Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060101- лечебное дело Нальчик 2009
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Кабардино-Балкарский государственный
университет им. Х.М. Бербекова»
Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии,
общественного здоровья и здравоохранения»
Д.м.н., доцент Сабанчиева Ж.Х.
ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов специальности 060101- Лечебное дело
Нальчик 2009
УДК 616.-002.5
ББК 55.4
С-12
Рецензенты: Басиев З.Г., заведующий кафедрой пульмонологии, аллергологии и клинической иммунологии ФПДО ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;
Каранашева В.А., зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии, к.м.н., доцент.
Д.м.н., доцент Сабанчиева Ж.Х.
Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 - Лечебное дело).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения, 2009.-179с.
Дисциплина «Фтизиопульмонология» преподается на 5 курсе для студентов специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, задания для СРС, тестовые задания, ситуационные задачи, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету.
«Согласовано» __________________декан медицинского факультета КБГУ
Захохов Р.М.
«Согласовано» __________________председатель УМК факультета КБГУ
Уметов М.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационно-методический раздел 4
1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе 4
1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы ..10
1.3. Учебно-тематический план .11
2. Программа дисциплины .16
2.1. Темы лекций 16
2.2. Темы лабораторных занятий 18
3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению 29
4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания 31
5. Методические рекомендации по изучению дисциплины 33
6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении………………………………………..36
6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) 36
6.2. Формы итоговой аттестации 39
6.3. Перечень контрольных вопросов 41
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………….. 46
7.1. Рекомендуемая основная литература 46
7.2. Рекомендуемая дополнительная литература 46
7.3. Рекомендуемые сайты……………………………………………..47
8. Приложения 48
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Цель дисциплины: обеспечение студентов необходимой информацией для овладения знаниями и умениями, необходимыми студентами для решения профессиональных задач по раннему выявлению, диагностике, дифференциальной диагностике и профилактике туберкулеза с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Цели и содержание обучения определяются современным состоянием фтизиатрии, характеризующейся острой ситуацией с заболеваемостью туберкулезом, когда борьба с туберкулезом в стране рассматривается одной из приоритетных задач здравоохранения. Каждый врач должен уметь своевременно заподозрить у больного туберкулез, квалифицированно, с использованием необходимого диагностического минимума обследовать его и направить к фтизиатру или специалисту по внелегочному туберкулезу.
Прохождение цикла туберкулеза студентами имеет целью дать студентам практические навыки по диагностике, лечению и профилактике туберкулеза, развить полученные знания по теоретическим спектрам фтизиатрии и клиническое мышление.
Предусматривается самостоятельная курация больных туберкулеза легких под руководством преподавателя, применение для их обследования и лечения современных методов и терапевтических средств: клиника и дифференциальная диагностика легочных форма туберкулеза, нетипичных, осложненных и редких форм туберкулеза легких, диагностика и лечение осложнений туберкулеза, требующих неотложной врачебной помощи. Неотложные состояния при туберкулезе и других заболеваниях легких. Диагностика и лечение отрицательных реакций и осложнений химиотерапии. Организация и методы современного выявления больных туберкулезом, проведение специфической санитарной и других видов профилактики. Выявление среди больных поликлиники и стационара лиц с риском заболевания туберкулезом, наблюдение и проведение среди них мероприятий по раннему выявлению и профилактике туберкулеза. Содержание совместной работы терапевта, педиатра и фтизиатра. Работа в очаге туберкулезной инфекции по его оздоровлению и предупреждению распространения. Выявление больных внелегочными формами туберкулеза и показания для их направления к фтизиатру.
Задачи дисциплины - научить студентов:
исследованию состояния здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и реабилитации;
организации и проведению мероприятий по активному выявлению и профилактике туберкулеза;
основам овладения навыков распознавания бронхолегочных поражений путем анализа симптомов и синдромов, часто встречающихся при различных заболеваниях легких, при этом туберкулез – как основная патология.
