«Экология в моей жизни, работе, творчестве»

Умрилова Валентина Петровна,

библиотекарь Усть-Люгинской СБФ Вятско-Полянской ЦБС

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется — природа

Давайте же всегда её беречь!

Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты, но делать это с каждым годом становится всё сложнее и сложнее. Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды.

Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё, человек тогда очень четко сознавал, что земля его кормит, поит, обувает, одевает. А мы, в наше время, всё чаще видим неухоженные поля, горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса. Мыдышим отравленным воздухом и едим овощи и фрукты, зараженные ядовитыми веществами.

Территория Усть-Люгинского округа расположена в пойме двух рек, Люги и Вятки. Поселок Усть-Люга находится в низине, в яме. Вследствие чего воздушная среда нарушена.

Вблизи нашего района нет мегаполисов, нет перерабатывающей промышленности. Но есть Кизнерский арсенал химического оружия. По сведениям военных (из газетных публикаций) срок хранения истек. А как хранится это оружие - нам только приходится догадываться. Не может быть, чтобы не было естественной утечки.

Когда-то я любовалась розово-сиреневыми закатами и восходами, да и в дневное время это явление наблюдается. Поистине мир в розовых очках. Узнав причину этого явления, пришла в ужас. Оказывается, это происходит из-за того, что воздух насыщен химическими веществами. Наблюдалось и такое явление: на лугах выпала розовая роса.

Водная среда включает поверхностные и подземные воды. Задумывались ли мы, какую воду мы употребляем? Например, в речке Люга несколько лет не было рыбы, только в этом году стала появляться. Исчезает рыба в Вятке, а когда-то было её достаточно. По моим предположениям, этому виной является обмеление и загрязнение. Река чистит сама себя, но она не успевает обновляться и тому виной мы сами.

Наш поселок 30 лет назад был окружен лесами. А сейчас в лесу сплошные вырубки, и год от года они ширятся и ширятся, местами даже в лес не приятно заходить. Вырубки да свалки.

Леса исчезают, реки мелеют и болота высыхают. Болот было столько, что порой приходилось обходить не один километр, а сейчас мелкие болота пересохли, а ведь болото- это легкие земли.

Наблюдая за природой, порой приходишь в изумление. Весной листва на деревьях и трава в коричневых пятнах и листья желтые. За 10 лет исчезло много растений. Занимаясь сбором и изучением лекарственных трав, замечаешь, что они исчезают. И исчезают не из-за того, что их вырывают, уничтожают, а по какой -то неясной причине. Исчезли такие растения: бессмертник, чабрец, душица, калган. Бывали у озер ковры из незабудок – значит, озерцо чистое. Только изредка встретишь такое великолепие, у отдаленных озер и болот. Даже валерьяна и то начинает отступать от населенных пунктов.

Исчезают ядовитые растения, хотя я знаю не так много таких трав. Яд в малых дозах - лекарство, ядовитыми растениями лечатся животные, птицы, насекомые. К примеру, мухоморы в лесу бывают часто поедены, значит, кто-то полечился, остался в живых.

Природа земли едина, и каждого человека касаются её беды. В результате ли изменения климата гибнут реки, исчезают животные, растения? В этом виноваты и мы с вами. Задумайтесь. Как мы будем жить без животных и растений: они представляют практическую, эстетическую, научную ценность, а значит, люди должны сделать всё, чтобы более не допустить исчезновения ни одного вида растений или животных. Наша общая задача- сберечь планету.

Давайте не будем: Бросать что-либо в водоёмы - это недопустимо. Реки, озера - это место обитания многих животных ирастений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что под водой нам не видно всё это безобразие. Водоёмы - это жизненное пространство рыб, беспозвоночных и микроорганизмов, а также птиц и зверей.

Сжигать полиэтиленовую плёнку и пластиковые бутылки. В воздух попадают очень вредные вещества, образующие при горении, даже малые количества которые могут влиять на здоровье человека и животных. Кроме того, в золе остается смола, которая не разлагается естественным путем. Выбрасывать мусор в леса, луга, поля.

Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной только одна,

Для жизни она нам дана!

Филиных Валентина Васильевна,

библиотекарь Кугальской СБФ Яранской ЦБС

Это пришло из детства. Как дань воспоминанию...

