Учебное пособие Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования мо РФ ббк 60. 5я72


А.И. КРАВЧЕНКО

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Учебное пособие

Рекомендовано

Главным управлением развития

общего среднего образования МО РФ

ББК 60.5я72

К78 УДК 319:371(07)

Кравченко А. И.

К78 Введение в социологию: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1995. - 144 с. - ISBN 5-7301-0101-5

Книга дает целостное представление о современной социологии. В ней рассматриваются методы и система социологического знания, струк­тура и динамика культуры, природа человеческого общества, социализа­ция, статусы и роли, составляющие социальную структуру, стратифика­ция (классы, сословия, касты), социальный контроль, отклоняющееся по­ведение и другие проблемы.

Учебное пособие адресовано учащимся 10-11 классов средней шко­лы, лицеев и гимназий. Оно может быть полезным первокурсникам несо­циологических вузов, а также и учителям.

ББК60.5я72

ISBN 5-7301-0101-5

© Кравченко, 1995

ОТ АВТОРА

Эта книга — популярное введение в социологию. Речь пойдет о мо­лодой науке, изучающей самый сложный объект — человеческое об­щество, его структуру, законы развития, поведение людей. Физики, химики, биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, ато­марное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно ме­няется, принимая новые, неожиданные для нас формы, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причи­нам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко впе­ред, а другие запаздывают.

Множество подобных вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти окончательных ответов. О классовом строении общества, принципах социальной спра­ведливости, правильном разделении труда писали в V—IV веках до н.э. Платон и Аристотель. После них свои гипотезы предлагали Ибн Халь-дун, Руссо, Вольтер, Кант, Гегель и Маркс.

Одним из первых решился поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических факторов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века. Он предложил метод, каким можно со­единить абстрактную теорию общества и проверенные данные о пове­дении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родо­начальником социологии.

Однако, как часто бывает с первопроходцами, О. Конт намного опе­редил свое время. Только в конце XIX века появляется плеяда великих ученых — прежде всего это М. Вебер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, — воп­лотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни од­ной статистической таблицы, не проверил на практике ни одной науч­ной гипотезы. Хотя именно этим в массе своей занимаются сейчас соц­иологи всего мира. Мало догадаться о том, как надо строить науку, не­обходимо показать на практике, как она работает и какова ее отдача.

3

В нашей книге вы познакомитесь с тем, как ученые изучают реаль­ность, с которой мы сталкиваемся каждый день, о которой мы обладаем лишь приблизительными и очень поверхностными знаниями.

Автор надеется, что первое знакомство с азами социологии поможет читателю избавиться от некоторых иллюзий, в которые легко впадает здравый смысл. Избавиться от слишком упрощенного представления о структуре и законах развития человеческого общества.

Автор выражает глубокую признательность всем, кто на разных этапах подготовки книги оказал ему помощь: проф. Г.С. Батыгину, к.ист.н. A.M. Водянскому, к.ист.н. Е.Н. Захаровой, проф. И.С. Кону, И.В. Новикову, к.ист.н. А.Ю. Согомонову, проф. В.А. Ядову.

Особую благодарность автор выражает Центру общечеловеческих ценностей и его руководителю проф. М.С. Мацковскому.

I

Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Как и любая другая наука, социология обладает собственным пред­метом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами — психоло­гией, социальной психологией, экономикой, антропологией (наукой о человеке), политическими науками и этнографией — она образует подсистему системы научного знания — социальное знание.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Предметом именуют совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность. Физики, изображая материальный мир, употребляют понятия гравитации, электрического взаимодействия, капиллярности, энергии и множество других терми­нов, которые вы усвоили из школьного курса. Они описывают предмет физики.

А как представляет общество современная социология? Его основой служит социальная структура — совокупность социальных институ­тов, социальных ролей и статусов. Семья, производство, религия, об­разование, армия, собственность, государство — фундаментальные институты общества, возникшие в глубокой древности и существую­щие по сию пору. В зачаточной форме семья появилась у наших обезь­яноподобных предков и постоянно совершенствовалась на протяжении 500 тысяч лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тысяч лет назад, армия и государство — 10 тысяч. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Са­мым древним институтом считается производство — ему около 2 мил­лионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда.

У общества, как и у людей, множество потребностей. Не всегда по­требности общества и отдельных индивидов совпадают, но когда такое происходит, мы говорим о фундаментальных потребностях. Они удов­летворяются при помощи регулярной, систематической деятельности миллионов людей, специализирующихся на выполнении каких-то важных функций. Добывание средств существования, обучение моло­дого поколения, защита общества от врагов, воспроизводство людей, сохранение в обществе порядка — фундаментальные потребности, в удовлетворении которых заинтересовано большинство населения. Так было раньше, есть сейчас и будет продолжаться дальше. Стандартизи-

5

рованная форма осуществления социальной функции для поддержа­ния общественного воспроизводства и удовлетворения какой-то одной фундаментальной потребности называется социальным институтом.

Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обу­чать, производить, защищать и т.д. Функция и роль тесно связаны. Учитель, передающий свои знания ученикам, — это не только конк­ретный человек, ной социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди, выполняющие ту или иную роль, но сама она остается.Социальных ролей у одного человека несколько: он муж­чина, человек зрелого возраста, спортсмен, рабочий, муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов — в роли учителя, сотни тысяч — в роли офицера. Меня­ются люди, но роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Статус — социальное положение, позиция человека в обществе. Од­ни статусы принадлежат ему от рождения, например, национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения культурным нормам и ролям), скажем, статус президента коммерческого банка. Статусы можно сравнивать. Говорят, что статус банкира выше статуса почтальона.

У одного человека множество разных статусов, но точно так же один статус может занимать множество людей. Сколько в российском обще­стве прежде было дворян, крестьян, рабочих, полицейских, извозчи­ков, мужчин, членов Государственной Думы? Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их социальные роли и появ­ляются другие. Общество меняется, меняется и его структура. Напри­мер, исчезли с исторической карты России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые роли — космонавт, трак­торист, стюардесса.

А теперь задание

1. Составьте список социальных (религиозных, профессио­
нальных, демографических и др.) ролей, которые были в России
раньше и исчезли после 1917 года.

  1. Приготовьте перечень социальных ролей, которые не суще­ствовали до 1917 года и появились позже.

  2. Подготовьте список социальных ролей, которые существо­вали раньше и существуют сейчас.

Посоревнуйтесь между собой — у кого полнее список, кто правиль­но справился с заданием.

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную пози­цию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называ­ется социальной группой. Социальные группы могут быть большими и

6

состоять из сотен, тысяч и даже миллионов человек, а могут быть ма­лыми, насчитывающими от 2 до 7 человек. Дружеская компания или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы под­разделяются — в скобках даны примеры таких групп — на половозра­стные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные (русские, англичане, эвенки), профессиональные (трактористы, ин­женеры, преподаватели), экономические (акционеры, брокеры, ран­тье), религиозные (протестанты, мормоны, православные), политиче­ские (либералы, консерваторы, демократы). Таковы главные группы, совокупность которых называют социальным составом.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях — горизонталь­ной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, — а стало быть правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязан­ности перед учеником, офицер перед солдатом, и наоборот), — они об­разуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Ячейки пусты: одна ячейка — преподаватель, одна ячейка — мужчина и т.д. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Получились не ячейки, а социальные группы, слои, некото­рые из них можно расположить вертикально: правители займут вы­сшую позицию, дворянство расположится ниже, а под ними — рабочие и крестьяне. У первых больше власти, у вторых — меньше. Различают­ся они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида, построенная на не­равенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обще­стве. Расположенные друг над другом группы (в данном случае их име­нуют стратами, составляют социальную стратификацию общества. Это аспект или часть социальной структуры. Как вы думаете, что их объединяет? Разделение труда в обществе.

Наконец, последнее фундаментальное понятие социологии — куль­тура. Это совокупность материальных памятников и духовных ценно­стей — нравов, обычаев, традиций, правил, норм, законов, языков и др. Социальная структура'— костяк общества, культура — его плоть. Усваиваются культурные нормы, а вместе с ними и социальные роли, в процессе социализации. Продолжается она всю жизнь — с младенче­ства до старости. Социализацию не надо путать с воспитанием или обу­чением, она — более широкое явление. За правильным усвоением норм и ролей следит недремлющий страж — социальный контроль. Он многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, го­сударство, администрация и еще множество других агентов социально­го контроля. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Они подразделяются на позитивные (вознаг-

7

раждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контро­ля — залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют зако­ны и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает страш­ный паралич. Имя ему — аномия (беззаконие, отсутствие норм).

Еще одно задание

Проявите себя аналитиком и поставьте социальный диагноз нашему обществу: В какие периоды его истории аномия дости­гала наибольшего накала? Что служило тому виной? Как это действует на самочувствие и поведение людей?

Итак, мы рассмотрели в самых общих черта* предмет социологии.

Выделим ключевые понятия:

Социальный институт Социальная роль

Социальная структура Социальный статус

Социальная стратификация Социальная страта

Социальная группа Социальный контроль

Культура Социализация

  1. А. И. Кравченко введение в социологию

    Учебное пособие
    Книга дает целостное представление о современной социологии. В ней рассматриваются методы и система социологического знания, струк­тура и динамика культуры, природа человеческого общества, социализа­ция, статусы и роли, составляющие
  2. Бюллетень новых поступлений 2005 год (4)

    Бюллетень
    Lehman Brothers перестраивает работу своих фондовых аналитиков. Теперь часть из них не пишут исследования, а вместо этого по телефону консультируют избранных клиентов Lehman Brothers - преимущественно хедж-фонды и трейдеров брокерских компаний.

Другие похожие документы..