По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ОПЫТОВ

     Совершенно неожиданно вопрос о загробной жизни завоевал на Западе широкую популярность. В частности, за последние два года появился ряд книг, целью которых является описание "посмертного" опыта. Они были написаны либо известными учеными и врачами, либо получили их полное одобрение. Один из них, всемирно известный врач и "эксперт" по проблемам смерти и умирания Элизабет Кублер-Росс считает, что эти исследования посмертных переживаний "просветят многих и подтвердят то, чему нас учили две тысячи лет - что после смерти есть жизнь".

     Все это, конечно, представляет собой резкий отход от до сих пор преобладавшего в медицинских и научных кругах взгляда, когда, в общем, к смерти относились как к "табу", и всякую мысль о посмертном существовании отбрасывали, как принадлежащую к области фантазии или предрассудков или, в лучшем случае, как являющуюся делом частной веры, не имеющей под собою никакого объективного свидетельства.

     Видимая причина этой внезапной перемены мнений проста: новые методы реанимации "клинически умерших" (в частности, посредством стимуляции остановившегося сердца) нашли за последние годы широкое применение. Благодаря этому очень многих людей, которые практически были "мертвы" (без пульса или сердцебиения), возвращали к жизни, и очень многие из них ныне открыто говорят об этом, поскольку "табу" на эту тему и страх прослыть "сумасшедшим" потеряли свою силу.

     Но для нас наибольший интерес представляет ВНУТРЕННЯЯ причина этого изменения, а также его идеология : почему же это явление стало невероятно популярным, и в терминах какой религиозной или философской точки зрения оно обычно понимается? Оно уже стало одним из "знамений времени", симптомом религиозного интереса наших дней; каково же, в таком случае, его значение? Мы вернемся к этим вопросам после тщательного изучения самого явления.

     Но вначале мы должны спросить: на чем нам следует основываться в суждениях об этом явлении? Те, кто описывает его, сами не имеют ясного его толкования; часто они ищут его в оккультных или спиритических текстах. Некоторые религиозные люди (а также ученые), ощущая угрозу своим сложившимся убеждениям, просто отрицают эти опыты в том виде, как они были описаны, относя их обычно к области "галлюцинаций". Так поступали некоторые протестанты, которые придерживаются того мнения, что душа после смерти находится в бессознательном состоянии, или что она сразу же идет "пребывать со Христом"; подобным же образом убежденные атеисты отвергают мысль о том, что душа вообще продолжает существовать, несмотря ни на какие предъявляемые им свидетельства. Но эти опыты нельзя объяснить, просто отрицая их; их надо правильно понять, как сами по себе, так и во всем контексте того, что нам известно о посмертной судьбе души.

     К сожалению, некоторые православные христиане под влиянием современных материалистических идей, просочившихся через посредство протестантизма и римского католицизма, тоже получили довольно смутное и неопределенное представление о загробной жизни. Автор одной из новых книг о загробном опыте (Дэвид Р. Уилер, "Путешествие на ту сторону", 1977) поставил целью узнать мнение различных "сект" о состоянии души после смерти. Так, он обратился к священнику греческой Православной Архиепископии и получил в ответ очень общее представление о существовании рая и ада, но ему было сказано, что Православие не имеет "какого-либо конкретного представления о том, что представляет собой будущее". Автор мог лишь заключить, что "взгляд греческого православия на будущее представляется неясным".

     На самом же деле православное христианство имеет вполне ясное учение и взгляд на загробную жизнь, начиная с самого момента смерти. Это учение содержится в Священном Писании (толкуемом во всем контексте христианского учения), в писаниях Святых Отцов и особенно в том, что касается конкретных опытов души после смерти (в многочисленных житиях святых и антологиях, посвященных личному опыту такого рода). Вся четвертая книга "Собеседований" св. Григория Великого (Двоеслова), папы Римского (+ 604), например, посвящена этому. В наши дни по-английски была опубликована антология таких опытов, извлеченных как из старинных житий святых, так и недавних сообщений ("Вечные тайны за гробом", 1968). И уже совсем недавно в переводе на английский был опубликован замечательный текст, написанный в конце XIX века человеком, вернувшимся к жизни через 36 часов после смерти. (К. Икскуль. "Невероятное для многих, но истинное происшествие"). Таким образом, православный христианин имеет в своем распоряжении богатейшую литературу, с помощью которой можно понять новые "посмертные" опыты и оценить их в свете всего православного учения о жизни после смерти.

