Статистика и общество: история, современность, развитие

ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Л.П. Харченко, к.э.н., профессор, Е.К. Кузнеделова

Новосибирский государственный университет

экономики и управления, г. Новосибирск

stat@nsaem.ru

Свое начало учет предпринимательства берет во времена правления Петра I, с деятельностью которого связывают развитие внутренних и внешних рыночных связей, отечественной промышленности, коммерции, торговли, появление торгового права и других законодательных актов. Он отчетливо понимал необходимость в учете и систематизированном обследовании достопримечательностей и богатств государства. Именно при нем появился учет населения, сельского хозяйства, внешней и внутренней торговли, возникновения и состояния предприятий.

Учетом возникающих казенных или частновладельческих предприятий, товариществ и компаний занималась Мануфактур-коллегия, которая производила регистрацию и занесение в реестр предприятий с обязательным указанием времени основания, места нахождения, данных о владельце, его полномочиях, характере производства. Кроме того, Мануфактур-коллегия контролировала деятельность этих предприятий, регулярно посещая их и составляя протоколы о количестве работающих, их составе, количестве подсобных помещений, видах оборудования, сырья и материалов. Отмечается, что предпринимателям, кроме того, рассылались анкеты для сбора дополнительных сведений, а раз в полгода они были обязаны предоставить специальный отчет о своей деятельности. Однако полностью охватить деятельность предприятий у Мануфактур-коллегии не получилось, постоянно создавались дополнительные списки предприятий к основному реестру, и отчитывались о своей деятельности предприятия, которые не были занесены ни в реестр, ни в дополнительный список.

С целью получения полных и фактически отражающих данных о состоянии и развитии дел в государстве было решено создать специальный статистический орган, единый центр по собиранию и обработке материалов. Таким органом в 1802г. стало Статистическое отделение, основанное при Министерстве полиции, основной целью которого являлось ежегодное сведение статистических данных, полученных со всех губерний страны. Как временное учреждение оно просуществовало до 1857г., когда ему присвоили наименование Центрального статистического комитета, состоящего из двух отделов: статистического (проверка, приведение и обработка статистических данных получаемых из губерний по всем отраслям управления) и земского (предварительное обсуждение и обработка всех дел по земско-хозяйственному устройству).

Изучение кустарных промыслов, фабрик, торгово-промышленных заведений и крестьянских хозяйств легло в основу деятельности земских статистиков, которые занимались их количественным учетом и оценкой имущества. Единицей наблюдения первых обследований крестьянских хозяйств выступала община или селение в целом, что не позволяло дать оценку экономического положения отдельных дворов. Проведение переписей подворно было начато В.И. Орловым, что в дальнейшем получило широкое распространение. Подворные переписи и бюджетные обследования крестьянских хозяйств проводились по подробным программам наблюдения, которые для каждой губернии были свои. Наиболее часто использовался экспедиционный метод наблюдения, применялся также и анкетный метод, однако от него быстро отказались в связи с непониманием на местах вопросов программы наблюдения и искаженностью ответов. Изучение бюджетов крестьянских хозяйств проводилось выборочным методом с группировкой хозяйств по их имущественному положению: размерам землевладения, количеству скота или наемных работников. В дальнейшем программа обследования поселений была дополнена вопросами о промыслах (половозрастная структура владельцев, вид промысла, способ сбыта продукции, количество привлекаемых наемных работников, затраты на сырье, получаемый доход и прочее), аренде, кредите и др.; программа подворных переписей стала содержать вопросы о наличии наемных работников, количестве закупаемой еды, инвентаре, торгово-промышленных заведениях, получаемых доходах и расходах. Позднее появились работы, отражающие связь промыслов с земледелием. В некоторых губерниях проводились исследования занятости населения, с его дальнейшей группировкой по видам промысла, в частности можно найти информацию о количестве занятых сельскохозяйственными промыслами и промыслами в торговле и промышленности.

