Программа дисциплины «Государство и бизнес в инновационной деятельности для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины « Государство и бизнес в инновационной деятельности для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики

Факультет

Государственного и муниципального управления

Программа дисциплины

Государство и бизнес в инновационной деятельности

для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста

Авторы : И.В. Данилин, (danilin_ivan@), В.В. Киселева, (vkiseleva@hse.ru )

А.А. Мазина amazina@ А.В. Журов (alexis.jouroff@ )

Рекомендована секцией УМС

Председатель В.В. Киселева

___” ___________ 2012 г.

Одобрена на заседании кафедры

Управление наукой и инновациями

Зав. кафедрой Б.Г. Салтыков

__________ 2012 г.

Утверждена УС факультета Государственного и муниципального управления

Ученый секретарь Л.М. Симонова

___” ___01________ 2012 г.

Москва

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по специализации «Государственная инновационная политика», изучающих дисциплину «Государство и бизнес в инновационной сфере».

Программа разработана в соответствии с:

  • Государственным образовательным стандартом специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление»подготовки специалиста;

  • Основной образовательной программой (ООП) НИУ ВШЭ подготовки по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

  • Рабочим учебным планом университета на 2011-2012 уч. год по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», специализации «Государственная инновационная политика».

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Государство и бизнес в инновационной сфере» является обеспечение специалиста конкретными знаниями, умениями и навыками, позволяющими сформулировать, оценить и организовать реализацию конкретного мероприятия в рамках формирования механизмов регулирования инновационной деятельности, соответствующих экономике знаний, в том числе:

  • получение систематизированного представления о теоретических основах научной и инновационной политики;

  • знание объекта приложения ГИП - масштабов, динамики и структуры национальной инновационной системы РФ в ряду развитых стран мира

  • овладение базовыми навыками эмпирического анализа, инновационной деятельности и оценки последствий реализации ГИП

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные функции, экономических агентов ( государство, бизнес наука), каналы взаимодействия между ними, механизмы реализации государственной политики в данной сфере, возможные последствия реализации мероприятий политики,

Уметь: на основе полученных знаний найти информацию, характеризующую текущие изменения инновационной политики страны, выявить области проявления последствий новых мероприятий и обработать статистическую информацию, которая необходима для численной оценки таких мероприятий, сформулировать выводы об эффективности мероприятий.

Владеть в полной мере терминологией, связанной и государственной инновационной политикой, в том числе и соответствием между англоязычными и российскими терминами и навыками содержательного анализа методик расчета характеристик инновационного развития, статистического отбора показателей и оценкой их сопоставимости, информацией о базах данных и источниках, позволяющих определить лучшие практики, соответствующие проводимым в политике мероприятиям.

В результате освоения дисциплины «Государство и бизнес в инновационной сфере» студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

готов к участию в научной, проектной и исследовательской деятельности (формируется частично)

ИК-Б1.1(ГМУ)

разрабатывает проект мини-исследования и реализует его в рамках группы из 3-4 человек

написание эссе (подготовка кейса)

Готов к организационно-управленческой работе в МИП, в научных организациях и в государственных организациях, связанных с управлением инновационной деятельностью (формируется частично)

ИК-Б1.2(ГМУ)

Организует работу по подготовке презентации коллективного проекта ( в рамках семинара и практики)

написание эссе (подготовка кейса)

Владеет знаниями, необходимыми для принятия решений в условиях неопределенности, способен к обобщению, анализу, информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (формируется частично)

СЛК-Б7(ГМУ)

Выступает с сообщениями на семинарах и участвует в обсуждении на них, формулирует цель мини-исследования и выбирает методы ее достижения при написании эссе (подготовке кейса)

подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе (подготовка кейса)

Способен работать с информацией. Находить, оценивать и использовать информацию, необходимую для решения профессиональных задач (формируется частично)

СК-Б6( ГМУ)

Выступает с сообщениями на семинарах и участвует в обсуждении на них, привлекает несколько источников информации при написании эссе (подготовке кейса), использует полученые навыки при написании курсовых работ

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям и работа на них, написание эссе (подготовка кейса)

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблемы, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества (формируется частично)

СК-Б7 (ГМУ)

В случае выбора темы курсовой работы по тематике курса формулирует цели, задачи, гипотезу ииследования, желаемый результат, привлекает несколько источников информации при написании эссе (подготовке кейса)

подготовка к семинарским занятиям, и работа на них, написание эссе (подготовка кейса)

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для специализации «Государственная инновационная политика» настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Экономика общественного сектора

  • Актуальные проблемы научной и инновационной политики.

  • Основы прогнозирования инновационного развития.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Инновационный менеджмент и управление инновационными проектами

  • Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности.

  1. Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов по дисцип-лине

Аудиторные часы

Само-стоятель-ная работа

Лекции

Семинары

Тема 1. Новые явления в процессах взаимодействия государства, бизнеса и науки.

Сфера ответственности государства, механизмы регулирования инноваций. Участие государства в управлении научной деятельностью. Критерии эффективности госрегулирования инноваций. Функции государства, научных организаций, университетов, крупного и малого бизнеса.

12

4

8

Тема 2. Стратегии технологического развития развитых стран

Связь технологий, инноваций и организационной структуры. Страны, ориентированные на выполнение миссии. Страны, ориентированные на диффузию технологий. Новые индустриальные страны. Особенности научной и инновационной политики

14

4

2

8

Тема 3. Стратегии новых индустриальных стран

.Потенциал технологического самообучения. Кристаллы технологического развития и возможности перехода от пассивных к активным стратегиям.

