побуждает их к имитации деятельности, сопровождающейся шумным пиаром, поиску своей ниши в этой сфере или переходу на чисто коммерческую форму работы, связанную с реализацией интересов конкретных заказчиков. Об этом свидетельствуют выявленные в последнее время факты противоправной деятельности руководителей ряда общественных организаций, декларирующих борьбу с коррупцией.

3.5.5. Слабо развита расследовательская журналистика, зачастую «независимые антикоррупционные расследования» носят характер заказных акций, осуществляемых на средства финансово-промышленных и иных групп влияния, призванных «разоблачить» экономических или «развенчать» политических конкурентов. Активная гражданская позиция журналиста, который не встраивается в указанные схемы, нередко вызывает мощное противодействие коррупционеров, которые не останавливаются ни перед чем, чтобы скомпрометировать или каким-либо иным способом нейтрализовать журналиста.

3.5.6. Таким образом, в силу изложенных причин эффективность мер антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества оказывается крайне низкой, неадекватной масштабам этого явления и угрозам национальной безопасности России.

4. Антикоррупционные приоритеты

4.1. Правовые приоритеты

4.1.1. Реализация норм международного права. Россия ратифицировала две международные конвенции, направленные на борьбу с коррупцией: Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию».

В основе Конвенции ООН лежит комплексный подход, отражающий сложную социально-правовую природу коррупции, разнообразие и многоуровневый характер мер, которые требуются для противодействия этому злу. Конвенция разработана как комплексный, всеобъемлющий документ, она содержит разделы по предупреждению коррупции, мерам возвращения активов, международному сотрудничеству. По существу данная Конвенция представляет собою не только правовую, но и концептуальную основу борьбы с коррупцией. Она призвана стимулировать развитие антикоррупционного сотрудничества на межгосударственном уровне и стала важным шагом в расширении международно-правовой базы противодействия коррупции на универсальной основе, в том числе в вопросах возврата из-за рубежа средств незаконного происхождения, полученных в результате коррупционной деятельности тех или иных должностных лиц.

Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» обязывает стран-участниц квалифицировать в качестве уголовных преступлений, в соответствии со своим национальным законодательством, такие деяния, как активный и пассивный подкуп широкого круга собственных государственных и иностранных должностных лиц. Участники Конвенции обязуются принимать законодательные и иные меры, дающие все основания осуществлять конфискацию или иным образом изымать орудия совершения уголовных преступлений и доходы от них.

На основании подписанных Россией международно-правовых актов требуется безотлагательная и последовательная корректировка всего российского законодательства.

4.1.2. Закон «О противодействии коррупции». Следуют в самом ближайшем будущем включить в понятийный аппарат российского правового регулирования понятие «коррупции», так как Уголовный кодекс Российской Федерации оперирует лишь отдельными видами коррупционных преступлений, такими, как взятка, коммерческий подкуп, злоупотребление служебным положением и другие. При этом коррупционная деятельность в целом и многие другие ее проявления остаются вне рамок существующего правового поля, что затрудняет выявление и борьбу со всей совокупностью коррупционных преступлений и иных коррупционных правонарушений. Требуется скорейшая доработка (если требуется, даже полная переработка) и принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» как приоритетной, неотложной задачи в законодательной сфере, создающей необходимую нормативную правовую базу.

Соответствующий законопроект в Федеральном Собрании Российской Федерации рассматривается с середины 1990-х годов. Этот закон, первоначально называвшийся Федеральным законом «О борьбе с коррупцией», уже принимался Государственной Думой, одобрялся Советом Федерации и дважды в декабре 1995 года и в декабре 1997 года отклонялся Президентом России. Внесенный же в те же годы в Государственную Думу президентский вариант аналогичного законопроекта был подготовлен на низком профессиональном уровне и также не имел успеха. Впоследствии в Государственной Думе предпринимались попытки принятия законов «О противодействии коррупции» и «Основы законодательства об антикоррупционной политике», что также не увенчалось успехом. Очередной вариант законопроекта «О противодействии коррупции» был принят в первом чтении в 2002 году и до сих пор лежит без движения в Государственной Думе. Его рассмотрение во втором чтении пока не предусмотрено Примерной программой законопроектной работы Государственной Думы.

Лишь путем принятия этого закона возможно введение понятия «коррупция» в правовое поле России с последующей соответствующей корректировкой всего остального уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях, гражданско-правового законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, судебного законодательства, а также законодательства о государственной и муниципальной службе.