Обследования предприятий во второй половине XIXв. также имели множество недочетов: отсутствие единой программы обследования, единицы наблюдения, неполный учет объектов исследования, неразработанность методов анализа, применяемых для получения выводов в целом по стране. В.И. Ленин, в свое время, отмечал «хаотичное состояние промышленной статистки». Основной проблемой этого он называет отсутствие единицы наблюдения – в исследованиях собирались данные не только по фабрикам и заводам, но и по мелким ремесленникам и кустарям. Во многих губерниях вообще не было четкого определения фабрикам и заводам, мелким промышленным заведениям. Обследования содержали данные о количестве и составе рабочей силы, оборудовании, затратах на производство, выпускаемой продукции. Однако особой ценности такие исследования и выводы по ним теоретически не представляли. Впервые понятие «мелкого заведения» было отражено в 1885г. – в одном случае это предприятия с суммой производства менее 1 000 рублей, в другом, «в среднем на одно заведение приходится немного более 3-х рабочих и менее 500 руб. производства». Еще одной ошибкой учета В.И. Ленин называет повторный учет одних и тех же предприятий в разных видах производств.

Все выявленные ошибки учета, сводки и группировки данных по обследованиям предприятий были учтены при составлении программ переписей промышленности в 1900 и 1908гг. под руководством В.Е.Варзара, которые устанавливали единицу наблюдения (промышленное предприятие как единое целое), уточняли классификацию производств промышленности, и обширно дополнили программу обследования новыми показателями (выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, половозрастная группировка занятых, показатели состава оборудования по стоимости и происхождению, наличие и мощность двигателей, размер затрат в натуральном и стоимостном выражении и др). Однако, заложенные в понятие «промышленное заведение» признаки (на практике оказались не совсем удачны. В полученных результатах не удалось добиться полного охвата промышленных предприятий, опять же, в обследования попали значительное количество данных по мелким фабрикам, кустарям и ремесленникам, и, кроме того, в силу того что перепись проводились путем опроса владельцев предприятий, были получены данные фактически не отражающие действительность. Изучением мелкой промышленности занимались отдельные исследователи, и такие исследования были мелкомасштабными, не имеющими определенной системы показателей, и в основном отражающими численность занятых, наличие и количество оборудования, вид производства и объемы выпускаемой продукции. В «Вестнике средней и мелкой промышленности», выпускаемой Органом Петроградского Комитета средней и мелкой промышленности с 25.05.1917г., отражались основные проблемы мелкой буржуазии, как «действительно организующей народный труд и действительно служащий интересам народа», в том числе и отсутствие как такового учета за их деятельностью. Комитет указывает на значительный вклад кустарей, мелких промышленников и крестьян в отдельные отрасли (нередко, который выше вклада крупных предприятий), и на невнимание к ним со стороны государства в виде отсутствия обеспечения благоприятных условий развития.

После Революции 1917г. возникает необходимость проведения учета всех промышленных предприятий, в 1918г. такая перепись проводится, единицей наблюдения становятся все промышленные предприятия подакцизной и горной промышленности, а в других производствах – предприятия с числом рабочих не менее 30 человек без механического двигателя, или предприятия с механическим двигателем при числе рабочих не менее 16 человек. В 1920г. наравне с проведенной переписью крупных предприятий, была проведена перепись цензовой – мелкой промышленности (включая кустарников и ремесленников), с общими вопросами в программе наблюдения и не полностью охваченной территорией страны. Отдельная перепись мелкой промышленности (включая ремесленников и кустарей) со своей программой наблюдения (краткой – для всех единиц наблюдения, и подробной – для единиц наблюдения, попавших в выборку) была проведена только лишь в 1925г. по всей территории страны. Однако результаты этой переписи также имели ряд крупных недостатков в силу сложности программы и широты охвата территории. Следующая перепись мелкой промышленности проводится в 1929г., затем их проведение приобретает систематический характер.

