Ские рекомендации по изучению дисциплин «Физическая химия» и«Физическая и коллоидная химия» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706, 240901, 260601, 260204 всех форм обучения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Г.Г. Сакович

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Методические рекомендации по изучению дисциплин «Физическая химия» и «Физическая и коллоидная химия» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706, 240901, 260601, 260204 всех форм обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

2008

УДК 541

Е69

Разработано в соответствии с Государственным образова-тельным стандартом ВПО для направлений подготовки 240706, 240901, 260601, 260204 на основе рабочих программ дисциплин «Физическая химия» и «Физическая и коллоидная химия»

Рецензент: к.т.н., доцент кафедры ПАХТ БТИ АлтГТУ Н.А. Орлова

Сакович, Г.Г.

Е69 Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации

по изучению дисциплин «Физическая химия» и «Физическая

и коллоидная химия» для студентов обучающихся по направлениям

подготовки 240706, 240901, 260601, 260204 всех форм обучения

/ Г.Г. Сакович; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт.

гос. техн. ун-та, 2008. – 63 с.

В методических рекомендациях представлена система методи-ческой и учебной документации для самостоятельного изучения сту-дентами дисциплины «Физическая химия» и «Физическая и коллоид-ная химия».

УДК 541

Е69

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры общей химии

и экспертизы товаров.

Протокол № 70-05/11 от 15.10. 2008 г.

© Сакович Г.Г., 2008

© БТИ АлтГТУ, 2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

4

1 Общие положения…………………………………………..

5

1.1 Цели и задачи изучения дисциплин………………………….

5

1.2 Структура и методология преподавания дисциплин..............

5

2 Планирование и организация времени по изучению дисциплин……………………………………......

6

2.1 Тематические планы дисциплин……………………………...

6

2.2 Виды и формы самостоятельной работы студентов………..

8

2.3 Перечень необходимых средств для выполнения

программ дисциплин………………………………………………

11

2.4 План-график изучения дисциплин «Физическая химия»

и «Физическая и коллоидная химия»……………………………..

11

3 Характеристика и описание заданий по

САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ…………………………...

30

3.1 Подготовка к лекциям ………………………………………...

30

3.2 Подготовка к лабораторным работам ………………………..

31

3.3 Индивидуальные расчетные задания ………………………...

48

3.4 Рефераты……………………………………………………......

51

3.5 Коллоквиум…………………………………………………….

51

4 Оценка выполнения самостоятельной работы..

52

4.1 Формы и графики контроля…………………………………..

52

4.2 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга……………..

55

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Примерный перечень тем рефератов ………..

58

Литература………………………………………………………..

61

ВВЕДЕНИЕ

Физическая химия − наука, объясняющая строение и химические превращения веществ на основе законов физики. Основная задача физической химии – исследование закономерностей протекания химических реакций во времени и установления химического равновесия при различных внешних условиях, что позволяет оптимально проводить химический процесс. Для исследования химических явлений физическая химия использует теоретические и экспериментальные методы физики и свои собственные методы.

Коллоидная химия изучает дисперсные системы и поверхност-ные явления, термодинамику поверхностных явлений, адсорбционное равновесие, кинетические свойства и методы исследования дис-персных систем, их устойчивость и коагуляцию.

Физическая и коллоидная химия являются научным фундаментом химической технологии. Позволяют создавать вещества с заданными свойствами, особо чистые вещества, решать проблемы очистки отхо-дов различных производств.

Изучение дисциплин «Физическая химия» и «Физическая и коллоид-ная химия» требует от студентов постоянной и систематической рабо-ты над учебным материалом.

Успешность обучения будет зависеть и от индивидуальных осо-бенностей студентов, и от степени их подготовки к овладению данной системой знаний и умений, степени мотивации, интереса к изучаемой дисциплине, общих интеллектуальных умений, уровня и качества орга-низации процесса и т.д.

Предусмотреть, как пойдет познавательный процесс у каждого студента, невозможно, но известно необходимое условие, которое оп-ределяет его успешность,это целенаправленная, систематичес-кая, планомерная самостоятельная работа студента.

