Творческая деятельность

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Основные направления и научные контакты

Научно-исследовательская, методическая и творческая работа консерватории направлена на развитие и совершенствование музыкального образования России и координируется в рамках следующих научных направлений:

17.00.02 Музыкальное искусство

24.00.01 Теория и история искусства

19.00.07 Педагогическая психология

Научная работа ведется в соответствии с профилем подготовки специалистов, определяется федеральными и региональными потребностями, строится на основании перспективного плана научной работы ПГК, планов работы кафедр, факультетов и включает разработку актуальных научных вопросов. Результаты научных исследований и творческой работы широко используются в учебном процессе: при разработке новых и модернизации существующих учебных курсов, в классе специальности у музыковедов – при подготовке курсовых работ и практических занятий.

Основным источником финансирования научных исследований являются централизованные средства, выделявшиеся вузу Министерством культуры Российской Федерации, а также целевые средства, предоставляемые по грантам, в том числе – Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 гг.)».

Проблематика научных и методических работ, осуществляемых в ПГК, соответствует потребностям высшего профессионального образования. Комплексные темы объединяются вокруг трех основных направлений.

Приоритетное направление отражает в соответствующих ему научных исследованиях проблемы, обусловленные региональной спецификой самого северного российского музыкального вуза. Это проблемы традиционной и профессиональной музыкальной культуры Европейского Севера, Республики Карелия и финно-угорского мира. Другое направление объединяет научные темы, связанные с разработкой современных проблем теоретического и исторического музыкознания и композиторского творчества.Наконец, самостоятельное направление представлено научными исследованиями в области музыкального исполнительства, музыкальной психологии и педагогики. Оно дополнено рядом разработок общенаучных кафедр, направленных на профилирование преподаваемых дисциплин.

Тематика и содержание первогонаправления определяется региональными первопричинами. В его рамках разрабатываются вопросы, характеризующие музыкальную культуру и искусство Европейского Севера, в том числе Карелии как его части, и преследуются различные, но взаимосвязанные цели:

  • изучение культуры и искусства региона;

  • пополнение региональной составляющей специального музыкального образования научно-практическими и учебно-методическими материалам;

  • уточнение концепции профессионального художественного воспитания в ПГК как самом северном музыкальном вузе на территории России, уже получившей свое оформление в «Программе развития ПГК (2003-2010 гг.)».

В вузе осуществляется плановая фундаментальная разработка следующих комплексных тем:

  • «Культура скандинавских стран и Финляндии».В числе исследований, связанных с тематикой музыкальной культуры стран Европейского Севера, выделяются работы диссертационно-монографического плана: И.Н.Горная «Финская камерно-вокальная музыка ХХ века», В.И.Нилова «Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен конца XIX – начала XX века», И.В.Копосова «Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии», Е.Г.Окунева «Стилистическая эволюция Эркки Салменхаара в контексте европейской музыки второй половины ХХ века». Интересы этой группы ученых сконцентрированы на исследовании «музыкального феномена Фенноскандии», а значит, охватывают широкий спектр междисциплинарных вопросов искусствознания. В научное описание вовлечены малоизвестные отечественному музыкознанию индивидуальные композиторские стили, раскрыты принципы их художественного творчества. Кроме того, затронуты проблемы диалога культур и поэтики языка музыки в контексте истории культуры. Работу над комплексной темой дополняют аспирантские диссертационные исследования, посвященные творчеству композиторов Фенноскандии. Ученые ПГК постоянно представляют результаты работы по этой теме на престижных научных форумах, в том числе за рубежом.

