По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна

3. "Светящееся существо"

     Эту встречу д-р Муди описывает как "возможно самый невероятный из всех элементов в изученных мною сообщениях, который оказывает самое глубокое воздействие на личность ("Жизнь после жизни"). Большинство людей описывает это переживание как появление света, который быстро увеличивается в яркости; и все опознают его как некую личность, наполненную теплотой и любовью, к которой умерший влечется чем-то вроде магнитного притяжения. Отождествление этого существа, по-видимому, зависит от религиозных воззрений личности - само оно не имеет узнаваемой формы. Некоторые называют его "Христом", другие - "ангелом"; все, по-видимому, понимают, что это существо, посланное откуда-то, чтобы сопутствовать им. Вот некоторые из рассказов об этом опыте:

     "Я услышал, что врачи сказали, что я мертв, и тут-то я почувствовал, что как бы провалился, даже как бы плыву... Все было черно, за исключением того, что вдали я мог видеть этот свет. Это был очень, очень яркий свет, но поначалу не слишком большой. По мере того как я приближался к нему, он становился все больше".

     Другой человек после смерти почувствовал, что он "вплывает в этот чистый, кристалльно ясный свет... На земле нет такого света. Я на самом деле никого не видел в этом свете, но все же он имеет особую тождественность, определенно имеет. Это свет совершенного понимания и совершенной любви".

     "Я был вне тела, это несомненно, потому что я мог видеть свое собственное тело там, на операционном столе. Моя душа вышла! Сначала я почувствовал себя из-за этого очень плохо, но затем появился этот поистине яркий свет. Сперва казалось, что он несколько тускловатый, но затем он превратился в огромный луг... Сначала, когда свет появился, я не был уверен, что же происходит, но затем он спросил, вроде как бы спросил: готов ли я умереть?"

     Почти всегда это существо начинает общаться с только что умершим (больше посредством "передачи мыслей", чем словами). Оно всегда "говорит" ему одно и то же, что понимается теми, кто это пережил, как "Готов ли ты умереть?" или "Что ты сделал в своей жизни такого, что мог бы показать мне?" Иногда, в связи с этим существом, умирающий видит что-то вроде "обратного кадра" о событиях своей жизни. Однако, все подчеркивают, что это существо ни в коем случае не произносит какого-либо "суда" об их прошедшей жизни или поступках; оно просто побуждает их подумать над своей жизнью.

     Д-ра Осис и Харалдсон также отмечают в своих исследованиях некоторые встречи с таким существом, замечая, что видение света является "типичным качеством потусторонних посетителей" и предпочитая вслед за д-ром Муди называть существа, видимые или ощущаемые в этом свете, просто как "светлые фигуры", а не как духовные существа или божества, как часто их воспринимают умирающие.

      Кто или что эти "светящиеся существа"? Многие называют эти существа "ангелами" и указывают на их положительные качества: они - "светлые", полны "любви и понимания" и внушают мысль об "ответственности" за свою жизнь. Но ангелы, известные православному христианскому опыту, намного более определенны и по внешности, и по функциям, чем эти "светящиеся существа". Чтобы понять это и увидеть, чем же они могут быть, необходимо здесь изложить православное христианское учение об ангелах, а затем, в частности, исследовать природу ангелов, сопровождающих душу в загробную жизнь.   

Глава вторая

ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ

     Мы знаем со слов Самого Христа, что в момент смерти душу встречают ангелы: "Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово" (Лк. 16, 22).

     Также из Евангелия мы знаем, в каком ВИДЕ являются ангелы: "Ангел Господень ... вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег" (Мф. 28, 2-3); "юноша, облеченный в белую одежду" (Мк. 16, 5); "два мужа в одеждах блистающих" (Лк. 24, 4); "два ангела в белом" (Ин. 20, 12). На всем протяжении христианской истории явления ангелов всегда имели вид БЛИСТАЮЩИХ ЮНОШЕЙ, ОБЛЕЧЕННЫХ в БЕЛОЕ. Иконографическая традиция явления ангелов всегда на протяжении веков согласовывалась с этим, изображая только лишь таких блистающих юношей (часто с двумя крыльями, которые, конечно, являются символическими и при явлении ангелов обычно не видны). Седьмой Вселенский Собор в 787 г. постановил, что ангелы должны всегда изображаться только в одном виде, как мужи. Западные "купидоны" Ренессанса и последующих периодов вдохновлены язычеством и не имеют ничего общего с настоящими ангелами.

