А. И. Фёдоров, кандидат биологических наук, директор копвц

2. Рациональное питание.

2.1. Эволюционные предпосылки рационального питания.

Разрабатывая мероприятия по рационализации питания детей школьного возраста, следует помнить, что наблюдаемые нарушения в питании имеют экономические корни, связанные с развившимся в нашей стране кризисом, а также обусловлены сложившимися традициями, привычками в питании и низким уровнем знаний населения о здоровом питании.

Для решения вопросов рационализации питания детей школьного возраста необходимо одновременное действие в двух направлениях: перевод школьного питания на современную индустриальную основу и параллельное обучение как школьников и их родителей, так и учителей принципам и навыкам здорового, рационального питания.

Работа по рационализации питания школьников должна исходить из основных положений, сформулированных в Концепции государственной политики в области здорового питания в России, являясь ее развитием. Для этого, с учетом представителей заинтересованных ведомств (Минздрав, Минобразования, Миннауки, РАМН, РАСХН и др.), необходимо сформулировать и экономически обосновать:

• основные требования к составу школьных рационов (перечни продуктов, дифференцированных для различных возрастных групп школьников; требования к видам кулинарных изделий и полуфабрикатов школьных блюд с учетом возможностей школьных столовых для их доготовки и др.); требования к организации питания детей в школах в соответствии с новыми технологиями производства, транспортировки и хранения пищевых продуктов;

  • источники финансирования для обеспечения возможности постепенного перехода на бесплатное (или частично оплачиваемое) питание в школе для всех учащихся школ, профтехучилищ и других средних учебных заведений, а на современном этапе - разработку механизмов выявления школьников, нуждающихся в бесплатном питании;

  • основные задачи (направления) по обучению педагогов (включая будущих), родителей и учащихся;

  • очередность подготовки к изданию необходимой учебной литературы, пересмотр школьного расписания в целях выделения определенного учебного времени и внеклассной работы для рассмотрения вопросов, связанных с рациональным питанием человека.

Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 344 с.: ил.

2.2. Питание современного человека.

Современный человек потребляет в сутки около 800 г пищи и около 2000 г воды. Суточный рацион населения нашей планеты (5 млрд. человек) составляет более 4 млн. т пищи. Большая часть человечества испытывала и продолжает испытывать дефицит в некоторых продуктах питания. Особенно остро стоит проблема недостаточного потребления населением продуктов, богатых белками и витаминами.

Известно, что пища человека должна содержать более 600 веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. Каждое из этих веществ занимает определенное место в сложном гармоничном механизме биохимических процессов. 96 % получаемых с пищей органических и неорганических соединений обладают теми или иными лечебными свойствами, поэтому от того, в каком количестве и в каких соотношениях содержатся эти вещества в рационе, зависит состояние здоровья человека.

При организации здорового питания рацион должен быть подобран так, чтобы отвечать индивидуальным особенностям организма человека с учетом характера его труда, половых и возрастных особенностей, климатогеографических условий проживания. Оценить потребности человека в пищевых веществах и энергии призвана специальная технология, имеющая несколько составляющих.

Технология оценки потребности человека в пищевых веществах и энергии.

Определение половых и возрастных различий


Изучение основного обмена




Антропометрические исследования

Разработка норм физиологических потребностей

Изучение потребления пищевых веществ




Установление уровня энерготрат

Определение дополнительных потребностей


Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 344 с.: ил.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. Вместе с тем, в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями: возросли заболеваемость и смертность вследствие сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, остро стоит проблема недостаточности витаминов и микронутриентов (йода, железа, фтора, селена) и рост связанных с этим неинфекционных заболеваний, снижаются антропометрические показатели у детей и подростков, уменьшается распространенность грудного вскармливания и др.

Здоровье может ухудшиться вследствие как недостаточности, так и избыточности питания (чрезмерное потребление соли, сахара, животных жиров и насыщенных жирных кислот, алкоголя, а следовательно, и «пустых» калорий). В последнее время определена проблема так называемых малоимущих семей, в которых создаются условия для развития недостаточного питания. Следует в этой связи отметить, что уровень жизни примерно у 1,3 млрд. населения Земли находится ниже черты бедности. Прежде всего от нищеты и голода страдают дети, женщины и старики.

В значительной степени нарушения питания среди населения России обусловлены кризисным состоянием в производстве и переработке продовольственного сырья и пищевых продуктов, ухудшением экономического положения большей части населения страны, а следовательно, низкой покупательской способностью.

Остро стоит проблема качества пищевых продуктов и продовольственного сырья, обращает на себя внимание низкий уровень культуры питания населения. (Три главных фактора здорового питания показаны на рис.)

Здоровое питание

Экономические возможности («карман»)

Уровень образования в вопросах питания (культура)




Ассортимент пищевых продуктов («прилавок»)


Рис. Факторы, формирующие здоровое питание.

