От разных иностранных историков, паче же от россий­ских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилеж­ными труды сложена и написана лета от Сотворения Света 7200-го, а от Рождества Христова 1692 го л. 1 об

АНДРЕЙ ЛЫЗЛОВ

СКИФСКАЯ

ИСТОРИЯ

Ответственный редактор доктор исторических наук Е. В. ЧИСТЯКОВА

Подготовка текста, комментарии и аннотированный список имен

А. П. БОГДАНОВ

ИЗДАТЕЛЬСТВО // НАУКА //

МОСКВА 1990

Знаком || обозначены в оригинале границы страниц в рукописи, в фигурные скобки {} здесь помещены номера страниц (окончания) оригинала. (Ю. Ш.)

л. 1

ИСТОРИЯ СКИФИЙСКАЯ,

содержащая в себе: о названии Скифии, и границах ея, и народех скифийских монгаллах и прочих, и о амазонах мужест­венных женах их, и коих времен и яковаго ради случая татаре прозвашася и от отеческих своих мест в наши страны приидо­ша, и яковыя народы во оных странах быша, и идеже ныне татарове обитают. И о начале и умножении Золотыя орды и о царех бывших тамо. О Казанской орде и царех их. О Пере­копской или Крымской орде и царех их. О Махомете прелест­нике агарянском и о прелести вымышленной от него. О начале турков и о салтанах их.

От разных иностранных историков, паче же от россий­ских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилеж­ными труды сложена и написана лета от Сотворения Света 7200-го, а от Рождества Христова 1692 го.

л. 1 об.

л. 2

Разделяется же в четыре части, к тому приложена повесть о поведении и жителстве в Константинополе султанов турец­ких, еже || преведена а от славенополского языка в славенороссийский язык им же, Андреем Лызловым. ||

Часть 1

Глава 1. О названии Скифии, и границах ея, и народех скифий­ских монгаилах или мунгалах и прочих, и о амазонах мужест­венных женах их, и чесо ради татаре прозвашася, и киих татар суть сии татарове, иже в Европу приидоша.

Глава 2.Коих времен и яковаго ради случая татарове от оте­ческих своих мест подъемшися в Европу приидоша, и о брани их с половцы и россианы, и о разорении градов половетских от татар.

Глава 3. Яковыя народы во оных странах быша, отнюду же их татарове изгнавши сами теми странами обладаша.{5}

Часть 2

л. 2 об.

Глава 1. О Батые царе татарском, и о пленении от него на Московское царство и прочих государств, и о исчезновении его, и о начале и умножении || Болшия или Золотыя орды.

Глава 2.О царех, бывших в Великой орде по Батые, и о Темир-Аксаке.

Глава 3. О царех, бывших по Темир-Аксаке во орде, и о опусто­шении ея от московских великих государей.

Часть 3

Глава 1.О начале и населении града Казани и потом о разорении его от московских великих государей.

Глава 2.О обновлении Казани от царя Улумахмета, и о прочих царех по нем бывших в Казани, и о многократном покорении и отступлении казанцев от Московскаго государства.

л. 3

Глава 3.О покорении Казани к Московскому государству, и о двократном послании в Казань царя Шигалея, и о многих бранех за Казань. ||

Глава 4. О походе под Казань царя и великаго князя Иоанна Васильевича всеа России самодержца, и о поставлении града Свияжска, и о мученицех и чудесных делех, бывших прежде взятия в Казани.

Глава 5. О походе царя и великаго князя Иоанна Васильевича под Казань, и о совершенном взятии ея, и о покорении всего того царства.

Глава 6.О взятии царства Астараханскаго и о приходе под Астарахань турецкаго воинства.

Часть 4

Глава 1. О Таврике Херсонской, идеже ныне Крымская орда за Перекопом обретается, и о градех обретающихся тамо, и о пришествии тамо татар.

л. 3 об.

Глава 2. О вере и обычаех татарских во время войны и во время покоя. ||

Глава 3.О начале ханов крымских, и како под область турецкаго султана приидоша, и о крепостях, учиненных на ре­ках, текущих в Понтийское море.

Глава 4.О Махомете прелестнике агарянском и о прелести, вымышленной от него.

Глава 5. О начале и селениях турецкаго народа, и о разпро­странении их, и о султанах их некоторых, бывших до Отома­на Перваго султана, прародителя султанов турецких.{6}

л. 4

Глава 6 О Отомане Первом султане турецком, и о прочих на­следниках его, и о пришествии турков из Асии в Европу, и о об­ладании от них многих христианских государств, паче же Кон­стантинополя и всего греческаго царства. ||

Глава 7. О пространстве обладателства турецкаго, и о богат­ствах, и о доходах государственных, и о суде, и воинской можности государства того.

Глава 8.Описание Константинополя и в нем обретающихся зданий, и о житии в нем, и о всяком поведении султанов турецких, яже называется Двор турецкий. Преложена от пол­скаго языка в российский.

