Программа развития и деятельности

БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Научное издание

-------------------------------------------------

ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып.6. - 1996

Наша идеология – образование,

культура, управление.

здоровьенации

Санкт-Петербург




НовиковВ.В. Персональная психология предпринимательской дея­
тельности в современной России 59

БарановаЛ.А. Самореализация человека в обществе как предпосылка

эффективности общественных преобразований 62

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

ЕршовА.А. Изучение скрытых отношений путем наблюдения 65

СероваЛ.К. Психограмма личности спортсмена-игровика 67

БобрищевА.А., Шин, ИонгЕоб(Р.Корея). Проявление индивидуаль­
ных качеств спортсменов в восточных единоборствах 70

БакулевС. Е. Чувство времени у боксеров как показатель их функцио-­
нального состояния 11

БундзенП.В. Психофизическая тренировка и самочувствие 75

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

ПрограммаразвитияидеятельностиБПАнапериод 1997-2003 г.г. "Психологияипедагогика - новыйвекобразованиявРоссии"

(проект) 76

ТематическийпланзаседанийсекцийиотделенийБПАна 1997 г. ... 82

УтверждениявакадемическихипочетныхзванияхБПА86

КоллективныечленыБПА87

Объявления, реклама88

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ (Николай Бердяев о двух типах людей)

В июле 1996 года исполнилось два года со дня официального учреждения БалтийскойПедагогическойАкадемии- общественного творческого объ­единения педагогов и психологов Санкт-Петербурга и стран Балтии - на за­ключительном пленарном заседании Международнойконференцииученых 26 стран мира, обсуждавших проблемы образования, воспитания, формиро­вания целостной и гармонично развитой личности педагогическими метода­ми и средствами физической культуры и спорта. Два прошедших года были насыщены для нашей Академии важными событиями научного, педагогиче­ского, общественного значения. Мы являемся свидетелями и участниками реформ и преобразований в системе управления и в сфере образования. Расширилось наше научное пространство. Мы обрели новых коллективных членов, наш авторитет Общественного творческого объединения ученых за­метно возрос.

Однако, еще не пришло время подводить итоги. БалтийскаяПедагоги­ческаяАкадемиятолько начинает свою планомерную организаторскую дея­тельность по объединению творческих усилий педагогов, психологов и прак­тических работников сферы образовательной и управленческой деятель­ности в возрожденной России.

Российским педагогам и психологам разных специальностей, работникам школ, вузов, образовательных и научных учреждений не безразличны судь­бы будущего поколения наших молодых специалистов, которым предстоит жить и трудиться уже в XXI столетии. Смена поколений происходит везде. Ради смены поколений происходят реформы и внедряются новшества. Наш журнал отражает эту тенденцию на своих страницах в тех мыслях и идеях авторов, где провозглашаются новые цели и задачи образовательной дея­тельности в России, предлагаются новые методы и технологии образова­тельной и научной деятельности.

В данном выпуске представлены материалы, свидетельствующие о суще­ственной переоценке своих теоретических и методологических позиций уче­ными старшего поколения. Наиболее отчетливо эта линия на "инвентари­зацию" теоретических позиций выражена в статьях проф. И.П.Волкова и проф. В.А. Черепова. Думается, что творческая работа по переоценке наших педагогических и психологических воззрений на природу человека будет продолжаться, ибо самокритический подход всегда отличал настоящих уче­ных от конформистов. Нам нужна отечественная педагогическая теория, а практика у нас есть.

Отмена одной идеологии не означает ее отсутствие вообще. На смену старой идеологии пришла новая - Возрождение открытой России путем улучшения образования, развития культуры, совершенствования управления и укрепления Здоровья нации. Но как мы уже убедились, идеологии не все­сильны, ибо их создают люди, от сознательной, целеустремленной и энер­гичной деятельности которых зависит развитие, порядок, гармония в об­ществе. До гармонии еще далеко, мы сами дисгармоничны, плохо знаем природу человека и часто не понимаем самих себя.

Дисгармониявнасне только порождение самого человека и его соб­ственной Кармы, а следствие условий и причин формирования его личности

тип всем знакомого ШАРИКОВА (по рассказу Булгакова "Собачье сердце"). Хотя мода на шариковых в постсоветской России еще не прошла и кое-кто хотел бы вновь культивировать у нас эту собачью породу людей - тупых ис­полнителей чужой воли - стукачей и конформистов, тем не менее, ныне верх одерживает другая тенденция - появление творчески мыслящих молодых граждан России, личность которых уже откликнулась на возрождение рели­гиозных и духовных ценностей Российской культуры. Этому способствует обращение к трудам русских мыслителей и гуманистов, изгнанных из России большевиками шариковского типа в 20-е годы в эмиграцию, поиски идеи раз­вития, образования и воспитания молодых россиян в деяниях русских само­держцев типа Петра Великого, в трудах Михаилы Ломоносова и мыслителей типа Николая Бердяева, в стихах Александра Пушкина и др.