Таким образом, в основе современных представлений о питании должна лежать концепция оптимального питания, предусматривающая необходимость и обязательность полного обеспечения потребностей организма не только в энергии, эссенциальных макро- и микронутриентах, но и в целом ряде необходимых минорных непищевых компонентов пищи, перечень и значение которых нельзя считать окончательно изученными и установленными.

Мы постоянно сталкиваемся с дилеммой: необходимостью, с одной стороны, ограничения объема потребляемой пищи с целью достижения соответствия между калорийностью рациона и энерготратами, с другой - значительного расширения ассортимента потребляемых пищевых продуктов для ликвидации существующего дефицита микронутриентов. Это сложная, но в современных условия решаемая проблема. Формула пищи XXI века - это постоянное использование в рационе, наряду с традиционными натуральными пищевыми продуктами, продуктов из генетически модифицированных источников с улучшенными потребительскими свойствами и повышенной пищевой ценностью, продуктов с заданными свойствами (т. е. функциональных пищевых продуктов, обогащенных эссенциальными пищевыми веществами и микронутриентами), биологически активных добавок к пище (БАД), концентратов микронутриентов и других минорных непищевых биологически активных веществ.

Мы стоим сейчас у истоков этого нового и перспективного направления нутрициологии. В то же время к весьма эффективным практическим внедрениям этого направления следует отнести интенсивно развивающиеся отрасли пищевой и фармацевтической промышленности, производящие, соответственно, различные виды так называемой функциональной пищи и биологически активные добавки к пище.

Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 344 с.: ил.

2.3. Понятие и принципы рационального питания.

Питание должно быть рациональным, сбалансированным. Сколько химических веществ расходует организм взрослого человека в процессе жизнедеятельности, столько же должно поступать их с продуктами питания. Однако в процессе обмена одни вещества могут переходить в другие. При этом большинство из них может синтезироваться в организме, тогда как некоторые являются как бы исходными: они не могут синтезироваться и должны обязательно поступать с пищей. Отсюда все пищевые вещества делятся на заменимые и незаменимые. К последним относятся незаменимые аминокислоты (валин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треонин, триптофан и фенилаланин), незаменимые жирные кислоты (линолевая, линоленовая), витамины и минеральные вещества.

Теория сбалансированного питания, которую в нашей стране широко и углубленно разрабатывал академик АМН СССР А.А. Покровский, заключается в установлении тесной связи питания с процессами обмена веществ. При этом особая роль отводится незаменимым факторам питания.

Рациональное питание должно основываться на теории сбалансированного питания и предусматривать правильный режим потребления пищи. Необходимо знать и соблюдать три принципа рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи. Умеренность в питании не позволяет потреблять с пищей энергии больше или меньше, чем ее расходуется в процессе жизнедеятельности; разнообразие пищи в paционе с наибольшей степенью вероятности гарантирует поступление в организм всех незаменимых компонентов питания; определенный режим питания (время приемов пищи в течение дня, а также количество и качество пищи при каждом ее приеме) поддерживает аппетит в нужных рамках.

Рассмотрим подробнее каждый из трех принципов рационального питания.

Первый принцип рационального питания - умеренность. Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. Закон сохранения энергии в природе является абсолютным, он справедлив не только для неживой материи, но, действует и в живом организме, в том числе и в клетках органов и тканей человека.

Расход энергии в организме осуществляется тремя путями: в результате так называемого основного обмена, специфического динамического действия пищи и мышечной деятельности.

Основной обмен - это минимальное количество энергии, которое необходимо человеку для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Такой обмен обычно бывает во время сна в комфортных условиях Его чаще всего рассчитывают по отношению к «стандартному» мужчине (возраст 30 лет, масса тела 65 кг) или к «стандартной» женщине (тот же возраст, масса тела 55 кг), занимающимся легким физическим трудом. Основной обмен зависит от возраста (у маленьких детей он на единицу массы тела в 1,3 - 1,5 раза выше, чем у взрослых), общей массы тела, внешних условий проживания и индивидуальных особенностей человека. Установлено, что в среднем при основном обмене затрачивается около 1 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. У людей, постоянно испытывающих физические нагрузки, основной обмен, как правило, повышается в пределах 30%. Специфическое динамическое действие пищи обусловлено ее перевариванием в желудочно-кишечном тракте человека. Наибольший расход энергии вызывает переваривание белков, которое увеличивает интенсивность основного обмена обычно на 30 - 40%. Прием с пищей жиров повышает основной обмен на 4 - 14%, углеводов - на 4 - 7%. Даже чай и кофе вызывают повышение основного обмена в пределах 8%. Подсчитано, что при смешанном питании и оптимальном количестве потребляемых пищевых веществ основной обмен увеличивается в среднем на 10 - 15%. Физическая деятельность оказывает существенное влияние на расход энергии в организме человека. Чем больше физическая активность, тем больше энергии тратит организм человека.

