А. Б. Хавин Сидоров П. И., Парников А. В

УДК 159.9.07 ББК56.14 ■ С 34

Научный консультант серии—А.Б.Хавин

Сидоров П.И., Парников А.В.

С34 Введение в клиническую психологию: Т. II.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 381с. — (Библиотека пси­хологии, психоанализа, психотерапии)

ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект») ISBN 5-88687-086-5 («Деловая книга») ISBN 5-8291-0058-4 («Академический проект», т. II) ISBN 5-88687-080-6 («Деловая книга», т. II)

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов кли­нической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руковод­ствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией.

Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам и психологам, специализирующимся по клини­ческой психологии и психотерапии.

УДК 159.9.07 ББК 56.14

ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект») ISBN 5-88687-086-5 («Деловая книга») ISBN 5-8291-0058-4 («Академический проект», т. II) ISBN 5-88687-080-6 («Деловая книга», т. II)

© Сидоров ПИ., Парняков А В ,

2000 © Академический Проект,

оригинал-макет, оформление,

2000 © Деловая книга, 2000

Раздел 4

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 15

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ

ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

К настоящему времени число теорий личности в зарубежной пер-сонологии (от англ. personality—личность, индивидуальность) исчис­ляется сотнями и все они существенно зависят от теоретической ори­ентации их авторов. Теории личности в зарубежной психологии в большинстве своем отражают содержание наиболее распространен­ных на западе психодинамического, экзистенциально-гуманистичес­кого и поведенческого направлений в психологии. Такое многообра­зие концепций личности является следствием недостаточности методологических основ психологии, отсутствием единства мнений психологов по вопросу понимания предмета, методов и задач психо­логии как науки.

В отечественной психологии, которая на протяжении значи­тельного исторического отрезка времени развивалась самостоя­тельно, также сформировалось несколько теорий личности, кото­рые хотя и по-разному решают эту проблему, но исходят из основного положения марксистской философии о том, что лич­ность человека обусловлена общественными, социальными усло­виями, причем личность не является простой проекцией этих ус­ловий, она сама их создает и творит.

Начало психологии как самостоятельной науки связывают с вы­шедшей в 1874 г. книгой "Основания физиологической психологии" немецкого физиолога и психолога Вильгельма Вундта (1832-1920). Он полагал, что объектом психологии являются те процессы, кото­рые доступны одновременно и внешнему (физиологическая сторо­на), и внутреннему (психологическая сторона) наблюдению. Един­ственным таким прямым методом изучения сознания является интроспекция (самонаблюдение), которая позволяет выявить и опи­сать наиболее простейшие психические составляющие сознания, его "атомы" или структуры (структуралистический подход). Физиоло­гический эксперимент в психологии, хотя и делал самонаблюдение более точным, но действие его, по признанию самого Вундта, огра-

ничивалось лишь областью простейшего материала сознания — ощущений, представлений и чувств.

Как известно, В. Вундт считал, что высшие психические процессы (память, воображение, мышление и воля) самонаблюдением выявить невозможно. Исследование высших психических функций и психическо­го развития требует уже других методов. Для их изучения необходимо выйти за рамки физиологической психологии в область психологии на­родов, где через изучение их духовной жизни—языка, мифов и легенд, обычаев и нравов, можно было бы пролить свет на закономерности про­текания высших форм индивидуального сознания. Именно эту часть психологии он противопоставил индивидуальной экспериментальной психологии. С введением Вундтом двух психологии, отличающихся по содержанию, методам и различно ориентированных — на естествозна­ние и науки о духовном, уже закладывался раскол единой науки, что явилось одной из причин и характерной чертой открытого кризиса ме­тодологических основ психологии, разразившегося в начале второго десятилетия 20 столетия.

Хотя структуралисты и полагали, что экспериментальная инт­роспекция представляет собой именно тот метод, который отличает психологию от других наук, однако интроспекция не была лишена существенных недостатков. С методологической точки зрения здесь "инструментом" изучения сознания испытуемого является его соб­ственное сознание, что вносит субъективность в методику. Нельзя сперва ввести сознание в основания научного метода, а затем с помо­щью этого метода изучать само сознание. Действительно, каждый испытуемый в экспериментах Вундта описывал свои впечатления или переживания так, что они редко совпадали с-таковыми следующего испытуемого: то, что одному было приятно, другому казалось не­приятным, один человек воспринимал звук слишком громким, а дру­гому этот звук казался средним по силе. Хуже того, ощущения одно­го и того же человека варьируют день ото дня: то, что ему казалось приятным сегодня, может стать скучным завтра и откровенно непри­ятным послезавтра.

