Учебно методический комплекс дисциплины: «Психология социальной работы» специальность 050706. 65 Педагогика и психология

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

М. П. УМС

УТВЕРЖДАЮ

Ректор СахГУ

Мисиков Б. Р._____________

«_____»_____________2008 г.

Рассмотрено Утверждаю

на заседании кафедры психологии Директор ИП

Протокол № ________ М. А. Романова

«_____»__________________ 2008 г. ___________________

(подпись)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины: «Психология социальной работы»

специальность 050706.65 Педагогика и психология

Составитель: Кобзарь А. В.

Автор-составитель:

Кобзарь Антон Валентинович

старший преподаватель кафедры психологии

Учебно-методический комплекс дисциплины Психология социальной работы

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования по специальности050706.65 Педагогика и психология

Дисциплина входит в национально-региональный компонент общих профессиональных дисциплин, является обязательной для изучения (ОПД.Р.01).

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан Романова М. А.

Директор библиотеки Квитченко Е. В.

Содержание:

Пояснительная записка к программе курса……………………………………………………4

Распределение часов курса по темам и видам работ………………………………………….5

Содержание курса……………………………………………………………………………….6

Рекомендуемая литература……………………………………………………………………..8

Вопросы к зачету по дисциплине………………………………………………………………9

Тематика рефератов…………………………………………………………………………….10

Тематика контрольных работ………………………………………………………………….10

Тест………………………………………………………………………………………………11

Пояснительная записка к программе курса

Психология социальной работы строится на системе категорий и понятий общей, возрастной и социальной психологии, что в свою очередь создает теоретическую основу для других психологических учебных дисциплин. Программа рассчитана на 43 аудиторных часа и предназначена для базового уровня подготовки специалистов в учебных заведениях высшего профессионального образования. Программа «Психология социальной работы» раскрывает основные вопросы содержания социальной работы; теоретические и практические аспекты деятельности социального работника; сущность и содержание его профессионального долга.

Цели и задачи курса:

  1. образовательная – овладение студентами необходимыми теоретическими знаниями в полном объеме с точки зрения современной методологии в психологии;

  2. практическая –применение знаний по психологии социальной работы в практической деятельности студента;

  3. воспитательная – формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте знаний по психологии социальной работы.

В результате изучения курса студенты должны знать:

  • сущность теоретической базы психологии социальной работы;

  • основные методы социальной работы;

  • основные принципы, категории и понятия, проблемы и задачи психологии социальной работы.

Студенты должны уметь:

  • проводить диагностическую, консультационную, коррекционную работу с социально неблагополучными категориями людей;

  • своевременно оказывать психологическую помощь, поддержку людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях.

Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Лекции

Семинары

Самост. работы

1.

Методологические основы социальной работы. Методы социальной работы.

История возникновения социальной работы. Взаимосвязь психологии и социальной работы

12

2

2

8

2.

Основные нормативные акты, регулирующие деятельность психолога и социального работника

8

2

2

4

3.

Семья как объект социальной работы

8

2

2

4

4.

Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями.

8

2

2

4

5.

Социальная защита детства. Социальная работа с молодежью.

8

2

2

4

6.

Социальное обслуживание

8

2

2

4

7.

Менеджмент социальной работы. Социальный работник как профессия.

8

2

2

4

Итого:

60

14

14

32

Содержание курса

Лекция 1.

Тема: Методологические основы социальной работы. Методы социальной работы. История возникновения социальной работы. Взаимосвязь психологии и социальной работы

План:

  1. Социальная работа как наука.

  2. Основные понятия курса.

  3. Объект и субъект социальной работы.

  4. Методы индивидуальной социальной работы.

  5. Методы социальной работы с группой.

Семинарское занятие №1.

  1. Психологическое обеспечение социальной работы.

  2. Система психологического знания в социальной работе.

  3. Психологические методы социальной работы.

Лекция 2.

Тема: Основные нормативные акты, регулирующие деятельность психолога и социального работника.

План:

  1. Документация социального работника

  2. Налогообложение социальной работы.