После 1917г., когда в России наступил советский экономический строй, установивший отсутствие в стране частной собственности, и устранивший зачатки свободного предпринимательства, еще около 70 лет не было развития такого направления в статистике, как изучение предпринимательства. Лишь в 1987г. с появлением законодательных актов о кооперативах и об индивидуальной деятельности в России вновь появился термин «предпринимательство», а особое распространение получил термин «малое предпринимательство», развитию которого способствовали особые льготы от государства, дефицит товаров народного потребления, услуг бытового характера. В сфере розничной торговли малым предприятиям не было равных. Для целей контроля за их деятельностью были приняты несколько нормативов и законов, определяющие понятие малого предпринимательства (основным признаком было количество занятых) и устанавливающих налогообложение и особые льготы для него. Распоряжением Правительства РФ от 09.10.1995г. № 1389-р «О поручении Госкомстату России устанавливать предусматривающий упрощенные процедуры и формы отчетности порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности» и ФЗ от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» было положено начало современного периода статического изучения малого предпринимательства в нашей стране, который имеет свое развитие и по сегодняшний день, с корректировкой видов, единиц и программ наблюдения, форм отчетности. И хотя в теоретическом и методологическом плане сделан большой скачок в развитии статистики предпринимательства, проблемы его учета (неоднородность данных, неполнота охвата, искажение информации, невозможность выявления закономерностей развития малого бизнеса в малочисленных муниципалитетах и др.) и на сегодняшний момент являются актуальными.

История становления службы государственной статистики
в Смоленской области

В.И. Шунин, А.Ф. Иванов

Территориальный орган Федеральной службы

государственной статистики

по Смоленской области, г. Смоленск

komstat@keytown.com

История развития любого государства и его органов управления неразрывно связана с востребованностью статистических данных. Во все времена государственная статистика обеспечивала своевременное предоставление органам власти полной и объективной информации и вызывала у нее закономерный интерес к организации статистических работ, совершенствованию форм и методов статистических исследований.

Смоленский губернский статистический комитет был образован 26 апреля 1854 года и первым его руководителем утвержден губернатор Ахвердов Николай Александрович (1852-1859). В пореформенной России (1861-1917 годы) правительственная статистика в неизменном виде сохранялась вплоть до Октябрьской революции. Руководителями статистическим комитетом назначались исключительно губернаторы.

В состав Комитета входили:

- Губернский предводитель дворянства;

- Вице-губернатор;

- Председатель казенной палаты;

- Управляющий палатой государственного имущества;

- Почетный попечитель гимназии;

- Губернский прокурор;

- Директор училища Смоленской губернии;

- Губернский почтмейстер;

- Инспектор врачебной управы;

- Предводители дворянства от всех уездов;

- Представители духовенства.

1917 год изменил прежние органы управления и все прежние статистические учреждения прекратили свою деятельность.

Губернский крестьянский съезд, объединившийся с губернским съездом Советов ликвидировал должность губернского комиссара временного правительства и поставил точку в досоветской истории Смоленской губернии.

После Победы Октября на заседании ВЦИК 17 ноября 1917года В.И. Ленин указал, что "ни одно изделие, ни один фунт хлеба не должен находиться вне учета, ибо социализм – это прежде всего учет".

Первым шагом в этом направлении была организация строжайшего учета и контроля за производством и распределением продуктов и создание централизованной системы государственной статистики. 25 июля 1918 года Декретом Совета народных комиссаров создается единый общегосударственный орган – Центральное статистическое управление.

Работе статистических учреждений В.И. Ленин придавал исключительное значение. Об этом свидетельствует его телеграмма, направленная в адрес Смоленского губисполкома 23 июля 1920 года по поводу проведения сельскохозяйственной переписи:

«…успех переписи, имеющий огромное значение для строительства Советской Республики, всецело зависит от планомерности подготовленности к работам Губстатбюро, обеспеченности его в порядке трудовой повинности работниками по переписи, организации быстрого и своевременного передвижения по территории губернии персонала и материалов переписи, обеспечения надлежащими помещениями, освещением и продовольствием, денежными знаками, а также других мер содействия со стороны всех советских учреждений. Дело переписи - не ведомственное дело, а дело Республики, дело всех советских учреждений. Недостаточное содействие, халатность, небрежность, от кого бы они зависели, будут преследоваться со всей строгостью революционного времени как за тяжкие преступления по должности…»

Председатель Совета Народных
Комиссаров Ленин

3 сентября 1918 года Народный Комиссар по внутренним делам Покровский, председатель ВСНХ Рыков, управляющий делами Совнаркома Бонч-Бруевич, секретарь Совета Фотиева подписали Положение об организации местных статистических учреждений.

