Методические указания к выполнению выпускных квалификационных работ для студентов дневной формы обучения специальности 010503 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Екатеринбург
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО “Уральский государственный технический университет – УПИ” Радиотехнический факультет
Кафедра “Вычислительные методы и уравнения математической физики”
ОрганизацияДИПЛОМНОго ПРОЕКТИРОВАНИя
Методические указания
к выполнению выпускных квалификационных работ
для студентов дневной формы обучения специальности
010503 – Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
Екатеринбург
2007
УДК 621.37:06.066:378
ББК 32.84+30.2+74.58
Составители Мельникова Н.В.
Научный редактор профессор, д.ф.-м.н. Мартышко П.С.
Организация дипломного проектирования: Методические указания к выполнению выпускных квалификационных работ / Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007. с.
В работе рассматриваются основные вопросы организации дипломного проектирования, подготовки, выполнения и защиты дипломных проектов и работ студентами специальности 010503 – Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
.
Приводятся общие правила оформления пояснительной записки, чертежей и схем, спецификации, программной документации с соответствующими ссылками на стандарт предприятия, государственные стандарты, справочную и учебную литературу с целью ускорения поиска информации, необходимой для оформления документов выпускной квалификационной работы.
Библиогр.: 3 назв. Прил.11.
© ГОУ ВПО «Уральский государственный
технический университет – УПИ», 2006
ВВЕДЕНИЕ
Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении и имеет целью:
систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания по специальности, применить их при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач;
развить навыки самостоятельной работы, овладеть методикой выполнения проектных работ, теоретических и экспериментальных исследований;
освоить методы выбора и обоснования научно-технических решений с учетом экономических и технических требований при разработке реальных инженерных проектов и научно-исследовательских работ.
В то же время работа студента над дипломным проектом является первым этапом инженерной деятельности и, как правило, первой его инженерной разработкой. В связи с этим представляется целесообразной организация дипломного проектирования непосредственно на рабочих местах будущей деятельности выпускников. Это поможет молодому специалисту быстрее пройти период адаптации и освоиться в новом коллективе.
Кроме того, совмещение учебной работы с реальной инженерной разработкой и представление ее в качестве дипломного проекта повышает ответственность студента за качество своей работы, интерес к проекту и авторитет дипломника как со стороны членов государственной аттестационной комиссии, так и со стороны коллег по учебе, друзей, знакомых.
ТЕМАТИКА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Работа над дипломным проектом начинается с преддипломной практики, в процессе которой студенты получают темы дипломных проектов или работ, анализируют постановку задачи, исходные данные, собирают материал, необходимый для технико-экономического обоснования проекта.
Дипломный проект или дипломная работа, являющиеся по существу квалификационными работами, должны соответствовать специальности студента. Допускается разработка, в которой представлены математические модели, алгоритмы и программы по поставленным задачам с анализом полученных результатов.
Тема дипломного проекта должна быть прежде всего актуальной, т. е. выдвигаться потребностями и логикой развития современной науки, техники, производства. При этом название темы дипломного проектирования должно быть кратким, четко отражающим его основное содержание.
По своему характеру дипломные проекты могут быть расчетно-конструкторскими или комплексными (системными).
Расчетно-конструкторский проект посвящен разработке отдельного устройства системы. Такой проект должен содержать:
технико-экономическое обоснование выбора структурной схемы, разработки принципиальной схемы и конструкции проектируемого устройства;
расчет и макетирование устройства в целом (или его части) с использованием современной элементной базы, ЭВМ;
результаты экспериментального исследования макета;
разработку конструкции устройства с учетом эксплуатационных и технических особенностей, экономическое обоснование принятых решений.
Комплексный (системный) проект охватывает круг вопросов, связанных с проектированием систем передачи информации, радиолокационных систем, систем телеуправления, систем связи, систем защиты информации
и т. п. Такой проект должен содержать:
технико-экономическое обоснование выбранной системы (анализ назначения системы, ее технических и эксплуатационных параметров, сложности конструкции, стоимости и сравнение по этим показателям с другими вариантами ее построения);
технические требования к подсистемам и устройствам;
электрический расчет и конструкторскую разработку одного или нескольких устройств;
анализ возможностей применения полученных результатов на практике, рекомендации по эксплуатации системы.
Дипломная работа носит теоретический, исследовательский характер и должна содержать:
обоснование актуальности рассматриваемого вопроса;
теоретическое исследование;
разработку нового или описание старого, ранее разработанного программного продукта или макета;
экспериментальное исследование путем цифрового, аналогового или натурного моделирования;
анализ условий и эффективности применения полученных результатов на практике.
Темы дипломного проекта предлагаются преподавателями или научными сотрудниками кафедр УГТУ-УПИ, а также ведущими специалистами предприятия, на котором студент проходит преддипломную практику. Студент может предложить также и свою тему дипломного проекта, обосновав целесообразность ее разработки.
Представляет интерес и поощряется проектирование по комплексной тематике, когда несколько дипломников работают по смежным темам, объединенным одной проблемой. При этом задание на проектирование выдается каждому студенту индивидуально, а защита таких проектов проводится на одном заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).
1ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1Оформление задания
Тема дипломного проекта или дипломной работы должна быть зарегистрирована на выпускающей кафедре в течение двух первых недель прохождения преддипломной практики.
Для регистрации темы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой, в котором формулируется тема проекта или работы, указывается фамилия, имя, отчество, должность, место работы и телефон предполагаемого руководителя. Заявление подписывается студентом и визируется (с пометкой "Согласовано") руководителем проектирования.
Темы дипломных проектов, руководители и консультанты дипломников утверждаются распоряжением декана факультета по представлению выпускающей кафедры.
Задание на дипломное проектирование оформляется в двух экземплярах, подписывается студентом и руководителем и утверждается заведующим кафедрой до окончания преддипломной практики. Первый экземпляр задания на дипломное проектирование хранится в делах выпускающей кафедры, второй экземпляр передается студенту и представляется им в государственную аттестационную комиссию при защите. Кроме того, для оформления пояснительной записки потребуется ксерокопия задания на дипломное проектирование, заполненного и подписанного всеми лицами.
1.2Руководство проектированием
Общее руководство и контроль над ходом дипломного проектирования осуществляет выпускающая кафедра. Непосредственное руководство в академической группе осуществляет преподаватель кафедры, назначенный куратором дипломного проектирования.
Каждому дипломнику распоряжением по факультету назначается руководитель. Основные обязанности руководителя дипломного проектирования состоят в следующем:
составление задания на дипломное проектирование;
проведение консультаций;
составление списка основной и дополнительной литературы, справочных и архивных материалов;
распределение объема работ по разделам и срокам их выполнения;
контроль над выполнением календарного плана работы;
проверка готовности дипломного проекта к защите;
написание отзыва о работе студента над проектом.
Следует подчеркнуть, что основной обязанностью руководителя является определение направления проектирования, предостережение студента от грубых ошибок. Руководитель не несет ответственности за ошибки в расчетах, недостатки в стиле и грамотности изложения материала, качестве его оформления. Подписи руководителя и консультантов на титульном листе пояснительной записки удостоверяют, что работа выполнена самостоятельно и в соответствии с заданием.
В процессе дипломного проектирования студенты должны в установленные сроки отчитываться перед куратором дипломного проектирования о ходе выполнения проекта. На заседаниях выпускающей кафедры обсуждается ход проектирования, выполнение календарного плана всеми дипломниками, при необходимости принимаются меры дисциплинарного характера к студентам, отстающим от графика выполнения проекта.
1.3Завершение проектирования
1.3.1Порядок окончания проектирования
Завершение работы над дипломным проектом или работой состоит в последовательном выполнении этапов, перечисленных ниже.
Разделы дипломного проекта, выполненные по дополнительному заданию, передаются на проверку соответствующему консультанту. После проверки консультант подписывает бланк задания на проектирование и титульный лист пояснительной записки с указанием Ф И О, должности, ученой степени и звания.
Руководитель проектирования проверяет основной раздел пояснительной записки и все графические документы проекта. Студент завершает оформление всех материалов и брошюрует пояснительную записку. Студент подписывается на титульном листе пояснительной записки, на графических документах и передает документы на подпись руководителю проектирования.
Руководитель проектирования делает записи о допуске к защите в задании на проектирование, зачетной книжке и расписывается на титульном листе пояснительной записки с указанием Ф. И. О., должности, ученой
степени и ученого звания.Руководитель составляет отзыв о работе студента над проектом.
Дипломный проект и его графическая часть передаются на проверку нормоконтролеру кафедры. В результате проверки должны быть устранены недостатки в оформлении документов проекта, что подтверждается подписью нормоконтролера на титульном листе и графических документах.
Дипломный проект передается рецензенту, назначенному деканом по согласованию с заведующим кафедрой.
Рецензент дает развернутый отзыв о дипломном проекте (работе) с оценкой по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Отзыв должен быть подписан, и заверен печатью организации, где работает рецензент
Полностью оформленные документы дипломного проекта предоставляются заведующему кафедрой на предварительной защите. Заведующий кафедрой принимает решение о допуске к защите, делает соответствующую запись в задании на проектирование и титульном листе пояснительной записки.
За один день до защиты студент передает секретарю ГАК пояснительную записку, графические материалы, отзыв руководителя, рецензию, сведения о рецензенте, оформленную зачетную книжку, а также материалы, характеризующие научную и практическую ценность проекта (печатные работы по теме проекта, макеты, документы о практическом использовании результатов проектирования).
1.3.2Основные требования к содержанию отзыва
Отзыв руководителя должен содержать сведения, подтверждающие степень соответствия дипломника квалификации инженера, а не характеристику дипломного проекта или работы. В отзыве отмечается степень самостоятельности и уровень инженерной подготовки студента, проявленные им в процессе проектирования.
В отзыве необходимо оценить прилежание, ритмичность в работе, трудолюбие, умение преодолевать организационные и технические затруднения, возникающие в ходе дипломирования. Важно отметить умение студента работать с научно-технической литературой, в том числе патентной, периодической, отечественной и иностранной.
