Учебное пособие для вузов Таганрог 2008

Е.В.МУРЮКИНА

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ПРЕССЫ

учебное пособие для вузов

Таганрог

2008

Мурюкина Е.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа прессы. Учебное пособие для вузов. Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008. 298 c.

В учебном пособии рассматриваются вопросы развития критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе медиаобразовательных занятий. Поскольку пресса сегодня являются важным сегментом медийной сферы, то в пособии рассматриваются способы использования прессы в качестве материала для анализа.

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлениям по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Muryukina Elena. Development of the Critical Thinking & Media Competence in the Process of the Press Analysis. Taganrog: Center of the Personality Development, 2008, 298 p.

Исследование, положенное в основу настоящего издания, выполнено при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (гос. регистр. номер 03.13.30)». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.

Рецензенты:

А.В.Федоров, доктор педагогических наук, профессор,

Л.В.Усенко, доктор искусствоведения, профессор

© Мурюкина Елена Валентиновна, 2008.

© ElenaMuryukina, 2008.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..4

1. Логика построения медиаобразовательных занятий, базирующихся

на основных видах анализа (по А.В.Федорову)…………………………6

2. Основные категории печатных медиатекстов, применяемые

на медиаобразовательных занятиях со студентами……………………15

3. Структурный анализ медиатекстов на занятиях в студенческой

аудитории (на примере прессы о кинематографе)...….………………..37

4. Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов на занятиях

в студенческой аудитории (на материале прессы о жизни

знаменитостей)…………………………….……………………………..56

5. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой

аудитории (на материале гендерных изданий – женская пресса)…….69

6. Анализ культурной мифологии на занятиях в студенческой аудитории (на материале детской прессы)……………………………………….…81

7. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях в студенческой

аудитории (на материале прессы о жизни знаменитостей)………….. 93

8. Автобиографический анализ на занятиях в студенческой аудитории

(на примере гендерных изданий – мужская и женская пресса)……..108

9. Этический анализ на занятиях в студенческой аудитории

(на материале изданий для детской аудитории)……………………..122

10. Иконографический анализ на занятиях в студенческой аудитории

(на материале изданий об увлечениях, хобби)………………………136

11. Семиотический анализ на занятиях в студенческой аудитории

(на материале изданий о жизни знаменитостей – для подростковой

и взрослой аудитории)…………………………………………………147

12. Идентификационный анализ на занятиях в студенческой аудитории

(на материале корпоративной прессы)……………………………….160

13. Культивационный анализ печатных медиатекстов на занятиях

в студенческой аудитории (на материале профессиональных

педагогических изданий) ……………………………………………..171

14. Идеологический и философский анализ медиатекстов на занятиях

в студенческой аудитории (на примере литературно-художественных

и политических изданий)………………………………………………188

15. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой

аудитории (на примере литературно-художественной прессы)…… 211

16. Герменевтический анализ на занятиях в студенческой аудитории

(на материале детско-юношеской самодеятельной прессы)……… 233

Заключение…………………………………………………………… 247

Приложение…………………………………………………………… 248

Введение

В современном состоянии развития российского общества присутствует большое количество противоречий и парадоксов. Один из таких парадоксов заключается в том, что, несмотря на заметно снижающуюся роль чтения в жизни человека, количество литературной продукции, печатных изданий возрастает. Анализ свыше 70 наименований популярных изданий - газет и журналов – приводит к выводу, что их целевой аудиторией все чаще становятся школьники и студенты.

Вот уже свыше ста лет как для педагогов разных стран пресса стала материалом для медиаобразования аудитории. Под медиаобразованием понимается специальное направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основными задачами медиаобразования являются: подготовка нового поколения к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной информации, научение человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и т.д. [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с.555].

Рассматривая историю медиаобразования в России, исследователи отмечают, что основными теориями, на которых строились и практически реализовывались медиаобразовательные модели, являлись эстетическая, культурологическая, этическая. В последние десятилетия стала актуальна также теория развития критического мышления. Основной целью данной теории является оказание помощи подрастающему поколению ориентироваться в информационном потоке, умение противодействовать манипуляции сознанием аудитории, осуществляемым масс-медиа.