     И на самом деле, современный римско-католический (и протестантский) Запад далеко отошел от учения Священного Писания и раннехристианского предания не только в художественном изображении ангелов, но и в самом учении о духовных существах. Понимание этой ошибки для нас существенно, если мы хотим действительно понять подлинное христианское учение о посмертной судьбе души.

     Один из великих Отцов (недавнего прошлого) епископ Игнатий Брянчанинов (+ 1867) увидел эту ошибку и посвятил целый том собрания сочинений ее выявлению и изложению истинного православного учения по этому вопросу (т. 3. Изд. Тузова, Спб, 1886). Критикуя взгляды образцовой римско-католической богословской работы XIX века (аббат Бережье, "Богословский словарь"), епископ Игнатий отводит значительную часть тома (стр. 185-302) борьбе с современной мыслью, основанной на философии Декарта (XVII в.), что все вне царства материи просто принадлежит царству "чистого духа". Такая мысль, в сущности, помещает бесконечного Бога на уровень различных конечных духов (ангелов, бесов, душ умерших). Эта мысль особенно широко распространилась в наше время (хотя придерживающиеся ее и не видят всех ее последствий), и во многом объясняет заблуждения современного мира в отношении "духовных" вещей: большой интерес проявляется ко всему, находящемуся вне материального мира, и в то же время часто почти не проводится различие между Божественным, ангельским, бесовским или просто результатами необычных человеческих возможностей или воображения.

     Аббат Бержье учил, что ангелы, бесы и души умерших - "чисто духовные", следовательно, они не подвержены законам времени и пространства, мы можем говорить об их "форме" или "движении" только метафорически, и "они имеют нужду облекаться в тонкое тело, когда Бог дозволяет им действовать на тела" (еп. Игнатий, т. 3, стр. 193-5). Даже одна, хорошо осведомленная во всех других отношениях римско-католическая работа XX века по современному спиритизму повторяет это учение, заявляя, например, что и ангелы и бесы "могут заимствовать требуемый (чтобы стать видимым людям) материал из более низкой природы, будь она одушевленная или неодушевленная". Сами спириты и оккультисты подхватили эти идеи из современной философии. Один такой апологет сверхъестественного христианства К. С. Льюис (англичанин) должным образом критикует современное "представление о небе как ВСЕГО ЛИШЬ состояние ума", но все же он, по-видимому, частично подвержен современному мнению, что "тело, его нахождение и движение и время ныне для высших сфер духовной жизни представляются несущественными" (К. С. Льюис, "Чудеса", Нью-Йорк, 1967). Подобные взгляды являются результатом излишнего упрощения духовной реальности под влиянием современного материализма из-за потери контакта с подлинным христианским учением и духовным опытом.

     Чтобы понять православное учение об ангелах и других духах, надо сначала забыть излишне упрощенную современную дихотомию "материя-дух"; истина сложнее и, в то же время столь "проста", что тех, кто еще способен верить в нее, будут, возможно, повсеместно рассматривать как "наивных буквалистов". Епископ Игнатий пишет (разрядка наша): "Когда Бог отверзает (духовные) очи человеку, то он делается способным видеть ДУХОВв их СОБСТВЕННОМВИД Е" (стр. 216). "Ангелы, являясь человекам, всегда являлись в виде человеков" (стр. 227). Аналогично, из "...Писания явствует со всей очевидностью, что душа человека имеет вид человека в его теле, подобна прочим сотворенным духам" (стр. 233). Он цитирует многочисленные святоотеческие источники, чтобы доказать это. Взглянем же теперь сами на святоотеческое учение.

