Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей и средней школы, аспирантам, студентам и широкой общественности

Федеральное агентство по образованию

Кемеровский государственный университет

Кафедра русского языка

ОБЫДЕННОЕ МЕТАЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Ч.1.

Коллективная монография

Кемерово, Барнаул, 2009

УДК 811.161.1.1.

ББК ш141.12я43

О 26

Рецензенты:

д-р филол. наук Норман Б.Ю.

д-р филол. наук Седов К.Ф.

д-р филол. наук Шмелева Т. В.

Редакционная коллегия:

Голев Н. Д. (отв. ред.)

Ким Л. Г. (отв. за вып.)

Кишина Е. В., Мелькина Н. С., Чабаненко М. Г., Шапилова Н. И.

Батенева Е. В.(техн. ред.)

0 26 ОБЫДЕННОЕ МЕТАЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Ч.1: Коллективная монография / Отв. ред. Н. Д. Голев. – Кемерово; Барнаул, 2009. – 400 с.

В книге впервые в российской лингвистике монографически представлен важнейший феномен языка и ментальной сферы человека – обыденное метаязыковое сознание, являющееся совокупностью в разной степени осознанных представлений рядовых носителей языка о самом языке в его разных проявлениях. Оно тесно и разнонаправленно связано с повседневной речевой практикой, обучением языку в школе и вузе, решением вопросов языкового строительства, мировоззрением людей и самой наукой о языке. Авторы монографии с разных сторон рассматривают данный феномен, выявляя закономерности его «устройства» и функционирования.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей и средней школы, аспирантам, студентам и широкой общественности.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ОБЫДЕННОЕ МЕТАЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ

ЯЗЫКА И ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ………………………….

Обыденное метаязыковое сознание – онтологический и гносеологический

феномен (Н. Д. Голев)………………………………………………………….......................

Обыденная философия, наивная лингвистика и наивная

лингвистическая технология (В. Б. Кашкин) …………………………………………….

Структура языкового сознания и место в ней метаязыкового компонента

(Н. Б. Лебедева)………………………………………………………………………………

Фольк-лингвистика как объект научного изучения. (Д. Ю. Полиниченко)…………….

ГЛАВА 2. ОБЫДЕННОЕ МЕТАЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ В

ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ …………………………………

От обыденного метаязыкового сознания к науке о языке в свете

развивающегося самосознания (Л. Г. Зубкова)…………………………………………………

Миф и наука: метаязыковые рефлексии о соотношении имени и

именуемого в истории философии и языкознания (З. И. Резанова)………………………

Современные работы французских языковедов о наивной лингвистике

(М. Дебренн)……………………………………………………………………………………………..

ГЛАВА 3. ЯЗЫК, РЕЧЬ, ТЕКСТ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В

ОБЫДЕННОМ МЕТАЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ……………………………………

Обыденная семантизация слов(Ростова А.Н.)…………………………………………...

Метаязыковой взгляд на любимые и нелюбимые слова (И. Т. Вепрева) …………….

Обыденная мотивология и ее аспекты (О. И. Блинова)…………………………………….

Роль метаязыкового сознания в интерпретации текста (Л. Г. Ким)……………………

Метатекстовая деятельность носителей русского языка(Н. В. Сайкова)…………….

ГЛАВА 4. РУССКАЯ МЕТАЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ………………………………..

Метаязыковой портрет Георгия Георгиевича Зубкова (Л. Г. Зубкова, Н. Г. Зубкова)…

Метаязыковые рефлексии непрофессионального историка Ю. Н. Фадеенкова

(П. А. Катышев, С. В. Оленев) …………………………………………………………………………

Особенности метаязыкового сознания профессиональных юристов (опыт группового портрета) (Н. Б. Лебедева)………………………………………………………………………………

Метаязыковое сознание диалектной языковой личности (Е. В. Иванцова)…………….

Функции метаязыковой рефлексии в речи ребенка младшего

возраста (метаязыковой портрет Светы Гарганеевой) (К. В. Гарганеева)……………………………..

ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЫДЕННОГО МЕТАЯЗЫКОВОГО

СОЗНАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЯЗЫКОВЫХ СФЕРАХ…………

Обыденное метаязыковое сознание и языковое строительство (Н. Д. Голев)…………

Русский язык и его изучение в картине языкового мира школьника

(Н. В. Орлова) ……………………………………………………………………………………………..

Обыденное метаязыковое сознание в Интернете

(М. Ю. Сидорова, Н. А. Стрельникова, О. Н. Шувалова) ………………………………………….

Метаязыковое сознание участников массовой коммуникации(Т. В Чернышова)….. ..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………….