Мы - духовно богатая нация! Мы нуждаемся не столько в "типе" человека с необъятной русской душой и сказочной силой Ильи Муромца, сколько в об­разованном, интеллигентном, гармонично развитом, здоровом и хорошо профессионально подготовленном молодомгражданинеРоссии, уровень духовного и физического развития которого достаточен для активного участия в общественно полезной творческой деятельности на благо разви­тия, благосостояния и Здоровьянации. Пока что в нашем обществе такой тип личности не является массовым, а эмигранты не желают возвращаться на родину (Солженицын исключение), да и тех меньшинство по сравнению с нами.

Так что же писал НиколайБердяевпо этому поводу в своей автобиогра­фии, написанной в эмиграции, рассуждая о том, какой тип личности преоб­ладает в России от кармического влияния которого она, Россия, хотела бы освободиться: "Естьдваосновныхтипалюдей - тип, находящийсявгармо­ническомсоотношениисмировойсредой, итип, находящийсявдисгармони­ческомсоотношении. Япринадлежу,- писал Н.Бердяев,- ковторомутипу. Я всегдачувствовалмучительнуюдисгармониюмежду "Я" и "Не-Я", своюко­реннуюнеприспособленность" (Н.А.Бердяев. Самопознание.-Лениздат, 1991.-.54с).

Что значит в ученике "Я" и "Не-Я"? Спросите любого учителя или педагога, -он затруднится объяснить, хотя четко различает "Мое" и "Не-мое", когда по­лучает свою мизерную зарплату, да и ту нерегулярно в госучреждениях типа школы и ВУЗа. Педагогам пора разобраться, что есть "Я" в них самих и в их учениках, и что есть "Не-Я"? Если максимально упростить и огрубить психо­логическую реальность и те сложные социо-природные условия, в которых мы выживаем и пытаемся осуществить свою индивидуальность в этом мире, то "Не-Я" будет в нас той областью сознания, поведения, общения и дея­тельности, активность которой предназначена для выживания и развития Не-меня" как отдельного уникального индивида (без каждого из которых со-циоум может обойтись, ибо незаменимых нет) а "Нас", т.е. для жизнедея­тельности общества как надиндивидуального и деперсонофицированного разумного живого существа, сотканного из субстанции человеческих соци­альных отношений. Станислав Лем придумал для понимания "Не-Я" в "Нас" аллегорический образ "Соляриса".

Наша ролевая-, а для актеров - профессиональная деятельность, наша социальнаяструктураличности, наше рефлексивное сознание и строго логическое мышление по формальным канонам языка и есть, грубо говоря

то, что Н.А.Бердяевназывает в себе "Не-Я". Буддизм правильно учит, что масса людей живет в иллюзии, принимая "Не-Я" за "Я", что и было типично для советского человека. И чем это кончилось?

Наше истинное и высшее "Я" глубоко скрыто от нас самих в недрах бес­сознательной психики и проявляется лишь в особых состояниях транса, экс­таза, творческого озарения, в снах и уникальных переживаниях иррацио­нального, а порой и мистического характера. И этим "Я" жив Человек. Наше интеллектуальное "Не-Я" уже хорошо моделируется в современном компью­тере, а вот "Я" находит свое выражение только в искусстве, да и то не во всяком.

Для бывшей Советской педагогики такое понимание сущности "Я" в учени­ке, сидящем за партой в школе, было под идеологическим запретом. Зато все усилия педагогов Советской школы были направлены на формирование в ученике его "Не-Я". Культ советского коллективизма заменил и религиоз­ные культы, в которых "Я" находило пищу для своего подтверждения. И чем это кончилось? Пора педагогам серьезно взяться за свою науку.

Российской педагогической мысли нужны свежие психологические идеи, а их хоть отбавляй. Зайдите, например, в книжный магазин на ул. Садовая, 48 в Санкт-Петербурге ("РозаМира"), - вы будете ошеломлены обилием самых разнообразных книг по традиционной, нетрадиционной, духовно-религиоз­ной, философской и психологической тематике.

