«О состоянии системы образования Новосибирской области в 2009 году»

Департамент образования Новосибирской области

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Доклад

«О состоянии

системы образования

Новосибирской области

в 2009 году»

Новосибирск

Издательство НИПКиПРО

2010

ББК 74.04(2Р53)7

И 74

Информационно-аналитический доклад «О состоянии системы образования

И 74 Новосибирской области в 2009 году [Текст] / Департамент образования Ново-

сибирской области. — Новосибирск : Издательство НИПКиПРО, 2010. — 76 с.

Информационно-аналитический доклад

«О состоянии системы образования Новосибирской областив 2009 году»

Подписано в печать 31.05.10. Формат бумаги 60х90/8. Бумага офсет № 1. Гарнитура Arial. Печать RISO. Усл. печ. л. 9,12. Тираж 200 экз. Заказ 57

Издательство НИПКиПРО. 630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2. Тел.: (383) 223-56-96, (383) 223-13-81 E-mail: iio99@

I. Введение

Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года предусматривается переход на инновационный путь развитияи обосновываетсянеобходимость повышения конкурентоспособности и социальной привлекательностиобласти. Одним из условий роста конкурентоспособности в настоящее время признается инновационное развитие на основе наиболее полной реализации человеческого капитала, преимуществ в образовании, науке и высоких технологиях. Решение этой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, её интеграции с наукой и производством, обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами, активного привлечения молодежи в сферу наукоемких технологий и инноваций.

Участие Новосибирской области в приоритетном национально проекте «Образование» и реализация в течение трех последних лет комплексного проекта модернизации образования позволили создать условия для дальнейшего развития системы образования и перехода к решению задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Главная задача современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ученики вовлекаются в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое.

Новая школа — это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Новая школа — это современная инфраструктура. Современные здания с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, интересными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа — это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать общество достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Настоящий доклад отражает состояние областной системы образования, результаты деятельности за 2009 год и подготовлен в целях широкого информирования общественности, прежде всего родительской, об основных результатах и проблемах функционирования и развития системы образования Новосибирской области.

II. Демографические и социально-экономические условия

функционирования и развития системы образования

Новосибирской области в 2009 году. Ресурсы образования

1. Демографическая и социально-экономическая ситуация

Развитие системы образования во многом определяется той демографической и социально-экономической ситуацией, которую переживает в настоящее время общество. Система образования Новосибирской области не исключение. В 2009 году в Новосибирской области сохранились позитивные демографические тенденции предыдущего года: выросла рождаемость, снизилась смертность, сократилась естественная убыль населения, увеличился миграционный прирост населения области. Во втором полугодии 2009 года на территории области впервые за последние 18 лет был прерван режим депопуляции, т.е. в июле число родившихся превысило число умерших на 2,4 процента. Улучшение демографической ситуации происходит во многом благодаря реализации комплексных мер по поддержке семьи, детства, увеличению рождаемости и снижению смертности.

Однако система образования еще длительное время будет переживать последствия общего демографического спада последних лет. За четыре года произошло снижение числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях области с 273 158 человек в 2005/06 учебном году до 242 944 человек в 2009/10 учебном году (на 30 214 человек, или 11 %). За то же время девятиклассников стало меньше на 4 941 человека (на 17,2 %), одиннадцатиклассников — на 9 656 человек (меньше на 42,5 %). При этом произошло увеличение учащихся первых классов с 23 116 человек до 26 635 человек, прирост составил 3 519 человек (+15,2 %).

В силу влияния демографической ситуации и решения задач модернизации системы образования, произошли существенные изменения в сети образовательных учреждений области.

За последние пять лет общее число дневных общеобразовательных учреждений уменьшилось на 89 учреждений (с 1 131 до 1 042), что составило 7,8 %. При этом:

– образовательных учреждений I ступени стало меньше на 23 учреждения

(снижение на 53,5 %, с 43 в 2005/06 учебном году до 20 в 2009/10 учебном году);

– образовательных учреждений II ступени стало меньше на 44 учреждения

(снижение на 15,7 %, с 281 в 2005/06 учебном году до 237 в 2009/10 учебном году);

– образовательных учреждений III ступени стало меньше на 21 учреждение

(снижение на 2,7 %, с 775 в 2005/06 учебном году до 754 в 2009/10 учебном году).

– вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений уменьшилось с 54 до 46 учреждений.

При этом сформирована развитая сеть образовательных учреждений разных типов и видов. В области созданы 353 базовые и опорные школы, вокруг которых формируются образовательные округа из близлежащих школ. Многие школы стали экспериментальными, пилотными площадками по отработке различных направлений модернизации системы образования, в том числе на федеральном уровне.