15 сентября 1918 года решением президиума Смоленского губисполкома было образовано Смоленское статистическое бюро, представляющее собой самостоятельный отдел Смоленского губернского Совета депутатов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Бюро составляло сводки статистических данных, предоставляемые губернскими учреждениями и ведомствами, руководило проведением переписей, издавало статистический ежегодник, а также сборники и обзоры по отдельным отраслям народного хозяйства губернии.

В марте 1918 года во исполнение закона "О социализации земли" Смоленским губисполкомом были разработаны "Временные правила об учете и распределении земель сельскохозяйственного назначения между трудовым населением".

Статистическое бюро совместно с представителями коммун, кооперативов, товариществ и групп хуторян провело огромную работу по учету земель и количеству едоков в каждой крестьянской семье.

К июню 1919 года Смоленское статистическое бюро состояло из следующих отделов и секций:

- отдел общего управления;

- отдел демографической статистики;

- секция статистики народного образования;

- секция статистики народного здравоохранения;

- секция статистики труда и соцобеспечения;

- секция статистики земледельческого хозяйства;

- секция текущей сельскохозяйственной статистики;

- секция статистики промышленного производства;

- секция статистики распределения, потребления, финансов и кредита.

- секция общественных и административно-хозяйственных организаций;

- отдел обработки материалов сельскохозяйственной и земельной переписи 1917 года;

- отдел промышленной и профессиональной переписей;

- городское (губернского города) отделение.

В функции сотрудников статистического бюро входили следующие обязанности:

1. Выполнение работ, возложенных на местные учреждения Центральным статистическим управлением:

- по статистике населения (определение численности, его состава, размещения, учет движения населения естественного и механического, статистика выборов);

- по сельскохозяйственной и лесной статистике (вопросы экономики, организации полеводства, луговодства, скотоводства, лесоводства и других отраслей сельского хозяйства, учет и распределение земельного и лесного фонда, исследование землепользования, условий лесного хозяйства и другие вопросы);

- по промышленной статистике, основной и текущей;

- по транспортной и почтово-телеграфной статистике;

- по финансовой и оценочной статистике;

- по статистике снабжения и распределения;

- по статистике торговли и продуктообмена;

- по статистике народного образования, народного здравоохранения , страхования, кооперативного и профессионального движения;

- по военной статистике;

- по статистике труда;

- разработка вопросов, входящих в область моральной статистики.

2. Сводка статистических данных, доставленных губернскими учреждениями и ведомствами;

3. Руководство производством специальных переписей (населения, сельскохозяйственных, промышленных, профессиональных и прочих) и разработка переписных материалов;

4. Подготовка материалов к докладам губернскому Совету, касающихся статистической деятельности губернских ведомств.

5. Издание статистического ежегодника заключающего все сведения по статистике губернии, а также сборников и обзоров по отдельным вопросам.

Время работы Смоленского статистического бюро совпало с проведением политики "военного коммунизма", переходом и проведением новой экономической политики.

На основании решения ВЦИК от 27 мая 1927 года губернское статистическое бюро было переименовано в статистический отдел с подчинением, как и прежде, губисполкому и его президиуму.

В связи с образованием в 1929 году Западной области в состав которой вошла Смоленская область функции Смоленского губернского отдела перешли к Западному областному статистическому отделу, а затем к управлению народнохозяйственного учета Западной области. Это управление было образовано в соответствии Постановления СНК и ЦИК от 17 декабря 1931 года при Западной областной плановой Комиссии на правах самостоятельного Управления.