НАШИ АВТОРЫ……………………………………………………………………………….

Памяти профессора Кемеровского государственного университета АЛЕВТИНЫ НИКОЛАЕВНЫ РОСТОВОЙ – одному из первых

исследователей обыденного метаязыкового сознания

в российской лингвистике, – посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная монография является частью общего плана, направленного на синтез разрозненных представлений об обыденном метаязыковом сознании, накопленных в российском и зарубежном языкознании в целостную – по возможности – лингвистическую концепцию. Первым этапом данного плана была Международная конференция «Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика», проведенная в Кемеровском государственном университете в октябре 2008 года (пред. оргкомитета проф. А. Н. Ростова). Доклады конференции и статьи межвузовского сборника [Обыденное, 2008] выполнили функцию своеобразного мониторинга идей, подходов, методик исследования и научных концепций в сфере изучения обыденного метаязыкового сознания и наметили перспективы дальнейших исследований как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Собранные воедино, доклады и статьи показали зоны активного интереса российских лингвистов к проблемам обыденного метаязыкового сознания. В своем большинстве эти зоны определяются современной лингвистической парадигмой, в которой сегодня актуальны когнитивные аспекты языка и речевой деятельности. Доклады и их обсуждение достаточно определенно показали, что обыденное метаязыковое сознание – крупный и исключительно важный предмет лингвистического изучения, значимого как в теоретическом, так и практическом планах. Обыденное метаязыковое сознание представляет собой своеобразный узел системных связей, объединяющих с одной стороны, язык и сознание, с другой – обыденное языковое сознание и лингвистику как науку, а с третьей – ментально-языковую сферу с другими сферами социальной жизни человека, сопряженными с языковой деятельностью: обучением языку в дошкольных учреждениях, высшей и средней школе, культурно-речевой политикой, языковым строительством, специальным использованием языка в различных сферах профессиональной деятельности и т. п. Отсутствие системных знаний об устройстве и функционировании обыденного языкового сознания значительно затрудняет осуществление этих прикладных выходов лингвистики в социальное пространство. Наконец, конференция и сборник показали, что без выделения метаязыкового сознания и изучения его места и роли в языковом сознании и в сфере обыденной гносеологии – да и вообще в когнитивной лингвистике – трудно рассчитывать на построение полной модели языкового сознания.

Все это предопределило одно из главных решений конференции – обобщить ее научные результаты в виде коллективной монографии, первая часть которой предлагается читателям.

Книга посвящается памяти Алевтины Николаевны Ростовой, ушедшей из жизни 28 декабря 2008 года. Как член редколлегии, она внесла большой вклад в реализацию проекта этой монографии на ее начальном этапе. Один из разделов написан ею. Он отражает ее научные интересы, ее научный идиостиль. Редколлегия надеется, что ее дело нашло отражение в предлагаемой книге и что оно будет продолжено в дальнейшем ее учениками и коллегами-единомышленниками.

Редколлегия благодарит рецензентов: доктора филологических наук, профессора Белорусского государственного университета Бориса Юстиновича Нормана, доктора филологических наук, профессора Новосибирского педагогического университета Наталию Петровну Перфильеву, доктора филологических наук, профессора Новгородского университета Татьяну Викторовну Шмелеву – за конструктивное участие в процессе создания книги.

ГЛАВА 1.

ОБЫДЕННОЕ МЕТАЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ

ЯЗЫКА И ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

ОБЫДЕННОЕ МЕТАЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК

ОНТОЛОГО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

(К ПОИСКАМ «ЛИНГВОГНОСЕОЛОГЕМ»)

1. Обыденное метаязыковое сознание в онтологии языка и речи

Дефис в определении «онтолого-гносеологический» в заголовке нашего раздела выражает сочинительное значение. Этой ремаркой мы бы хотели подчеркнуть двоякую природу такого сложного и противоречивого явления языка, речевой деятельности и языкового сознания (в их единстве и противоречиях), как обыденное метаязыковое сознание. Это явление несомненно гносеологическое, так как в важнейших проявлениях данного феномена носитель языка встает «над» языком, выступая в роли субъекта, познающего язык во всех его ипостасях и самого себя как носителя языка. Но столь же несомненно, что позиция «над» включена в естественную речевую деятельность как механизм ее организации и тем самым она растворяется в позиции «внутри», в которой осознанное отношение редуцируется до автоматически-спонтанного, тем самым теоретические (метаязыковые) компоненты сознания выступают в роли элементов практического языкового сознания. Ср.: «Особого размышления требует <…> речь диалогическая, в которой обмен репликами происходит с высокой скоростью, порой не оставляющей времени для тщательного обдумывания ответа. <…>. Таким образом, мы нередко наблюдаем такие типы речи, в которых высказывание не имеет физической возможности быть обдуманным заранее» [Кубрякова, 2008, c. 51-52].