Если масса тела человека больше стандартной, то энерготраты при указанных видах деятельности пропорционально увеличиваются, если меньше - снижаются. Суточные энерготраты человека зависят от возраста, пола, массы тела, характера трудовой деятельности, климатических условий и индивидуальных особенностей протекания реакций обмена веществ в организме.

Энерготраты «стандартного» человека (массой 60 кг) при различных видах деятельности, ккал/ч.

Виды деятельности

Ккал/ч

Сон

50

Отдых лежа без сна

65

Чтение вслух

90

Делопроизводство

100

Работа в лаборатории сидя

110

Домашняя работа типа мытья посуды, глажения, уборки

120-240

Работа в лаборатории стоя

160-170

Спокойная ходьба

190

Быстрая ходьба

300

Бег трусцой

360

Ходьба на лыжах

420

Гребля

150-360

Езда на велосипеде

210-540

Катание на коньках

180-600

Плавание

180-400

Взять, к примеру, такую категорию работников умственного труда, как служащие, операторы: у мужчин суточные энерготраты составляют 2550 - 2800 ккал, у женщин – 2200 - 2400 ккал. У работников сферы обслуживания, занимающихся легким физическим трудом, энерготраты уже несколько выше: 2700 - 3000 ккал у мужчин и 2350 - 2550 ккал у женщин. Еще выше энерготраты у мужчин, занятых тяжелой физической работой (грузчики, лесорубы и т. п.),- 3900 - 4300 ккал. У спортсменов в некоторых видах спорта в период соревнований или интенсивных тренировок суточные энерготраты могут превосходить 8000 ккал.

У детей и подростков (до 17 лет) и людей старше 60 лет энерготраты снижены: у первых из-за меньшей массы тела, у вторых в результате общего снижения интенсивности процессов обмена веществ и физической деятельности.

Восполнение всех энерготрат человека осуществляется благодаря питанию. При этом углеводы и жиры пищи могут расщепляться до углекислого газа и воды с выделением большого количества энергии. Только белки образуют в организме ряд недоокисленных продуктов, выделяющихся с мочой (например, мочевина). Установлено, что 1 г углеводов содержит энергию, равную 4 ккал, 1 г жиров - 9 ккал и 1 г белка - 4 ккал. Зная химический состав пищи, легко подсчитать ее энергетическую ценность.

  1. Фёдор Григорьевич Углов (1)

    Документ
    После выхода в свет моей книги «В плену иллюзий», посвящённой борьбе с потреблением алкоголя, прошло немногим более пяти лет. Что же заставляет меня снова взяться за перо?
  2. Директором назначен профессор Василий Дмитриевич Чаклин, научно-учебный сектор возглавляет канд мед наук Ф. Р. Богданов

    Документ
    Начинает работать экспериментальная ортопедическая мастерская по изготовлению необходимого инструментария, а также новых образцов, разработанных в институте.
  3. Книга, которую должен прочитать каждый житель Земли! (1)

    Книга
    Данная книга является коллективным творением – народной книгой, и всеобщим достоянием на территории России и СНГ, а также среди русскоговорящей диаспоры в мире.
  4. Книга, которую должен прочитать каждый житель Земли! (2)

    Книга
    Издание данной книги с существенными изменениями (стилистическая и корректорская правки с целью улучшения текста таковыми не являются), любых новых включений, искажающих смысл книги, не соответствующих или противоречащих её духу, без
  5. Н. В. Медведев кандидат философских наук, профессор

    Книга
    В сборнике материалов Международной научной конференции «Этика и история философии», посвященной 60-летию кафедры философии Тамбовского Государственного Университета им.
  6. А. Н. Маюров, профессор, доктор педагогических наук, академик, президент Международной Академии Трезвости

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие по основам Собриологии предназначено для чтения лекций по проблемам наркотизма. Также целесообразно использование данной брошюры в школах, колледжах, институтах и других учебных заведениях в качестве основного
  7. Журавлёв Игорь Константинович кандидат философских наук, доцент Духовное возрождение Русской цивилизации (учебное пособие)

    Учебное пособие
    В отечественной исторической науке возникла странная ситуация. России отводится место между Западной циви­лизацией и цивилизациями Востока. Парадокс заключается в том, что о Западной и Восточных цивилизациях мы знаем больше, чем о
  8. Xxxiii научно-практическая конференция донская академия наук

    Документ
    Бермус Александр Григорьевич – доктор педагогических наук, профессор Педагогического института ЮФУ, председатель Ростовского регионального отделения Общероссийской движения творческих педагогов «Исследователь»;
  9. С. А. Зайцев первый директор Яльчикской средней школы стр. 83-84 (1)

    Реферат
    В деревне Новое Тойдеряково подвязался в роли учителя отставной николаевский солдат. Вся политика царского правительства, в том числе и политика в области народного просвещения, была направлена на то, чтобы держать в рабстве и невежестве

Другие похожие документы..