Ские рекомендации по изучению дисциплин «Физическая химия» и«Физическая и коллоидная химия» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706, 240901, 260601, 260204 всех форм обучения

Условные обозначения, принятые таблицах 4.1, 4.2: А – аттестация, К – колоквиум, КР – контрольная работа, КО – контрольный опрос, П – курсовой проект, Р – курсовая работа, Л – лекции, ПР – практичес-кие занятия, ЛР – лабораторная работа, РЗ – расчетное задание, РФ – ре-ферат, ИЗ – индивидуальное задание, ВЗ – выдача задания, ЗЗ – защита задания, ЗР – защита лабораторной работы.

4.2 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга

Максимальное количество баллов за каждое контрольное испытание 100 баллов. Связь рейтинга студента с итоговой оценкой по дисциплине представлена в таблице 4.3.

Таблица 4.3 – Шкала оценок

Рейтинг студента, в баллах

Оценка

75−100

50−74

25−49

0−24

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

Любая контрольная точка, выполненная после срока без уважительной причины, оценивается на 10 % ниже. «Автоматы» по дисциплине выставляются при семестровом рейтинге больше 74 баллов.

Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле

, (3.1)

где Ri– оценка за i-ю контрольную точку;

pi– вес этой контрольной точки.

Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.

Оценивание устных и письменных работ приведено в таблице 4.4.

Таблица 4.4 – Оценки видов работ

Виды работ

Баллы

75−100

50−74

25−49

0−24

1

2

3

4

5

Устный ответ

- ответ пол-ный и пра-вильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в ло-гической пос-ледователь-ности, литера-турным язы-ком;

- ответ са-мостоятель-ный

- ответ пол-ный и пра-вильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в логической последовательности, при этом допуще-ны несущест-венные ошиб-ки, исправ-ленные по требованию преподавателя

- ответ пол-ный, но при этом допу-щена су-щественная ошибка или ответ непол-ный, несвя-занный

- при ответе об-наружено непо-нимание студен-том основного содержания учебного мате-риала или допу-щены сущест-венные ошибки, которые студент не может испра-вить при наво-дящих вопросах преподавателя;

- отсутствие ответа

Расчетное задание

(ИРЗ)

- в решении нет ошибок, все задачи решены раци-ональным способом;

- расчетное задание ак-куратно офор-млено в соот-ветствии с методически-ми рекомен-дациями

- в решении нет сущест-венных оши-бок, но зада-чи решены нерациональ-ным спосо-бом или до-пущены не более двух несуществен-ных ошибок;

- расчетное задание акку-ратно оформ-лено в соот-

- в решении имеются одна-две существен-ные ошибки;

- расчетное задание неаккуратно оформлено

- допущено бо-лее двух сущест-венных шибок;

- расчетное за-дание неакку-ратно оформ-лено

ветствии с ме-тодическими рекомендация-ми

Продолжение таблицы 4.4

1

2

3

4

5

Реферат

- в рассужде-нии нет оши-бок, все воп-росы темы раскрыты;

- реферат оформлен ак-куратно

- в рассужде-нии нет су- щественных ошибок, но не раскрыто один-два не-существенных вопроса темы;

- реферат ак-куратно офор-млен

- в рассуж-дении нет

существен-ных оши-бок, но не раскрыт су-щественный вопрос темы;

- реферат

оформлен

неаккуратно

- в рассуж-дении есть су-щественные ошибки или не раскрыто нес-колько сущест-венных вопро-

сов темы

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

Модуль1

  1. Основы химической термодинамики.

Первое начало (первый закон) термодинамики.

Применение первого начала термодинамики к процессам с идеальными газами.

Термохимия. Основной закон термохимии − закон Гесса.

Взаимосвязь между тепловыми эффектами при Р = const и V = const для химических реакций.

Способы расчета тепловых эффектов химических реакций (по теплотам образования и сгорания).

Приближенные методы расчета теплот образования химических соединений.

Зависимость теплового эффекта химической реакции от темпера-туры (закон Кирхгофа).

Второе начало (второй закон) термодинамики (основные понятия и формулировки).

Математическая запись второго начала термодинамики.

Энтропия. Изменение энтропии в процессах с идеальными газами. Изменение энтропии химической реакции.

Термодинамические потенциалы (изохорный и изобарный) как критерии равновесия и условия протекания процессов.

Расчеты изменения изобарного потенциала химической реакции.

Характеристические функции.

Уравнение Гиббса−Гельмгольца.

Химический потенциал. Уравнения для вычисления химического потенциала.

2. Приложения первого и второго начал термодинамики к различным процессам.

Химическое равновесие (общие понятия). Изотерма химической реакции и константа равновесия.

Способы выражения константы равновесия. Зависимость константы равновесия от температуры (уравнения изобары и изохоры химической реакции). Влияние давления на химическое равновесие.

Модуль 2

Химическое равновесие в гетерогенных реакциях.

Константы равновесия реакций термической диссоциации.