Изучение опыта российских медиапедагогов (Л.М.Баженовой, О.А.Баранова, Е.А.Бондаренко, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, Р.Г.Рабиновича, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова и др.), позволяет говорить об своеобразии медиаобразовательного опыта. Оно заключается в том, что ученые-практики разрабатывают и реализуют модели не в рамках одной теории медиаобразования, а опираются на синтез нескольких теорий, что позволяет охватить наиболее важные направления в медиапедагогике.

Поэтому можно утверждать, что медиаобразование в России, с одной стороны, связано с культурными и педагогическими традициями и учетом особенностей национального менталитета (что проявляется в опоре на культурологическую, эстетическую, этическую теории), а с другой стороны - вбирает в себя зарубежный опыт (семиотическую теорию медиаобразования, теорию развития критического мышления и др.).

Наше предыдущее исследование на тему «Развитие медиакультуры старшеклассников на материале кинопрессы» [Мурюкина, 2006] показало, что, несмотря на все негативные тенденции, пресса остается востребованной в школьной среде. Кроме того, подведение итогов цикла практических занятий позволило сделать вывод об эффективности и актуальности работы с печатными периодическими изданиями. Поэтому мы, на медиаобразовательных занятиях со студентами педагогического вуза (в рамках специализации «Медиаобразование» 03.13.30) используем печатные издания для анализа медиатекстов.

Работа со студентами педагогических вузов имеет свою специфику, поскольку знания и умения, которые получают будущие педагоги, они должны применять не только в своем опыте общения с масс-медиа, но и реализовать в практической работе со школьниками. Поскольку школьные годы охватывают несколько возрастных периодов (предпубертатный, подростковый, ранний юношеский), то студенты должны уметь проводить медиаобразовательные занятия с учетом возрастной психологии. Это способствует подготовке студентов к дальнейшей профессиональной медиаобразовательной деятельности, а также развивает их критическое, самостоятельное мышление, творческие способности.

Примечания

Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555.

Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 200 c.

1. Логика построения медиаобразовательных занятий, базирующихся на основных видах анализа (по А.В.Федорову)

В монографии А.В.Федорова «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза» [Федоров, 2007], автор выявил и обосновал 14 основных видов анализа медиатекстов. Данное учебное пособие является логическим продолжением начатого А.В.Федоровым исследования, поскольку рассматривает практический аспект применения анализа медиатекстов (в соответствии с разработанными видами) на занятиях со студентами педагогического вуза.

По нашему мнению, данные виды анализа медиатекстов можно объединить в четыре группы (в соответствии с уровнем сложности), которые мы оформили в виде таблицы 1:

Таблица 1

Основные группы анализа медиатекстов

Группы

Виды анализа

Характеристика вида анализа медиатекста

1

Структурный

анализ

печатных медиатекстов

Анализ систем, отношений, форм медиакультуры, структуры

медиатекстов

Сюжетный анализ печатных медиатекстов

Анализ сюжетов, фабул медиатекстов

Анализ медийных стереотипов в печатных медиатекстах

Выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и пр. в медиатекстах

2

Анализ культурной мифологии в печатных медиатекстах

Выявление и мифологизации в

фабулах, темах, типах персонажей и

т.д. медиатекстов

Анализ персонажей в печатных медиатекстах

Анализ характеров, мотивов поведения, идейных ориентаций, поступков/действий персонажей медиатекстов

Автобиографический анализ печатных медиатекстов

Сопоставление своего жизненного

опыта с жизненным опытом

персонажей медиатекстов

Этический анализ печатных медиатекстов

Выявление и анализ этической составляющей изображения людей,

идей, событий и пр. в медиатекстах

3

Иконографический анализ печатных медиатекстов

Ассоциативный анализ изображения в медиатексте, связанный с

семиотическим анализом

Семиотический анализ печатных медиатекстов

Анализ языка знаков и символов в медиатекстах; тесно связанный с иконографическим анализом