***

Книги историй, от них же сия История сочинися и написа­ся: Степенная, Хронограф, Синопсис, Летописец, Историа, жития святых. Бороний, Плиниус, Курций Квинт, Длугош, Меховский, Кромер, Стрийковский, Бельской, Гвагнин, Ботер. ||

***{7}

л. 1

ИСТОРИИ СКИФИЙСКИЯ

ЧАСТЬ 1-я

Оназвании Скифии, и границе ея, и о народех скифийских названных монгаилах и прочиих, и о амазонах мужествен­ных женах их, и коих татар суть сии татарове, иже в Европу приидоша

л. 1 об.

Глава первая ||

Гвагнин, О татарех, лист 1.

Диодор Сикулюс, историк вельми старовечный, иже писал книги о деяниях разных народов во время кесаря Августа, поведает скифом 1 начало имети от Скифа, перваго князя их, рожденнаго от Еови и девицы. Иже бяше до пупа человек, останок же его наподобие бзмии обретается, такожде и матерь Скифову, самородно из земли своея произведшуся. О сем иныя летописцы сумневаются и глаголют, что бы то за дивы были? [Ибо о таковых, кроме Мелюзины морской 2, не обретается.] И мнят повесть то быти лживую или басни в себе содер­жащую.

л. 2

Иныя историки глаголют, яко Скифиа названа есть от Скифа, сына Геркулесова 3, и есть двояка: едина европейская, в ней же мы жителствуем, тоесть москва, россиане, литва, волохи и татарове европския 4. Вторая ассийская, в ней же вси скифския народы обитают, от полунощи на восток седящия. Сии ассийския скифи премного разплодишася и различными именовании прозвашася. Едини тауресы, иже у горы Таурус жител­ствуют, инии агатырси, еще эсседони [иже родителем своим вместо земли в себе чинили погребение, ибо мертвых || их ядяху] и массагети, арисмани, сакеви или саги 5.

Кромер, книга 7, лист 166.

* Часть I, лист 165.

Сии вси скифийские народы бяху потаени и незнаеми греком и латинником. Границы же скифийския з запада от реки Дону [а Ботер *, описатель всего света, полагает от Волги, еже и приличнее имать быти]. На {8} восток солнца до пределов хийских, иже со Индиею. С полудня от моря Меотскаго, то есть Азовскаго, и Каспийскаго, то есть Хвалисскаго. На полнощь даже до океана скифийскаго Ледоватаго.

Ботер, там же.

Разделяется же на четыре части. Едина имеет в се­бе Орды все. Вторая загатаи и все народы, иже суть при Уссоне и пустыни Лопской. Третия обдержит Китай, и еже обретается в помянутой пустыни, и Хинское госу­дарство. Четвертая содержит страны мало нам ведомыя, яко Белгиан, Аргон, Арсатер, Аниа 6.

Ботер, там же. Стрийковский, лист 258.

л. 2 об.

Но от пятисот лет и больши, егда скифове народ, изшедши от страны реченныя их языком Монгаль, ея же и жители назывались монгаилы или монгаили, поседоша некоторыя государства [яко о том будет ниже], измениша и имя свое, назвашася тартаре, от реки Тартар или от множества народов своих, еже и сами любезнее приемлют или слышат 7. ||

Гвагнин,

О татар<ех>.

лист 3.

И меньшая половина Скифии, яже над морем Ассий­ским, называется Тартариа великая. Разделяется же Тартариа великая от Скифии Имаусом горою великою и знаменитою 8: еже со одну страну — то Тартариа, а еже от сея страны — то Скифиа. Идеже обретается гора ка­менная Кауказ названная, блиско моря Хвалисскаго. С другую же страну, от полудня и востока, разделяет их гора великая, Быкóва реченная, по латине — Монс Таурус, на ней же первое стал ковчег Ноев по потопе.

О сих татарех монгаилех, иже живяху в меньшей части Скифии, которая от них Тартариа назвалась, множество знаменитых дел историкове писали, яко си­лою и разумом своим, паче же воинскими делы на весь свет прославляхуся. Сии ничто же особное, кроме жен, и детей, и оружия имяху, и ничто же начинали, еже бы во тщету им было. Денег никаких, ниже злата и сребра знали, менами токмо потребы своя исполняли. Ибо, глаголаху, идеже есть в чести злато, тамо желателство, а идеже желателство, тамо сребролюбие, а идеже среб­ролюбие, тамо прелести, и таковых <людей> удобно сребром одолети.

л. 3

Не бяше ничтоже у них добрейшаго паче славы, и их грубому прирождению || много даде им природа. Пер­вое, за едино удивление Иустин об них пишет, яко они будущи грубыми без наук, не знали злостей, тако грецы от великих наук исполнени суть невоздержания. Аще бы христианский который народ имел в себе такую мер­ность, яко они, не точию земля, но и небо любило бы их.

Квинт Курцый, книга II, лист 259.

Никогда побеждени бывали, но всюду они побежда­ху. Дариа царя перскаго из Скифии изгнаша; и славна-{9}го перскаго самодержца Кира убиша; Александра Ве­ликаго гетмана именем Зопириона с воинствы победи­ша; Бактрианское и Парфиское царство основаша9. Никогда же чуждему народу попущаху к себе входити, а своими довольно [кроме греков и и<н>дян] всю Асию населиша.