Не принято давать в отзыве оценку дипломного проекта. Отзыв должен заканчиваться выводом о возможности присвоения студенту квалификации инженера. Данный документ должен быть напечатан или написан разборчивым почерком и подписан руководителем с указанием его Ф И О, ученого звания и степени, должности и места работы.
1.3.3Основные требования к содержанию рецензии
На рецензирование дипломного проекта или работы в соответствии с нормами времени УГТУ-УПИ отводится три часа. За это время рецензент изучает все представленные ему документы дипломного проекта (расчетно-пояснительную записку, чертежи, наглядные пособия, макет разработанного устройства, программное обеспечение) и пишет рецензию.
Рецензия должна содержать перечисление всех документов дипломного проекта и их краткое описание. На основе анализа представленных материалов дается оценка актуальности решаемой дипломником задачи, уровень ее сложности с инженерной и научной точек зрения. Далее приводится характеристика качества оформления документов дипломного проекта и степень их соответствия основным требованиям государственных стандартов.
Констатирующая часть рецензии завершается общей оценкой степени выполнения задания на проектирование с указанием пунктов, не выполненных полностью или частично. Далее анализируются достоинства и недостатки работы. Используемые при этом аргументы должны быть конкретными и краткими.
В рецензии не принято давать характеристику личностных качеств дипломника и делать вывод о возможности присвоения ему соответствующей квалификации. Здесь целесообразно сформулировать вопросы, на которые дипломник будет отвечать на публичной защите проекта. В заключение выставляется оценка работы по четырехбалльной системе.
Рецензия должна быть напечатана (написана) и подписана рецензентом с указанием Ф И О, ученого звания, степени, должности и места работы.
1.4Защита дипломного проекта
Защита дипломных проектов проводится на выпускающей кафедре. График защит составляется с учетом пожеланий студентов. На защиту студент предоставляет следующие документы:
зачетную книжку и паспорт;
выписку из зачетно-экзаменационной ведомости;
задание на проектирование;
пояснительную записку к дипломному проекту;
чертежи и наглядные пособия;
рецензию и отзыв руководителя;
сведения о рецензенте.
Защита проектов проводится на заседаниях ГАК в присутствии студентов, преподавателей, научных сотрудников кафедр, других приглашенных лиц. Присутствие на защите руководителя дипломного проекта и рецензента весьма желательно.
Защита начинается с доклада студента о содержании проекта или работы. Продолжительность доклада не должна превышать 15 мин. Отведенного времени вполне достаточно, если доклад хорошо подготовлен, а содержание его построено по следующему плану:
актуальность темы дипломного проекта;
место работы в ряду предшествующих исследований;
постановка задачи с указанием всех допущений и ограничений;
новизна и достоверность полученных результатов и выводов;
предполагаемое использование полученных результатов.
Доклад необходимо иллюстрировать формулами, графиками, схемами, вынесенными на плакаты. Очевидно, что без предварительной подготовки доклада трудно уложиться в регламент и достойно представить результаты выполненной работы.
По окончании доклада зачитывается рецензия, студент отвечает на вопросы и замечания рецензента, а также на вопросы членов комиссии, проводится демонстрация представляемого к защите действующего макета или разработанного программного обеспечения. После ответов на вопросы зачитывается отзыв руководителя проектирования и защита заканчивается.
На закрытой части заседания дается оценка качества выполнения проекта и его защиты. Результаты защиты оглашаются председателем комиссии в присутствии всех студентов, защищавших проекты на данном заседании, и лиц, присутствовавших на защите.
Диплом об окончании университета вручается на выпускающей кафедре. Для получения диплома студенту необходимо сдать в отдел распределения студенческий билет и подписанный обходной лист.
Все документы дипломного проекта хранятся в университете на выпускающей кафедре. При необходимости передачи проекта на предприятие для внедрения в производство с него разрешается снять копию.
Отчет о работе базовых кафедр за 2008 год (1)
Содержательный отчетВ 2008 г. ЮНЦ РАН поддерживал работу 21 базовых кафедр: аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического ун-та (АГТУ); экономики развития региона (мировой экономики), регионоведения и международных отношений,Отчет о работе базовых кафедр за 2008 год (2)
Содержательный отчетВ 2008 г. ЮНЦ РАН поддерживал работу 21 базовых кафедр: аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического ун-та (АГТУ); экономики развития региона (мировой экономики), регионоведения и международных отношений,Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год
Содержательный отчетКафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.Отче т (2)
Реферат16 октября 1930 г. в Благовещенске был образован аграрно-педагогический институт. Это событие было связано с быстро растущей потребностью в учительских кадрах на Дальнем Востоке.Отче т (3)
РефератЗа 80 лет своей деятельности коллектив вуза подготовил свыше 44 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием, большинство из которых нашли применение своих сил в сферах образования, науки, культуры и управления.Отчет о результатах самообследования шадринского государственного педагогического института (2)
Содержательный отчетЕстественно, что все это в свое время обсуждалось, планировалось, утверждалось на заседаниях Ученого совета института, совещаниях при ректоре, Советах факультетов, заседаниях кафедр.