4.1.3. Закон «О лоббировании». Требуется неотложное принятие Федерального закона «О лоббировании», который должен создать правовое поле для исключения коррупционных схем продвижения законопроектов, противоречащих интересам общества и государства, но обеспечивающих тем или иным структурам материальные и иные преимущества, а также блокирующих законопроекты, противоречащие групповым и корпоративным интересам. Между тем этот закон мог бы четко определить разумные правовые рамки лоббистской деятельности и поставил бы вне закона все ее негативные формы и проявления.

4.1.4. Антикоррупционная экспертиза. Одним из основных базовых ресурсов противодействия коррупции в нашей стране является придание российскому законодательству антикоррупционной направленности. Для этого требуется серьезная «инвентаризация» норм, регулирующих все основные сферы функционирования экономики, системы управления, правоохранительной и иных видов деятельности государства.

Требуется введение во всех сферах законотворчества обязательной независимой правовой антикоррупционной экспертизы законопроектов в период их разработки и обсуждения в Государственной Думе, Совете Федерации, законодательных органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления. Необходимо предусмотреть порядок, при котором министерство или иной исполнительный орган, выступающий с той или иной законодательной инициативой, вместе с проектом соответствующего правового акта представляет заключение о независимой антикоррупционной экспертизе. При этом следует четко определить правовые механизмы, обеспечивающие независимость экспертов и исключающие возможность использования этого института в коррупционных целях.

Независимая антикоррупционная экспертиза должна быть направлена на то, чтобы каждый Закон содержал четкие юридические дефиниции, исключал неоднозначные формулировки, обладал понятийным аппаратом, характерным для отечественной правовой системы и в целом понятным не только юристам, но и рядовым гражданам, обладающим минимумом правовой культуры. Закон не должен содержать коллизионных норм, а также чрезмерного количества отсылочных норм, наличие которых по наиболее принципиальным вопросам вообще недопустимо. Более того, для обсуждаемых и принимаемых законопроектов желательно уже иметь проекты тех подзаконных нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления, принятие которых предусматривает данный закон.

В определении компетенции государственных органов законы должны содержать четкое установление объема прерогатив органа, должностного лица, хозяйствующего субъекта в части совершения ими юридически значимых действий. При этом должно быть исключено дублирование полномочий различных государственных органов. Законы и законопроекты должны ограничивать чрезмерно широкую свободу усмотрения правоприменителя. При этом должен быть исключен чрезмерно широкий диапазон санкций за нарушение включаемых в закон правовых норм. Если же такой диапазон санкций в отдельных случаях все же необходим, он должен сопровождаться определенными критериями для установления величины этих санкций в рамках предусмотренного для них диапазона. Это позволит существенно сократить свободу волеусмотрения правоприменителя, сделать его решения более предметными и обоснованными.

  1. Вопросы для изучения: Сущность, место и роль лоббирования в политической

    Документ
    Лоббизм зародился в XVI веке в монастырях. Именно этим словом – lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок.
  2. Корпоративны е связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе

    Реферат
    Целью настоящей работы является анализ состояния дел в области корпоративных связей с органами государственной власти и лоббирования накануне вступления в должность нового Президента и премьер-министра России, а также масштабных изменений
  3. Доклад по дисциплине «Управление общественными отношениями» на тему: «Лоббирование в зарубежных странах»

    Доклад
    Теневые процессы - это такие перемены в жизни общества, которые не оставляют никаких официальных следов. Независимо от того, где происходит теневой процесс - в экономике, в политике или в школе - он сохраняет свои природные черты,
  4. «О лоббировании» (1)

    Доклад
    Доклад рассмотрен на заседании подкомиссии по проблемам противодействия коррупции Общественной палаты Российской Федерации 21 декабря 2006 года и рекомендован для направления в органы государственной власти
  5. «О лоббировании» (2)

    Доклад
     1.1. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу
  6. «О лоббировании» (4)

    Доклад
    1.1. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу
  7. «О лоббировании» (3)

    Закон
    В целях реализации второго этапа Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы государственными органами и акиматами принят комплекс организационных и практических мер по снижению коррупции, результаты которых указаны ниже.
  8. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 858 с Оглавление Предисловие Глава Введение в политическую психологию

    Учебное пособие
    Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  9. Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева

    Учебное пособие
    Современные задачи, решаемые российским об-ществом, обусловливают ак-туальность овладения его членами знаниями о природе, механизмах и функци-ях политики, условиях и возможностях активно вли-ять на ее характер.

Другие похожие документы..