Определение констант равновесия химических реакций (экспери-ментальный и расчетный методы).

3. Гетерогенное или фазовое равновесие.

Основные понятия о фазовом равновесии. Общие условия рав-новесия данного компонента в двух фазах гетерогенной системы.

Закон равновесия фаз (правило фаз Гиббса).

Однокомпонентные гетерогенные системы (диаграмма состояния).

Уравнение Клапейрона−Клаузиуса. Применение уравнения Кла-пейрона−Клаузиуса к фазовым переходам в однокомпонентных сис-темах.

4. Двухкомпонентные системы.

Основные понятия о двухкомпонентных системах.

Диаграмма состояния (плавкости) с эвтектикой.

Диаграмма состояния системы с устойчивым твердым химичес-ким соединением (с конгруэнтной точкой плавления).

Диаграмма состояния двухкомпонентной системы с неустойчи-вым химическим соединением (плавящимся инконгруэнтно).

Диаграмма состояния с неограниченной растворимостью компо-нентов в твердом и жидком состояниях.

Диаграмма состояния двухкомпонентной системы с ограниченной растворимостью компонентов в твердом состоянии (1-го и 2-го типов).

Правило рычага.

Экспериментальное построение (изучение) диаграмм плавкости (термический анализ).

Модуль 3

5. Растворы неэлектролитов.

Общая характеристика растворов.

Парциальные молярные величины. Уравнения Гиббса−Дюгема. Определение парциальных молярных величин.

Аддитивность свойств и функции смешения растворов.

Теплота растворения и изменения концентрации растворов.

Типы растворов (идеальные, предельно разбавленные, неидеальные).

Давление пара компонента над раствором (закон Рауля).

Понижение температуры замерзания растворов. Повышение тем-пературы кипения растворов.

Осмотическое давление.

Растворимость твердых тел. Растворимость газов.

6. Жидкие летучие смеси.

Понятие о летучих жидкостях. Общее давление парасмесей лету-чих жидкостей.

Диаграмма давление−состав (Р − N). Диаграмма температура− состав (Т − N).

Ограниченно растворимые и взаимно нерастворимые летучие смеси.

Закон распределения (экстракция).

7. Термодинамическая теория ЭДС.

Гальванические элементы. Стационарные электродные потен-циалы.

Реакции I порядка. Термодинамические данные, получаемые из Э.Д.С. элементов. Применение измерений Э.Д.С. Двойной слой на поверхности раздела.

Электрохимические процессы. Теория активированного комп-лекса. Образование и распад активированного комплекса.

Модуль 4

8. Кинетика химических реакций.

Скорость реакций. Законы скоростей и константы скорости.

Интегральные уравнения закона скорости для реакций I, II, III

n-го порядка реакций.

Теория Дебая−Хюккеля.

Эмпирическая химическая кинетика.

Полупериод превращения для реакций 0, 1, 2, 3 и n-го порядков.

Порядок и молекулярность реакции.

Температурная зависимость скоростей реакции.

9. Катализ.

Понятие о катализаторах. Причины увеличения скорости химических реакций при использовании катализаторов. Гомогенный и гетерогенный катализ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимон, А.Д. Физическая химия / А.Д. Зимон, Н.Ф. Лещенко. − М.: Химия, 2000. − 320 с.

2. Стромберг, А.Г. Физическая химия / А.Г. Стромберг, Д.П. Семченко. − М.: Высшая школа, 1999. − 450 с.

3. Физическая химия / под редакцией Б.П. Никольского. − М.: Высшая школа, 1987. − 368 с.

4. Физическая химия / под редакцией К.С. Краснова. − М.: Высшая школа, 1982. − 396 с.

5. Кнорре, Д.Г. Физическая химия / Д.Г. Кнорре, Л.Ф. Крылова, В.С. Музыкантов. − М.: Высшая школа, 1981. − 270 с.

6. Кудряшов, И.В. Сборник задач и примеров по физической химии / И.В. Кудряшов. − М.: Высшая школа, 1991. − 188 с.

7. Киселева, В.В. Сборник примеров и задач по физической химии / В.В. Киселева, Г.С. Каретников, И.В. Кудряшов. − М.: Высшая школа, 1976. − 234 с.

8. Практикум по физической химии / под редакцией И.В. Куд-ряшова. 1986. − 176 с.

9. Практикум по физической химии / под редакцией В.В. Буда-нова. – М.: Высшая школа,1986. − 180 с.

10. Практикум по физической химии / под редакцией С.В. Гор-бачева. − М.: Высшая школа, 1974. − 160 с.

11. Краткий справочник физико-химических величин / под редак-цией К.П. Мищенко. − Л.: Химия, 1983. − 94 с.

12. Сакович, Г.Г. Представление и обработка результатов экспе-риментальных величин физико-химических измерений: методические указания для выполнения лабораторных работ / Г.Г. Сакович, А.Л. Ве-рещагин. − Бийск: БТИ АлтГТУ, 2008. − 40 с.