Летнее теплое утро. Ласковый вечер. Я бегу по тропинке к реке босиком. Тишина. Взбираюсь на горку. А там шумят березы. Хочется прижаться к ним и стоять так долго-долго и слушать шелест листвы. Они успокаивают, дают силы. Отяжелевшие за ночь листья деревьев, сбрасывают росинки. За горкой уходят к реке луг. На траве в лучах открывшегося солнца сверкают алмазные капли. В самом конце луга, возле реки, «живет» черемуха. Чтобы добраться до нее, нужно пройти по густой траве, которая скрывает тебя вместе с макушкой. Запыхавшаяся, обрызганная росой, но счастливая я сижу на черемухе. Вкус той сладкой черемухи навсегда остался в памяти. Удивительно красивое место. Было...

Нет давно уже той деревни и этого уголка природы, только память.

Почему же мы не сберегли его? Осталось очень сильное то давнее детское воспоминание и невольно возникает желание общения с природой. Ведь без общения с природой не может жить человек. Это счастье.

Чтобы не лишать этого счастья других, чтобы не только мы, а наши внуки и правнуки смогли увидеть красоту природы и я бы хотела своим детям показать любимый уголок природы, но, увы...

Сегодня говорить об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, а об ее спасении.

Имея такое богатство, такое чудо, как книга, мы, библиотекари, просто не имеем права не уделять внимание экологии человека, не бить причастными к его духовному возрождению.

В энциклопедическом словаре «экология» переводится, как дом, жилище плюс наука об отношении сообществ между собой и окружающей средой.

Я думаю, что в первую очередь нужно начать со своего места обитания, со своей комнаты. Создать уют дома, вокруг дома, а также на рабочем месте. Так же уделить себе хоть чуточку внимания - как говорится: «В человеке должно быть все прекрасно».

Я бы сказала еще так: «В человеке должно быть все экологически чистым». Жажда чистоты является проявлением положительного, активного отношения человека к жизни. Тревогу вызывает не только состояние окружающей среды, но и сам человек, его внутренний мир, то, что можно назвать «экологией человека».

Это направление вызывает остро направленный интерес у читателей всех возрастов и категорий, и я охотно иду навстречу в удовлетворении этого интереса.

Нередко члены семейного клуба «Иван да Марья» сами выступают инициаторами мероприятий экологической направленности, отдают им предпочтение.

Нужно продумывать циклы мероприятий по работе с семьей. Ведь формирование личности в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются.

Готова ли современная семья к формированию и развитию экологической культуры у детей? Готова, если не нужно допускать наукообразие, монотонности, поучающих нотаций, нагромождения цифр. Интерес может держаться только эмоциональностью подачи материала, его готовностью к диалогу. Здесь особо велика роль неожиданных примеров, личного опыта.

Всегда ли в наши дни ребятам дается возможность проверить себя в близком общении с природой, причем в общении не на праздничном лоне природы, а в том рабочем и деловом?

Я считаю, что труд на земле определяет отношение между человеком и живой природой. Например, сельский подросток не умеет запрячь лошадь, по той причине, что лошадей только на картине видят. Мне кажется, что наши дети чем-то обделены и будет ли для них полной и радостной жизнь на земле.

Известно, что Сухомлинский утверждал, что «человек станет тем, кем он станет до пятилетнего возраста». Основные черты характера формируется в первые годы жизни, поэтому и основы правильного отношения к природе должны закладываться именно в это время.

На первом месте во вспомогательной работе должны быть гуманистические мотивы охраны природы, развивающие чувство добра и заботы о животных.

Научить детей не рвать и не давить насекомых, потому что они живые - с этого начинается экологическое воспитание нового отношения к природе. Больше вести наблюдений за живой природой, любоваться ей.

Природа - это источник прекрасного. Художники, музыканты, поэты, писатели дают нам богатый материал в этом отношении, который мы должны использовать, как можно шире. Особое значение для экологического воспитания приобретает пересмотр взгляда на детский труд в природе.

Уровень экологического воспитания человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природе, а тем как он выполняет эти правила.

При подготовке массовых мероприятий очень важно уделять внимание русской литературе с ее идеалами, гармонией, нравственной чистотой. Общение с природой является одним из условий формирования положительного героя. В творчестве современных писателей тема природы приобретает нравственную окраску. Она перерастает в тему человеческого долга, ответственности за судьбу наших рек, озер, за сохранность сложившегося равновесия сил.