  • «Традиционная (аутентичная) и профессиональная музыкальная культура Карелии». Ученые рассматривают проблемы специфики анонимной и авторской региональной культуры Карелии в ее взаимоотношениях с сопредельными территориями. Значительным вкладом в этномузыкологию явилась монография Т.В.Краснопольской «Певческая культура народов Карелии и сопредельных земель». Особое внимание проявляется к проблеме межэтнических взаимодействий. Работа осуществляется в партнерстве с Карельским научным центром РАН и Петрозаводским государственным университетом. Интерес к межэтнической проблематике разделяют зарубежные соседи: ученые Финляндии пригласили этномузыковедов ПГК к сотрудничеству в рамках международного проекта на территории Калевальского района Республики Карелия «Корни и крона» (совместная работа началась в 2003 году). К 90-летию Карельской республики подготовлен научный сборник, посвященный традиционной (аутентичной) и профессиональной музыке региона. Изучению певческих фольклорных традиций Поморья посвящено диссертационное исследование Ю.И.Ковыршиной.

  • «Музыкальное финноугроведение». В контакте с учеными территорий компактного проживания финно-угорских этнических сообществ – России и зарубежья – исследуются малоизученные материалы, касающиеся как певческой, так и инструментальной традиций, а также изучаются синкретические обряды различных этносов финно-угорского мира. Многие материалы положены в основу специальных дисциплин учебного плана, адресованного студентам-этномузыкологам. По результатам проводимой в данном направлении работы изданы сборники научных статей: «Музыкальное финно-угроведение», «Традиционная обрядность финно-угорских народов», «Перспективы развития художественного образования в местах компактного проживания карелов», издания серии «Музыкальная культура финно-угорского мира». В последние годы разработка темы вышла на уровень межвузовского и международного исследования, в котором принимают участие ученые России (из Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска, Йошкар-Ола, Ижевска, Астрахани, Ханты-Мансийска), а также Финляндии. Результатом первого этапа коллективного исследования финно-угорской проблематики стало издание сборника научных работ «Традиционная обрядность финно-угорских народов».

  • «Летопись Петрозаводской консерватории» – тема, начатая в год 35-летия вуза и привлекшая к себе силы всего профессорско-педагогического состава. В 2008 году появилось новое издание «Петрозаводская консерватория. Очерки истории» (первое относится к 2002 г.), позволившее представить путь вуза от его начала до сегодняшнего дня. Одновременно с этим было подготовлено юбилейное издание, посвященное истории кафедры народных инструментов, а также буклет, отражающий 40-летний творческий путь вуза. Патриотический импульс к материализации памяти об alma mater перерос в идею создания музея истории вуза (в этой связи ПГК участвовала в конкурсе грантов Президента Российской Федерации).

Второенаправление базируется на изучении музыкальной классики в ее связях с современной культурой – посредством традиционных и инновационных методов. Представлены следующие комплексные темы:

  • «Искусствознание вне границ: междисциплинарный союз наук». Эта значимая для вуза тема объединяет круг исследований, регулярно проводимых ПГК, начиная с середины 90-х гг. ХХ века. Главной формой подведения итогов работы над темой стал регулярно работающий Междисциплинарный семинар, посвященный памяти Ю.Г.Кона и П.А.Руднева (в 1997 г. его инициировала канд. иск. О.А.Бочкарева). За отчетный период проведено 3 сессии, в которых участвовали ученые из ПГК, вузов Карелии, а также Москвы, Вологды, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Кировска, Ижевска и других городов России. Центральным объектом этой научной темы предстает художественный текст, характеризуемый с позиций союза искусствоведческих и иных наук. Каждый семинар имеет индивидуальный научный аспект, уточняющий характер исследования художественного текста. По материалам семинаров регулярно публикуются научные сборники, среди них – «Художественные тексты — явные и скрытые».

  • «Проблемы музыкального стиля, жанров и формы».Эта комплексная тема представлена фундаментальными диссертационными исследованиями. Значительным явлением стала публикация монографии «Оркестр и фуга» Б.Д.Напреева, посвященной актуальной и почти не изученной проблеме. Опубликована монография И.Н.Барановой «Татьяна Воронина: Параллельные миры музыканта», а также тематический сборник «Георгий Свиридов и русская художественная культура ХХ века», посвященный 90-летию композитора. Исследованию музыкального языка и некоторых специфических аспектов претворения в музыке внемузыкальных начал посвящены научные статьи Н.П.Хилько, Е.Г.Окуневой, И.В.Копосовой, Л.А.Купец, Т.Н.Тимонен, вопросам о роли полифонии в современной музыке – исследования Т.С.Екименко.