В связи с образованием вновь Смоленской области 27 сентября 1937 года Управление нархозучета Западной области было переименовано в Управление нархозучета Смоленской области с подчинением ЦУНХУ Госплана СССР.

В 1941 году после переименования ЦУНХУ Госплана СССР в центральное статистическое управление Госплана СССР, Смоленское областное управление нархозучета было преобразовано в статистическое управление Смоленской области.

В период оккупации Смоленской области немецко-фашистскими захватчиками статуправление вынуждено было прекратить свою деятельность и его аппарат был эвакуирован в город Кондрово ныне Калужской области, где оно продолжило работу до сентября 1943 года. После освобождения Смоленщины в сентябре 1943 года статистическое управление возобновило свою работу в городе Смоленске.

В январе 1959 года Смоленским областным управлением статистики была проведена первая послевоенная перепись населения, разработка материалов которой была полностью механизирована.

В январе 1979 года проводилась очередная перепись населения, где впервые записи, сделанные при опросе населения, вводились в ЭВМ с помощью специальных читающих устройств и записывались на магнитную ленту.

17 июля 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О мерах по коренному улучшению дела статистики в стране", а Указом Президиума Верховного Совета СССР Центральное статистическое управление СССР преобразуется в союзно-республиканский Государственный Комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).

Органам статистики предоставляется право выявлять и отменять отчетность, не утвержденную в установленном порядке.

В настоящее время Смоленскстат, как территориальный орган Федеральной службы государственной статистики работает в условиях осуществления в стране и регионах больших социально-экономических перемен, связанных с проведением административной реформы, реформированием бюджетного процесса, более полной интеграции в мировое сообщество.

  1. Статистика и общество: история, современность, развитие (1)

    Документ
    «Статистика и общество: история, современность, развитие» (к 175-летию образования службы государственной статистики в Башкортостане и Всероссийской переписи населения 2010 года): Материалы Всероссийской научно-практической конференции.
  2. Типологическая группировка в решении прикладных задач развития территорий

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления» – «НИНХ»
  3. Информационно-аналитическая работа

    Документ
    На расширенном заседании коллегии Росстата (16 февраля 2010 года) отмечалось, что все мероприятия Федерального плана статистических работ, запланированные на 2009 год, выполнены в полном объеме.
  4. Инициативные работы территориальных органов Росстата для пользователей информации

    Документ
    На расширенном заседании коллегии Росстата (16 февраля 2011 года) отмечалось, что все мероприятия Федерального плана статистических работ, запланированные на 2010 год, выполнены в полном объеме.
  5. Информационное письмо правительство Камчатского края Территориальный орган Федеральной службы по Камчатскому краю

    Документ
    17-20 мая 2011 года в г.Петропавловске-Камчатском проводят научно-практическую конференцию, посвященную «Российская статистика: прошлое, настоящее и будущее», посвященной 200-летию образования государственной статистической службы в России.
  6. II. Uluslararası Türk Dünyası Kültür Kongresi, Çeşme/İzmir (Türkiye), 19-25 Nisan 2010.

    Документ
    Faizullin Fanil. Turk Halklarinin Siyasi Kulturlerinin Gelisiminde Ahmet Zeki Velidi Togan*in Rolu Uluslararasi Zeki Velidi Togan Ve Turk Kulturu Bilgi Soleni/ 13-15 october 2010, Turkyie, Stambul, 2010.
  7. Библиографический указатель уфа 2011

    Библиографический указатель
    Научные публикации преподавателей и сотрудников Башкирской академии государственной службы и управления за 2010 год : библиогр. указ. / сост. И. В. Николаева, Т.
  8. Научно-организационная деятельность Президиума ан рб в 2010 г

    Документ
    2. Премия им. А.А. Трофимука за серию работ по геолого-технологическим основам повышения эффективности выработки трудноизвлекаемых запасов нефти с применением методов увеличения нефтеотдачи в области нефтяной геологии:
  9. Рабочая учебная программа учебная дисциплина Статистика Образовательная программа

    Рабочая учебная программа
    В современном обществе важную роль в управлении экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения.

Другие похожие документы..