14

4

2

8

Тема 4. Мировой рынок высоких технологий и Транснациональные корпорации (ТНК)

Понятие «хай-тек», структура и эволюция мирового рынка высоких технологий. ТНК - ключевые игроки на мировом рынке высоких технологий. Актуальная практика современной инновационной политики западных ТНК. Прямые иностранные инвестиции, кооперация, создание сложных интегрированных инновационных комплексов наука-бизнес-государство.

14

2

2

10

Тема 5. Американские ТНК.

Американские корпорации и инновационный бизнес – лидеры мирового рынка высоких технологий. Корпоративные стратегии: от доминирования 1970-1980-х гг. к стратегии ответа на вызовы конкурентоспособности. Приоритеты компаний и частно-государственное партнерство для усиления позиций американских ТНК.

8

2

2

4

Тема 6. Европейские инновационные компании.

Общая ситуация с коммерческими инновациями в Европейском союзе. Проблемы малого, среднего и крупного инновационного бизнеса в ЕС. Смена управленческих парадигм в конце 1990-х гг. в ряде европейских корпораций. Стратегии европейских корпораций в эпоху интернационализации инноваций.

10

2

2

6

Тема 7. Трансформация японских ТНК и инновационного бизнеса

Позиции Японии на мировом рынке «хай-тек»: динамика изменений, специфика ниш, перспективы роста. Изменение корпоративной культуры инноваций в Японии под воздействием технологических вызовов «Азиатских тигров» и КНР.

10

2

2

6

Тема 8. Инновационное поведение российских высокотехнологических компаний.

Смена парадигм стратегии РФ в сфере международной кооперации в сфере высоких технологий. Выстраивание альянсов с западными ТНК и продвижение на рынки развивающихся стран. Политика российских высокотехнологических компаний на мировых рынках. Инновационная политика сырьевых ТНК. Создание госкорпораций.

14

4

2

8

Тема 9. Государство и малый и средний инновационный бизнес в России.

Механизмы поддержки инновационного МСБ до 2005 года. Стимулирование малого и среднего бизнеса начиная с 2005 года: программа технопарков МЭР, технико-внедренческие особые экономические зоны, Российская венчурная компания, другие инвестиционные и венчурные фонды. Налоговая поддержка малого и среднего инновационного бизнеса. Стимулирование появления новых предприятий в университетах.

8

4

2

2

Тема 10. Механизмы поддержки малого и среднего инновационного бизнеса в зарубежных странах.

Развитие предпринимательства в зарубежных странах. Программы технопарков и бизнес-инкубаторов в зарубежных странах. Финансовая поддержка малого и среднего технологического бизнеса. Налоговые стимулы для инновационного МСБ. Развитие индустрии венчурного капитала зарубежных стран.

4

4

Итого:

108

32

16

60

  1. Программа дисциплины «Государство и бизнес в инновационной деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Государство и бизнес в инновационной деятельности» для специальности 080504.
  2. Программа дисциплины Актуальные проблемы научной и инновационной политики для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистров» 2 курс. Авторы: Б. Г. Салтыков, В. В. Киселева, И. Г. Дежина, Е. В. Зубкова (1)

    Программа дисциплины
    Общие проблемы организации и управления наукой и инновациями как сложными системами. Субъекты науки и инновационной деятельности. Источники инноваций.
  3. Программа дисциплины Актуальные проблемы научной и инновационной политики для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистров» 2 курс. Авторы: Б. Г. Салтыков, В. В. Киселева, И. Г. Дежина, Е. В. Зубкова (2)

    Программа дисциплины
    Знание как экономическая категория Информация как общественный товар. Различия между знаниями и технологиями. Особенности рынка знаний. Особенности рынка технологий.
  4. Программа дисциплины Актуальные проблемы научной и инновационной политики для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистров» 2 курс. Авторы: Б. Г. Салтыков (1)

    Программа дисциплины
    Авторы: Б.Г. Салтыков, (bsaltykov@mail.ru) Е.В. Зубкова zubkova-(ekaterina@) О.Г. Голиченко, golichenko@ В.В, Киселева vkiseleva@hse.ru А.А. Мазина amazina@ , Е.
  5. Программа дисциплины Актуальные проблемы научной и инновационной политики для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистров» 2 курс. Авторы: Б. Г. Салтыков (2)

    Программа дисциплины
    Авторы: Б.Г. Салтыков, (bsaltykov@mail.ru) Е.В. Зубкова zubkova-(ekaterina@) О.Г. Голиченко, golichenko@ В.В, Киселева vkiseleva@hse.ru А.А. Мазина amazina@ ,
  6. Программа дисциплины Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста Специализация «Государственная инновационная политика»

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по специализации «Государственная инновационная
  7. Программа дисциплины Актуальные проблемы научной и инновационной политики для специальности 08050465 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста Авторы: А. Г. Фонотов

    Программа дисциплины
  8. Программа дисциплины «Процессы разграничения полномочий между органами публичной власти» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста (специализация 080504. 65-21 «Административное управление») (1)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «Процесс разграничения полномочий между органами публичной власти» разработан с целью познакомить студентов с современными научно-теоретическими подходами к процессу разграничения полномочий и существующей практикой передачи
  9. Программа дисциплины «Процессы разграничения полномочий между органами публичной власти» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста (специализация 080504. 65-21 «Административное управление») (2)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «Процесс разграничения полномочий между органами публичной власти» разработан с целью познакомить студентов с современными научно-теоретическими подходами к процессу разграничения полномочий и существующей практикой передачи

Другие похожие документы..