Курс лекций по истории россии Часть

Федеральное агентство по образованию

Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности

курс лекций по истории россии

Часть IV

история россии

со второй половины 80-Х ГОДОВ XX века

до начала XXI века

Кемерово 2006

УДК 994 (075)

ББК 63.3(2)я75

К93

Рецензенты:

С.В. Макарчук, зав. кафедрой истории России Кемеровского

государственного университета, д-р ист. наук, профессор;

В.А. Волчек, зав. кафедрой Отечественной истории Кемеровского

государственного университета, канд. ист. наук, доцент

Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности

К93 Курс лекций по истории России. Ч. IV: История России со второй половины 80-х годов XX века до начала XXI века : учеб. пособие / [С.А. Васютин, В.П. Литовченко, Г.А. Макурина, Р.С. Маюрников, В.А. Мирошник, А.В. Палин, Т.А. Реховская, Р.С. Селезенев], Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006. - 112 с.

ISBN 5-89289-122-4

Является четвертой частью курса лекций по отечественной истории, разработанного преподавателями кафедры истории России КемТИПП. Охватывает важнейшие проблемы исторического развития России со второй половины 80-х годов XX века и до современности. Предназначено для студентов технических вузов.

Зав. редакцией И.Н. Журина

Редактор Н.В. Шишкина

Технический редактор Т.В. Васильева

Художественный редактор Л.П. Токарева

ЛР № 020524 от 02.06.97

Подписано в печать 14.07.06. Формат 60х801/16

Бумага типографская. Гарнитура Times

Уч.-изд. л. 7. Тираж 1750 экз.

Заказ № 92

Оригинал-макет изготовлен в редакционно-издательском отделе

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47

ПЛД № 44-09 от 10.10.99

Отпечатано в лаборатории множительной техники

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52

© КемТИПП, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………………………………….

4

Лекция № 1. Политическое развитие СССР в 1985-1991 гг. (Т.А. Реховская, С.А. Васютин) ………………………………..

5

Лекция № 2. Экономика СССР в годы перестройки (А.В. Палин) ……………………………………………………..

19

Лекция № 3. Внешняя политика СССР в период перестройки (В.П. Литовченко) ………………………………………………

34

Лекция № 4. Политическое развитие России в 1991-2005 гг. (Г.А. Макурина, С.А. Васютин) ………………………………..

45

Лекция № 5. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 1991-1998 гг. (Р.С. Селезенев, В.А. Мирошник) ..

74

Лекция № 6. Экономика России 1998-2005 гг.

(Р.С. Маюрников) ………………………………………………..

88

Лекция № 7. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-2005 гг. (Р.С. Селезенев) ………………………………….

95

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное учебное пособие является завершающей, четвертой частью курса лекций по отечественной истории, разработанного преподавателями кафедры истории России Кем ТИПП.

Издание посвящено достаточно сложному и противоречивому в истории нашего государства периоду «Вторая половина 80-х гг. XX в. - начало XXI вв.» Авторы работы стремились обозначить ключевые аспекты политического и экономического развития, внешней политики СССР за 1985-1991 гг.; проблемы современной политики, экономики и международных отношений Российской Федерации. Все события излагаются в хронологической последовательности и во взаимосвязи с общеисторическими процессами. При написании лекций использовались новейшие источники и литература.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемого к изучению курса «Отечественная история» для студентов высших учебных заведений. Пособие предназначено для студентов I курса очного и заочного отделений Кемеровского технологического института пищевой промышленности.

Материалы пособия могут использоваться студентами на семинарских занятиях и для подготовки к экзаменам.

Лекция № 1

Политическое развитие СССР в 1985-1991 гг.

1.1. Начало перестройки. Ее принципы и направления

1.2. Основные идеи и этапы политических реформ и результаты их воплощения на практике

1.3. Национальные проблемы

1.4. Нарастание политического кризиса. ГКЧП. Распад СССР

1.1. Начало перестройки.
Ее принципы и направления

Начавшаяся в середине 80-х годов XX в. перестройка привела к кардинальным изменениям в социально-экономической, политической и идеологической сферах. Результатом перестройки стал распад Советского Союза и образование на его территории новых независимых государств.

