Учебно-методический комплекс дисциплины психология развития. Возрастная психология специальность психология; опд. Ф. 19. Факультет: психология

Министерство образования и науки РФ

"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Учебно-методический комплекс

дисциплины ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Специальность ПСИХОЛОГИЯ; ОПД.Ф.19.

Факультет: ПСИХОЛОГИЯ

Кафедра: СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Москва-2007



Часть I.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Разработал доцент, кандидат психологических наук Заиченко Н.У.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

Социальной и педагогической психологии

24.04.07. Протокол № 8.

Зав. кафедрой профессор Вербицкий А.А.

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Учебныйпредмет «Психология развития. Возрастная психология» является обязательной дисциплиной общеобразовательного цикла в системе психологического образования, а также при подготовке педагогов образовательных учреждений. Данный учебный предмет относится к дисциплинам фундаментального цикла, обеспечивающего необходимый уровень базовых знаний по психологии.

При изучении данного учебного предмета важно охарактеризовать основные методологические посылки теории развития, принципы, закономерности, методы изучения развития, а также особенности психического развития по возрастным этапам.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Данный курс направлен на создание у студента целостной картины развития человека, на формирование аналитического подхода к человеку с точки зрения философско-психологических аспектов сущности и смысла жизни человека. Психология развития, возрастная психология являются логическим продолжением изучения фундаментальных дисциплин по психологическим профессиям. В рамках данного учебного предмета широко освещаются философско-психологические социо - культурные, психобиологические и психологические аспекты развития человека. Особое внимание уделено общетеоретическим методологическим посылкам теории развития, анализу онтогенеза и проблем возрастных этапов в контексте культурного социогенеза.

В данной программе последовательность и логика изложения материала детерминированы направленностью профессиональной деятельности студентов. Кроме этого данный курс позволяет оценить собственное развитие по основным направлениям жизнедеятельности субъекта.

Цель программы построение целостной теории развития человека, включающей анализ общеметодологических посылок теории развития, содержательных характеристик взаимосвязей и взаимопереходов между стадиями развития, анализ научных данных обо всех фазах и стадиях человеческой жизни.

Задачами курса являются:

  1. обучение:

  • знаниям о содержании и специфике развития человека в его сложных взаимоотношениях со средой жизнедеятельности;

  • умениям ориентации в современных научных концепциях и реализации современных знаний для выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

  • навыкам решения проблемных ситуаций, требующих применения возрастно-психологического анализа;

  1. воспитание:

  • профессиональной культуры в организации и построения конструктивных взаимодействий в различных, развивающих, психолого-педагогических ситуациях;

  • стремления к совершенствованию профессиональной компетенции в процессе работы с психологической литературой, во взаимодействии с коллегами и наставниками;

  • профессионального интереса к научно – практической деятельности и творческого подхода к ее организации;

  1. развитие:

  • профессиональной компетенции в русле гуманистических ценностных ориентаций

  • профессионального мышления, познавательных способностей, в плане формирования ценостности развития на всех этапах онтогенеза, учет этого в контексте своей профессиональной деятельности.

  • коммуникативной компетентности и личностных особенностей, необходимых психологу для эффективной профессиональной деятельности;

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студента

По окончании изучения дисциплины студент должен:

  • знать систему базовых понятий курса «Психология развития. Возрастная психология»: методологию развития, характеристики возрастных этапов развития; основные методологические принципы современной психологии развития; основные отечественные и зарубежные концепции о психическом развитии в онтогенезе;

  • Иметь представление о структурном строении внутреннего мира человека, об основных закономерностях развития и функционирования психологических составляющих жизнедеятельности человека;

  • уметь анализировать психологическое содержание жизненных циклов развития; конструировать развивающие взаимодействия в ходе обучающей, воспитательной, развивающей, коррекционной деятельности;

  • владеть навыками: диагностики и преодоления негативных составляющих кризисов развития, взросления и старения; методами современного анализа и решения научно – практических задач психологии развития и возрастной психологии; личностного и профессионального развития

1.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина, в соответствии с действующим учебным планом на 2007-2008 учебный год, изучается на очном отделении, на вечернем и заочном отделениях на третьем курсе обучения.

Учебный предмет - «Психология развития. Возрастная психология» включает некоторые сведения из философии, общей психологии, психологии аномального развития, а также имеет тесные взаимосвязи со следующими учебными дисциплинами: психодиагностика, психологическое консультирование, педагогическая психология клиническая психология, социальная психология, в частности, психология общения и др.

Без знаний по психологии развития, возрастной психологии сегодня не могут обойтись ни родители, ни педагоги, ни воспитатели, и даже сами дети. Поэтому данная учебная дисциплина дает возможность анализа и своей и чужой жизни. Что способствует более успешному прохождению различных периодов жизни: критических, сенситивных, стабильных.

1.4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Важнейшими условиями успешности изучения данной дисциплины является мотивация студентов на продуктивное усвоение знаний, умений, навыков, грамотное конструирование, организация и реализация учебно- воспитательного процесса. Этому способствует:

  • профессиональная компетенция преподавателя данной учебной дисциплины, свободное владение методологией и методами обучения психологическим знаниям, высокая креативность;

  • личностно – ориентированный подход к обучению, в русле гуманистических ценностей;

  • реализации принципов и технологий проблемного обучения в русле системы контекстного обучения; (А.А.Вербицкий)

  • широкий кругозор психологических знаний, то есть преподаватель курса «Психология развития. Возрастная психология» должен иметь целостную картину психологических знаний о человеке, о личности, о процессе общения и взаимодействия, о психических состояниях и возможностях их коррекции и др.

