Доклад о региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее Доклад) посвящен анализу нормативно-правового регулирования и практики осуществления

Региональный и муниципальный контроль в Российской Федерации

Москва, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

ЧАСТЬ 1. КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1. Контрольно-надзорные полномочия субъектов Российской Федерации 5

В соответствие с установленной Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством моделью федеративного устройства все контрольные полномочия субъекта Российской Федерации могут быть подразделены на II группы: 5

2.1. Общая характеристика контрольных органов субъектов Российской 23

Федерации 23

3.1. Общая характеристика нормативно-правового регулирования собственных 42

видов регионального контроля 42

4.1. Упоминаемость видов контроля в докладах субъектов Российской Федерации 53

Приложение А 77

ЧАСТЬ 2. КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 79

4.1. Осуществляемые на практике виды контроля 102

Приложение Б. 119

Введение

Доклад о региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее – Доклад) посвящен анализу нормативно-правового регулирования и практики осуществления контрольных (надзорных) полномочий на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В Докладе проводится инвентаризация контрольно-надзорных полномочий на уровне региона и муниципалитета, включая делегированные полномочия; дается описание практики организации контрольных органов на региональном и муниципальном уровне и их ресурсной обеспеченности; рассматривается нормативно-правовое регулирование исполнения каждого контрольного полномочия на региональном и муниципальном уровне; даются предложения по эффективности и развитию системы контроля и надзора на региональном и муниципальном уровне. Также в Докладе содержится анализ лучшей практики организации муниципального контроля.

Для подготовки Доклада использовались годовые доклады органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об осуществлении контроля (надзора), представленные в Минэкономразвития России, данные форм статистического наблюдения из федеральной государственной информационной системы мониторинга контрольно-надзорной деятельности ИС «Мониторинг», нормативно-правовые акты, официальные интернет-сайты контрольных органов.

Необходимость подготовки доклада обусловлена не раз констатировавшейся в годовом докладе Минэкономразвития России «Об организации системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации» неэффективностью практики исполнения контрольных полномочий на региональном и муниципальном уровне. Действительно, существенная часть полномочий по контролю не исполняется во многом по причине нехватки материальных и кадровых ресурсов, распространена практика незаконного привлечения к исполнению контрольных полномочий региональных и муниципальных учреждений и предприятий, правовое регулирование характеризуется пробелами и неточностями. Вышесказанное относится, прежде всего, к муниципальному уровню, но верно также и для большинства субъектов Российской Федерации.

В настоящем Докладе сформулированы конкретные предложения по перечням контрольных полномочий регионального и муниципального уровня, разработке правовой базы, обеспечивающей надлежащие правовые основания для исполнения контрольных полномочий, включая предложения по корректировке нормативно-правовой базы на федеральном уровне и ликвидации противоречий в нормативных правовых актах разного уровня.

ЧАСТЬ 1. КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. 1. Контрольно-надзорные полномочия субъектов Российской Федерации

  2. В соответствие с установленной Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством моделью федеративного устройства все контрольные полномочия субъекта Российской Федерации могут быть подразделены на II группы:

  1. собственные полномочия субъектов Российской Федерации;

  2. делегированные полномочия, т.е. федеральные полномочия, осуществление которых передано субъектам Российской Федерации.

1.1. Виды собственных контрольно-надзорных полномочий субъектов РФ

Собственными полномочиями субъектов Российской Федерации являются полномочия по предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации и полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными субъектами самостоятельно за счет средств регионального бюджета. Предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации сформулированы в статье 73 Конституции Российской Федерации по остаточному принципу: все, что не отнесено к предметам исключительного ведения Федерации (статья 71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (статья 72), является сферой исключительной компетенции субъектов. Поскольку статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации содержат крайне обширные перечни предметов ведения, сфера исключительного ведения субъектов Российской Федерации фактически отсутствует.

В результате перечень собственных региональных полномочий ограничен полномочиями субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными субъектами самостоятельно за счет средств регионального бюджета. Перечень таких полномочий закреплен в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) и содержит 95 полномочий, из которых 10 являются контрольными.

Кроме того, отдельные виды контроля являются составными частями иных собственных полномочий субъектов. Примером может служить государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (статья 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), являющийся частью полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения (подпункт 15 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ).