В то время как Вундт и его сотрудники пытались изучать струк­туру сознания, в других странах появилось иное направления иссле­дований сознания — функционализм. У его истоков стоит психоло­гия Вильяма Джеймса (1842-1910) и его главный труд "Основы психологии" (1890). С точки зрения Джеймса и его последователей, проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании индивидуума. Роль сознания они видели в его возможностях дать человеку способы адаптации в различных жизненных ситуациях — либо повторяя уже выработанные ранее формы поведения, либо приспосабливая их к новым ситуациям, либо, наконец, осваивая но­вые поведенческие способы приспособления. Правда, они также в изучении функций сознания отдавали предпочтение методу интрос-

лекции , который позволял им узнавать, как у индивидуума развива­ется осознание той активности, которой он предается. Вместо анализа сознания по типу "что", ими проводился анализ по типу "как" и "по­чему" совершаются те или иные умственные операции, посредством которых сознание решает определенные задачи в том или ином при­способительном акте.

Последователей функционализма также критиковали за такой подход к изучению сознания. По мнению критиков, предметом науч­ного исследования должно быть только то, что доступно прямому наблюдению. Невозможно прямо наблюдать мысли или чувства, инт­роспекция крайне субъективна и не способна преодолеть эти затруд­нения. Только поведение, наблюдаемое со стороны, поддается объек­тивному описанию.

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных иссле­дований в первые 50 лет существования психологии как самостоя­тельной науки, все более обнаруживали несостоятельность суще­ствовавшей единой психологической теории, и прежде всего недостаточность ее основания — субъективно-интроспекционистс-кого представления о психике. В начале 10-х годов XX столетия психо­логия вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Это был кризис методологических основ психологии, и его позитивное содержание состояло в том, что раз­вернулась работа по созданию новой психологической теории. Если до конца XIX века психология по сути была интроспективной психо­логией сознания, то в результате кризиса в психологии наметились две главные тенденции.

Представители первой тенденции отстаивали возможность дать строго научное объяснение поведению человека. Причем если одни из них главные причины поступков и поведения человека ус­матривали во внешней ситуации, т.е. действии окружающей среды— социодинамические теории, то другие считали главными детерми­нантами человеческого поведения внутренние факторы и свойства личности — психодинамические теории.

Промежуточная точка зрения основана на принципе взаимодей­ствия внутренних и внешних факторов в управлении актуальным пове­дением человека {интеракционистские теории). Известный исследова­тель психологии личности Г. Олпорт символически выразил эту точку зрения на поведение (R) в виде формулы: R=F(B,C), где В — внутрен­ние, субъективно-психологические свойства личности; С — социальное окружение, a F — знак функциональной зависимости. Тогда в социоди-намических теориях поведение описывается формулой R=F(C), а в пси­ходинамических теориях—формулой R=F(B).

Представители второй тенденции придерживались мнения, что объяснить поведение человека методами, принятыми в классичес­кой науке, невозможно. Поведение человека можно только внешне (феноменологически) описать и "понять". Эта тенденция "понима­юще-описательной" психологии постепенно оформляется в совре­менный экзистенциализм.

Первая тенденция свое крайнее выражение получила в трудах бихевиористов и психоанализе.

Приверженцы бихевиоризма (поведенческое направление в пси­хологии) полагают, что психология не должна отличаться от других классических наук (таких, как биология или физика), поэтому они практически полностью устранили все "субъективное" в ней, отка­завшись от исследования сознания. С помощью предложенной Уот-соном схемы "стимул-»реакция" (S-»R) можно объяснить любую деятельность человека. Выражения типа "этот ребенок боится соба­ки" или "я влюблен в эту женщину", с точки зрения бихевиоризма, в научном плане ничего не означают. Напротив, объективные описа­ния типа "слезы и дрожь ребенка усиливаются, когда к нему прибли­жается собака" или "при встрече с этой женщиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются" — дают возможность коли­чественно оценить и измерить чувство страха или степень увлечен­ности.

