И дипломатическая деятельность
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ
И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2009 ГОДУ
ОБЗОР МИД РОССИИ
Москва, март 2010 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ 7
Участие России в деятельности ООН 7
Участие России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИК 12
Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами 16
Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение 25
Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование 32
Межцивилизационный диалог 37
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 39
Пространство СНГ 39
Европа 49
США и Канада 67
Азиатско-Тихоокеанский регион 72
Ближний Восток и Северная Африка 83
Африка 85
Латинская Америка и Карибский бассейн 88
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ 91
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 95
ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 101
Правозащитная проблематика 101
Защита интересов соотечественников за рубежом 105
Консульская работа 107
Сотрудничество в области культуры и науки 109
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 113
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 117
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 120
ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 122
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ 125
ВВЕДЕНИЕ
Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества. Все большее число государств приходило к выводу о необходимости коллективных действий в интересах решения общих задач в сфере экономики, финансов, противодействия изменению климата, распространению оружия массового уничтожения и другим глобальным вызовам и угрозам. Наша страна выступила с рядом конкретных инициатив, призванных закрепить наметившиеся положительные тенденции в мировых делах.
В своих выступлениях на64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространениюПрезидент России Д.А.Медведев заявил о приоритетности решения проблемы разбалансированности глобальной системы управления, закрепления в международном праве принципа неделимости безопасности, продвижения процесса многостороннего ядерного разоружения и укрепления глобального режима нераспространения, призвал к созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов ОМУ и средств его доставки.
По предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствами Евро-Атлантики с момента завершения «холодной войны», их перевода в разряд правовых. Российский проект Договора о европейской безопасности был направлен руководителям зарубежных государств и международных организаций, действующих на евроатлантическом пространстве.
Произошло заметное оздоровление российско-американских отношений. Разворот США при администрации президента Б.Обамы к многосторонней дипломатии, более активному участию в коллективных усилиях по поиску решений актуальных проблем современности создал благоприятные условия для налаживания сотрудничества России и США на прагматичной основе. Ведущиеся с мая 2009 года интенсивные российско-американские переговоры имеют целью заключение на основе равноправия и паритетности обязательств сторон нового Договора о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений, который укрепил бы стратегическую стабильность в мире и способствовал позитивным переменам во всей разоруженческой сфере.
Важным итогом года явилась нормализация отношений с НАТО – оживление политического диалога и развитие практического сотрудничества. На первой после Кавказского кризиса 2008 года полноформатной министерской встрече Совета Россия-НАТО было принято решение о проведении совместного обзора общих вызовов и угроз безопасности
в XXI веке.
Реалии качественно новой геополитической ситуации нашли отражение в утвержденной в мае Президентом России Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Основополагающий принцип Стратегии – «безопасность через развитие». В документе подчеркнуто, что Россия будет проводить прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, с опорой на нормы международного права, принцип обеспечения надежной и равной безопасности для всех государств.
Ключевым вопросом мировой повестки дня оставалось преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса, выявившего неустойчивость послевоенной мировой финансовой архитектуры. Представительная «Группа двадцати», в работе которой Россия принимала активное участие, стала ведущим форумом согласования международных усилий по созданию эффективных механизмов глобального управления в сфере экономики и финансов. Не утратила импульс тенденция к укреплению новых центров экономического роста и политического влияния, стремлению этих государств к согласованию действий для отстаивания общих интересов, в том числе через механизмы сетевой дипломатии (включая ШОС, БРИК и РИК). Основа для сохранения за ООН ведущей роли в решении наиболее острых экономических проблем мирового развития была заложена в ходе состоявшейся в Нью-Йорке в июне 2009 года Конференции на высшем уровне по глобальному финансово-экономическому кризису и его последствиям для развития.
События года подтвердили укрепление еще одной важной тенденции – к регионализации мировой политики, что в перспективе заложит прочную основу для следующего этапа глобализации. Императив укрепления регионального уровня управления в полной мере заявляет о себе в интеграционных процессах на пространстве СНГ, где удалось достичь значительных результатов, среди которых – формирование Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии, решение об учреждении Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, подписание в рамках ОДКБ соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования и начало работы по их созданию.