     Книга, которая разожгла современный интерес к этому вопросу, была написана молодым психиатром из южных штатов и опубликована в ноябре 1975 г.(д-р РеймондМуди."Жизнь после смерти"). Он тогда ничего не знал о других исследованиях или литературе по этому вопросу, но во время печатания книги стало ясно, что она вызывает живой интерес и что многое уже было написано на эту тему. Потрясающий успех книги доктора Муди (было продано более двух миллионов экземпляров) сделал опыт умирающих достоянием широкой публики, и за четыре последующих года в печати появился ряд книг и статей об этом опыте. Среди наиболее важных - статьи (готовящаяся книга) доктора Элизабет Кублер-Росс, чьи открытия подтверждают открытия д-ра Муди, и научные исследования докторов Осиса и Харалдсона. Сам д-р Муди написал продолжение своей книги ("Размышления о жизни после смерти", 1977), содержащее дополнительный материал и дальнейшие размышления по этому вопросу. Открытия, содержащиеся в этих и других новых книгах (все они в основе своей согласны в отношении рассматриваемого явления), будут освещены ниже. Для начала мы остановимся на первой книге д-ра Муди, которая весьма объективно и систематически подходит ко всему вопросу в целом.

     За последние десять лет д-р Муди собрал личные свидетельства примерно 150 человек, которые либо сами пережили смерть или близкое к смерти состояние, либо сообщили ему о переживаниях других лиц во время умирания. Из этого количества он отобрал около 50 человек, с которыми он провел подробные беседы. Он пытался быть объективным в изложении этих материалов, хотя и допускает, что книга "естественно, отражает происхождение, мнения и предрассудки ее автора", который по религиозной принадлежности является методистом с довольно либеральными взглядами. И действительно, книга как объективное исследование посмертных явлений страдает рядом недостатков.

     Во-первых, автор не дает ни одного ПОЛНОГО опыта "смерти" от начала и до конца, и дает только отрывки (обычно очень короткие) из каждого из пятнадцати отдельных элементов, которые образуют его "модель" "полного" опыта смерти. Но на самом деле переживания умирающих, как они описаны в этой и других изданных книгах, часто столь разнятся друг с другом в деталях, что попытка включить все их в одну "модель" представляется, в лучшем случае, преждевременной. Модель д-ра Муди местами кажется искусственной и надуманной, хотя, конечно, не снижает ценности приводимых им фактических свидетельств.

     Во-вторых, д-р Муди свел вместе два довольно разных явления: действительный опыт "клинической смерти" и опыт "приближения к смерти". Он признает разницу между ними, но утверждает, что они образуют "континуум" и должны изучаться вместе. В тех случаях, когда опыт. начинающийся до смерти, кончается опытом самой смерти (независимо от того, было или нет оживлено данное лицо), действительно налицо "континуум" переживания, но некоторые из описываемых им явлений (очень быстрое воспоминание событий жизни в момент опасности утонуть, опыт "входа в тоннель" при подаче анестезирующего средства вроде эфира) довольно часто переживались людьми, которые никогда не переносили "клинической смерти", и поэтому они, возможно, принадлежат к "модели какого-то более широкого опыта и могут лишь случайно сопровождать умирание". Некоторые из ныне публикуемых книг даже еще менее разборчивы в отборе материала и сваливают в одну кучу опыты пребывания "вне тела" и действительные опыты смерти и умирания.

     В-третьих, сам факт, что автор подходит к этим явлениям "научно", не имея заранее ясного представления о том, чему в действительности подвергается душа после смерти, вызывает различные недоразумения и недопонимания по поводу этих опытов, которые никак нельзя устранить простым накоплением описаний; те же, кто описывает их, сами неизбежно добавляют свое собственное толкование. Сам же автор признается, что "научно" изучить этот вопрос фактически невозможно; и, действительно, он обращается за его объяснением к исходному опыту, изложенному в таких оккультных писаниях, как сочинения Сведенборга или тибетская "Книга мертвых", замечая, что он хочет теперь более пристально взглянуть на "обширную литературу по паранормальным и оккультным явлениям", чтобы расширить свое понимание изучаемых явлений.

     Все это приводит к тому, что мы не можем ожидать слишком много от этой и других подобных книг - они не дадут нам полного и связного представления о том, что происходит с душой после смерти. Но все же здесь и в других новых книгах приводится достаточно много заслуживающих серьезного внимания фактических опытов клинической смерти, особенно ввиду того, что некоторые толкуют этот опыт враждебно традиционному христианскому взгляду на загробную жизнь, как если бы он "опровергал" существование или рая, или особенно ада. Как же мы должны понимать эти опыты?

      Те пятнадцать элементов, которые д-р Муди описывает как принадлежащие "полному" опыту умирания, в целях нашего изложения можно свести к нескольким основным свойствам, которые будут здесь изложены и сравнены с православной литературой по этому вопросу. 