В психоанализе (Фрейд 3. и его последователи) причины че­ловеческого поведения усматриваются в нем самом, точнее — в его подсознательных влечениях, основанных на инстинктах. По мнению Фрейда, инстинктивные сексуальные побуждения чело­века "запрещаются" на уровне сознания различными социальны­ми ограничениями. А между тем именно они побуждают людей действовать, и благодаря их "энергии" (либидо) происходит посте­пенное развитие личности и достижение зрелости. Фрейд полагал, что точные науки со временем будут давать строго научное объяснение всем психоаналитическим феноменам. Отрыв психо­анализа от точных наук он считал временным и старался сохра­нить его "научность".

Во второй тенденции ("понимающе—описательная психоло­гия") считается, что психология должна быть особой наукой, предме­том которой является именно то, что недоступно исследованию тра­диционных наук с их методами, а сами методы психологии должны принципиально отличаться от методов точных наук. Так как челове­ческое сознание недоступно для объективного изучения, его можно постичь только интуитивно, через своеобразное "вчувствование" — особым способом т.н. "понимающей интроспекции", на основе

доверительного самоотчета испытуемого в процессе эмпатического диалога его и исследователя. Именно этот тезис лежит в основе экзи­стенциальной психологии (Хайдегер М., 1927; Сартр Жан-Поль, 1946; Камю А., 1942; Ясперс К.,1935; и др.).

Сам термин "экзистенция" (от лат. existentio — "существование") впервые употребил религиозный датский философ Серен Кьеркего-рон (1843), понимая под ним мир индивидуального опыта человека, его истинное, подлинное внутреннее существование — "бытие". Этот внутренний мир у каждого человека уникален, неповторим и может быть понят только из собственного и непосредственного его описания самим человеком.

На свете нет двух одинаковых людей, каждый человек сам тво­рит и создает свой внутренний мир. Для каждого из нас наш внут­ренний, да и внешний миры существуют как их постепенное рас­крытие в течение жизни. Правда, в обыденной жизни человек не всегда задумывается о смысле своей жизни и осознает свое суще­ствование, бытие как экзистенцию. Для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной, экстремальной ситуации, например перед лицом смерти. Только тогда он наиболее отчетливо будет понимать и осознавать смысл своего бытия — свою экзистенцию. Для того чтобы жить и активно действовать, человек должен ве­рить в смысл своих поступков, смысл своей жизни. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни можно даже рас­сматривать как врожденную мотивационную тенденцию, прису­щую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности.

Гуманистическая психология (Роджерс К., Маслоу А. и другие) возникла в 30-е годы XX в. и получила наибольшее развитие в 50-60-е гг. Она занимает особое место в представленной классификации.

В работах психологов этого направления, в противовес психо­анализу, выдвигается мысль о том, что у человека изначально су­ществуют гуманоидные, альтруистические потребности, что именно они являются источниками поведения человека, а не жи­вотные инстинкты. Признание главенствующей роли в поведении человека его стремления к самосовершенствованию и самовыра­жению (самоактуализация) является единым звеном всех гумани­стических концепций личности. Таким образом, так же, как и в психоанализе, здесь объяснительным принципом поведения при­знаются внутриличностные факторы, что позволяет относить гу­манистическую психологию к группе психодинамических теорий личности.

Однако гуманистические психологи предпочитают описывать феноменологию личности, их интересует прежде всего то, как чело­век воспринимает и понимает реальные актуальные события своей жизни (принцип "сдесь и сейчас"). Видеть смысл жизни и стремить­ся при этом к достойным для человека целям (самоактуализация) — суть психокоррекционнои доктрины гуманистического направле­ния. Нетрудно заметить в этом близость гуманистической психоло­гии с взглядами представителей "понимающей психологии", т.е. эк­зистенциализма.

Глава 16

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ

  1. Оаг, оае, оаз, оазис, оазисы, оас, оаху, об, оба, обагриться, обагрянить, обажить, обазулить, обалдуй, обаляй, обарить, обариться, обатур, обачевский, обачить

    Документ
    оаг, оае, оаз, оазис, оазисы, оас, оаху, об, оба, обагриться, обагрянить, обажить, обазулить, обалдуй, обаляй, обарить, обариться, обатур, обачевский, обачить,

Другие похожие документы..