Современная методика преподавания ориентирована, прежде всего, на выработку комплекса определенных умений, необходимых будущему специалисту, и умений не только узкоспециальных, но и фундаментальных, таких как, например, умение учиться.

Выработка большинства умений возможна только при само-стоятельной работе, поэтому она по своей сути должна быть много-гранной, так как одна тема или одно задание не могут способствовать выработке всего комплекса умений.

Данные методические рекомендации предназначены для того, чтобы обеспечить методическое руководство самостоятельной работой студентов.

1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Цели и задачи изучения дисциплин

Цель учебного процесса заключается в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту. Средствами достижения этой цели яв-ляются, во-первых, регулярная работа студентов в течение семестра и, во-вторых, систематический контроль полученных знаний. Задача курса не в том, чтобы студенты усвоили подробные знания из тех или иных разделов химии, а в том, чтобы усвоили общие подходы и приемы, чтобы смогли подойти к описанию любого химического явления.

Изучение дисциплин «Физическая химия» и «Физическая и коллоидная химия» должно способствовать достижению студентами следующих целей и задач:

изучению основных законов и положений физической и кол-лоидной химии для понимания технологических процессов различных производств пищевой промышленности;

усвоению основных теоретических разделов, понятий и зако-нов физической и коллоидной химии; взаимосвязи физических и химических явлений в химических реакциях;

освоению общих закономерностей химических явлений; основ-ных свойств дисперсных систем и роли поверхностных явлений на границе раздела фаз;

овладению умениями применять полученные знания для объ-яснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

1.2 Структура и методология преподавания дисциплин

Для реализации поставленных целей и задач в качестве основного методологического приема при преподавании дисциплин используются лекции, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов.

В течение семестра студент сдает следующие контрольные точки:

▪ контрольные опросы для получения допуска к выполнению ла-бораторных работ;

▪ защиту лабораторных работ;

▪ защиту индивидуального расчетного задания, реферата;

▪ проверку конспекта лекций, тем для самостоятельного изучения;

▪ выполнение контрольной работы;

▪ коллоквиум.

2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИН

2.1 Тематические планы дисциплин

Тематические планы дисциплин представлены в таблицах 2.1 и 2.2.

2.1.1 Физическая химия. Специальность: «Автоматизированныепроизводства химических предприятий» (АПХП), «Биотехнология» (БТ)

Таблица 2.1 – Тематический план дисциплины для специальностей АПХП, БТ

Наименование тем и разделов

Количество часов на изучение

Всего

В том числе

лек-ции

лабора-торные

работы

самостоя-тельная

работа

1

2

3

4

5

Модуль 1

1 Введение. Основные понятия и законы. Агрегатные состояния вещества

6

2

-

4

2 Основы химической термоди-намики. Первое и второе начало термодинамики

12

2

6

4

Модуль 2

3 Химическое равновесие

6

2

-

3

4 Фазовые равновесия. Одноком-понентные и двухкомпонентные системы

13

2

6

5

Модуль 3

5 Растворы неэлектролитов и электролитов

6

2

-

4

Модуль 4

6 Термодинамическая теория ЭДС. Электролиз

13

2

6

5

7 Химическая кинетика

6

2

-

4

8 Гомогенный и гетерогенный ка-тализ

6

2

-

4

Итого

68

16

18

34

2.1.2 Физическая и коллоидная химия. Специальность: «Машиныи аппараты пищевых производств» (МАПП), «Технология бродильных производств и виноделие» (ТБПиВ)

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07 «Геология» для студентов, обучающихся по специальности 020401. 65 «География»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ЕН.Ф.07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 020401.
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 Строительство (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 Строительство (5)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (139)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» и профилю подготовки «Агроэкология»
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (248)

    Основная образовательная программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки «Агрономия»
  6. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (1)

    Экзаменационные вопросы
    1. Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования. Термодинамика. Химическая термодинамика как теоретическая основа биоэнергетики.
  7. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (2)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал. Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  8. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (3)

    Экзаменационные вопросы
    3. Растворы. Классификация растворов. Механизм процесса растворения. Изменение энергии Гиббса при образовании раствора. Растворимость газов, жидкостей и твердых веществ в жидкостях.
  9. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (4)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал.Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.

Другие похожие документы..