Развивались другие направления многовекторной внешней политики России, в частности, углубление стратегического партнерства с Евросоюзом, взаимодействие в рамках «Группы восьми», ОБСЕ, Совета Европы, АТЭС, других многосторонних организаций и объединений, отношения с друзьями и партнерами в Европе, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Состоялись первые в истории визиты Президента России в Нигерию, Анголу, Намибию, что позволило вывести взаимоотношения с африканскими государствами на качественно новый уровень.
Придерживаясь принципов разрешения региональных конфликтов политико-дипломатическими средствами на основе вовлечения всех заинтересованных сторон, Россия продолжала вносить активный вклад в международные усилия по нагорно-карабахскому, приднестровскому и ближневосточному урегулированию, стабилизации Афганистана, разрешению кризисных ситуаций в связи с иранской ядерной программой и ядерной проблемой Корейского полуострова.
Активизировались внешнеполитические усилия на таких направлениях, как международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами, включая противодействие терроризму, наркотрафику, торговле людьми, пиратству, другим видам оргпреступности. В центре внимания российской дипломатии оставались вопросы международного взаимодействия в целях преодоления глобальной бедности, включая энергетическую и продовольственную, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. В Москве состоялась Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения.
Предпринимались меры по повышению эффективности информационного сопровождения внешнеполитической работы, противодействию попыткам переписывания истории в ущерб интересам России, расширению участия российских представителей, в том числе от традиционных конфессий, в международном диалоге культур и цивилизаций, а также по вовлечению во внешнеполитический процесс неправительственных организаций и экспертно-политологического сообщества, формированию структур публичной дипломатии.
Отражением инициативной роли нашей страны в мировых делах явилось создание в России новых международных дискуссионных площадок. Под эгидой и с участием Президента Д.А.Медведева в Ярославле состоялась Международная конференция «Современное государство и глобальная безопасность», в которой приняли участие ведущие российские и иностранные государственные и общественные деятели, дипломаты, ученые и эксперты. Выступления и работа секций, посвященных социальной ответственности государства, многообразию демократического опыта, эффективности глобальных институтов, борьбе против терроризма, сепаратизма и ксенофобии, подтвердили востребованность широкого международного дискурса о путях посткризисного развития, в целом коллективного осмысления нынешнего этапа мирового развития.
В статье «Россия, вперед!», ежегодном Послании Федеральному СобраниюПрезидент Д.А.Медведев акцентировал необходимость тесной увязки всей дипломатической работы с потребностями социально-экономического развития России, повышения ее результативности в привлечении зарубежных инвестиций и передовых технологий, гармонизации отношений с иностранными государствами на основе взаимопроникновения экономик и культур, в духе солидарной ответственности. Президентом были даны поручения Правительству и МИДу, призванные поставить на системную основу деятельность по созданию благоприятных внешних условий для реализации долгосрочных целей модернизации России и ее технологического прорыва.
МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ
Участие России в деятельности ООН
Россия предпринимала энергичные усилия по сохранению ООН, созданной на основе полицентричного видения мира, в качестве безальтернативного всемирного форума, обладающего универсальным мандатом и общепризнанной легитимностью, утверждению Организации в качестве центра открытых, честных дебатов и координации мировой политики на справедливой основе, без двойных стандартов.
Исходя из необходимости адаптации всемирной Организации к меняющимся условиям в мире, Россия высказывалась в пользу реформирования международных институтов при укреплении центральной роли ООН и сохранении ее межгосударственной природы.
Россия придерживалась сбалансированной линии в вопросе реформирования СоветаБезопасности ООН, акцентируя необходимость продолжения работы по всем имеющимся предложениям без форсирования переговорного процесса, искусственного селективного подхода к имеющимся моделям и без попыток навязывания постановки их на голосование.
В рамках усилий по недопущению размыва уставных прерогатив СБ ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, решительно отводились попытки пересмотреть полномочия этого одного из главных органов ООН, в том числе его пяти постоянных членов.
При рассмотрении в СБ ООН в мае-июне вопроса о продлении мандата ооновского присутствия в Грузии и Абхазии Россия выступала за статусно нейтральное решение вопроса продолжения работы в регионе наблюдателей ООН. Однако из-за позиции западных партнеров, стремившихся подтвердить территориальную целостность Грузии, согласовать приемлемый текст резолюции не получилось, и Миссия ООН в этой части Закавказья была свернута.
