Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОБЛЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ»

для специальности 021100 – юриспруденция

(для всех форм обучения)

Составители рабочей программы

Профессор Л.Г.Татьянина

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «___» ____________ 200___ г.

Зав. кафедрой _______________________/_________________________/

Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г.

Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК

2007

1. Требования государственного образовательного стандарта (ГОС)

по специальности 021100 - юриспруденция

Общие требования к образованию дипломированного специалиста:

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Юрист должен:

  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

Основная образовательная программа подготовки специалиста – юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

2. Требования государственного образовательного стандарта (ГОСТ) по направлению (Специальности 12.00.09. юриспруденция ОПД.Р.02)

3. Требования по циклу дисциплины

Юрист должен в области проблем предварительного расследования:

  • иметь представление о личности, как участнике уголовного судопроизводства, ее структуре, особенностях формирования, влияния патологии личности на поведение в конкретных ситуациях, влиянии усмотрения на поведение правоприменителя, формировании усмотрения, особенности реализации дискреционных полномочий, о закономерностях возникновения противоречий в уголовном процессе, их видах и формах, природе противоречий, путях их устранения;

  • знать основные понятие и структуру личности, ее значение в уголовном судопроизводстве; понятие и значение усмотрения в уголовном судопроизводстве; особенности производства по уголовным делам в форме дознания; роль субъективного фактора в деятельности дознавателя, следователя и прокурора в процессе производства по уголовному делу; особенности дискреционного преследования в ходе досудебного производства; проблемы реализации полномочий участниками стороны обвинения в процессе досудебного производства; проблемы стадии возбуждения уголовного дела, особенности разрешения их на практике; проблемы проведения неотложных следственных действий; проблемы производства дознания; проблемы процессуального взаимодействия органов дознания с органами предварительного следствия; проблемы предварительного расследования в отношении отдельной категории лиц; противоречия в уголовном процессе, понятие и виды; природу противоречий; межсистемные противоречия; внутрисистемные противоречия; влияние противоречий на уголовно-процессуальную практику, пути и проблемы их устранения;

  • владеть навыками по расследованию преступлений.

Принципы построения курса

« Проблемы предварительного расследования»

Данный курс является специальным курсом, что обусловлено необходимостью более глубокого и детального изучения курса уголовно-процессуального права, проблем возникающих на практике при производстве по уголовным делам и поисков их решений Адресован студентам четвертого и пятого года обучения, владеющими знаниями в области теории государства и права, международного права, уголовного и уголовно-процессуального права, криминалистики, криминологии, общей и судебной психологии, судебной психиатрии, судебной медицины и ряда других учебных дисциплин, поскольку рассматриваются в комплексе с учетом особенностей личности вопросы досудебного производства по уголовным делам.

Для успешного изучения курса студент должен знать основные характеристики личности, ее систему и структуру, особенности формирования, влияния психофизиологического состояния участников процесса на проведение следственных действий, влияние субъективных факторов правоприменителей на принятие решений по уголовному делу, особенности производства по отдельной категории уголовных дел, проблемы дознания и предварительного следствия, проблемы реализации прав и обязанностей участниками уголовного судопроизводства.

Ядро курсасоставляют исследования проблем производства предварительного следствия и дознания с позиций личностного подхода.Спецкурс предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция» уголовно-правовой специализации.

Программа курсадлястудентовочной формы обучения (нормативные и сокращенные сроки на базе СПО) включает 32 лекционных тем, для студентов очной формы обучения (сокращенные сроки на базе СПО) включает 20 лекционных тем, для студентов заочной формы обучения (нормативные и сокращенные на базе высшего неюридического образования, сокращенные на базе СПО) включает 10 лекционных тем.

Курс предполагает:выполнение практических заданий, связанных с подготовкой документов предварительного расследования, решения практических задач на основе материалов следственной практики в качестве самостоятельной работы.