  3. Нормативные акты.

  4. Предпринимательская деятельность в системе социальных служб.

Семинарское занятие №2.

  1. Социальная работа в микросоциальной среде.

  2. Психология и социальная работа в общественной практике. Функции психологии в социальной работе.

С/р: Изучить нормативно-правовые документы социальной службы.

Лекция 3.

Тема: Семья как объект социальной работы.

План:

  1. Семья - как общественный институт.

  2. Социальные проблемы семьи.

  3. Социальная защита семьи.

Семинарское занятие №3.

    1. Социальные службы в семьи.

    2. Алкоголизм в семье.

    3. Злоупотребление ПАВ в семье.

Лекция 4.

Тема: Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями.

План:

  1. Сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями.

  2. Причины обострений между социально-этническими общностями.

Семинарское занятие №4.

  1. Причины обострений между социально-этническими общностями.

  2. Содержание социальной работы в разрешении проблем межэтнических отношений.

  3. Анализ состояния межэтнических отношений в России.

Лекция 5.

Тема: Социальная защита детства.

План:

  1. Правовая и материально-экономическая база социальной защиты детства.

  2. Социальная защита дошкольников и школьников.

  3. Особенности социальной защиты и социализации воспитанников детских домов.

  4. Понятие и причины девиантного поведения

  5. Формы проявления девиантного поведения.

Семинарское занятие №5.

  1. Молодеешь как особая социально-демографическая группа.

  2. Социальная работа с молодежью.

  3. Структура и задачи социальной службы для молодежи.

  4. Социальный контроль девиантного поведения.

С/р: Составить таблицу: формы проявления девиантного поведения, причины, профилактика.

Лекция 6.

Тема: Социальное обслуживание

План:

  1. Понятие и законодательство социального обслуживания.

  2. Виды социального обслуживания.

  3. Порядок оплаты социальных услуг.

Семинарское занятие №6.

  1. Виды и основные источники финансирования.

  2. Налогообложение социальной работы.

  3. Предпринимательская деятельность в системе социальных служб.

Лекция 7.

Тема: Менеджмент социальной работы. Социальный работник как профессия.

План:

  1. Кадры социальной работы.

  2. Кадровый менеджмент в социальной работе.

  3. Системный подход к деятельности персонала в социальной сфере.

  4. Аттестация работников.

  5. Проблемы профессионализма в социальной работе.

  6. Коммуникативная профессиограмма в социальной работе.

Семинарское занятие №7.

  1. Духовно-нравственный портрет социального работника.

  2. Сущность, виды и проявления профессиональной деформации личности социального работника.

  3. Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе.

Рекомендуемая литература

  1. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. – М., 2001.

  2. Менеджмент социальной работы/ Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  3. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Инфра - М, 2000.

  4. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. – М., 1999.

  5. Теория и методология социальной работы/ Под ред. С.И. Григорьева. – М., 1994.

Вопросы к зачету по дисциплине «Психология социальной работы»

  1. Социальная работа как наука.

  2. Объект и субъект социальной работы.

  3. Основные понятия курса.

  4. Философские ценности социальной работы

  5. Комплексно-ориентированные теории социальной работы.

  6. Психолого-ориентированные теории социальной работы.

  7. Методы индивидуальной социальной работы.

  8. Методы работы с группой.

  9. Социальная работа в микросоциальной среде.

  10. Крещение Руси и его влияние на становление благотворительности.

  11. Становление и развитие системы общественного призрения.

  12. Социальная работа в послереволюционный и советский периоды.

  13. Психология и социальная работа в общественной практике.

  14. Соотношение психологии и социальной работы в образовательном процессе.

  15. Функции психологии в социальной работе.

  16. Психологическое обеспечение социальной работы.

  17. Система психологического знания в социальной работе.

  18. Психологические методы социальной работы.

  19. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы.

  20. Современное состояние правового обеспечения социальной работы.

  21. Социальные проблемы семьи.

  22. Семейная система.

  23. Семейные кризисы.