проводить клиническую интерпретацию результатов обследования больных с туберкулезом и бронхолегочной патологий, обращая внимание на методы, применяемые в условиях РПТД, поликлиники и терапевтических стационаров.
Описывать общие проблемы лечения больных туберкулезом, с осложнениями, возникающими при длительном применении противотуберкулезных препаратов
Место дисциплины в образовательной программе
Преподавание дисциплины «Фтизиопульмонология» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических кафедрах, предусматривает преемственность преподавания этой дисциплины с пропедевтикой внутренних болезней, патофизиологией, патологической анатомией и другими клиническими дисциплинами. В связи с этим реализация задачи по интеграции преподавания курса Фтизиопульмонологии с другими клиническими дисциплинами студентам 5-6 курсов специальности “Лечебное дело” приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с изменением подходов, оценочных критериев в организации противотуберкулезных профилактических мероприятий. Так, для раннего выявления, госпитализации и лечения больных туберкулезом необходимы глубокие знания фтизиопульмонологии не только фтизиатрам, но прежде всего врачам общего профиля, терапевтам, педиатрам и другим специалистам.
Программа изучения туберкулеза адаптирована к специальности «Лечебное дело». Предусматривается к специальности изучение разделов фтизиатрии: ранее выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания, внелегочного туберкулеза, структура его клинических форм. Проведение необходимых лечебных, дифференциальной диагностики и противоэпидемических мероприятий по передачи выявленного больного туберкулезом под наблюдение фтизиатра. Методы диагностики, общие принципы лечения и профилактики туберкулеза.
Освоение дисциплины проводится на базе республиканского противотуберкулезного диспансера (ГУЗ «РПТД») на 500 коек, где имеются 4 терапевтических отделения для различных форм легочного туберкулеза, легочно-хирургическое отделение, отделение функциональной диагностики, где размещаются диагностические больные и больные с урогенитальным туберкулезом, отделение реанимации, детско-подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, обеспечивающее противотуберкулезную работу по городу и консультативный прием больных (взрослых, подростков и детей) из сел и районов республики. Внелегочные больные размещены в ЛХО и отделении функциональной диагностики. Для обучения студентов используются также клиническая и бактериологическая диагностическая лаборатория, кабинеты лучевой диагностики, бронхологический, функциональной диагностики.
Материально-техническое обеспечение - негатоскоп, флюороскопы, наборы рентгенограмм и томограмм, наборы учебных таблиц «Туберкулез», набор учебных и контролирующих программ, учебные и учебно-методические пособия с обучающими и контролирующими тестами и клиническими задачами.
Чтение лекций и проведение практических занятий осуществляются в соответствии с планом; методика их проведения соответствует роли и содержанию дисциплины. В процессе прохождения практического курса осуществляется текущий, промежуточный и заключительный контроль знаний студентов, решаются задачи по утвержденной программе в рамках рейтинговой системы.
По завершении курса “Фтизиопульмонологии” студенты должны:
Знать:
- Общие сведения по туберкулезу (заболеваемость, болезненность, смертность, инфицированность). Этиологию, эпидемиологию, патогенез и патоморфологию, туберкулеза.
- Эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в мире, РФ, КБР.
- Методы диагностики туберкулеза. Организационные мероприятия по раннему выявлению туберкулеза у детей, подростков и взрослых.
- Первичный туберкулез. Диссеминированный туберкулез (клинику, диагностику, осложнения и лечение).
- Методы профилактики туберкулеза
- Туберкулезный менингит (диагностика и дифференциальная диагностика, лечение).
- Очаговый туберкулез легких, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. Инфильтративный туберкулез и туберкулома легких (диагностика и лечение).
- Кавернозный, фиброзно-кавернозный, цирротический туберкулез легких (диагностика и дифференциальная диагностика, лечение).
-Туберкулезный плеврит (диагностика и дифференциальная диагностика, лечение).