Все собственные контрольно-надзорные полномочия субъектов Российской Федерации (как указанные, так и не обозначенные в Законе № 184-ФЗ) могут быть разделены на III группы:

I группа – контрольные полномочия, которые полностью подпадают под действие федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ);

II группа – контрольные полномочия, которые подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, но в отношении которых федеральными законами могут быть установлены особенности;

III группа – контрольные полномочия, которые хотя и осуществляются в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но исключены из сферы действия Закона № 294-ФЗ в силу специальной оговорки в законе (сюда же можно отнести те виды контроля, которые не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, поскольку осуществляются в отношении иных субъектов: только в отношении физических лиц или только в отношении государственных и муниципальных органов).

Стоит оговориться, что большинство видов контроля из первой группы могут осуществляться также в отношении физических лиц. Однако в этом случае нормы Закона № 294-ФЗ не применяются.

Перечень видов регионального контроля, являющих собственными полномочиями субъектов Российской Федерации, приведены в таблицах 1.1-1.3.

Таблица 1.1

Собственные контрольные полномочия субъектов Российской

Федерации, полностью подпадающие под действие Закона № 294-ФЗ

Наименование контроля

Основание в отраслевом НПА

Основание в Законе № 184-ФЗ

1

Государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному эколо-гическому надзору, в том числе:

ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

пп.56

п.2

ст. 26.3

1.1

- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

ст. 37 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»

-

1.2

- государственный надзор в области обращения с отходами

ст. 25 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

-

1.3

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха

ст. 24 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ

«Об охране атмосферного воздуха»

-

1.4

- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

ст. 36 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ

-

1.5

- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

ст. 33 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

пп.8.1

п.2

ст. 26.3

1.6

- государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал (3 субъекта РФ)

ст. 19 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»

нет

2

Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю

ст. 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

пп.56

п.2

ст. 26.3

3

Государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

пп.42.1

п.2

ст. 26.3

4

Государственный жилищный надзор

ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ

пп.61

п.2

ст. 26.3

5

Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также физическими лицами

ст. 28 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

пп.65

п.2

ст. 26.3

6

Государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации»

пп.57

п.2

ст. 26.3

7

Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

пп.15

п.2

ст. 26.3

8

Государственный ветеринарный надзор, в том числе:

ст. 8 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»

пп.49.2

п.2

ст. 26.3

8.1

- контроль деятельности специалистов в области ветеринарии

ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»

-

9

Государственный надзор за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения

ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

пп.11.1

п.2

ст. 26.3

10

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований в области торговой деятельности

ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

пп.69

п.2

ст. 26.3

11

Государственный контроль (надзор) за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения

ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

нет

12

Контроль за реализацией инвестиционных программ территориальных сетевых организаций

-

нет

13

Контроль за доставкой обязательного экземпляра получателям документов

ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»

пп.16

п.2

ст. 26.3

14

Контроль за исполнением принятых в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия

ст. 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиоло-гическом благополучии населения»

нет

15

Контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания

ст. 6.1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»

нет

16

Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах»

нет

17

Государственный надзор в области племенного животноводства

ст. 15.1 Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»

нет

18

Государственный надзор в области семеноводства

ст. 37.1 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве»

нет

19

Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации

ст. 16 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

пп.3

п.2

ст. 26.3

20

Контроль за готовностью транспортных средств, предоставляемых Вооруженным силам РФ, другим войскам, воинским и специальным формированиям в период мобилизации и в военное время

п. 28 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № 1175

пп.52

п.2

ст. 26.3

  1. Выпускной квалификационной работы: Правовое регулирование банковской деятельности

    Документ
    В главе 1 необходимо раскрыть следующие понятия: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация, банковская деятельность, банковские операции, иностранный банк, Центральный банк.
  2. Не содержит сведений, составляющих государственную тайну землин александр Игоревич правовое регулирование финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации (1)

    Диссертация
    заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии военных наук, доктор юридических наук, профессор Кузнецов Н.
  3. Не содержит сведений, составляющих государственную тайну землин александр Игоревич правовое регулирование финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации (2)

    Диссертация
    Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
  4. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. В. С. Холзаков Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»

    Реферат
    Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» (Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
  6. Российской Федерации «Об образовании» (1)

    Документ
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  7. Российской Федерации «Об образовании» (7)

    Документ
    3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений .
  8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году (1)

    Доклад
    В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей,
  9. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году (2)

    Доклад
    В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей,

Другие похожие документы..