  24. Правовая и материально-экономическая база социальной защиты детства.

  25. Социальная защита дошкольников и школьников.

  26. Сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями.

  27. Причины обострения отношений между социально-этническими общностями.

  28. Содержание социальной работы в разрешении проблем межэтнических отношений.

  29. Молодежь как особая социально-демографическая группа.

  30. Типы эмоциональных расстройств у подростков и молодежи.

  31. Понятие и причины девиантного поведения.

  32. Формы проявления девиантного поведения.

  33. Социальный контроль девиантного поведения.

  34. Понятие и законодательство социального обслуживания.

  35. Виды социального обслуживания.

  36. Порядок оплаты социальных услуг.

  37. Кадры социальной работы.

  38. Кадровый менеджмент в социальной работе.

  39. Модели подготовки специалистов по социальной работе.

  40. Системный подход к развитию персонала.

  41. Аттестация работников социальной службы.

  42. Проблемы профессионализма в социальной работе.

  43. Коммуникативная профессиограмма в социальной работе. Основные понятия теории речевой коммуникации.

  44. Совершенствование навыков чтения, слушания, письма, устной речи социального работника.

  45. Речевые тактики убеждения.

  46. Сущность, виды и проявления профессиональной деформации личности социального работника.

  47. Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе.

  48. Духовно-нравственный портрет социального работника.

Тематика рефератов

  1. Социальная политика и социальная работа.

  2. Социальная работа в системе социального обслуживания населения.

  3. Социальная работа в системе образования.

  4. Социальная работа в пенитенциарной системе.

  5. Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности.

  6. Профессиональная «Я - концепция» социального работника.

  7. Социальное взаимодействие социального работника и клиента.

  8. Профессиональные риски в социальной работе.

  9. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека.

  10. Семья в контексте социальных проблем клиента.

  11. Эволюция взглядов на социальную работу как общественных феномен и вид деятельности.

  12. Психология и социальная работа.

  13. Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы.

  14. Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы.

  15. Нравственно-гуманистический характер социальной работы.

  16. Социокультурные аспекты социальной работы.

  17. Нормативно-правовые основы социальной работы.

  18. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества.

  19. Инновационные формы подготовки кадров для социальной работы.

  20. Проблемы суицида и суицидального поведения в контексте социальной работы.

Тематика контрольных работ.

  1. Исторические корни развития социальной помощи в России.

  2. Сущность социальной работы, её объект и предмет.

  3. Категории, закономерности и принципы социальной работы.

  4. Типы теории и моделей социальной работы.

  5. Философские основания социальной работы.

  6. Психологические основы социальной работы.

  7. Методы социальной работы.

  8. Семья как объект социальной работы.

  9. Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями.

  10. Девиантное поведение как проблема социальной работы.

  11. Социальная защита детства.

  12. Социальное обслуживание.

  13. Социальный работник как профессионал.

  14. Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника.

Тест по «Психологии социальной работы».

  1. Какая наука лежит в основе социальной работы?

а) естественная

б) общественная

в) техническая

  1. Назовите уровень ценностных ориентаций социальной работы, связанные с ценностями клиентов:

а) микроуровень

б) метауровень

в) мезоуровень

г) макроуровень

  1. Какое из перечисленных понятий относится к макроуровню ценностей социальной работы?

а) право на жизнь

б) конфиденциальность во взаимоотношениях с клиентом

в) эмпатия

г) свобода

  1. Специфический вид знаний в социальной работе, который отражает текущий процесс помощи характерный для конкретной ситуации:

а) профессиональные знания

б) операциональные знания

в) имплицитные знания

г) объективные знания

  1. Принципы социальной работы, характерные для теоретических школ и направлений:

а) концептуальные

б) общие

в) операциональные

г) этические

  1. Лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы:

а) специалист по социальной работе

б) социальный служащий

в) социальный работник

  1. Соответствие уровня и содержания знаний и умений конкретного работника уровню и содержанию, выполняемых им должностных задач и обязанностей, предоставленным правам:

а) специализация

б) профессионализм

в) компетентность

г) социальная адаптация

  1. Виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект:

а) прогнозирование социальной работы

б) функция управления

в) менеджмент социальной работы

г) организационная структура управления

  1. Историческим началом социальной работы в России принято считать:

а) принятие христианства (988 г.)