-Туберкулез верхних дыхательных путей: трахей, бронхов, гортани (диагностика и дифференциальная диагностика, лечение).
-Туберкулез органов дыхания, комбинированный с пылевыми профессиональными заболеваниями легких (диагностика и дифференциальная диагностика, лечение).
- Туберкулез других органов (кишечника, брыжеечных лимфатических узлов (мезоаденит) глаз, костей и суставов, мочевыделительной и половой системы.
- Особенности течения туберкулеза среди различных возрастных групп больных (туберкулез у детей, подростков и пожилого возраста).
- Осложнения туберкулеза (кровохарканье, кровотечение, спонтанный пневмоторакс и амилоидоз.
- Основные принципы лечения туберкулеза.
- Работу противотуберкулезного диспансера и организационные мероприятия по борьбе с туберкулезом. Группировку контингентов.
Уметь:
- проводить расспрос пациента и его родственников.
- проводить обследование больного туберкулезом.
- оценивать туберкулиновые пробы Манту и Пирке на основании местных реакций;
- разводить вакцину для внутрикожного введения вакцины; вводить внутрикожного вакцину БЦЖ и оценивать характер местных прививочных реакций после внутрикожного введения БЦЖ.
- проводить забор материала для бактериологического и цитологического исследований.
- проводить микробиологическое исследование мокроты и другого материала с целью обнаружения микобактерий туберкулеза.
- читать результаты рентгенограмм (обзорных, боковых, прицельных), томограмм легких; составлять протоколы рентгенологического исследования; читать флюорограммы.
- выявлять и интерпретировать патологические тени на рентгенограммах грудной клетки больного туберкулезом и составлять протокол рентгенологического обследования.
- диагностировать туберкулез органов дыхания на основании данных анамнеза, клинического, рентгенологического и лабораторного обследования больного;
- диагностировать туберкулезный менингит и назначать лечение;
- диагностировать легочное кровотечение, спонтанный пневмоторакс на основании данных анамнеза, клинического и рентгенологического обследования и оказывать неотложную помощь;
-выявлять лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом на основании результатов туберкулиновых проб и флюорографии;
- заполнять историю болезни и другую медицинскую документацию;
Владеть:
- методикой выявления туберкулеза органов дыхания на основании данных анамнеза, клиники, рентгенологического и лабораторного исследования;
- методикой постановки диагноза туберкулеза на основании анамнеза, клиники, визуального, рентгенологического и лабораторного исследования;
- методикой проведения лечения больного туберкулезом в условиях специализированного стационара;
- техникой плевральной пункции;
- техникой спинномозговой пункции;
- методикой оказания догоспитальной медицинской помощи при легочном кровотечении и спонтанном пневмотораксе;
- методикой проведения противоэпидемиологических мероприятий при выявлении больного с открытой формой туберкулеза;
- методикой формирования диспансерных групп и наблюдение за ними
- методикой подсчета основных статистических показателей (инфицированность, заболеваемость, смертность, болезненность).
1.2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды занятий | 10-й семестр | Кредиты за год |
лекции | 12 | 0,5 |
лабораторные занятия | 73 | 2,0 |
самостоятельная работа | 42 | 1,0 |
форма итогового контроля | зачет | 0,5 |
всего часов | 127 | 4,0 |
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)
Учебно-методический комплексИстория медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (3)
Учебно-методический комплексГигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (2)
Учебно-методический комплексБиомедицинская этика: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 (1)
Учебно-методический комплексОбщественное здоровье и здравоохранение: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 (2)
Учебно-методический комплексДисциплина «Семейная медицина (общая врачебная практика)» преподается на 6-ом курсе для студентов специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, тематический план, тестовые задания, программныеУчебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология
Учебно-методический комплексФтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровьяРабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность
Рабочая программаБиомедицинская этика: рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности. - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.Чеченский государственный университет (16)
Основная образовательная программаООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетомЧеченский государственный университет (18)
Основная образовательная программаООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом