1. Проблема демократизации школы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Глава первая. Школьные системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1. Проблема демократизации школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

2. Школьные системы на современном этапе. . . . . . . .

12

3. Школьный учитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

4. Реформы высшей школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

34

Глава вторая. Школьное образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

39

1. Полемика о путях образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

39

2. Результативность образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

46

3. Эволюция программ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

49

4. Дифференциация образования и обучения. . . . . . . .

63

Глава третья. Школьное воспитание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

80

1. Теоретические обоснования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

80

2. Приоритеты и проблемы школьного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

87

3. Практика школьного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

98

4. Воспитывающее обучение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

109

5. Школа и семья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

113

Глава четвертая. Модернизация обучения и воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

120

1. Проблемы обновления учебно-воспитательного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

120

2. Экспериментальные школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

126

3. Новые технические средства обучения. . . . . . . . . . . . . .

149

4. Школа и пожизненное воспитание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

156

5. Средства массовой информации в воспитании. .

162

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

166

Рекомендуемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

169

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А. Н. ДЖУРИНСКИЙ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

Для студентов средних и высших педагогических учебных заведений

УДК 37. 02(075. 8)


ББК 74. 00я73 Д42

Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»

Руководитель программы Э. А. Нефедова

Рецензенты:

д-р пед. наук, профессор М. Г. Пяохова, канд. пед. наук Я. М. Воскресенская

Джуринский А. Н.

Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. Д42 сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с. ISBN 5-7695-0122-7

В пособии дан сравнительный анализ основных процессов школь­ного образования и воспитания в современном мире, в нем представ­лены разнообразные материалы о современном состоянии школы и педагогики ведущих стран мира

Адресованное студентам средних и высших педагогических учеб­ных заведений пособие может быть полезно также работникам школь­ных учреждений и ведомств, всем, кто интересуется развитием обра­зования и воспитания в современном мире.

ББК 74. 00я73

ISBN 5-7695-0122-7


©Джуринский А. Н. , 1998 © Издательский центр «Академия», 1998

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение сравнительной педагогики обычно свя­зывают с публикацией в 1817 году французским ученым Марко м-Антуаном Жюльеном брошюры «Набросок и пред­варительные заметки к работе по сравнительной педагогике», где был дан анализ школьно-педагогического опыта Франции и Швейцарии.

В настоящее время сравнительная педагогика переживает пору расцвета: регулярно проходят европейские и мировые конференции, постоянно действует Европейское общество сравнительной педагогики. В 1995 году на международной конференции в Токио были предприняты шаги по организа­ции Азиатской ассоциации сравнительной педагогики. Во всех ведущих странах функционируют национальные общества сравнительной педагогики.

В России при Академии образования существует Совет по сравнительной педагогике. Курс сравнительной педагогики введен в программу педагогических вузов.

Объектом внимания сравнительной педагогики является образование и воспитание в современном мире. Надо иметь в виду, что сравнительная педагогика одновременно нацио­нальна и интернациональна. Ее представители рассматривают зарубежный опыт сквозь призму и приоритеты отечественной школы и педагогики.

Сравнительная педагогика преследует две взаимосвязанных задачи: сопоставление педагогических идей и школьной прак­тики и формулирование на этой основе теоретических под­ходов универсального, прогностического характера.

Соответственно предмет сравнительной педагогики со­держит компаративизм (сравнение) и обобщение. Другими словами, сравнительная педагогика изучает воспитание и образование синхронно, в сопоставлении, конструируя в итоге теоретические модели, выделяя своеобразный «сухой остаток».

Ученые-компаративисты, отрабатывая технологию иссле­дований, отдают предпочтение изучению школьно-педаго­гического опыта стран с ярко выраженными различиями. Особое значение придается преодолению терминологических разночтений. К примеру, в разных языках вкладывается далеко не одинаковое содержание в понятия «воспитание», «среднее образование», «высшее образование» и т. д.

Имеются серьезные разночтения в понимании содержания сравнительно-педагогических исследований. Ряд ученых (В. Маллинсон, например) исходят из понимания воспитания как следствия национальной психологии. Другие ученые (Б. Бар-бер, Б. Холмс) рассматривают сравнительную педагогику преж­де всего как науку социальную.

При определении предмета сравнительной педагогики нельзя упускать ее междисциплинарный характер. Сравни­тельная педагогика тесно связана с философией образования, историей педагогики, теорией воспитания и образования, школоведением и т. д. В поле ее зрения могут оказаться не только нынешние реалии, текущая ситуация и перспективы, но и прошлое школы и педагогической мысли. На подобном историческом подходе особенно настаивали Николае Ханси Фредерик Шнейдер.

Задачей данного учебного пособия является ознакомление студентов с основными тенденциями в развитии школьного образования и воспитания в современном мире. Для будущих педагогов это весьма важно, поскольку поможет приобщиться к общечеловеческим приоритетам в области воспитания и обучения.

Изучение мирового школьно-педагогического опыта способствует формированию открытого педагогического мыш­ления, когда осваивается все целесообразное, что накоплено в школьном воспитании и образовании.

При всей специфичности характеристик школы и педаго­гики отдельных стран в них отражены актуальные и общие для всей планеты подходы к управлению, содержанию, фор­мам, методам воспитания и обучения. Сравнительная педа­гогика позволяет приобщаться к таким ценностям в воспи­тании и образовании, которые лежат вне корпоративных, узко понимаемых социальных и национальных интересов.

В предлагаемом учебном пособии дана характеристика ос­новных тенденций развития теории и практики школы второй половины XX столетия. Особое внимание уделено проблемам диверсификации образования, внедрению педагогических средств, развивающих инициативу, самостоятельность, твор­чество, создания структуры эксперимент — массовая школа.

Рассмотрены также магистральные направления реформ школьных систем и входящих в них типов общеобра­зовательных учреждений; эволюция программ школьного образования, методов, форм и организации обучения; мо­дернизация практики школьного воспитания; деятельность экспериментальных учебно-воспитательных учреждений; вне­

дрение новых технических средств в учебно-воспитательный процесс.

Затронутые проблемы и темы рассмотрены с учетом того, что в мире существует несколько эпицентров школьного об­разования и воспитания. Это США, Западная Европа, Япония и Россия.

Пособие восполняет дефицит учебно-педагогической литературы по сравнительной педагогике, который испы­тывают педагогические вузы и коллежи. Его уместно использовать при освоении нормативного курса, на спец­семинарах и спецкурсах, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

  1. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII

    Документ
    Семнадцатый век, с которого традиционно начинают от­счет Нового времени, в значительной мере сохранил многие социально-экономические устои и особенности духовной жизни Средневековья, и поэтому его, или, по крайней мере его первую половину,
  2. Проблемы с. 78,82,166,266,300,440,465

    Документ
    В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа – профессора с большим лекторским опытом.
  3. Секции «Педагогика и проблемы высщей школы», «Вопросы молодежной политики и патриотического воспитания», «психологические науки»

    Документ
    Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XIII-й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием, посвященной Году истории в Российской Федерации (г.
  4. Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХIХ первой половины ХХ веков и их особенности в формировании младописьменной литературы Северного Кавказа 10. 01. 02 Литература народов РФ 10. 01. 01 Русская литература (1)

    Литература
    Защита состоится «29» мая 2009 г. в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.001.02 в Адыгейском государственном университете по адресу: 385 , г.
  5. Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХIХ первой половины ХХ веков и их особенности в формировании младописьменной литературы Северного Кавказа 10. 01. 02 Литература народов РФ 10. 01. 01 Русская литература (2)

    Литература
    В советском литературоведении и эстетике одной из самых актуальных была проблема художественного метода – социалистического реализма. Хотя раз и окончательно было принято на Первом съезде советских писателей его определение общим голосованием
  6. Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХIХ первой половины ХХ веков и их особенности в формировании младописьменной литературы Северного Кавказа 10. 01. 02 Литература народов РФ 10. 01. 01 Русская литература (3)

    Литература
    В советском литературоведении и эстетике одной из самых актуальных была проблема художественного метода – социалистического реализма. Хотя раз и окончательно было принято на Первом съезде советских писателей его определение общим голосованием
  7. Социальные и теоретические предпосылки проблемы изучения молодежи

    Реферат
    Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии.
  8. Школы (7)

    Реферат
    Уважаемые жители нашего города и района, участники образовательного процесса школы, педагогический коллектив нашей школы будет Вам очень благодарен за участие в обсуждении нашего открытого доклада о деятельности школы.
  9. З. Г. Найденова, кандидат пед наук, зав кафедры проектирования региональных образовательных систем, председатель областной конкурсной комиссии «Школа года» и«Учитель года» (глава 1, § 1)

    Конкурс
    Печатается на основании договора № 30 от 06.11.03 на выполнение работ по научно-методическому обеспечению программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы, заключенного между Комитетом общего и профессионального

Другие похожие документы..