Программа вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М020100 «Философия»

Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова

Центр послевузовского образования

Кафедра «Философия»

«Утверждаю»

И.о. проректора по НИРиМС

_________________ Бажиров Т.С.

« » ______________ 2010 г.

ПРОГРАММА

вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности

6М020100 - «Философия»

Шымкент, 2010 г.

Программа вступительного экзамена составлена на основании типовых программ дисциплин специальности (6N0201, «Философия»)

Программа вступительного экзамена обсуждена на заседании кафедры

«22» 01 2010 г., протокол №_6_

Заведующий кафедрой ________________д.ф.н., профессор Мусаева Н.Р.

Программа вступительного экзамена одобрена методической комиссией факультета «Юриспруденция и международные отношения»

«28» 01. 2010 г., протокол № 6

Председатель __________________Ким Э.П.

Программа вступительного экзамена согласована с Центром послевузовского образования

Начальник ЦПО ________________________К.Сыпабек

Введение

Объект и предмет изучения учебной дисциплины: Объектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии. В состав объекта изучения входят основные направления и проблемы мировой и отечественной философии в их внутренней взаимосвязи. Философия - это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристикой человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех» ее основных проявлениях.

Место философии среди других дисциплин заключается в ее предмете к функциях. Она, с одной стороны, обобщает мировоззренческие и методологически значимые результаты других дисциплин, с другой стороны, вырабатывает для них мировоззренческие и методологические основания, помогая отраслям специализированного научного знания рационально осознатъ и определить основные стратегии в решении выдвигаемых задач и способов их достижения. Наконец, философия, опираясь на различные формы жизненно-практического опыта, познавательного и ценностного о освоения мира, трансформирует в своих понятиях и принципах мировоззренческие идеи, создаваемые нравственным, религиозным. художественным, политическим, правовым, научно-техническим сознанием. Философия, синтезируя многообразные системы практического знания, участвует в формировании научной картины мира, осуществляет интеграцию Всех форм деятельности, выступает в качестве самосознания культурно-исторической эпохи. Являясь самосознанием своей культурно-исторической эпохи, философия в современной духовной ситуации участвует в выработке сознания ответственности за последствия постиндустриальной, техногенной цивилизации. Философия вносит вклад в создание стратегии консенсуса, согласия в процессе взаимодействия различных культурно-духовных позиций. Философия принимает участие в выработке культурной модели стабильной и устойчивой формы общественной системы, стратегию противостояния деструктивным действиям, угрожающим национальной безопасности и выбранным моделям культурной идентичности.

Краткий исторический очерк развития дисциплины, отражающий её: основные этапы: Мировоззренческие искания присущи человечеству со времени его возникновения. Первоначально философия возникла в трех реалах планеты - в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции.

История философии - это история самосознания человеческой культуры.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Философия, её предмет и функции

Основные типы истолкования сущности философии, Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифологий Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.

Философия в культурно-историческом контексте

Философия и философ. Важность одухотворяющих истин и идеалов к формировании жизненной стратегии человека, наполненных смысла и свободы. Философия как идеал строгой рациональности.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Феномен философии в восточной культуре

Статус религии в древнеиндийской культуре и ее влияние формирование и развитие философии. Основные мировоззренческие идеи индийской предфилософии (традиция Вед). Мировоззренческие поиски Упанишад как форма аскетического бегства от мира. Поиски путей избавления от вечного цикла перевоплощений.

Своеобразие восточного мышления. Особенности кармического стиля мышления. Кармический стиль мышления как форма морального и метафизического измерения философии. Учения о карме, реинкарнаций кастовой системе как основание индийской философии.

Буддизм и его отношение к Ведическому мировоззрению и ритуальной практике. Буддизм как критическое переосмысление Упанишад. Фундаментальные идеи буддизма. Буддистская стратегия ненасилия, ее влияние на историческую судьбу восточного человека. Мировоззренческое влияние буддизма на формирование мироотношения восточного человека, на выбор духовных ценностей, на образ жизни и на формирование ментальности.

Практическая направленности конфуцианской философии. Прагматический характер социально-этическая максим конфуцианства. Важная роль конфуцианской философии в китайской культуре и обществе. Конфуцианство как идеология китайского общества.

Даоская философия и картина мироздания. Место человека в даосистской картине мироздания. Даоский способ сохранения и укрепления жизни. Космический характер принципа справедливости. Даоская практика достижения бессмертия. Моизм как альтернативная конфуцианству социально-этическая доктрина. Фундаментальные идеи моизма: всеобщая любовь, преуспеваемость, взаимная польза. Моизм как философия прагматической целесообразности и ее влияние на формирование практической направленности культурной стратегии китайского человека.