1. "Внетелесный" опыт

     Согласно рассказам, первое, что происходит с умершим,- это то, что он выходит из тела и существует совершенно отдельно от него. Он часто способен видеть все окружающее, включая собственное мертвое тело и попытки его оживления; он ощущает, что находится в состоянии безболезненной теплоты и легкости, как если бы он "плавал"; он совершенно не в состоянии воздействовать на свое окружение речью или прикосновением, и поэтому часто ощущает большое "одиночество"; его мыслительные процессы обычно становятся намного быстрее, чем когда он был в теле. Вот некоторые из кратких отрывков из таких опытов:

     "День был пронзительно холодный, но пока я был в этой черноте, я ощущал лишь теплоту и предельное спокойствие, какое я когда-либо испытывал... Помнится, я подумал: "Должно быть, я умер".

     "У меня появились великолепнейшие ощущения. Я не чувствовал ничего, кроме мира, спокойствия, легкости - просто покой".

     "Я видел, как меня оживляли, это было действительно странно. Я был не очень высоко, как будто бы на каком-то возвышении, немного выше их; просто, возможно, смотрел поверх их. Я пытался говорить с ними, но никто меня не слышал, никто бы и не услышал меня".

     "Со всех сторон люди шли к месту аварии... Когда они подходили совсем близко, я пытался увернуться, чтобы сойти с их пути, но они просто проходили СКВОЗЬ меня".

     "Я не мог ни к чему притронуться, не мог общаться ни с кем из окружающих меня. Это жуткое ощущение одиночества, ощущение полной изоляции. Я знал, что совершенно один, наедине с собой".

     Кстати сказать, существует удивительное "объективное доказательство" того, что человек действительно находится в этот момент вне тела - иногда люди способны пересказать разговоры или сообщить точные подробности событий, которые происходили даже в соседних комнатах или еще дальше, пока они были "мертвы". Среди прочих примеров такого рода д-р Кублер-Росс упоминает об одном замечательном случае, когда слепая "видела" и затем ясно описала все, происходившее в комнате, где она "умерла", хотя, когда она снова вернулась к жизни, она опять была слепа - это потрясающее свидетельство того, что видит не глаз (и мыслит не мозг, ибо после смерти умственные способности обостряются), но скорее ДУША, которая, пока тело живо, выполняет эти действия ЧЕРЕЗ физические органы, а когда мертво - СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ СИЛОЙ (д-р Элизабет КублерРосс. "Смерти нет").

     Православного христианина ничто тут не должно удивлять, ибо описанный здесь опыт - это то, что христианам известно, как отделение души от тела в момент смерти. Для нашего времени безверия характерно, что люди редко прибегают к христианскому словарю или осознают, что это их ДУША отделилась от тела и теперь переживает все это; обычно они просто бывают озадачены тем состоянием, в котором оказываются.

     Именно таким человеком - крещенным в Православии, но в духе конца XIX века оставшимся безразличным к истинам своей собственной веры и даже не верившим в загробную жизнь,- и был написан рассказ о посмертном опыте, озаглавленный "Невероятное для многих, но истинное происшествие" (К. Искуль, "Троицкий Цветок", 1910 г.). Перенесенное им лет 80 тому назад имеет и сегодня для нас большое значение и даже представляется промыслительным в свете нового современного посмертного опыта, ибо это единственный посмертный опыт души, идущий намного дальше кратких фрагментальных переживаний, приводимых в новых книгах и пережитых восприимчивым человеком, который начал с современного безверия, а пришел к признанию истин православного христианства - и настолько, что закончил дни свои монахом. Эта маленькая книга может быть использована как "контрольный случай", по которому можно судить о новых случаях. Она была одобрена как не содержащая ничего противного православному учению о загробной жизни одним из ведущих православных писателей-миссионеров начала века, архиепископом Никоном Вологодским.

     После описания последней агонии своей физической смерти и ужасной тяжести, прижимающей его к земле, автор рассказывает, что "вдруг почувствовал, что мне стало легко. Я открывал глаза, и в моей памяти с совершенной ясностью до малейших подробностей запечатлелось то, что я в эту минуту увидел.

     Я увидел, что стою один посреди комнаты; вправо от меня, обступив что-то полукругом, столпился весь медицинский персонал... Меня удивила эта группа; на том месте, где стояла она, была койка. Что же теперь там привлекало внимание этих людей, на что смотрели они, когда меня уже там не было, когда я стоял посреди комнаты? Я подвинулся и глянул, куда глядели все они: ТАМ НА КОЙКЕ ЛЕЖАЛ Я. Не помню, чтобы я испытывал что-нибудь похожее на страх при виде своего двойника, меня охватило только недоумение: как же это? Я чувствовал себя здесь, между тем и там тоже я...