В работе с литературой по экологии нужно подходить творчески, чтобы было что-то новое, интересное, полезное и необычайное. Весь материал должен быть оформлен и подан красиво и со вкусом, чтобы у писателей появилось желание вновь пройти в библиотеку и пообщаться на эту тему.

Шемина Алевтина Ильинична,

библиотекарь МОУ СОШ №2 г. Мураши

Источник человечности

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание великое дело; им решается участь человек»

(В. Белинский)

Ещё совсем недавно яростно спорили сохранение природы - это какая проблема - экономическая, инженерная, эстетическая, педагогическая?

Теперь ясно: прежде всего, это проблема моральная, нравственная, воспитательная.

Я думаю, надо закладывать моральную, нравственную, воспитательную позицию жителя земли как можно раньше, чтобы дети учились и следовали законам добра, понимали и чувствовали красоту и неповторимость жизни и поднимались на её защиту. А жизнь - это крохотный малёк в реке, это синичка, выклёвывающая кусочки сала подвешенного ей заботливой рукой, это и чистота озёр и рек, прелесть полей и красота лесов...

Закреплять добрые чувства детей к животным и птицам и гасить в самом начале возникающие задатки жестокости, пока они не разрослись - дело семьи, детского сада, школы и тем более библиотекаря.

Роль детской литературы о живой природе станет первостепенной, если библиотекарь будет прививать любовь к книге не по казённому, с душой, с любовью будет читать малышам, а потом живо и доступно обсуждать с ними рассказы и стихи о бессловесных друзьях человека - животных. Библиотекарь должен идти навстречу переживаниям детей и только тогда они захотят связывать литературу с жизнью.

Но в жизни (к сожалению) есть и другие примеры, когда среди нас похаживают уверенные в безнаказанности взрослые изверги и выращенные ими великовозрастные болваны, измывающиеся над домашними животными. Такие люди оторвались от природы и возомнили себя богами. Такое воззрение никогда не принесёт добра. С ним надо бороться. Бороться и словом и делом в интересах детей.

В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Первостепенная роль привития любви к природе идёт от писателей, а нам библиотекарям надо только уметь хорошо пользоваться арсеналом экологической литературы.

УЧИТЕЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЖАНРА:

КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ, чьи сказки рассказы - о той радости, которую даёт ребёнку и взрослому чуткость ко всему живому, и о том, как много теряет человек, такой чуткости лишённый.

МИХАИЛ ПРИШВИН, тайновидец леса, нашедший общий язык со всеми лесными обитателями. Раскрывающий «правду вековой суровой борьбы людей за любовь».

ВИТАЛИЙ БИАНКИ, который, по его собственным словам, всю долгую жизнь бродил по родной земле в поисках жар- птицы. Создатель «Лесной газеты.

ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН, поэт маленьких зверят, художник и писатель в едином лице, чьи обаятельные рассказы о зверятах и насыщенные юмором рисунки сливаются в нерасторжимое единство.

НИКОЛАЙ СЛАДКОВ, пропагандирует фоторужьё, с ним ты сказочный великан, стреляешь, но не убиваешь, берёшь, но не трогаешь, уносишь, но оставляешь - Если эта горячая похвала безоружной охоте дойдёт до сознания читателей, можно надеяться , что они вырастут нравственно.

Отрадно, что среди литераторов- природоведов становится всё больше и больше, которые идут вслед за учителями.. Писатели - природоведы открывают читателю пути познания ПРИРОДЫ, учат любви и привязанности к ней, мужеству в её защите, дают понять, что человек часто бывает виноват перед природой.

Мы должны говорить, писать, бить в набат, объяснять, сделать всё возможное, чтобы дети больше читали, а хорошая книга воспитает справедливый гнев ребят против проявления бескультурья и бесчувственности по отношению к животным.

Удивительно, что современные родители опасаются слёз у ребёнка, если рассказ или стихотворение заставляет маленького читателя заплакать, мол вредно сказывается на нервах. Чушь какая! Жалость и сочувствие ко всему живому - основа ЖИЗНИ.

Давайте вспомним фильм по книге Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Посмотрев фильм, и взрослые и дети выходят со слезами на глазах, но есть и такие, у которых фильм не тронул ни одну человеческую струну его души, значит можно уверенно сказать, что мимо этого человека в детстве прошли мимо и тургеневская Муму и чеховская Каштанка.

А Муму и Каштанке можно поставить памятники - за сотни тысяч сердец, которые они воспитывают уже не одно десятилетие. Памятник можно поставить и «Белому Биму» за добро, которое он разбудил в миллионах сердец.

А для чего это нужно?

А для того, чтобы всегда были зима и лето, весна и осень, белый хрустящий снег и чистые реки, звери в лесу и рыба в воде.

Человек, которого мы воспитываем, должен быть добрым.

ИСТОЧНИК ЧЕЛОВЕЧНОСТИ - это сила, храбрость, доброта.

Хотелось бы, чтобы мои читатели обрели неповторимое чувство преданности родной Земле, которое каждому придаёт силу и рождает чувство вины перед Природой за неблагоприятные поступки.

И хочется закончить своё выступление обращением ко всем людям Земли:

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним-

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.

Шишкина Алевтина Алексеевна,

зав. Коршикской СБФ Оричевской ЦБС

«Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение».

В.Белов

Наш самобытный Вятский край привлекает своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов, полей, необычайной прелестью лесов каждого, кто когда-либо с ним соприкоснулся. Здесь много красивейших, нетронутых уголков природы.

Кому-то она может показаться скромной и неброской, для меня она единственная! У всех, кто родился на Вятской земле, эта Малая Родина всегда живет в сердце. Это самое дорогое для моих земляков и для меня.

А сейчас давите мысленно посмотрим на нашу планету из космоса. Мы увидим нашу единственную и неповторимую планету Земля. Она представляется нам маленьким, незащищенным шариком, и чувство гордости за могущественную силу природы сменяется чувством тревоги за ее судьбу.

Страшно сознавать, что от невежественного вмешательства человека в дела природы исчезают с лица земли реки, загрязняются моря, вырубаются леса - легкие этого сложного организма.

Экологическая обстановка на нашел планете становится критической, и природа уже достигла той черты, при которой она перестает восстанавливаться.

А сейчас я приглашаю вас на заочную экскурсию по нашему Вятскому краю. ДАВАЙТЕ ЗАГЛЯНЕМ В ЭТИ ЧУДЕСНЫЕ ЛЕСНЫЕ ГЛАЗА!


В

лесу у рыси нет достойных врагов. Слегка повернув голову с кисточками на ушах, вслушивается она в лесные шумы и шорохи. Малейшее подозрение – и толстые мягкие лапы унесут ее с опасного места. Взгляд у рыси небезобидный – хищник все-таки, но посмотрите, какой он спокойный.

А эта лисичка вышла на охоту. С радостным удивлением смотрит она на окружающий зеленый мир. Время летнее, созревают травы и всегда можно кого-то словить себе на обед. Но вот лисичка увидела что-то необыкновенное. У нее даже язык загнулся кончиком вверх от удивления, а меховой убор головы так и замер в радостном возбуждении. В жизни бывает чему удивляться.

Я приглашаю послушать нашу майскую ночь. Слышите? Прямо за одворицей, на крохотном озерке, заросшем ивой, горланят лягушки: «Бре-ке-ке». В этот стройный земноводный хор почти гармонично вплетается скрип коростеля. Он затаился где-то поблизости, на самом бережку водоема и неумолчно подает свой голос. Прислушайтесь, и вы поймете, что звуки этой птицы совсем не одинаковы, а имеют множество оттенков, в них можно уловить и нежность, и призыв, и страсть, и угрозу, и что-то еще такое, от чего сильнее бьется сердце.

На другом берегу загадочной речки, где глухой старый бор уходит к самой воде, страшно ухнул филин. То ли от одиночества, то ли пугнуть кого захотел, то ли самому вдруг стало не по себе.

Дальше в лесном урочище до самой темноты боботали зайцы-беляки. И когда еле-еле забрезжил рассвет, в темном небе заблеял «барашек». Это бекас-жених завораживает свою подружку. Красивые вибрирующие звуки доходят до самого сердца самочки.

А взгляните-ка на ночное небо. Оно только по началу кажется черным. Потом вы увидите на черном бархатном небе одну, другую, третью и много-много маленьких фиолетовых и зеленых звезд, кажется, что они не падают, не мерцают, а таинственно смотрят на нас из космических далей и наказывают: «Люди, наслаждайтесь жизнью, любите бесценно дорогую природу, дарящую счастье. Не ссорьтесь!».