     Св. Василий Великий в книге о Святом духе утверждает, что "в небесных Силах сущность их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный огонь... почему они ограничены местом и бывают невидимы, являясь святым в образе собственных своих тел", и далее пишет: "верим, что каждая (из небесных Сил) находится в определенном месте. Ибо Ангел, представший Корнилию, не был в то же время и у Филиппа (Деян. 8, 26; 10, 3), и Ангел, беседовавший с Захариею у "алтаря кадильского" (Лк. 1, II), не занимал в то же время свойственного ему места на небе (гл. 16, 23: т. 1, стр. 608, 622).

     Сходным образом св. Григорий Богослов учит: "Вторичные после Троицы светы, имеющие царскую славу, суть светлые невидимые ангелы. Они свободно обращаются вокруг Престола, потому что они - умы быстроподвижные, огонь и божественные духи, быстро перемещающиеся в воздухе" (Беседа 6. "Об умных сущностях").

     Таким образом, будучи "духами" и "пламенем огненным" (Пс. 103, 4; Евр. 1, 7) и пребывая в том мире, где земные законы времени и пространства не действуют столь "материальными" (если можно так выразиться) способами, что некоторые из отцов без колебаний говорят о "воздушных телах" ангелов. Преп. Иоанн Дамаскин, суммируя в VIII веке учение предшествовавших ему отцов, говорит:

     "Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только - не сравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине - невещественно и бестелесно". И далее он говорит: "Они описуемы, ибо когда они находятся на небе, их нет на земле, и посылаемые Богом на землю - они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они - неограниченны. Неограниченными их называют потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие" (П, 3. стр. 45-47).

     Говоря, что ангелы являются "не таковыми, каковы они суть", преп. Иоанн Дамаскин, конечно, не противоречит св. Василию, который учит, что ангелы появляются "в образе собственных своих тел". Оба эти высказывания верны, как можно видеть из многочисленных описаний явлений ангелов в Ветхом Завете. Так, архангел Рафаил в течение нескольких недель был спутником Товии и никто ни разу не заподозрил, что это не человек. Однако, когда архангел в конце открылся, он сказал: "Все дни я был видим вами; но я не ел и не пил - только взорам вашим представлялось это" (Тов. 12, 19). Три ангела, явившиеся Аврааму, также казались ядущими, и о них думали, что это люди (Быт. 18 и 19). Сходным образом св. Кирилл Иерусалимский в своих "Катехизических словах" поучает нас об ангеле, явившемся Даниилу, что "Даниил при виде Гавриила содрогнулся и пал на лицо свое и, хоть он и был пророк, но не осмелился ответить ему, пока ангел не превратился в подобие сына человеческого" ("Катехизические слова", XI, 1). Однако, в книге Даниила (гл. 10) мы читаем, что даже при первом своем ослепительном появлении ангел имел человеческий облик, но только такой яркий ("лицо его как вид молнии, очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь"), что он был невыносим для человеческих глаз. Следовательно, внешность ангела такая же, как и у человека, но поскольку ангельское "тело" - нематериально и само лицезрение его огненного сияющего явления может ошеломить любого человека, все еще пребывающего во плоти, явления ангелов, по необходимости, должны быть приспособлены к взирающим на них людям, представляясь менее сияющими и внушающими страх, чем это есть на самом деле".

     Что же касается человеческой души, то блаженный Августин учит, что, когда душа отделяется от тела, "сам человек, с которым происходит все это, хотя только в духе, а не в теле, видит себя все столь же похожим на собственное тело, что он вообще не может увидеть никакой разни- цы" ("Град Божий", кн. XXI, 10). Эта истина теперь была многократно подтверждена личным опытом тысяч людей, возвращенных к жизни в наше время.

     Но если мы говорим о "телах" ангелов и других духов, мы должны поостеречься приписывать им какие-либо грубые материальные характеристики. В конечном счете, как учит преп. Иоанн Дамаскин, этой "сущности вид и определение знает только Один Создатель" (И. 3, стр. 45). На Западе блаженный Августин писал, что нет никакой разницы, когда мы предпочитаем говорить о воздушных телах" бесов и других духов или называем их "бестелесными" ("О Граде Божием", XXI, 10).