Идентификационный анализ печатных медиатекстов

Распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах, так как медийные агентства часто предлагают упрощенные решения сложных

проблем

Культивационный

анализ печатных медиатекстов

Анализ содержания медиатекстов в опорой на исследование социокультурного контекста и исследований масс-медиа

4

Идеологический и философский анализ печатных медиатекстов

Анализ идеологических, философских аспектов медийной сферы

Эстетический анализ печатных медиатекстов

Анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров

Герменевтический

анализ печатных медиатекстов

Исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных,

исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения

аудитории

Мы исходим из положения о том, что текст, в том числе и медиатекст, есть носитель диалога. Он заложен в нем изначально и все содержание текста - это диалогическая встреча двух субъектов, погруженных в бесконечный культурный контекст, требующий особого метода - понимания. Это может приобретать следующие формы:

1) «восприятие текста;

2) узнавание и понимание значения в данном языке;

3) узнавание и понимание в контексте данной культуры;

4) активное диалогическое понимание» [Библер, 1991, с.76-78].

Исследуемые положения в соответствии с логикой можно выстроить в определенной последовательности, по которой первая форма понимания является более простой, подразумевающей определенную фрагментарность восприятия медиатекста. В тоже время формы понимания могут эволюционировать, в том числе до высшей ступени, которую В.С.Библер обозначил как «активное диалогическое понимание».

По нашему мнению, предложенное нами «разделение» видов анализа в соответствии с разработками А.В.Федорова [Федоров, 2007] целесообразно и с точки зрения диалогической концепции культуры. Анализ структур, систем, форм, структуры медиатекстов (структурный), сюжетов и фабул (сюжетный), стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов (медийные стереотипы) основан, преимущественно, на большом эмпирическом опыте аудитории (в том числе и несовершеннолетней). Необходимо отметить, что ученики и студенты воспринимают медиатексты, определяют их жанровую, видовую принадлежность, могут пересказать фабулу произведения. Виды анализа, относящиеся к первой группе, наиболее часто встречаются в повседневной жизни, что, в частности, описано А.В.Федоровым в журнале «Перемена» [Федоров, 2007, с.15-21].

Итак, первая группа видов анализа печатных медиатекстов тождественна первой фазе понимания. Важно, что эта фаза понимания основана на восприятии медиатекста, то есть на первый план выходят чувства и эмоции, которые вызывает у аудитории медийное произведение. Вот почему наряду с анализом медийных стереотипов, использование структурного, сюжетного видов анализа студентами и учащимися целесообразно в начале медиаобразовательного курса.

  1. Учебное пособие для вузов Таганрог 2007 (1)

    Учебное пособие
    Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/Отв.
  2. Учебное пособие для вузов Таганрог 2007 (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы развития критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (государственный регистрационный № 03.
  3. Учебное пособие для педагогических вузов по специальности 03. 13. 00 «Социальная педагогика», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование» (1)

    Учебное пособие
    Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Учебное пособие для вузов.
  4. Учебное пособие для педагогических вузов по специальности 03. 13. 00 «Социальная педагогика», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование» (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы проблемы методики развития критического мышления и медиакомпетентности будущих педагогов в процессе различных видов анализа аудиовизуальных медиатекстов.
  5. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности 031300 «Социальная педагогика» по курсам «Дополнительное образование на материале медиакультуры», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование» Таганрог

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и истории российского медиаобразования. Автором исследуются этапы исторического развития медиаобразования в России; эволюция основных теоретических концепций и направлений, выявляются
  6. Учебное пособие Ростов на Дону 2008

    Учебное пособие
    доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и предпринимательства Северо – Кавказской академии государственной службы - Т.
  7. Учебного спецкурса для вузов (3)

    Пояснительная записка
    * программа разработана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  8. Учебного курса для вузов

    Пояснительная записка
    «Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения,
  9. Учебного спецкурса* для вузов (2)

    Пояснительная записка
    «Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения,

Другие похожие документы..