Позиция автоматической речи формирует неосознанный пласт языкового сознания, в котором непроизвольно отражаются знания о мире, в том числе, по-видимому, и такие знания, которые образуют языковую картину мира. В этом механизме трансформации форм знания спонтанность и латентность не означают их некий застывший статус: все они содержат больший или меньший потенциал выхода на метаязыковую «поверхность», если становятся объектом «внимания» светлого поля сознания, для чего есть немало причин. В их числе не только собственно гносеологические, дидактические или игровые (эстетические), но и коммуникативные, связанные с организацией обычной речевой деятельности. Главный предмет нашего внимания в данном разделе – гносеологические проявления ментальных носителей языка, направленных на сам язык. Симбиотические – например, онтолого-гносеологические − образования для естественного языка вполне закономерны, что регулярно отражает лексикография, фиксируя два значения у многих наименований наук: онтологическое и гносеологическое, например, синтаксис-1 – уровень языка, синтаксис-2 – наука об этом уровне. Ср. подобную двузначность у терминов «история», «физиология», «синтаксис», «словообразование» и т. д. Для терминов «гносеология», «металингвистика» онтологический смысл непривычен, как непривычны словосочетания типа «гносеология повседневности», «общественная гносеология», «гносеология языка», «обыденная металингвистика» (как факт языкового сознания), но он не противоречит общим тенденциям развития семантики «наукообозначений». И главный пафос нашего раздела как раз и заключен в придании им онтологического смысла и его лингвистического обоснования.

В чем проявляется «онтологичность» метаязыкового сознания? В значительной мере в том, что оно вырастает из языкового сознания, которое непосредственно обслуживает естественную речевую деятельность. Гносеологическая функция языкового сознания не просто опредмечивается в языке как системно-структурном образовании, она интериоризуется в нем как действенный фактор, образуя самостоятельный онтолого-гносеологический план. Гносеологическая функция одновременно принадлежит самому языку и носителям языка, выступающим в ипостаси субъектов метаязыкового сознания. В этом смысле метаязыковое сознание имеет два полюса, две внутренние тенденции, как бы исключающие друг друга.

Во-первых, это тенденция к слиянию с языковым сознанием, обслуживающим непосредственную речемыслительную деятельность. В этом случае происходит редукция осознанного отношения к языку вплоть до полного его незамечания в речевой деятельности, что является важнейшим конструктивным фактором такой естественной коммуникативной системы, как человеческий язык: без спонтанности, интуиции и автоматизма естественный язык не мог бы эффективно функционировать.

Во-вторых, спонтанная, чувственная, автоматическая сторона речевой деятельности образует свернутые (в очень разной степени) и автоматизированные формы осознанного, рационального, творческого использования языка, что проявляется и в возможности разворачивания этих форм. Исследователь языка может наблюдать широчайший диапазон способов такого развертывания – от чувственно-интуитивной рефлексии рядового носителя языка, невольно вставшего на гносеологическую позицию, до глубинной рефлексии профессионала-лингвиста, вооруженного опытом тысячелетней лингвистической мысли и использующего интеллектуальный аппарат, отделенный от чувственно-интуитивной рефлексии множеством опосредующих звеньев. Структурировать на лингвистических основаниях эту цепочку – одна из главных задач той дисциплины, которая объявит своим специфическим и выделенным предметом обыденное метаязыковое сознание.

Такая постановка вопроса предполагает, что основной методологической посылкой для нашего теоретического рассуждения о месте метаязыкового сознания в языке и речи является антиномическая концепция языка, в соответствии с которой язык возникает, функционирует, развивается, имеет определенную структуру вследствие диалектического закона борьбы и единства противоречий. Язык насквозь антиномичен. Пользуясь метафорой В. Гумбольдта, можно сказать так: языковая ткань соткана из антиномий, само число которых трудноперечислимо. Сейчас антиномическое устройство языка начинает изучаться в парадигме лингвосинергетики (но это отдельный вопрос и отдельная перспектива).