     Сам епископ Игнатий был, возможно, несколько излишне заинтересован в объяснении ангельских "тел" в понятиях научных знаний XIX в. о газах. По этой причине возник некоторый спор между ним и епископом Феофаном Затворником, который считал необходимым подчеркнуть простую природу духов (которые, конечно, не состоят из элементарных молекул, как все газы). Но по основному вопросу - об "оболочке тонкой", которую имеют все духи, он был согласен с епископом Игнатием (см. о. Георгий Флоровский "Пути русского богословия", Париж, 1937, стр. 394-5). Похоже, что какое-то сходное недопонимание по маловажному вопросу или из-за терминологии привело в V веке на Западе к оппозиции, такому же учению латинского отца св. Фавста Лиринского об относительной "материальности" души, основанному на учении Восточных Отцов.

     Если точное определение ангельской природы известно одному Богу, понимание деятельности ангелов (по крайней мере, в этом мире) доступно каждому, ибо об этом имеется масса свидетельств как в Писании и святоотеческой литературе, так и в житиях святых. Чтобы полностью понять явления, которые бывают умирающим, мы, в частности, должны знать, как являются падшие ангелы (бесы). Настоящие ангелы всегда являются в своем собственном виде (только менее ослепительном, чем на самом деле) и действуют только для того, чтобы выполнить волю и повеления Бога. Падшие же ангелы, хотя иногда и являются в своем собственном виде (св. Серафим Саровский по собственному опыту описывает его как "гнусный"), но обычно принимают разный облик и творят многие чудеса властью, которую они получают в подчинении "князю, господствующему в воздухе" (Еф. 2, 2). Их постоянное место пребывания - воздух, а основное дело - соблазнять или запугивать людей и таким образом влечь их за собой к погибели. Именно против них и идет борьба христианина: "наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6. 12).

     Блаженный Августин в своем малоизвестном трактате "Определение бесов", написанном в ответ на просьбу объяснить некоторые из многочисленных бесовских явлений в древнем языческом мире, дает хорошее общее представление о делах бесов:

  1. Книга митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Русская Симфония»

    Книга
    Книга митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Русская Симфония» состоит из двух самостоятельных частей — «Самодержавие Духа» и «Русь Соборная», представляющих, по замыслу автора, право­славную историософскую
  2. Внутренний предиктор СССР вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной (1)

    Документ
    © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим
  3. Внутренний предиктор СССР вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной (2)

    Документ
    © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим
  4. Внутренний предиктор СССР вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной церкви

    Документ
    © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим
  5. Краткий словарь выявленных лиц, принадлежащих к масонским ложам и другим организациям, созданным для достижения масонских целей (с 1945 по 2000 год) (1)

    Краткий словарь и тесты
    Посвящается памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), благословившего мой труд по изучению подрывной антирусской деятельности масонских организаций.
  6. Краткий словарь выявленных лиц, принадлежащих к масонским ложам и другим организациям, созданным для достижения масонских целей (с 1945 по 2000 год) (2)

    Краткий словарь и тесты
    Чтобы разобраться в современном масонстве, во-первых, крайне важно понять, что сегодняшние формы деятельности этого преступного сообщества сильно отличаются от традиционных представлений о нем.
  7. Краткий словарь выявленных лиц, принадлежащих к масонским ложам и другим организациям, созданным для достижения масонских целей (с 1945 по 2000 год) (3)

    Краткий словарь и тесты
    Второе, что важно отметить для понимания современной масонской власти, — то, что иудейско-масонские структуры сегодня не являются монолитом, а состоят из целого ряда кланов, враждующих между собой за власть и деньги.
  8. Программа деятельности на 2009-2011 гг. Санкт-петербург

    Программа
  9. «Святая блаженная Ксения Петербургская и храм св ап. Матфия (Покровская церковь)»

    Реферат
    История России. История моей страны, моей Родины. Эти слова волнуют меня с тех пор, как мы осознанно стали изучать её в школе. И я поняла, что более всего мне интересна история тех давних лет, когда строились на Руси храмы, когда жили

Другие похожие документы..