     Я захотел осязать себя, взять правой рукой левую: моя рука прошла насквозь; попробовал охватить себя за талию - рука вновь прошла через корпус, как по пустому пространству... Я позвал доктора, но атмосфера, в которой я находился, оказалась совсем непригодной для меня; она не воспринимала и не передавала звуков моего голоса, и я понял свою полную разобщенность со всем окружающим, свое странное одиночество, и панический страх охватил меня. Было действительно чтото невыразимо ужасное в том необычайном одиночестве...

     Я глянул, и тут только впервые передо мной явилась мысль: да не случилось ли со мной того, что на нашем языке, языке живых людей, определяется словом "смерть"? Это пришло мне в голову потому, что мое лежащее на койке тело имело совершенно вид мертвеца...

     В наших понятиях со словом "смерть" неразлучно связано представление о каком-то уничтожении, прекращении жизни, как же мог я думать, что умер, когда я ни на одну минуту не терял самосознания, когда я чувствовал себя таким же живым, все слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться, думать, говорить?

     Разобщение со всем окружающим, раздвоение моей личности скорее могло дать мне понять случившееся, если бы я верил в существование души, был человеком религиозным; но этого не было, и я водился лишь тем, что чувствовал, а ощущение жизни было настолько ясно, что я только недоумевал над странным явлением, будучи совершенно не в состоянии связывать мои ощущения с традиционными понятиями о смерти, то есть, чувствуя и сознавая себя, думать, что я не существую.

     Вспоминая и продумывая впоследствии свое тогдашнее состояние, я заметил только, что мои умственные способности действовали и тогда с такой удивительной энергией и быстротой..."

     В раннехристианской литературе состояние души в первые минуты после смерти с такими подробностями не описываются, упор там делается всегда на более сильные переживания, которые наступают позже. Вероятно, только в наше время, когда отождествление "жизни" с "жизнью в теле" стало столь полным и убедительным, можно было бы ожидать, чтобы такое большое внимание уделялось и нескольким первым минутам, когда ожидание современного человека столь полно переворачивается вверх тормашками: смерть не есть конец, жизнь продолжается, душе открывается совершенно новое состояние!

      Конечно, в этом опыте нет ничего, что бы противоречило православному учению о состоянии души сразу после смерти. Некоторые, критикуя этот случай, усомнились, был ли мертв человек, если его через несколько минут оживили, но это лишь вопрос техники, о чем мы скажем в свое время. Остается фактом, что эти несколько минут (иногда также за минуту до смерти) имеют место переживания, которые нельзя объяснить просто как "галлюцинации". Наша задача здесь найти, как мы должны понимать эти опыты.

  1. Книга митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Русская Симфония»

    Книга
    Книга митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Русская Симфония» состоит из двух самостоятельных частей — «Самодержавие Духа» и «Русь Соборная», представляющих, по замыслу автора, право­славную историософскую
  2. Внутренний предиктор СССР вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной (1)

    Документ
    © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим
  3. Внутренний предиктор СССР вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной (2)

    Документ
    © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим
  4. Внутренний предиктор СССР вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной церкви

    Документ
    © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим
  5. Краткий словарь выявленных лиц, принадлежащих к масонским ложам и другим организациям, созданным для достижения масонских целей (с 1945 по 2000 год) (1)

    Краткий словарь и тесты
    Посвящается памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), благословившего мой труд по изучению подрывной антирусской деятельности масонских организаций.
  6. Краткий словарь выявленных лиц, принадлежащих к масонским ложам и другим организациям, созданным для достижения масонских целей (с 1945 по 2000 год) (2)

    Краткий словарь и тесты
    Чтобы разобраться в современном масонстве, во-первых, крайне важно понять, что сегодняшние формы деятельности этого преступного сообщества сильно отличаются от традиционных представлений о нем.
  7. Краткий словарь выявленных лиц, принадлежащих к масонским ложам и другим организациям, созданным для достижения масонских целей (с 1945 по 2000 год) (3)

    Краткий словарь и тесты
    Второе, что важно отметить для понимания современной масонской власти, — то, что иудейско-масонские структуры сегодня не являются монолитом, а состоят из целого ряда кланов, враждующих между собой за власть и деньги.
  8. Программа деятельности на 2009-2011 гг. Санкт-петербург

    Программа
  9. «Святая блаженная Ксения Петербургская и храм св ап. Матфия (Покровская церковь)»

    Реферат
    История России. История моей страны, моей Родины. Эти слова волнуют меня с тех пор, как мы осознанно стали изучать её в школе. И я поняла, что более всего мне интересна история тех давних лет, когда строились на Руси храмы, когда жили

Другие похожие документы..