Третьенаправление– прикладное, научно-практическое, тесно связанное с творчеством и исполнительской музыкальной практикой – объединяет исследования в области музыкальной психологии и педагогики, истории и теории инструментализма.

  • «Исполнительство: творчество и педагогика». В рамках темы разрабатывается её обособившийся вариант – «Исполнительские традиции alma mater», посвященный выдающимся педагогам-исполнителям петербургско-ленинградской школы, преподававшим в Петрозаводском филиале ЛОЛГК (с 1994 года – Петрозаводской консерватории). Тема разрабатывается на протяжении трёх десятилетий. За отчетный период вышли новые сборники этой монографической серии. Получила развитие автономная тематическая линия – «Современная музыка в исполнительском репертуаре».

  • «Современные технологии в музыкально-образовательном процессе».В последние годы изданы и подготовлены к изданию учебные материалы, способствующие оперативной оценке знаний учащихся всех ступеней системы профессионального музыкального образования. В этой области ПГК сотрудничает с учеными Северо-Запада и других регионов и городов России (Архангельска, Астрахани, Мурманска, Вологды). На основе проделанной работы ПГК намеревается открыть Региональный научно-методической центр, объединяющий исследовательские и практические программы.

  • «Психология восприятия музыки». Исследуется актуальный для музыкознания рубежа XX–XXI вв. ракурс прямого и косвенного отражения «внутренней формы музыки» в творчестве слушателя-исполнителя. Работа над монографией по этой теме Т.П.Бибиковой получила грантовую поддержку ФЦП «Культура России».

  • Авторские сочинения и нотные репертуарные сборники,предвосхищенные методическими аннотациями и рассчитанные на разные исполнительские составы, образуют особый вклад в учебно-методическую работу преподавателей-композиторов (А.С.Белобородова, Г.А.Вавилова, В.К.Кошелева, Б.Д.Напреева, А.Л.Репникова). Интенсивная репертуарная деятельность композиторов – это еще одно важное направление деятельности вуза. Член кафедры профессор А.С.Белобородов – председатель СК Карелии, секретарь СК России, он также является Заслуженным деятелем России и Карелии. В августе 2008 года прошла Мировая премьера его балета «Скала двух лебедей» в г. Савонлинна (Финляндия) в рамках балетного фестиваля. За прошедшее пятилетие состоялись премьеры его новых сочинений — оратории “Песнь о Ливах», Школы игры на хроматическом кантеле (40 пьес), «Величальной» для струнного оркестра и аутентичных карельских народных инструментов (ко дню города Петрозаводска). Музыка Белобородова звучала в филармонических концертах, на концертах пленумов СК, в авторских концертах в различных городах. Творчество заслуженного деятеля искусств Карелии профессора Б.Д.Напреева в последние годы представлено различными жанрами. Работы этих лет — «Времена года», симфоническая сюита в 4 частях; «Переправа», два хора на сл. Р. Тагора; Легкие сонаты №№ 1 и 2 для скрипки и ф-п; Концерт для фортепиано с оркестром № 5; Прелюдия и фуга для двух фортепиано; Концертная симфония № 8 (Сoncerto grosso  № 2). В декабре 2004 года в Хельсинки состоялось исполнение его оперы "Тростниковая свирель"     (дир. П.Хаапасало). Сочинения Б.Напреева звучали в авторских концертах и концертах Пленума СК в Петрозаводске, Хабаровске, Кировограде, а также в абонементных концертах Карельской государственной филармонии. Нотные версии дополнены CD-дисками, а также видеозаписями концертов-монографий и спектаклей.

