Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060101- лечебное дело Нальчик 2009

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения»

Д.м.н., доцент Сабанчиева Ж.Х.

ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 060101- Лечебное дело

Нальчик 2009

УДК 616.-002.5

ББК 55.4

С-12

Рецензенты: Басиев З.Г., заведующий кафедрой пульмонологии, аллергологии и клинической иммунологии ФПДО ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Каранашева В.А., зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии, к.м.н., доцент.

Д.м.н., доцент Сабанчиева Ж.Х.

Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 - Лечебное дело).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения, 2009.-179с.

Дисциплина «Фтизиопульмонология» преподается на 5 курсе для студентов специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, задания для СРС, тестовые задания, ситуационные задачи, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету.

«Согласовано» __________________декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.

«Согласовано» __________________председатель УМК факультета КБГУ

Уметов М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе 4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы ..10

1.3. Учебно-тематический план .11

2. Программа дисциплины .16

2.1. Темы лекций 16

2.2. Темы лабораторных занятий 18

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению 29

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания 31

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины 33

6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении………………………………………..36

6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) 36

6.2. Формы итоговой аттестации 39

6.3. Перечень контрольных вопросов 41

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………….. 46

7.1. Рекомендуемая основная литература 46

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература 46

7.3. Рекомендуемые сайты……………………………………………..47

8. Приложения 48

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Цель дисциплины: обеспечение студентов необходимой информацией для овладения знаниями и умениями, необходимыми студентами для решения профессиональных задач по раннему выявлению, диагностике, дифференциальной диагностике и профилактике туберкулеза с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Цели и содержание обучения определяются современным состоянием фтизиатрии, характеризующейся острой ситуацией с заболеваемостью туберкулезом, когда борьба с туберкулезом в стране рассматривается одной из приоритетных задач здравоохранения. Каждый врач должен уметь своевременно заподозрить у больного туберкулез, квалифицированно, с использованием необходимого диагностического минимума обследовать его и направить к фтизиатру или специалисту по внелегочному туберкулезу.

Прохождение цикла туберкулеза студентами имеет целью дать студентам практические навыки по диагностике, лечению и профилактике туберкулеза, развить полученные знания по теоретическим спектрам фтизиатрии и клиническое мышление.

Предусматривается самостоятельная курация больных туберкулеза легких под руководством преподавателя, применение для их обследования и лечения современных методов и терапевтических средств: клиника и дифференциальная диагностика легочных форма туберкулеза, нетипичных, осложненных и редких форм туберкулеза легких, диагностика и лечение осложнений туберкулеза, требующих неотложной врачебной помощи. Неотложные состояния при туберкулезе и других заболеваниях легких. Диагностика и лечение отрицательных реакций и осложнений химиотерапии. Организация и методы современного выявления больных туберкулезом, проведение специфической санитарной и других видов профилактики. Выявление среди больных поликлиники и стационара лиц с риском заболевания туберкулезом, наблюдение и проведение среди них мероприятий по раннему выявлению и профилактике туберкулеза. Содержание совместной работы терапевта, педиатра и фтизиатра. Работа в очаге туберкулезной инфекции по его оздоровлению и предупреждению распространения. Выявление больных внелегочными формами туберкулеза и показания для их направления к фтизиатру.

Задачи дисциплины - научить студентов:

    • исследованию состояния здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и реабилитации;

    • организации и проведению мероприятий по активному выявлению и профилактике туберкулеза;

    • основам овладения навыков распознавания бронхолегочных поражений путем анализа симптомов и синдромов, часто встречающихся при различных заболеваниях легких, при этом туберкулез – как основная патология.

    • проводить клиническую интерпретацию результатов обследования больных с туберкулезом и бронхолегочной патологий, обращая внимание на методы, применяемые в условиях РПТД, поликлиники и терапевтических стационаров.

    • Описывать общие проблемы лечения больных туберкулезом, с осложнениями, возникающими при длительном применении противотуберкулезных препаратов

Место дисциплины в образовательной программе

Преподавание дисциплины «Фтизиопульмонология» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических кафедрах, предусматривает преемственность преподавания этой дисциплины с пропедевтикой внутренних болезней, патофизиологией, патологической анатомией и другими клиническими дисциплинами. В связи с этим реализация задачи по интеграции преподавания курса Фтизиопульмонологии с другими клиническими дисциплинами студентам 5-6 курсов специальности “Лечебное дело” приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с изменением подходов, оценочных критериев в организации противотуберкулезных профилактических мероприятий. Так, для раннего выявления, госпитализации и лечения больных туберкулезом необходимы глубокие знания фтизиопульмонологии не только фтизиатрам, но прежде всего врачам общего профиля, терапевтам, педиатрам и другим специалистам.

Программа изучения туберкулеза адаптирована к специальности «Лечебное дело». Предусматривается к специальности изучение разделов фтизиатрии: ранее выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания, внелегочного туберкулеза, структура его клинических форм. Проведение необходимых лечебных, дифференциальной диагностики и противоэпидемических мероприятий по передачи выявленного больного туберкулезом под наблюдение фтизиатра. Методы диагностики, общие принципы лечения и профилактики туберкулеза.

Освоение дисциплины проводится на базе республиканского противотуберкулезного диспансера (ГУЗ «РПТД») на 500 коек, где имеются 4 терапевтических отделения для различных форм легочного туберкулеза, легочно-хирургическое отделение, отделение функциональной диагностики, где размещаются диагностические больные и больные с урогенитальным туберкулезом, отделение реанимации, детско-подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, обеспечивающее противотуберкулезную работу по городу и консультативный прием больных (взрослых, подростков и детей) из сел и районов республики. Внелегочные больные размещены в ЛХО и отделении функциональной диагностики. Для обучения студентов используются также клиническая и бактериологическая диагностическая лаборатория, кабинеты лучевой диагностики, бронхологический, функциональной диагностики.