Инициатором перестройки выступил пришедший к власти в 1985 г. М.С. Горбачев. 11 марта 1985 г. умер генеральный секретарь ЦК КПСС К.Г. Черненко. В этот же день на внеочередном пленуме ЦК КПСС новым генеральным секретарем был выбран М.С. Горбачев. Снижение темпов экономического роста, технологическое отставание от стран Запада и целого ряда государств Востока (Япония, Корея, Тайвань и т.д.), огромные военные расходы из-за гонки вооружений и войны в Афганистане, бюрократизация и коррупция, заидеологизированность и отсутствие прагматизма у политического руководства страны - все это говорило о том, что Советское государство действительно нуждалось в изменениях. Реформирование началось сверху, но в дальнейшем руководство страны утратило контроль над этими изменениями, а сами политические реформы привели к непредсказуемым и необратимым процессам.

Преобразования были связаны со значительными изменениями в составе государственных руководителей. В первые годы перестройки в отставку были отправлены бывшие коллеги Л.И. Брежнева: в 1985 г. Романов и Тихонов, в 1986 г. - Гришин, в 1987 г. - Кунаев, в 1988 г. - Громыко, Соломенцев, Долгих. Все они были настроены весьма консервативно и не поддерживали начавшиеся преобразования. На смену им приходили люди, чьи взгляды были созвучны реформаторским идеям генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Это Э.А. Шеварнадзе, В.М. Чебриков, А.Н. Яковлев, Б.Н. Ельцин. Они заняли посты в руководящих органах, что позволило им проводить преобразования согласно своим убеждениям.

По мнению некоторых историков, даже после таких кадровых перестановок многие партийные руководители оставались недовольными происходившим в стране. В результате сформировалась достаточно сильная оппозиция, возглавляемая членом Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачевым. Областные партийные лидеры также негативно относились к проводимым реформам. Недовольство выражали и некоторые рядовые граждане, считавшие, что начавшаяся реформа призвана «очернить» всю предшествующую историю страны. Выразителем этих консервативных настроений стала ленинградка Нина Андреева, работавшая преподавателем химии. 13 марта 1988 г. в газете «Советская Россия» было опубликовано её газетное письмо «Не могу поступиться принципами». В письме содержалась критика политических преобразований, проводимых под руководством М.С. Горбачева, и защищались принципы сталинизма.

Это письмо послужило своеобразным сигналом открытых столкновений между консерваторами и реформаторами. В этих условиях М.С. Гор-бачев занял центристскую позицию. Постепенно позиция генерального секретаря в вопросах реформирования становилась все более умеренной. Она вскоре перестала удовлетворять большинство населения страны, которое все более активно поддерживало реформаторов и требовало от власти более радикальных преобразований. В результате партийное руководство стало утрачивать контроль за политической ситуацией в стране, сталкиваясь все с более масштабными несанкционированными властью действиями граждан (демонстрации, митинги, забастовки). Это подталкивало к дальнейшему проведению политических реформ. Существовавшая политическая система в стране была недемократической. Вся власть была сосредоточена в руках ряда лиц, занимавших высшие посты в КПСС. Сама коммунистическая партия была единственной легальной партией в государстве и потому была объявлена «руководящей и направляющей силой». Существовавшие советские органы (Советы) формально считались главными властными структурами, но фактически были лишены реальной власти и находились под контролем партии. Никакого разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную не было; все они подчинялись партийным органам. Не было свободы слова, да и какие-либо другие свободы отсутствовали. Таким образом, политическая реформа была направлена на возрождение демократии в стране.

1.2. Основные идеи и этапы политических реформ

и результаты их воплощения на практике

Первый этап политических реформ. Можно предположить, что вначале сторонники преобразований не имели четко разработанной программы реформ. Были выработаны основные направления, выражавшиеся в отдельных кратких пропагандистских лозунгах. В самом начале реформ ключевыми понятиями были «гласность», «ускорение», «перестройка». Под «гласностью» понималась осторожная критика недостатков советского строя (бюрократизация, коррупция, низкое качество продукции, разгильдяйство и т.д.). Расширение гласности предполагало большее распространение демократических свобод в обществе. Однако выдвигая политический лозунг «гласности» в самом начале реформ М.С. Горбачев предполагал осуществить лишь незначительную критику исторического пути, пройденного страной. Ни в какой степени эта критика не должна была касаться основ социализма, а, наоборот, должна была укреплять этот строй.