Оценказнаний и умений студентов проводится с помощью промежуточного зачета и экзамена (для студентов заочной формы обучения сокращенные сроки на базе СПО в форме зачета).

4. Методические указания для преподавателей

по курсу «Проблемы предварительного расследования»

Общие методические указания для преподавателей

по подготовке и чтению лекций

1. Детально разработав структуру и содержание курса, целесообразно разработать отдельные наиболее предпочтительные методы обучения и формы самостоятельной работы обучающихся, адекватные виды лекционных и семинарских занятий.

2. При изложении лекционного материала обучающимся строго следовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте в соответствующих вопросах к излагаемой темы лекции. Дидактические единицы должны присутствовать в вопросах выносимых на тестирование, а также вопросах экзамена, зачета.

3. Необходимо предусмотреть развитие форм и методик осуществления самостоятельной работы, позволяющих обучающимся завершить изучение учебной дисциплины и сформировать профессиональное юридическое мировоззрение.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у обучающихся ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций учащимися младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

7. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.

При выстраивании лекционного курса по «Проблемам предварительного расследования» преподаватель должен учитывать, что процесс обучения включает в себя аудиторные занятия с (лекции, семинары), консультации, иные виды контроля, а также самостоятельную работу студентов.

Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер, которые читаются, как правило, по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. В ходе анализа проблем предварительного расследования преподаватель должен заострять внимание студентов на том факте, что целью является исследование проблем предварительного расследования с учетом личностного подхода и поиск путей их решения. При этом необходимо демонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, уголовного и уголовно-процессуального права, международного права и др.

5.Учебно-тематический план по курсу «Проблемы предварительного расследования»

распределение часов по темам курса и видам занятий

(для студентов очной формы нормативного обучения)

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1

Личность в уголовном судопроизводстве

2

2

4

2

Патология личности, ее значение для

уголовного судопроизводства

6

2

8

3

Усмотрение в уголовном судопроизводстве

4

2

6

4

Проблемы реализации полномочий

участников стороны обвинения

в ходе досудебного производства

4

2

6

5

Формы досудебного производства,

их характеристика

4

2

6

6

Проблемы возбуждения уголовного дела

6

2

8

7

Проблемы производства дознания

4

2

6

8

Проблемы производства предварительного следствия

6

4

10

9

Проблемы реализации прав участников в ходе досудебного производства

4

4

8

10

Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц

4

4

8

11

Проблемы производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних

4

4

8

12

Проблемы производства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера

4

2

6

13

Противоречия в уголовном процессе на досудебных стадиях

12

8

20

Всего

64

40

104

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения) (2)

    Учебно-методический комплекс
    понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» содержит методические рекомендации к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации по работе
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право (ч. Особенная)» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (1)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие Особенной части уголовного права. Характеристика составов преступлений, указанных в Особенной части Уголовного кодекса РФ. Зарубежное уголовное законодательство
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право (ч. Особенная)» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (2)

    Учебно-методический комплекс
    После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен усвоить понятие и признаки составов конкретных преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного закона, правила
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право (ч. Особенная)» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (3)

    Учебно-методический комплекс
    После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен усвоить понятие и признаки составов конкретных преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного закона, правила
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине судебная практика по уголовным делам: (для специальности 021100 юриспруденция (очная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о том, является ли судебная практика источником права или нет. Поскольку Россия исторически традиционно относится к государствам романо-германской системы права, то роль судебного
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Уголовное право" Нижний Новгород 2010

    Учебно-методический комплекс
    Дать обучающимся развернутое представление об уголовном законодательстве как главном содержании правовой основы борьбы с преступлениями и преступностью.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для специальности 030501 юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Уголовный процесс» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция», рассчитана на 140 часов (из них 68 – практические занятия) для
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 021100 юриспруденция Составитель умкд (1)

    Учебно-методический комплекс
    сущность и социальную значимость своей профессии, характер и взаимодействие правовых явлений, знает основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение

Другие похожие документы..