Материально-техническое обеспечение - негатоскоп, флюороскопы, наборы рентгенограмм и томограмм, наборы учебных таблиц «Туберкулез», набор учебных и контролирующих программ, учебные и учебно-методические пособия с обучающими и контролирующими тестами и клиническими задачами.

Чтение лекций и проведение практических занятий осуществляются в соответствии с планом; методика их проведения соответствует роли и содержанию дисциплины. В процессе прохождения практического курса осуществляется текущий, промежуточный и заключительный контроль знаний студентов, решаются задачи по утвержденной программе в рамках рейтинговой системы.

По завершении курса “Фтизиопульмонологии” студенты должны:

Знать:

- Общие сведения по туберкулезу (заболеваемость, болезненность, смертность, инфицированность). Этиологию, эпидемиологию, патогенез и патоморфологию, туберкулеза.

- Эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в мире, РФ, КБР.

- Методы диагностики туберкулеза. Организационные мероприятия по раннему выявлению туберкулеза у детей, подростков и взрослых.

- Первичный туберкулез. Диссеминированный туберкулез (клинику, диагностику, осложнения и лечение).

- Методы профилактики туберкулеза

- Туберкулезный менингит (диагностика и дифференциальная диагностика, лечение).

- Очаговый туберкулез легких, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. Инфильтративный туберкулез и туберкулома легких (диагностика и лечение).

- Кавернозный, фиброзно-кавернозный, цирротический туберкулез легких (диагностика и дифференциальная диагностика, лечение).

-Туберкулезный плеврит (диагностика и дифференциальная диагностика, лечение).

-Туберкулез верхних дыхательных путей: трахей, бронхов, гортани (диагностика и дифференциальная диагностика, лечение).

-Туберкулез органов дыхания, комбинированный с пылевыми профессиональными заболеваниями легких (диагностика и дифференциальная диагностика, лечение).

- Туберкулез других органов (кишечника, брыжеечных лимфатических узлов (мезоаденит) глаз, костей и суставов, мочевыделительной и половой системы.

- Особенности течения туберкулеза среди различных возрастных групп больных (туберкулез у детей, подростков и пожилого возраста).

- Осложнения туберкулеза (кровохарканье, кровотечение, спонтанный пневмоторакс и амилоидоз.

- Основные принципы лечения туберкулеза.

- Работу противотуберкулезного диспансера и организационные мероприятия по борьбе с туберкулезом. Группировку контингентов.

Уметь:

- проводить расспрос пациента и его родственников.

- проводить обследование больного туберкулезом.

- оценивать туберкулиновые пробы Манту и Пирке на основании местных реакций;

- разводить вакцину для внутрикожного введения вакцины; вводить внутрикожного вакцину БЦЖ и оценивать характер местных прививочных реакций после внутрикожного введения БЦЖ.

- проводить забор материала для бактериологического и цитологического исследований.

- проводить микробиологическое исследование мокроты и другого материала с целью обнаружения микобактерий туберкулеза.

- читать результаты рентгенограмм (обзорных, боковых, прицельных), томограмм легких; составлять протоколы рентгенологического исследования; читать флюорограммы.

- выявлять и интерпретировать патологические тени на рентгенограммах грудной клетки больного туберкулезом и составлять протокол рентгенологического обследования.

- диагностировать туберкулез органов дыхания на основании данных анамнеза, клинического, рентгенологического и лабораторного обследования больного;

- диагностировать туберкулезный менингит и назначать лечение;

- диагностировать легочное кровотечение, спонтанный пневмоторакс на основании данных анамнеза, клинического и рентгенологического обследования и оказывать неотложную помощь;

-выявлять лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом на основании результатов туберкулиновых проб и флюорографии;

- заполнять историю болезни и другую медицинскую документацию;

Владеть:

- методикой выявления туберкулеза органов дыхания на основании данных анамнеза, клиники, рентгенологического и лабораторного исследования;

- методикой постановки диагноза туберкулеза на основании анамнеза, клиники, визуального, рентгенологического и лабораторного исследования;

- методикой проведения лечения больного туберкулезом в условиях специализированного стационара;

- техникой плевральной пункции;

- техникой спинномозговой пункции;

- методикой оказания догоспитальной медицинской помощи при легочном кровотечении и спонтанном пневмотораксе;

- методикой проведения противоэпидемиологических мероприятий при выявлении больного с открытой формой туберкулеза;

- методикой формирования диспансерных групп и наблюдение за ними

- методикой подсчета основных статистических показателей (инфицированность, заболеваемость, смертность, болезненность).

1.2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды занятий

10-й семестр

Кредиты за год

лекции

12

0,5

лабораторные занятия

73

2,0

самостоятельная работа

42

1,0

форма итогового контроля

зачет

0,5

всего часов

127

4,0

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Биомедицинская этика: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Общественное здоровье и здравоохранение: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Семейная медицина (общая врачебная практика)» преподается на 6-ом курсе для студентов специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, тематический план, тестовые задания, программные
  6. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  7. Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность

    Рабочая программа
    Биомедицинская этика: рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности. - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  8. Чеченский государственный университет (16)

    Основная образовательная программа
    ООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
  9. Чеченский государственный университет (18)

    Основная образовательная программа
    ООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом

Другие похожие документы..