  • Самостоятельный пласт творческих работ композиторов составляют инструментовки различной музыки, цель которых — пополнить современный исполнительский репертуар. Большое внимание этой работе уделяет В.К.Кошелев. Его оркестровки и переложения исполняются в различных концертах, в том числе и за рубежом (например: концертные переложения популярной оперной музыки для голоса, флейты, кларнета, трубы, скрипки, виолончели и фортепиано – заказ музыкантов из Норвегии города Мо и Рана. 2005). Оркестровки В.К.Кошелева исполнялись в рамках Всероссийской хоровой ассамблеи к 90-летию Г.В.Свиридова (2006), в абонементных концертах Карельской государственной филармонии, на конкурсе исполнителей на духовых инструментах «Серебряные звуки» в Петрозаводске (2008).

  • «Человек. Культура. История». Эта тема инициирована кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин в качестве особо ориентированной на профиль вуза. В частности, преподавателями иностранных языков в ее пределах осуществляется научная лингвистическая и прагмалингвистическая деятельность, исходящая из особенностей обучения иностранному языку в консерватории. Опорой её становится сотрудничество с педагогами-музыковедами, а результатом – всеобъемлющее освоение культуры стран изучаемого языка, в том числе постижение музыкальной истории и музыкальной культуры.

  • «Музыкальная культура как социопсихологический феномен».Эта относительно новая для вуза тема подготовлена локальными разработками, выполненными в разное время:музыкально-социологическими обследованиями учащихся и студентов, апробированными экспериментальными авторскими программами, опросами и тестами.

  • Эквивалентом научной работы в пределах третьего направления являются концерты-монографии.За отчетный период преподаватели, многие из которых являются Заслуженными артистами и Заслуженными деятелями Российской Федерации и Республики Карелия, осуществили сотни подобных концертов, представив слушателю новые тематические программы (сольные и камерные), кроме того, преподаватели вуза выступили в качестве руководителей новых программ творческих коллективов ПГК и исполнителей ведущих партий (ролей). Перечень концертов-монографий приводится в Приложении, наряду с публикациями ППС.

  1. Творческая деятельность д. П. Ознобишина (проблемы фольклористики и фольклоризма)

    Автореферат диссертации
    диссертационного совета Д.212.136.01 в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул.
  2. Задачи : Развитие познавательного интереса у учащихся в решении занимательных задач по математике и физике. Развитие опыта творческой деятельности

    Викторина
    Куц Татьяна Александровна, учитель математики первой квалификационной категории МОУ «Таврическая гимназия» Таврического муниципального района Омской области
  3. Задачи : развитие творческих способностей детей и молодежи в области художественно-публицистической литературы; поощрение творческой деятельности обучающихся в области литературы; привлечение внимания общественности к современной литературе

    Документ
    II открытый литературный конкурс молодых авторов «Апрельский код» (далее - Конкурс) проводится Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» г.
  4. Творческие задания на урок

    Урок
    Особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия, необычность и богатство детской фантазии, воображение, потребность выдумывать, сочинять.
  5. Под «современным искусством» подразумевается такая творческая деятельность, в которой полностью порвана связь с традицией и создается нечто абсолютно новое, не

    Документ
    Под «современным искусством» подразумевается такая творческая деятельность, в которой полностью порвана связь с традицией и создается нечто абсолютно новое, не снившееся ни одному художнику прошлого.
  6. План. Биография. Творческая деятельность. Герои произведения "Калина красная". Неизвестный шукшин заключение

    Биография
    Шукшин Василий Макарович родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. Родного отца Шукшин по малолетству не запомнил: "В 1933 году отец арестован Дальнейшую его судьбу не знаю.
  7. Художественно-творческая деятельность учащихся в процессе изучения различных видов искусств

    Документ
  8. Творческой работы (3)

    Решение
    Использование предметных карт для повышения эффективности обучения планированию предметной деятельности в подготовительном и первом классах школы для глухих детей
  9. И. В. Рябченко музыкально-творческая деятельность как фактор формирования потребности в творческой самореализации

    Документ
    Преобразования, происходящие в нашей стране (экономические, социальные, нравственные, культурные) требуют коренного пересмотра целей и задач образования.

Другие похожие документы..