Легизм как философия социально-политических стратегий в эпоху воюющих государств". Фундаментальные ценности легизма: порядок в обществе, законы и указы. Легизм как идеология поиска модели безопасности и стабильности китайского общества. Влияние философских учений на культурную жизнь китайского народа.

Философия в античной культуре

Фундаментальный характер постановки Платоном проблемы знания и компетентности. Философия Платона - как форма поиска установления приоритета. Разума над природой и обществом.

Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры. Ангажированность и значимость проблемы знания для достижения разумной жизни. Проблематизация путей получения знания и компетентности. Формирование этической компетентности и ее роль, в получении знаний о разумных действиях. Логика как органон взвешенного мышления. Цивилизованный человек как форма раскрытия человеческой природы. Жизнь в обществе как условие творческой реализации возможностей Разума. «Полития» как разумная жизнь в обществе - цель человеческого сообщества.

Философские поиски обеспечения личного счастья. Эпикуреизм - как философия личного благополучия. Рационализация путей достижения гедоизма. Стоицизм как философия достижения личного счастья. Киники философия поиска естественного образа жизни. Римский стоицизм как духовный путь напряженного поиска между аскезой и политическим долгом, идея естественного права как основа установления всеобщего правопорядка. Влияние стоицистской концепции права на организацию римской государственной и правовой жизни.

Феномен философии в средневековой культуре

Феномен философии и религии в западноевропейской средневековой культуре.

Социокультурный контекст формирования западноевропейское средневековой философии. Основные источники. Феномен христианской религии в средневековой культуре. Горизонты христианского мировоззрения. Основные духовные ценности христианской религии. Христианство и античная философии.

Разочарование в "жизненной философии" и утрата интереса теоретической проблематике античной рационально ориентирования философии. Земная жизнь как драматизация истории. Учение справедливом вознаграждении за страдания и несправедливость. Встреча двух культур: христианство и греческая эллинистическая философии.

Формирование стратегии философской рефлексии над религиозным мировоззрением. Неоплатонизм как выражение пробудившейся религиозной направленности мировоззренческих поисков. Теоцентризм, провиденциализм, креационизм как основания всей средневековой философии. Специфика нового теоцентрического способа философствования.

Философия и теология как основные виды интеллектуальной деятельности. Центральные темы мировоззренческих поисков. Новые положения, привнесенные христианством в философию и интеллектуальную сферы культурной жизни средневекового человека. Роль А.Августина в формировании главных стратегий культурного выбора средневековой человека. Ценность человека и учение о спасении. Роль средневекового философии в выработке иерархически упорядоченной картины правового положения человека в обществе.

Влияние средневековой, религиозной философии на формирование приоритетности духовных ценностей, моральности сознания западного человека. Изменение мировоззренческого горизонта западного человека под влиянием христианской религии и христианской модели мира на жизненной выбор и стратегию западного человека.

Арабо-мусульманская философия в контексте исламской среднедневековой культуры

Энциклопедизм, универсализм арабоязычного перипатетизма: Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Сина, Ибн Рушд. Вклад корифеев рационалистической традиции в разработку наиболее важных мировоззренческих вопросов.

Концепция знания в "Коране". "Коран" и рациональное богословие. исламская модель мира. Место человека и основные максимы его жизнеустройства.

Становление тюркоязычной философии. Философия Юсуфа Баласугуни. Благодатное знание. Проблемы этики, политики. Философские искания А.Йугинаки. Философские искания Махмуда Кашгари. Основополагающие идеи и принципы суфийского учения Ходжа Ахмета Яссауи. Влияние суфизма на духовную культуру стран Востока и Запада.

Философия в культуре Ренессанса и Реформации

Социокультурные трансформации средневековой культуры и мышления. Антропоцентризм ренессансного мировоззрения. Новое понимание природы и человека.

Ренессанс и секуляризация знания. Философия Ренессанса и ее значение для становления экспериментального естествознания. Особенности ренессансного мышления и мироотношения.

Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера. Волюнтаристский характер лютеровской теологии. Пессимистическая антропология Лютера.

Политическая философия Н.Макиавелли и ее значение для становления модели "сильного государства". Философия и социальная утопия. Роль Разума в формировании модели идеального государства.