Стрийков<ский>, лист 262.

Турки, парфы, персы, венгры, сыкабры от их народу изыдоша. Асию Малую и Великую, вторую и величай­шую часть света, мужеством обладаша, и обладаху ею с полторы тысящи лет: наченши от Вексора царя егип­скаго — даже до веку и государствования Нина царя ассирийскаго. В соседстве и в прилеглости с ним всегда жили славяне, прародители наши — москва, россиане и прочие, их же древния историки для общих границ единако и обще скифами и сарматами 10 называли.

л. 3 об.

Оному египетскому царю || Воксе пригодный ответ учинили; егда велел им себе дань давати, сице отвеща­ли: удивляемся глаголюще тако великому и богатому государю, яко от нас убогих хощет приобрести богатст­ва, идеже их несть никогдаже; пристойнее нам убогим для таковых обещается быти; срамно есть государю ве­ликому к нам убогим ездить — приличнее мы убогие к государю будем. И тако прежде, даже царь не уготовил­ся на войну к ним, ускориша нань, и до конца его побе­диша, и из Африки изгнаша.

Гвагнин,

О татар<ех>,

лист 4.

Марса хвалили за бога, а за богиню Весту. Солнце, месяц, огнь в великом почтении имели. Хана великаго царя своего, иже зовяшеся Гог и Магог, то есть государь над государи и царь над царми, на свете вельми почита­ли, и вместо святаго имели, и чтили, и величали. В му­жестве же и воинских делех тако искусни, яко не точию сами, но и жены их в великую славу превзыдоша, о них же хошу зде нечто написати.

И дивное дело есть, кому бы те дары и деяния воин­ская знаменито оказалыя приписати имамы, мужем ли, или женам их? Ибо они тако знатныя дела по себе оста­вили, яко никаким забвением веки наступающиа запер­ти их возмогоша.

О амазон­ках в .

л. 4.

Курцый, О Александре Македон-<ском>, кни­га 7, лист 127.

О них же сице история починается 11. Во едино время несогласия || ради некоего из воинства онаго татарскаго изгнани были два знаменитыя юноши, Плинос и Соло­пин, иже изведоша с собою немало иных юношей. И оби­таша при границе каппадокийсте<й> над рекою Фермо­донтою, и обладаша полями темискирийскими в погра­ничии греков, и оттуду воеваху прочия царства.{10}

Потом собравшися окрестныи народы и пришедши безвестно поразиша их до единаго. Жены же, видевши двое бедствование на себе: из отеческих мест изгнание и мужей своих избиение — прияша на себе оружие мужей своих, луки, сабли, и копиа, и прочее, начаша сами об­ронятися и стрещи пределов своих.

И тако добре онаго краю стрегоша, яко тамо распро­странишася и царство основаша. И дабы народ их жен­ский не изгибл, совокупляхуся со окрестными народы, и потом с пастырьми своими, в год единою. И аще сын раждашеся им — убиваху его, аще же дщерь — соблю­даху, учаще не писанию, ниже женским художеством, но воинским делам приучаху их12. Правыя сосцы им прижигали, дабы стрелянию из лука не чинили помеш­ки; и того ради достоит звани их маммазони, а не ама­зоны, ибо мамма греческим языком перси называются.

л. 4 об.

И егда им всюду благополучно повождашеся, яко истинно || страхом всему свету быша, избраша ис посре­ди себе две кралевни, имены Мартесию и Лампеду. Сии поведаху яко от бога Марса уродишася, ему же жертвы, яко и мужие их творяху. Потом обладаша множайшую часть Европы. Бяше сие от Сотворения Света, яко древ­ние историки описуют, около лета 2825-го (2722 г. до н. э.). Потом основаша Эфес град великий во Гре­ции, такожде иных градов много. Последи, многую ко­рысть от окрестных народов приобретши, возвратишася с пленом в землю свою.

Мартесиа убо остася в Греции обороны ради, но не­долго тамо повелителствова, ибо вскоре по отъехании прочих к Термодонтии в поля темирскирийския собрася на них безвестно народ Малыя Асии, Мартесию убиша и воинство ея поразиша. А Лампеда во отечествии умре. На ея место наступила Ортигиа, над прирождение женское мужественна. Сия долго в девстве соблюдаше­ся и изрядно обиды сестер своих воздаде, ибо неколико лет мужественно и крепко, иде же обращашеся, супо­статов побеждала.

  1. Лекция Историография как научная дисциплина Лекция Исторические знания в Древней Руси (1)

    Лекция
    Изучение новой научной исторической дисциплины следует начать с определения самого термина «историография». В науке закрепилось несколько значений этого слова.
  2. Лекция Историография как научная дисциплина Лекция Исторические знания в Древней Руси (2)

    Лекция
    В дореволюционной историографии сложилось две точки зрения. Первая принадлежала тем авторам, которые стремились в своих трудах дать лишь биографии отдельных историков, назвать, прокомментировать их сочинения (С.

Другие похожие документы..