Продолжим нашу заочную экскурсию по Вятскому краю.

А вот и Оричевский район, поселок Мирный - тринадцатый район, охарактеризованный военными как наименее социально активный. Здесь сосредоточено 17 процентов от всех запасов ОВ России. Запретная зона, колючка, охрана с автоматами наперевес. А в центре полигона - в черном дыму военные в противогазах, словно черти в аду, помешивают жутковатое варево в громадных котлах. Уже в далекие 50-е годы мирнинцы часто слышали взрывы… Это уничтожались вышедшие из строя фугасные бомбы, термитные авиазапасы, в том числе, возможно, и химические.

Многие жители стали невольными жертвами последствий этих операций. Кто-то нанюхался и лежал несколько дней в каком-то странном забытье. Кто-то вдруг натыкался на колючую проволоку в лесу и грозные надписи : проход запрещен.

У бывшей деревни Лопата находится одно из красивейших озер области - Лопатинское, памятник природы областного значения, пострадавшее от действий военных. В 1996 году озеро обнаружили почти мертвым и стали искать причину.

Как выяснилось, в болото, что в 2 км от озера, были слиты какие-то отравляющие вещества. В течение года яды через подземные воды просочились в озеро и погубили все живое в нем. Озеро стало совершенно безжизненным. Местные жители теперь в нем даже белье не полощут – вода плохая. Лес вокруг варварски вырублен, а ведь когда-то оно было сказочно красивым.

А сейчас, уважаемые экскурсанты, ВЧИТАЙТЕСЬ В ЭТИ СТРОКИ. Учеными разработан способ контроля за биологическими объектами.

Голубая лягушка, асимметрия черепа, позвонка, лапки лягушонка - все это следствия химического токсина. Если в колодце обнаружите «кривую» дафнию - можно сказать, что данный биологический вид здесь жить не может. А где не может жить дафния, там не может жить и человек. Не может, но живет…

В Ярославской области, там где разлили ракетное топливо, появились лысые зайцы, волки …. и даже дети, в Курганской области в 6 раз подскочила детская смертность, а там ничего, кроме химбазы, нет.

Такие вот жестокие опыты. Военные как подходят: если по здоровью населения будет видно влияние арсенала, тогда мы отреагируем. Слишком поздно!

Помните, в старом мультфильме «Паровозик из Ромашкова» паровозик говорит замечательные слова: но ведь если мы не увидим рассвета, мы опоздаем на целую весну. Как бы нам не опоздать, не утратить эту возможность - возможность просто поваляться на траве, походить по ней босиком, подышать чистым воздухом, искупаться в ледяной прозрачной воде. Чтобы сильно билось настороженное сердце, приостанавливалось дыхание. Нет, не от страха, от радости, что жизнь продолжается, и ты в ней занимаешь достойное для тебя, человека, место.

Ради таких минув счастья и гармонии со всемокружающим к живет, наверное, человек на планете Земля. Но если мы лишимся бобра, плещущегося в речной запруде или звонкой трели соловья, выводящего свои рулады, мы лишимся чего-то важного, без чего окружающий мир сразу потускнеет, потеряет свои яркие краски. Да и сами мы будем уже другими, став намного беднее от потери красоты, которую не купишь ни в одном фешенебельном магазине.

Уважаемые экскурсанты, наша экскурсия подошла к концу.

Библиотека располагает большими средствами в приобщении человека к экологической культуре. И одно из них - книга.

В наших фондах есть книги замечательных писателей В.Астафьева, Васильева, Ч.Айтматова, которые поднимают проблему взаимоотношений человека и природы. В своих произведениях писатели обращаются прежде всего к каждому из нас. Задача библиотекаря донести до читателя это обращение, напомнить, что человек и природа - понятия неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель.

Вот поэтому и считается приоритетным это направление библиотечной работы. Библиотекарь своей работой должен постоянно напоминать читателям, что они в ответе перец теми, кто жил на этой земле, а еще больше перед теми, кто будет жить на ней, после них самих.

Писатели как бы призывают нас: «Люди, остановитесь и оглянитесь! с чем вы придете в новый век...»

Шувалова Валентина Андреевна,

директор Лузской ЦБС

«Почему и как нужно учить экологии»

«Наука любознательна,

невежество любопытно»

из «Толкового словаря...» В.И. Даля.