Анализ основных показателей социально-экономического развития области за последние четыре года позволяет констатировать, что наблюдается устойчивая тенденция к выравниванию заработной платы учителей к средней по экономике области:

в августе 2006 она составляла 73 % от средней заработной платы в экономике; на конец 2009 года среднемесячная заработная плата педагогических работников в области составила — 89 % от среднемесячной заработной платы в экономике. За 3 года реализации комплексного проекта модернизации образования увеличение доли произошло на 16 %. В настоящее время средняя номинальная заработная плата педагогических работников составляет 14,5 тыс. руб.

Ситуация в экономической сфере в прошедшем году характеризовалась влиянием мирового финансово-экономического кризиса, сказавшемся на снижении основных показателей промышленности, торговли и оказании платных услуг населению, в работе транспорта. Наблюдается существенное замедление инвестиционного процесса, сокращение объемов работ в строительстве и производстве строительных материалов. Это потребовало принятия специальных дополнительных антикризисных мер, в том числе, направленных на минимизацию возможных рисков с выходом на рынок труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

Сложность финансово-экономической ситуации потребовала четко определить приоритеты в использовании имеющихся финансовых ресурсов. В условиях сокращения капитальных расходов продолжено укрепление в доступных масштабах материальной базы общего и профессионального образования,

2. Материально-техническое обеспечение системы образования

В области осуществляется постоянный мониторинг состояния школьных зданий, оценивается соответствие зданий санитарным и пожарным требованиям, выявляется ветхое и аварийное состояние зданий. На основе мониторинга формируется и реализуется областная строительная программа. Так за последние десять лет в области построено 102 новых объекта образования.

В 2009 году введены в эксплуатацию десять объектов образования. Построены крупные школы в Чулымском, Коченевском, Болотнинском районах, введена в эксплуатацию школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Куйбышев, открыт комплекс школа — детский дом для обучения и проживания детей в селе Биаза Северного района. Завершено строительство пристройки к средней школе с Баган и к школе с. Карасево Черепановского района, пристройки на 140 мест к детскому саду р.п.Маслянино. Произведена реконструкция двух крупных школ в г. Новосибирске. Введение в эксплуатацию этих объектов позволило обеспечить современные условия обучения для более чем 2 500 детей.

В строительную программу области на 2010 год включены крупные объекты образования. Среди них строительство школы № 105 в г. Купино, школа № 2 в г.Каргат, школы в с. Большой Изырак Маслянинского района, школа в с.Завьялово Искитимского района, ввод второй очереди школы– интерната в г.Куйбышев и ряд других объектов.

В 2009 году администрациями муниципальных районов и городских округов с участием специалистов технических служб проведено обследование состояния зданий учреждений образования, получены планы-задания Роспотребнадзора, замечания ГОЧС по подготовке учреждений
к новому учебному году. В ходе летнего ремонта выполнено 99,8 % из согласованных 3 624 мероприятий планов-заданий Роспотребнадзора, устранено большинство замечаний противопожарных служб.

В районах и городах области своевременно и с хорошим качеством проведены работы по подготовке учреждений образования к новому учебному году, об этом свидетельствуют результаты комиссионной приемки школ с участием представителей МЧС и Роспотребнадзора. Комиссиями отмечены г. Бердск, Барабинский, Венгеровский, Доволенский, Карасукский, Купинский, Маслянинский, Сузунский, Татарский, Тогучинский и ряд других районов, в которых завершена приемка школ до 21 августа 2009 года.

Капитальный ремонт проведен в 314 учреждениях образования, из них 87 г. в Новосибирске. Общий объем средств, направленных на эти цели в 2009 году составил 787,8 млн. руб. Среди основных работ — ремонт тепло- и водосетей, ремонт электрики, укрепление несущих конструкций зданий, общестроительные работы.

Во всех учреждениях проведен поддерживающий текущий ремонт, в том числе силами персонала, учащихся и их родителей.

В учреждениях, подведомственных департаменту образования, выполнен ремонт на сумму более 73 млн. рублей. Значительные работы проведены в областном центре информационных технологий, в промышленном техникуме, в техникуме печати, в техникуме легкой промышленности и сервиса, в профессиональных училищах № 1, 10, 27, 50, 62, 77, 86 и 95, в авиационном центре им. А. И. Покрышкина.

При планировании и производстве ремонтных работ в 2010 году необходимо уделить особое внимание созданию условий для проживания детей в общежитиях учреждений, подведомственных департаменту образования и в части ремонта помещений и в обеспечении их необходимой мебелью.