В действительности, как учит психосинтез, человек - существо целостное. Двойственностьнашегосамосознания ("Я" - "Не-Я") возникает в нас толь­ко лишь потому, что мы- дисгармоничны, не способны познать себя и управлять собой. "Не удивительно, - пишет основатель психосинтеза Робер-то Ассаджоли, - что незнаясебяинепонимаясебя, человекнеуправля­етсобой, вращаясь в кругу своих ошибок и недостатков. Не удивительно, -продолжает ученый, - что иногда человек в своем слепомстремлениик свободеиудовлетворениюсебяяростно восстает против существующего положения вещей, а иногда, пытаясь приглушить внутреннюю боль, с голо­вой уходит в лихорадочную деятельность, отдается разгулу страстей или пускается в безрассудные приключения" (Р.Ассаджоли. Психосинтез.- М.:, 1994. - С. 14-15). Пора педагогам овладеть теорией и методами психосинте­за.

ПомыслиН.А.Бердяеваи современным научным представлениям в За­падном мире преобладает дисгармоничный тип людей с гипертрофирован­ным логическим мышлением, расщепленной биполярной структурой созна­ния ("Я" - "Не-Я"), специализированным интеллектом, левополушарной кар­тиной мира и подавленным инстинктом самосохранения. Доведенный в сво­ем развитии до критической крайности именно такой тип личности порождает жестоких диктаторов, платных убийц и изощренных самоубийц, нравствен­ных извращенцев.

Биоэнергетический потенциал дисгармоничного человека огромен, но он фокусирован на процессах анализа, расщепления, дифференциации целого на части, что выражается, по мысли академика Б.Г.Ананьева в гетерохрон-ности всех процессов его развития и созерцания, в результате которых зре­лый "дисгармоник" оказывается разотождествленным со своим телом, не способен к сознательной саморегуляции своих состояний, к психофизи-

ческой интеграции путем вхождения в транс ("самадхи"). Дисгармоник пыта­ется найти эту интеграцию психики и тела в наркотиках, проявлениях жесто­кости и насилия, и не только по отношению к другим, но к себе самому. Лю­дей же гармоничного типа среди нас пока крайне мало, т.к. в социальном отношении они более ранимы, слабы и сенситивны по сравнению с дисгар-мониками. Вот почему они проигрывают им в соперничестве за власть и ли­дерство. Целостная и гармонично развитая личность не способна нагло лгать, и обманывать, и убивать так, как это хладнокровно может делать дис­гармоник с его мощным компьютерным интеллектом, оправдывая свои дей­ствия и поступки "интересами общества", "коллектива" или "высшей силы". Манипуляция людьми - вот способ самоутверждения дисгармоников.

Как показал в своих трудах Л.Н.Гумилевдисгармоничный тип вождя по­рождает мощного завоевателя, способного увлечь за собой толпу для того, чтобы разрушать. Он назвал такой тип лидера "пассионарным", имея в виду особое качество биоэнергии его питающей.

Если школа, как это было, например, в фашистской Германии, будет куль­тивировать и поощрять такой имидж лидера, то будет формироваться дис­гармоничный, но сильный своими организаторско-разрушительными тенден­циями тип личности, что может устраивать силовые социальные организации типа армии, тюрьмы, полиции, но это никак не будет способствовать инте­грации и долголетию Этноса, порождающего таких людей. Для процветания и долголетия Этноса, как показал Л.Н.Гумилев, в его структуре должно под­держиваться оптимальное соотношение дисгармоников и гармоников с пре­обладанием в периоды созидательной эволюции последних, а в периоды разрушительных кризисов первых. Мы, граждане новой России, уже пережи­ли самые разрушительные кризисы и мировые войны. Пора обратиться к бо­лее гармоничному типу людей за помощью и поддержкой в возрождении и России и превращении ее народа в высокообразованнуюнацию. Педаго­гам должно быть стыдно плестись в хвосте цивилизованных стран и чис­литься в числе "развивающихся" на 50-ом месте по уровню образованности (вожди и политики стыда лишены).

Славабогу, война в Чечне прекращена людьми, чья целостность дей­ствий выдает в них черты людей с гармоничным отношением к мировой сре­де и своему народу. Возникаетнадежда, что путем образования и возрож­дения культурных, научных и духовных ценностей наша страна не свернет с избранного исторического пути социально-экономических реформ и дости­жения гражданского мира. Констатируя это можно перефразировать из­вестную русскую поговорку в пользу более гармоничного типа людей, чем те, которые ныне пытаются управлять развитием и достижением Здоровья на­ции: "Лучше лебедь на Земле, чем журавль в Небе".