Влияние ренессансной философии, религиозно-философских и политических учений. Реформации на трансформацию мировоззренческая ориентиров и системы ценностей, на формирование социально активной стратегии и жизненных позиций западного человека. Формирование новых форм культурной деятельности западного человека под влиянием мировоззренческих открытий философии Ренессанса и Реформации.

Западноевропейская философия в культуре Нового Времени

Социокультурная ситуация начала Нового Времени. Основные духовные ориентиры в культуре Нового Времени. Возникновение экспериментального естествознания. Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма. Формировавание эпистемологического идеала. Своеобразие немецкой культуры второй половины 18 века и первой половины 19 века. "Коперниканский переворот" в философии. Неизбежность метафизических вопросов. Кантовская трансцендентальная философия как теория познания. Кантовское учение о рассудке и разуме. Кант о диалектике. Кантовская этика моральной воли как этика долга. Категорический императив как идеальный стандарт для принятия решений и как основание гражданского общества. Кантовская философия права как концепция справедливого урегулирования конфликтов. Философская рефлексия над проблемой о правах человека.

Учение Гегеля о диалектике. Основные категории диалектического Принципы диалектики. Понятие развития. Законы диалектически развития. Диалектика как метод познания. Диалектика раба и господана как форма понимания исторического процесса саморазвития. Философия права Гегеля. Гегелевская философия политики.

Антропологическое учение Л.Фейербаха. Феномен религиозного отчуждения. Критика христианской религии Л.Фейербахом. Концепция любви Л.Фейербаха.

Влияние немецкой философии на формирование активной деятельности западного человека. Философское обоснование потенциала реализации человеческих возможностей в создании мира культуры. Мир Культуры как реальность, конструируемая человеческим Разумом Влияние философии немецкого идеализма на формирование стратегии национальной безопасности и национальной сплоченности немецкого народа, на создание мощного централизованного государства, на формирование национального самосознания.

  1. Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 050700. 68 «Специальное (дефектологическое) образование»

    Программа
    Программа по логопедии разработана доцентом кафедры специальной педагогики и психологии Т.А. Алтуховой; по специальной педагогике и психологии - доцентом кафедры специальной педагогики и психологии Л.
  2. Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 552400 (код оксо 260100. 68) «Технология продуктов питания»

    Программа
    Программа вступительного экзамена рекомендована для поступающих в магистратуру по направлению 552400 (код ОКСО 260100.68) «Технология продуктов питания».
  3. Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению «История» Издательство

    Программа
    История мировых цивилизаций (Всеобщая история): Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению «История» Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010.
  4. Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 551800 «Технологические машины и оборудование» в Архангельском государственном техническом университете в 2010 году

    Программа
    Поступающий в магистратуру по направлению 551800 «Технологические машины и оборудование» должен показать владение знаниями пакета определяющих специальных дисциплин данного направления по следующим вопросам основных разделов:
  5. Программа вступительного экзамена «Русский язык» в магистратуру по направлению 031000. 68 Филология

    Программа
    1. Русский язык как национальный язык; понятие русского лите­ратурного языка как нормированного; соотношение литературного язы­ка и диалектов. Характеристика севернорусского и южнорусского наречий.
  6. Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 150900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» по магистерской программе

    Программа
    для поступающих в магистратуру по направлению 150900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» по магистерской программе
  7. Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по специальности 6М073200 «Стандартизация и сертификация»

    Программа
    Предмет и содержание курса. Принципы квалиметрии. Методы квалимет­рии. Индексная квалиметрия. Таксономические методы оценки. Проектная ква­лиметрия. Классификация промышленной продукции.
  8. Программа междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению150100 «Материаловедение и технологии материалов», специализации: «Компьютерное моделирование получения, переработки и обработки материалов»

    Программа
    Программа предназначена для выпускников вузов, имеющих диплом бакалавра и желающим поступить в магистратуру Томского политехнического университета на направление 150100 «Материаловедение и технологии материалов» магистратуры ТПУ.
  9. Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 050100. 68 Педагогическое образование. Магистерская программа: Географическое образование (ландшафтоведческий аспект)

    Программа
    - соответствие уровня и качества подготовки экзаменуемого требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  10. Программа минимума вступительного экзамена бакалавров истории в магистратуру по специальности 07. 00. 02 «Отечественная история» по историческим наукам

    Программа
    Программа по отечественной истории охватывает период от начала формирования первобытного общества до наших дней, что дает представление об истории как комплексном процессе с его внутренними закономерностями.

Другие похожие документы..