Благодаря своевременно спланированному и реализованному комплексу мер все учреждения образования области подготовлены к работе в зимних условиях и несмотря на аномально низкие температуры зимы 2009/2010 года, каких-либо серьезных чрезвычайных происшествий, связанных с обеспечением теплового режима в учреждениях образования не произошло.

Однако в Мошковском, Новосибирском, Колыванском районах наблюдались низкие температуры в отдельных учреждениях образования, что приводило к отмене занятий и переносу каникул. Среди основных причин недостаточные параметры теплоносителя, неудовлетворительные промывка и регулировка систем отопления, ветхое состояние окон зданий.

По инициативе Губернатора области в 2010 году будет реализована программа «Школьное окно», что позволит не только улучшить внешний вид зданий и повысить освещенность помещений, но, прежде всего, улучшит температурный режим школ и будет способствовать более эффективному использованию энергоресурсов.

К сожалению, не завершена работа по установке в учреждениях образования приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды. Наиболее системно эта работа ведется в г. Оби (100 % от необходимого), г. Бердске (98 %), Черепановском районе (89 %), г. Новосибирске (84,4 %), г. Искитиме (77,7 %), Чистоозерном районе (64 %).

Не уделяют должного внимания установке приборов учета администрации Барабинского, Венгеровского, Каргатского, Краснозерского, Ордынского, Убинского, Усть-Таркского районов.

Системная работа, направленная на улучшение условий обучения детей позволила за последние три года увеличить долю школьников, обучающихся в школах имеющих все виды благоустройства, от 65 до 84 %.

Школа должна обеспечить сохранность жизни и здоровья детей. В области приняты меры
по антитеррористической защищенности учреждений. С 2004 года реализуется ведомственная программа «Безопасность образовательного учреждения», в ходе выполнения которой все школы области обеспечены автоматическими противопожарными системами. Объем средств, направленный на эти цели только за последние 3 года составил 387,2 млн. рублей, в том числе 126 млн. рублей в 2009 году. Эта работа позволила добиться устойчивого снижения числа пожаров в учреждениях образования и ущерба от них (16 в 2005 году, 2 в 2008 году и 3 в 2009 году).

Среди приоритетных задач системы образования — создание условий для укрепления здоровья детей. За годы реализации КПМО во всех школах заменена школьная мебель, в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, проведено обновление технологического оборудования
и мебели в школьных столовых (поставлено 6915 единиц оборудования на сумму 119,7 млн. рублей и мебели на сумму 35,3 млн. рублей).

Модернизированы или построены спортивные площадки в 435 школах, сооружено 186 новых хоккейных коробок.

  1. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области

    Документ
    Описание реализации проекта в Новосибирской области по направлению «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)»
  2. «О состоянии системы образования Карасукского района в 2009 2010 учебном году»

    Доклад
    Участие Карасукского района в приоритетном национальном проекте «Образование» и реализация в течение трех последних лет комплексного проекта модернизации образования позволили создать условия для дальнейшего развития системы образования
  3. Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования города Нижневартовска в 2009 году

    Доклад
    Система образования, являясь частью социальных систем, всегда находится в эпицентре изменений, происходящих в политическом устройстве или социально-экономической жизни любого государства.
  4. План основных организационных мероприятий министерства здравоохранения Новосибирской области на 2012 год Новосибирск, 2011

    Документ
    от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (ред. 13.05.2010).
  5. 5. Развитие образования и эффективное использование кадрового потенциала Новосибирской области

    Документ
    о ходе выполнения плана социально-экономического развития Новосибирской области в сфере образования, науки и инновационной политики и достижения соответствующих индикативных показателей
  6. «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области»

    Закон
    В общеобразовательных учреждениях района на 01.09.2010 года обучалось 3984 обучающихся, средняя наполняемость классов по городской местности составляет 19,6 чел.
  7. Комплексная программа социально-экономического развития сузунского района новосибирской области

    Программа
    Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения района, повышение эффективности местного самоуправления, обеспечение положительной динамики социально-экономического развития муниципального образования.
  8. Целевая программа развития образования новосибирской области на 2008-2012 годы содержание

    Программа
    В Новосибирской области ведется постоянная работа, направленная на создание условий для осуществления непрерывного и качественного образовательного процесса на всех уровнях образования.
  9. Новосибирская область в современных границах существует с 1944 года. Территория области занимает часть юго-востока Западно-Сибирской низменности. Площадь террит

    Документ
    Новосибирская область в современных границах существует с 1944 года. Территория области занимает часть юго-востока Западно-Сибирской низменности. Площадь территории - 178,2 тыс.

Другие похожие документы..