  • корректность и конкретность целей, задач, учебных занятий и самостоятельной работы студентов;

  • четкое обозначение условий ответственности и самостоятельности в процессе обучения;

  • поощрение активности и инициативы в процессе изучения учебной дисциплины.

1.4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Важнейшим элементом учебной деятельности студентов является целеполагание. На данный процесс существенно влияет контекст жизнедеятельности субъекта, поэтому студенту важно определить значимые для собственной индивидуальности разделы и темы данного учебного предмета. Это, возможно, сделать посредством соотнесения предлагаемой информации с потребностями, целями и ценностями субъекта, то есть важно определить для чего мне необходимо изучение данного учебного предмета.

Далее необходимо выбрать соответствующий ракурс изучения. То есть определить преимущественные для себя разделы психологии развития, возрастной психологии; выбрать возрастные этапы для глубокого изучения и соответственно определить степень возможного изучения обязательных разделов и тем, а также продумать возможности новаторства и творческой реализации (например, предложение новых тем рефератов, практических заданий и пр.).

Затем важно составить план изучения данного учебного предмета, посредством определения своего участия в учебном процессе.

Программа включает следующие виды учебных занятий:

  1. Лекции - предусматривают изложение основных теоретических положений учебного курса по определенным разделам и темам, с применением эвристических методов и элементов моделирования ситуаций, в контексте профессиональной деятельности психолога; способствуют овладению базовыми научно-практическими знаниями.

  2. Семинарские занятия – направлены на освоение основ теоретического анализа по обозначенным темам, накопление теоретической базы и практических навыков в русле профессионального становления и личностного развития обучаемых. Данный вид занятий способствует систематизации знаний и развитию индивидуальной профессиональной позиции.

  3. Тренинговая работа направлена на формирование и отработку навыков построения развивающих ситуаций в различных условиях жизнедеятельности с учетом характеристик возрастного развития. В рамках данных занятий осуществляется продуктивная актуализация и анализ в контексте настоящей учебной ситуации прежнего опыта и знаний по смежным дисциплинам для выявления оптимальных факторов, условий, технологий развивающей деятельности психолога.

  4. Индивидуальная работа - предусматривает помощь преподавателя студентам в овладении навыками работы с литературными источниками, а также отработку практических навыков в контексте выполнения ими профессиональных обязанностей. Данная работа способствует становлению избирательности, самостоятельности и ответственности в процессе жизнедеятельности и профессиональной реализации.

  5. Самостоятельная работа - направлена на овладение навыками работы с литературными источниками по обозначенной и интересующей студентов тематике, а также на разработку конкретных программ деятельности психолога в русле гуманистических ценностей. Данный вид учебной работы способствует становлению навыков непрерывного самообразования и появлению системы познания и саморазвития.

Все виды занятий проводятся с использованием наглядных пособий (слайды, таблицы, аудио и видеотека), современной компьютерной техники и специального оснащения кафедры, аудиторий психологического факультета университета.

1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.5.1. Виды учебной деятельности студента по разделам дисциплины

Наименование тем и разделов

Виды активности студента

Форма контроля

Раздел 1. Введение в психологию развития, возрастную психологию.

Раздел 2.Общие вопросы психологии развития.

Раздел 3. Психологический анализ возрастных этапов развития

Индивидуальные задания, реферирование литературных источников.

Проектирование собственной учебной деятельности

Индивидуальные задания по выбору, реферирование литературных источников.

Составление словаря системы основных понятий.

Индивидуальные задания по выбору, реферирование литературных источников, поиск и подбор средств,

Составление таблицы – характеристики возрастных этапов развития

фронтальное обсуждение, в ходе лекций и семинарских занятий

Электронная консультация.

фронтальное обсуждение, в ходе лекций и семинарских занятий

Электронная консультация.

Тестирование

Презентация рефератов и докладов.

Фронтальное обсуждение информации для таблиц - характеристик возрастных этапов.

Экзамен



1.5.2. Требования для получения оценки по курсу

Для допуска к экзамену каждому студенту необходимо:

  1. Сконструировать проект собственной учебной деятельности по изучаемому курсу.

  2. Составить словарь системы основных понятий по психологии развития.

  3. Составить схему – таблицу, где необходимо отразить: признаки возрастного этапа, социальную ситуацию развития, характеристики ведущей деятельности, кризисные проявления, основные новообразования, характеристику познавательной, мотивационно – потребностной, эмоциональной сфер развития, а также особенности поведения и ведущие направления жизнедеятельности каждого возрастного этапа.

  4. Написать реферат по предлагаемой и самостоятельно избранной тематике по наиболее предпочитаемому возрастному этапу.

  5. Разработать вариант коррекционного воздействия на проблемы развития, выбранного возрастного этапа.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культу­ры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (9)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Н.Е. Варшавская; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (35)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (50)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    П 86 Психология. Возрастная психология. Часть 1 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Авторы-составители: И.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (2)

    Учебно-методический комплекс
    П 86 Психология. Общая психология. История психологии. Часть 1 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Автор-составитель: И.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск (2)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для преподавателей / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский пед. гос.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  10. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..