Сам социализм считался правильным, исторически верным курсом, которым шел Советский Союз. И все это должно в конечном итоге способствовать обновлению и улучшению жизни людей. Эти идеи, озвученные на апрельском пленуме ЦК КПСС в 1985 г., дополненные на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.), определяли общественную жизнь на протяжении нескольких лет. Однако добиться каких-либо существенных улучшений в области демократизации, а также повысить качество жизни советских граждан не удалось. Все это вынуждало М.С. Горбачева и его окружение предпринять более радикальные меры по трансформированию политической системы.

В 1987 г. М.С. Горбачев, осознавая неудачи своего реформаторского курса, решил провести новые изменения. На январском пленуме ЦК КПСС 1987 г. он выдвинул новое политическое понятие - «демократизация». Новый политический лозунг предполагал и новую политическую программу.

Суть ее была в следующем: по-прежнему не отказываясь от идей социализма, признать, что в этой системе имеются серьёзные недостатки. Необходимо было признать, что социализм подвергся серьезным деформациям, прежде всего в годы правления И.В. Сталина. Социализм Сталина был другим, нежели социализм Ленина. Отсюда лозунг «Назад к Ленину». Однако эти идеи высказывались еще в 1960-х годах Н.С. Хрущевым, и в этом смысле Горбачев не принес ничего нового.

Идея демократизации дала возможность всестороннего переосмысления и критики прошлого в истории СССР. У широких масс населения была мысль, что если все переосмыслить и сделать правильные выводы из прошлого, то можно вернуться к отправной точке и построить новый «демократический» социализм («социализм с человеческим лицом»). В этот период одним из главных деятелей перестройки становится А.Н. Яковлев.

Именно с 1987 года наблюдается проникновение демократии в широкие народные массы и их активное влияние на темпы и направление реформирования. Постепенно, начиная со средств массовой информации и заканчивая рядовыми гражданами, всеми высказываются замечания в отношении исторического прошлого, недостатков политической системы, экономической и социальной сферы страны. В эти годы происходит возрождение публицистического жанра. Авторы-публицисты в духе времени поднимают основные вопросы: правильность исторического пути, пройденного страной, недостатки социалистической системы, проблемы тоталитаризма и т.п. В этот период формируется общественное мнение о необходимости углубления реформ и появляются мысли о возможных изменениях и привлечении новых, несоциалистических элементов в жизнь страны: частной собственности, рыночных отношений. Всё острее становится вопрос о партийно-хозяйственной номенклатуре, о том, какое с её стороны оказывается сопротивление процессу перестройки. Также ставится вопрос о месте и роли КПСС в обществе и о возможности существования других партий и движений. Кроме того, критике подвергают теперь не только политику Сталина, но и деятельность В.И. Ленина.

Второй этап политических реформ. Значительной вехой в проведении политических реформ явилась XIX партийная конференция, состоявшаяся 28 июня-1июля 1988 г. К этому времени реформаторами уже была задумана политическая реформа, центральной идеей которой, по мнению историка Дж. Боффа, была замена идеологизированного государства государством правовым.

Несмотря на провозглашение идеи правового государства, отечественные реформаторы вначале рассматривали этот элемент демократии не с общепринятого на западе значения. Построение правового государства виделось им как возрождение роли Советов.

В самой коммунистической партии предполагалось провести демократизацию, а также изменить и ее место в обществе. М.С. Горбачев полагал, что она превратится в политический авангард и откажется от своих административно-управленческих функций. В соответствии с этими идеями на XIX партийной конференции и был выдвинут проект реформы, который был принят в сентябре 1988 г. Верховным Советом СССР. С этого момента начинается новый этап политического развития СССР. Новая система власти выглядела следующим образом: создавался Съезд народных депутатов, который насчитывал в своем составе 2250 человек, срок его полномочий составлял 5 лет. Треть состава (750 человек) представляли общественно-политические организации (из них 100 человек назначались КПСС). Остальные 1500 человек избирались населением страны. На съезде Советов тайным голосованием избирали Верховный Совет СССР, который насчитывал 544 человека и действовал постоянно. Съезд Советов выбирал и президента страны.