На 64-й сессии ГА ООН российской делегации удалось обеспечить весомую поддержку инициированных ею проектов резолюций «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности», «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», «О недопустимости определенных видов практик, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» и «Сотрудничество между ООН и ШОС». Велась подготовительная работа к празднованию в 2010 году 65-й годовщины со дня окончания Второй мировой войны (Россией в соавторстве с государствами-членами ОДКБ внесен проект соответствующей резолюции Генассамблеи ООН).
Россия продолжала содействие деятельности Комиссии ООН по миростроительству в плане ее институционального укрепления и повышения эффективности. Взнос Российской Федерации в бюджет Фонда по миростроительству составляет 2 млн. долл. США ежегодно.
На экономическом направлении деятельности ООН главное внимание уделялось использованию ее социально-экономических органов для решения приоритетных для России задач в области искоренения бедности, достижения других Целей развития тысячелетия (ЦРТ), повышения практической отдачи от участия России в многостороннем экономическом сотрудничестве и формирования благоприятного международного климата в целях полноценной интеграции нашей страны в мировую экономику.
Россия способствовала укреплению роли Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) в качестве авторитетной площадки для поиска коллективных решений актуальных проблем международной социально-экономической повестки дня. Состоявшаяся в Женеве в июле основная сессия ЭКОСОС стала форумом для конструктивного, ориентированного на практический результат многостороннего диалога по широкому кругу вопросов международной повестки дня в сфере развития в условиях глобального финансово-экономического кризиса (ГФК). Фактически положено начало межправительственному процессу реализации решений нью-йоркской Конференции ООН на высшем уровне по ГФК и его последствиям для развития и подготовки к предстоящему в сентябре 2010 года саммиту ООН по Целям развития тысячелетия. Сформулированы политические ориентиры для работы системы ООН по ключевым вопросам глобального здравоохранения и устойчивого развития с акцентом на содействие странам в преодолении негативных последствий кризиса, прежде всего в социальной сфере.
Площадка ООН использовалась российской дипломатией для продвижения инициированных Президентом России Д.А.Медведевым Концептуальных подходов к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики и обеспечения энерготранзита.
Заметно укрепились позиции России в Европейской экономической комиссии ООН и Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Их возможности были активно использованы для выхода на более высокий уровень экономического взаимодействия с нашими соседями по Европе, на Азиатском континенте и в рамках СНГ. При этом особое внимание уделялось вопросам реализации природоохранных конвенций, освоения энергоэффективных технологий, обеспечения энергетической безопасности, разработки и внедрения унифицированных стандартов и правил в области транспорта, облегчения условий торговли.
В 2009 году был впервые осуществлен целевой добровольный взнос России в ЭСКАТО в размере 1,2 млн. долл. Эти средства направлены на проекты, которые позволят укрепить отвечающее интересам российского государства и бизнеса международное сотрудничество в указанных регионах, особенно в области энергетики, транспорта, экологии, развития торговли и инвестиций.
Большое значение имело проведение в Москве в ноябре под эгидой ООН Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения. Московская конференция показала, что Россия признана в качестве одного из лидеров международного сотрудничества в данной области, и открыла новую страницу в деле преодоления последствий дорожно-транспортных происшествий, уносящих ежегодно 1,3 млн. жизней и причиняющих значительный социально-экономический ущерб.
И дипломатическая деятельность (1)
Дипломная работаДля российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.И дипломатическая деятельность (2)
Дипломная работаСобытия года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядкаИ дипломатическая деятельность (3)
Дипломная работаВ международных делах 2010 год был отмечен дальнейшим ускорением процесса формирования нового мироустройства, мощным катализатором которого стал глобальный финансово-экономический кризис.И дипломатическая деятельность (4)
Дипломная работаМеждународные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.И дипломатическая деятельность (5)
Дипломная работаСобытия года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядкаИ дипломатическая деятельность (7)
Дипломная работаВ рамках общего обновления российских основополагающих документов в сфере национальной безопасности и внешней политики 5 февраля Президентом Д.А.Медведевым была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, актуализированнаяИ дипломатическая деятельность (8)
Дипломная работаПо предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствамиИ дипломатическая деятельность (9)
Дипломная работаДипломатическая и консульская служба
Дипломная работаАктуальность учебного курса «Дипломатическая и консульская служба» связана с тем, что курс является одним из базовых в системе подготовки студентов-международников.