Для характеристики антиномического механизма языка мы избираем традиционный понятийно-терминологический аппарат. Центральное звено такого механизма обнаруживает себя при постановке вопросов о том, каким образом взаимодействуют «противоречащие» стороны языка, что не позволяет ему подвергнуться центробежным, переходящим в энтропические, тенденциям, что в языке противостоит им? В ответе, который не может быть однозначным, подчеркнем лишь один момент. Важнейший принцип долгой и успешной жизнедеятельности языка – образование в его структуре промежуточных механизмов, функционирующих в сфере конфликтного взаимодействия его антиномических сторон. Все сказанное предопределяет сложное место феномена «обыденное метаязыковое сознание» в ментальной сфере, формируемой языком. Данный феномен противоречив уже по определению: он одновременно языковой и метаязыковой, коммуникативный и гносеологический.

В сущности, это место аналогично месту такой языковой категории, как внутренняя форма языка, которая выполняет роль механизма, обеспечивающего единство и взаимодействие плана содержания и плана выражения языка в целом и его отдельных единиц. То обстоятельство, что внутренняя форма соединяет противоположные планы, отражено и в самом этом термине: несмотря на то что она квалифицирована В. Гумбольдтом как форма, она трактуется обычно как специфическое содержание (как значимая форма, как значение формы) и тем самым как явление, имеющее симбиотическую природу. Внутренняя форма, рассматриваемая как содержание, есть содержание, организуемое необходимостью выражения. Со стороны плана выражения внутренняя форма является значимой формой, со стороны содержания внутренняя форма – формальное (хотя и подчиненное форме) содержание. Важно подчеркнуть, что механизм промежуточных подсистем самостоятелен по сути. Внутренняя форма лишь имитирует совпадение то с формой, то с содержанием в тех или иных своих проявлениях. Точно так же можно рассуждать о языке в параметре других антиномий. К примеру, подобное соотношение обнаруживает антиномия диахронии и синхронии, исторического и современного планов языка. Здесь, на наш взгляд, взаимодействие обеспечивают механизмы симбиотической природы типа «генетическая память» (см., например: [Николаева, 2002; Петрова, 2008]), которую можно определить как «синхронную диахронию», «современную историю»; история – потому что память (о прошлом), современное состояние – потому что гены памяти есть феномен функционирующего языка.

В области подобных промежуточных зон мы видим и метаязыковое сознание, которое мы далее будем рассматривать в области взаимодействия языковой онтологии и гносеологии. Метаязыковое сознание в нашем понимании есть проявление гносеологической функции языкового сознания (и – опосредованно – самого языка). Метаязыковое сознание – онтологично, поскольку оно органично вплетено в языковое сознание. Метаязыковое сознание гносеологично, поскольку язык и его элементы возникают и существуют при постоянном присутствии познания языка во всех его ипостасях (языка как деятельности, языка как речевого материала, языка как системы)1.

  1. Книга адресована научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных спе­циальностей, а также всем, кто интересуется современной философией. Isbn 985-6656-05-2

    Книга
    Исключительное право публикации энциклопедии "Постмодернизм" принадлежит издательству "Интерпрессервис". Выпуск произведения, а также использование его отдельных частей без разрешения издательства является противоправным
  2. Первого дня конференции – Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества

    Документ
    29–30 сентября 2005 года в столице Республики Карелия – городе Петрозаводске состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества» – III конференция Библиотечной Ассоциации
  3. Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования

    Документ
    А43 Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования : материалы Второй регион. науч.-методич. конф., г. Балашов, 8 апреля 2011 г.
  4. Указатель может быть использован научными работниками, преподавателями высшей школы, аспирантами и студентами специалистами аналитических служб и практическими политиками, а также теми, кто интересуется историей и теорией политической мысли.

    Указатель
    Аннотированный указатель литературы «Политическая наука (политология) – 2004» подготовлен для размещения в электронной библиотеке (OREL). Его цель - ин­формация о новых книгах по политическим наукам, поступивших в Российскую государственную
  5. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (1)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»
  6. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  7. Книга предназначена для научных работников в области педаго­гики, кинематографии и телевидения, преподавателей высших и средних учебных заведений, учителей, а также для аспирантов, студентов педаго­гических специальностей

    Книга
    В монографии впервые определяются основные этапы становления советского учебного кино и выявляются тенденции развитая важнейших дидактических идей, имеющих значение для дальнейшего совершенство­вания процесса создания и использования
  8. Электронную версию всех номеров «Вестника роии» можно найти на сайте роии (1)

    Документ
    Подписка на журнал «Диалог со временем» производится в почтовых отделениях всех регионов РФ по каталогу Агентства «Роспечать». Подписной индекс издания – 36030.
  9. Бюллетень новых поступлений (38)

    Бюллетень
    Верстак, Владимир Антонович. 3ds Maх 2008. Школа мастерства :[Текст] : [Полноцветное издание (+ видеокурс)] / Верстак, Владимир Антонович. - СПб.: Питер, 2007.

Другие похожие документы..