б) договор князя Олега с греками (911 г.)

в) встречу с президентом Международной ассоциации социальных работников.

  1. Общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью экономической жизни, языка, территории. Некоторыми особенностями быта и культуры, психологического склада и национального характера:

а) народность

б) этнос

в) племя

г) нация

11.Государственный орган, призванный заниматься всеми сторонами жизни социально-этнических общностей и национальными вопросами:

а) Государственный комитет РФ по делам Федерации и национальностей

б) Комиссариат по делам национальностей

в) Совет Национальностей ВЦИК

г) Государственный комитет по делам национальностей РФ

  1. Субъектом социальной работы является:

а) социальный работник

б) клиент социальной службы

в) органы управления социальной работой.

  1. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение, называется:

а) делинквентное

б) девиантное

в) депривация

г) аффективное.

  1. Объединение людей на основе территориальных связей:

а) нация

б) народность

в) этнос

г) община

  1. Явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека:

а) акцентуация

б) психопатия

в) шизофрения

г) психастения.

  1. Самостоятельный элемент государственной системы социального обеспечения, которых охватывает все виды социальной помощи, предоставляемые в натуральном виде:

а) социальная защита

б) социальная поддержка

в) социальное обслуживание

г) социальная политика.

  1. Содержание детей в детских учреждениях относится к форме:

а) социального обеспечения

б) социальной поддержки

в) социальной защиты

г) социального обслуживания.

  1. Объектом социальной работы является:

а) учреждения для социально нуждающихся людей

б) социальный работник

в) клиент социальной службы

г) люди, нуждающиеся в посторонней помощи.

  1. Учебная программа дисциплины Психолого-педагогическая коррекция Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Программа дисциплины
    Теоретические основы и основные направления психолого-педагогической коррекции. Сущность, цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
  2. Учебно методический комплекс дисциплины: «Социальная психология» специальность 050706. 65 Педагогика и психология

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, краткий исторический очерк. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии, основные парадигмы социальной психологии.
  3. Учебно методический комплекс дисциплины: «Конфликтология» специальность 050706. 65 Педагогика и психология

    Учебно-методический комплекс
    Основные теории конфликтов. Типология конфликтов. История развития конфликтологии, этапы становления. Понятие и содержание конфликта. Виды конфликтов.
  4. Учебная программа дисциплины Работа с одаренными детьми Специальность «050706 65 Педагогика и психология»

    Программа дисциплины
    Общая трудоемкость дисциплины 88 часов, из которых 44 часа отведены на аудиторные занятия, в том числе 22 часа лекций, 22 часа практических занятий. 44 часа отведено на самостоятельную работу.
  5. Учебная программа дисциплины иностранный язык (английский) для специальности 050706. 65 Педагогика и психология

    Программа дисциплины
    Данная программа предназначена для студентов неязыковых факультетов педагогического института со стандартным объемом преподавания дисциплины «Иностранный язык (английский)» – 340 часов.
  6. Учебная программа дисциплины иностранный язык (немецкий) для специальности 050706. 65 Педагогика и психология

    Программа дисциплины
    Данная программа предназначена для студентов неязыковых факультетов педагогического института со стандартным объемом преподавания дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» – 340 часов.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» Специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» Специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Представленные в программе разделы продолжают знакомство студентов с педагогикой; курс опирается на знания, полученные в ходе изучения дисциплин «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Психология», «Теория обучения».
  9. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 050706 ( 031000) «Педагогика и психология»

    Информационно-методическое пособие
    И 931 Итоговая государственная аттестация: Методическое пособие для преподавателей и выпускников факультета психологии НГПУ /Составители Вотчин И.С., Белобрыкина О.

Другие похожие документы..