13. Буторов, В.П. Рефрактометрический анализ: методические указания для выполнения лабораторных работ / В.П. Буторов, В.П. Ер-дакова. − Бийск: БТИ АлтГТУ, 2000. − 31 с.

14. Буторов, В.П. Поверхностное натяжение жидкостей. Парахор: методические указания для выполнения лабораторных работ / В.П. Бу-торов, В.П. Ердакова. − Бийск: БТИ АлтГТУ, 2003. − 26 с.

15 Буторов, В.П. Определение константы равновесия химической реакции в растворе. Парахор: методические указания для выполнения лабораторных работ / В.П. Буторов, В.П. Ердакова. − Бийск: БТИ АлтГТУ, 2002. − 29 с.

16. Буторов, В.П. Однокомпонентные системы: методические указания для выполнения лабораторных работ / В.П. Буторов, В.П. Ер-дакова. − Бийск: БТИ АлтГТУ, 2003. − 28 с.

17. Федоров, Н.Г. Измерение электропроводности растворов со-лей: методические указания для выполнения лабораторных работ / Н.Г. Федоров, В.П. Буторов. − Барнаул: АлтГТУ, 1996. − 41 с.

18. Буторов, В.П. Определение степени и константы диссоциации слабых электролитов: методические указания для выполнения лабо-раторных работ / В.П. Буторов, Н.Г. Федоров. − Барнаул: АлтГТУ, 1996. − 32.с.

19. Буторов, В.П. Определение электрических и термодинами-ческих параметров электрохимического элемента: методические ука-зания для выполнения лабораторных работ / В.П. Буторов, А.Л. Вере-щагин. − Барнаул: АлтГТУ, 2000. − 41 с.

20. Федоров, Н.Г. Фазовое равновесие двухкомпонентных систем: методические указания для выполнения лабораторных работ / Н.Г. Фе-доров. − Барнаул: АлтГТУ, 1984. − 13 с.

21. Буторов, В.П. Определение парциальных мольных величин: методические указания для выполнения лабораторных работ / В.П. Бу-торов, С.С. Балабанова, Г.Г. Сакович. − Бийск: БТИ АлтГТУ, 2007. − 27 с.

22. Буторов, В.П. Расчет порядка и константы скорости формально простых химических реакций: методические указания для выполнения лабораторных работ / В.П. Буторов, С.С. Балабанова, В.П. Ердакова. − Бийск: БТИ АлтГТУ, 2005. – 40 с.

23. Верещагин, А.Л. Определение энергии активации реакций в растворе: методические указания для выполнения лабораторных работ / А.Л. Верещагин, В.П. Буторов. − Барнаул: АлтГТУ, 1998. − 25 с.

24. Буторов, В.П. Определение чисел переноса ионов в растворе электролита: методические указания для выполнения лабораторных работ / В.П. Буторов, А.Л. Верещагин. − Бийск: БТИ АлтГТУ, 2001. – 50 с.

25. Ердакова, В.П. Физическая химия: программа, методические рекомендации и задания для выполнения контрольных работ / В.П. Ер-дакова, В.П. Буторов. − Бийск: БТИ АлтГТУ, 2004. – 54 с.

Учебное издание

Сакович Георгий Готфильдович

Самостоятельная работа студентов

Методические рекомендации по изучению дисциплин «Физическая химия» и «Физическая и коллоидная химия» для студентов, обучаю-щихся по направлению подготовки 240706, 240901, 260601, 260204, всех форм обучения

Редактор Идт Л.И.

Технический редактор Сазонова В.П.

Подписано в печать 15.12.08. Формат 6084 1/16

Усл. п. л. 3,66. Уч.-изд. л. 3,94

Печать − ризография, множительно-копировальный

аппарат «RISO TR 1510»

Тираж 50 экз. Заказ 2008-95

Издательство Алтайского государственного

технического университета

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46

Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ

Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07 «Геология» для студентов, обучающихся по специальности 020401. 65 «География»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ЕН.Ф.07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 020401.
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 Строительство (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 Строительство (5)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (139)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» и профилю подготовки «Агроэкология»
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (248)

    Основная образовательная программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки «Агрономия»
  6. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (1)

    Экзаменационные вопросы
    1. Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования. Термодинамика. Химическая термодинамика как теоретическая основа биоэнергетики.
  7. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (2)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал. Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.
  8. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (3)

    Экзаменационные вопросы
    3. Растворы. Классификация растворов. Механизм процесса растворения. Изменение энергии Гиббса при образовании раствора. Растворимость газов, жидкостей и твердых веществ в жидкостях.
  9. Тематические планы лекций, практических занятий, экзаменационные вопросы, примеры тестов тематические планы лекций по общей химии на 1 семестр ( 2-х часовые) Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования (4)

    Экзаменационные вопросы
    Химический потенциал.Термодинамические условия равновесия. Критерии и направления самопроизвольных процессов. Термодинамики химического равновесия. Уравнение изотермы химической реакции.

Другие похожие документы..