Понятие «экология» повсеместно вживается в наше сознание.

Сегодня в это понятие вкладывается значительно более широкое содержание, её границы задвинуты далеко за рамки биологической дисциплины. Это и «социальная экология» и «инженерная экология», «политическая экология», «экология культуры» и прочее. Дискуссии по поводу объекта изучения экологии продолжаются, хотя само понятие «экология» существует на протяжении 130 лет.

Потому что спектр экологических вопросов, проблем, затрагивает, прежде всего человеческий фактор, потому что человек - его образ жизни, его судьба - также неотделим от окружающей среды, его взаимоотношение с природой, воздействие на природу в процессе жизнедеятельности, прежде всего производственной деятельности, его проявляющейся элементарной экологической безграмотностью, как управляющего звена, - вот потому и нужно учить экологии.

Важная роль в этом отводится экологическому образованию и воспитанию. По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности.

Отсюда следует, что экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

Содержание экологического образования можно выразить в виде трёх взаимосвязанных компонентов:

• знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных факторов;

• практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем;

• эмоционально - эстетическое восприятие природы, художественных образов её выражения и отношение человека к ней.

Азы экологического воспитания и образования должны закладываться с ранних лет. Этим вопросом вплотную необходимо заниматься министерству образования России и решить вопрос о включении предмета «Экология» в школьную программу, развернуть процесс экологизации содержания общего образования.

Конференция ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) провозгласила десятилетие 2005-2015 гг. «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития»

Собирается ли Россия принять участие в этих усилиях международного сообщества? Идёт ли она в ногу с мировым образованием? Об этом другой разговор.

  1. Областной смотр конкурс «Библиотекарь -эколог» (Материалы участников смотра-конкурса). Вып. 1

    Конкурс
    Экологическое просвещение населения является приоритетным направлением деятельности библиотек Кировской области. Эффективность этой работы во многом зависит от профессионализма библиотечных работников.
  2. Областной смотр-конкурс «Библиотекарь эколог» (Материалы участников смотра-конкурса) Выпуск 1

    Конкурс
    В целях дальнейшего развития и совершенствования системы экологического просвещения населения в библиотеках области, повышения квалификации библиотечных работников,
  3. Сборник эссе участников областного смотра-конкурса «Библиотекарь-эколог»

    Документ
    В 2004 году в библиотеках Кировской области прошел профессиональный смотр-конкурс «Библиотекарь-эколог». В блоке «Библиотекарь–эколог - творческая личность» участникам конкурса предлагалось написать авторское эссе, сочинение-размышление
  4. Моу дод дом творчества детей и юношества №2

    Документ
    На современном этапе дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая системы образования России, единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
  5. Структура программы «Экология одаренности» моу маслянинской сош №1 I. Пояснительная записка II. Анализ современного состояния работы с одаренными детьми в школе.

    Пояснительная записка
    Основой структуры данной программы является опыт составления программ работы с одаренными детьми Щербо Н.И. (школа № 1071 г. Москвы) «Одаренный ребенок в системе общеобразовательной школы адаптивной модели».
  6. Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горечи души моей

    Документ
    Анализ складывающейся в последние годы военно-политической обстановки показывает, что Соединенные Штаты и их союзники после разрушения Советского Союза как противника идеологического (промежуточная цель) приступили к ликвидации его
  7. Отчет мук «Крапивинская Межпоселенческая центральная библиотека» по работе с юношеством за 2010 год Сведения о библиотеке

    Содержательный отчет
    Библиотечная сеть Крапивинского района, как и прежде, не имеет специализированных юношеских подразделений. Тем не менее, эта группа пользователей является традиционно многочисленной.
  8. Работы победителей Всероссийского конкурса педагогических идей

    Конкурс
    Формирование грамматического мышления учащихся младших классов включает работу по обогащению фразовой речи, обучение осознанному построению предложений, предупреждение использования ошибочных словосочетаний в письменной речи.
  9. Задачи: Обучающие Познакомить с жизнью и творчеством современного писателя Б. Екимова. Выявить сюжетно композиционные особенности рассказа

    Рассказ
    Цель: определение идейно-тематического содержания рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори…» и раскрытие нравственных проблем, поднятых автором в нём.

Другие похожие документы..