Итак, отечественнойпедагогическойнаукенужнасвоятеоретическая концепция, обосновывающая само существование педагогики и обществен­ного смысла ее воспитательно-образовательной деятельности в современ­ных условиях в России. Нам представляется, что такая концепция дается комплексным подходом к человеку как личности и индивиду, субъекту и объ­екту соотношений с миром (по НАБердяеву), как индивидуальности (по Б.Г.Ананьеву). Идея формированияивоспитаниявсестороннеигармо­ничноразвитойличности "строителякоммунизма" устарела только на два слова, взятых в кавычки. Современная коренная наука о Человеке

(вспомним Николая Чернышевского: "Кореннойнаукойостаетсяиоста­нетсянавсегданаукаоЧеловеке") провозглашает как педагогическую сверхзадачу формировать и воспитывать в людях такие качества их лич­ности, совокупное выражение которых в их социальной деятельности в об­ществе, в конечном итоге, оценивалось бы как созидание, а не разрушение, счастье, а не страдание и горе.

Настоящий выпуск "ВестникаБалтийскойАкадемии" посвящен разно­плановым проблемам поиска ответов на вопросы: "Кого, как и какими педаго­гическими средствами в России будут образовывать и воспитывать?", "Какой тип личности желателен как ориентир в качестве идеала для юных граждан России XXI века?", "Какова роль в образовании будущего практической психологиии ее различных нетрадиционных направлений и образователь­ных психотехнологий (психопедагогика, акмеология и валеология, нейро-лингвистическое программирование, психосинтез}?

Отмена старой идеологии - мы имеем в виду "Марксизм-Ленинизм", не означает, что мы педагоги-психологи остались на "бобах", т.е. стали деидео-логизированными, совсем нет. Читайте авторов наших выпусков, где пишет­ся о нашей высокой гражданской ответственности и цели профессиональной педагогической деятельности - формирование гармонично развитой лич­ности молодого специалиста России, - Вы убедитесь, что наша идеология ясна как божий день - ВозрождениеРоссиичерезобразование, культуру, управлениеидостижениеЗдоровьянации.

* Отредакциижурнала: Просим направлять отзывы, критические замечания, пожелания, свои статьи и заметки по содержанию редакционной статьи по ад­ресу: Санкт-Петербург, 197342. А/Я 74. Редакция "Вестник БА". Г.А. Степано­вой.

  1. Программа развития «инновационная деятельность российского нового университета»

    Программа
    Главной целью предлагаемой Программы является создание и управление моделью инновационно-образовательной среды (ОИС) вуза, ориентированной на подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих инновационным (интегральным) мышлением,
  2. Программа развития образовательной деятельности Мурманского государственного гуманитарного университета на 2011-2014 гг

    Программа
    Программа развития образовательной деятельности МГГУ является организационной основой реализации комплекса взаимосвязанных мер в течение 2011-2014 гг.
  3. Программа "развитие инновационной деятельности в калужской области на 2005-2010 годы"

    Программа
    Последние два десятилетия характеризуются ростом влияния науки на социально-экономическое развитие в регионах, интенсификацией процессов создания и распространения знаний, а также активизацией инновационной деятельности.
  4. Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения Радужненской средней общеобразовательной школы

    Программа
    - обеспечить эффективность преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования в соответствии с возрастными особенностями развития школьников,
  5. Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008-2015 годы 12 декабря 2007 года № 154-гд

    Программа
    министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство промышленности и энергетики Самарской области, министерство нефтехимической и газовой промышленности Самарской области,
  6. Об утверждении республиканской программы развития инновационной деятельности в республике татарстан на 2004 2010 годы

    Документ
    2. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан создать в структуре министерства департамент инноваций в пределах утвержденной численности аппарата министерства.
  7. Программа развития государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы средней общеобразовательной школы «школа здоровья» №50

    Программа
    «ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
  8. О республиканской программе развития страховой деятельности на 2011–2015 годы

    Документ
    представлять в Совет Министров Республики Беларусь годовой план мероприятий по реализации Республиканской программы, согласованный с заинтересованными органами государственного управления,
  9. Программа развития Муниципального образовательного бюджетного учреждения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области Ильинской основной общеобразовательной школы на 2011-2014 годы 2011 год

    Программа
    Муниципального образовательного бюджетного учреждения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области Ильинской основной общеобразовательной школы

Другие похожие документы..