Разработка и внедрение в жизнь политической реформы проходила на фоне увеличивающейся политической активности населения. Население во весь голос заявляло о своих проблемах, касавшихся сначала экологии, уровня жизни и условий труда, а затем и политики. При этом граждане, как правило, было негативно настроены по отношению к КПСС и её деятельности. Митинги, собрания, демонстрации стали постоянным явлением. Настал момент, когда оппозиционеры стали создавать общественные организации, а их требования стали носить политический характер.

Особенно возросла активность этих политических сил накануне выборов народных депутатов СССР. Основным их требованием являлась отмена руководящей роли КПСС, которая закреплялась 6-й статьей Конституции СССР. Фактически эти требования были обусловлены желанием внедрения демократии, развития многопартийности и дальнейшего углубления политических реформ.

Выборы депутатов съезда Советов народных депутатов проходили на фоне большой политической активности населения. Работа съезда вызвала огромный интерес у жителей страны. Разворачивающаяся борьба между депутатами, поднимавшиеся проблемы, поиск путей дальнейшего развития страны - все это отражало политическую ситуацию, сложившуюся в стране. Первый съезд Советов народных депутатов проходил с 25 мая по 9 июня 1989 г., и страна была буквально прикована к телевизору. Некоторые историки, оценивая степень воздействия этого политического события на массы, сравнивают его с эффектом, который оказал ХХ съезд КПСС.

Съезд, делегаты которого выражали различные политические взгляды населения, раскололся на две противоборствующие группы: 1) радикалов, требовавших продолжения реформ; 2) консерваторов, стремившихся ограничить реформы социально-экономической областью, сохранить социализм и политическое господство КПСС. Из радикально настроенных депутатов сформировалась межрегиональная депутатская группа. Ее лидерами были А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов.

На фоне этого раскола в очередной раз подтвердилась центристская позиция М. С. Горбачева и его ближайших сторонников, недавно бывших самыми радикальными политиками. Центристы хотели ограничиться уже проведенными реформами, особенно после избрания III Съездом Советов 15 марта 1990 г. М.С. Горбачева президентом СССР.

Реформаторы-радикалы, наоборот, были недовольны работой съездов. Они выступали за лозунг «Вся власть Советам», но под этим они подразумевали реформирование сложившейся политической системы в сторону расширения демократии, устранения власти КПСС и развития многопартийности. А.Д. Сахаров выступил на съезде с предложением отменить 6-ю статью Конституции СССР. Реформаторы критически оценивали многоступенчатость политической системы, слишком большой объем власти президента, фактически сохранявшийся контроль КПСС за всеми органами власти (армия, милиция, суд и т.д.).

  1. Курс лекций по истории России часть (1)

    Учебное пособие
    Рецензенты: докт. ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории Рос­сии Кемеровского государственного университета СВ. Макарчук; канд. ист. наук, доцент, зав.
  2. Курс лекций по истории россии

    Учебное пособие
    Лекция № 2. Европейское средневековье. Московская Русь в XIII - первой половине XV вв. Начало нового времени. Образование единого Русского государства во второй половине XV - XVI вв.
  3. Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина (1)

    Документ
    Главное содержание курса — повествование о том, как из разрозненных славянских племён образовалась Русь и единый русский народ, как образовалась империя и как она распалась.
  4. Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина (2)

    Документ
    лавное содержание курса - повествование о том, как из разрозненных славянских племён образовалась Русь и единый русский народ, как образовалась империя и как она распалась.
  5. Курса лекций по истории беларуси Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

    Реферат
    Целью изучения курса является изучение основных направлений развития истории Республики Беларусь и наиболее важных исторических событий с древнейших времен до современности.
  6. Курс лекций по истории Западной Европы в раннее новое время на протяжении 15 лет читается нами на историческом факультете бгпу. Хронологически он охватывает вре

    Документ
    Курс лекций по истории Западной Европы в раннее новое время на протяжении 15 лет читается нами на историческом факультете БГПУ. Хронологически он охватывает время от Великих географических открытий до окончания Тридцатилетней войны.
  7. Курс лекций по истории Русской Церкви Лекция 1

    Лекция
    Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св.
  8. Тест по истории России Инструкция по заполнению

    Инструкция
    Тест состоит из частей А и В. Для выполнения отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого.
  9. В. И. Петрушко, кандидат богословия. Курс лекций по истории Русской Церкви

    Лекция
    Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-Х в. Cлавяно-варяжские набеги на Византию. "Фотиево крещение" Руси.

Другие похожие документы..