Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра всеобщей истории

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

для заочного отделения

Составитель: к.и.н., доцент

Явнова И.И.

Учебно – методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «___»_______200___г.

Заведующий кафедрой _____________ Сиротин С.В.

Стерлитамак – 2008

Учебная программа дисциплины

«Новейшая история стран Европы и Америки»

ВВЕДЕНИЕ

Новейшее время является одним из самых насыщенных периодов мировой истории. Оно связано с поэтапным генезисом индустриального общества, переходом ведущих стран Запада на постиндустриальную стадию развития, возникновением и гибелью социалистической государственности.

Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать причинно-следственные связи и основные закономерности различных этапов модернизации. Программа содержит как теоретический, обобщающий материал, так и страноведческий, отражает экономическую, политическую и социальную проблематику. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как новая история стран Европы и Америки, история России, политология, социология.

Курс включает следующие разделы. Первый (1918–1945) связан с глубоким цивилизационным расколом европейского общества, формированием основ системы государственно-монополистического капитализма и альтернативных тоталитарных общественных систем. В первой половине ХХ века расширился европоцентристский мир. Реальностью становилось геополитическое, экономическое, коммуникативное единство человечества. Начинается процесс глубинного изменения самого западного общества. Рубежи этого периода составили, с одной стороны, окончание первой мировой войны, вызвавшее качественное переустройство мира, а с другой – окончание второй мировой войны, давшее толчок для формирования международно-правовой системы мирового сообщества, начала «холодной войны», перехода к биполярной модели международных отношений.

Курс предусматривает изучение послевоенного периода (1945 – начало 2000-х гг.). Он трактуется как второй этап новейшей истории, включающий процессы постепенной трансформации индустриальной цивилизации и перехода ее в новое качество – постиндустриальное общество. Основными факторами, предопределившими динамику этого процесса, стали научно-техническая революция, эволюция модели «государства благосостояния», структурный экономический кризис 70-х гг., «неоконсервативная революция» 80-х гг., более сложная дифференциация социальной структуры. Важной частью второго периода новейшей истории является эволюция социалистической системы, завершившаяся распадом этой общественной модели и началом постсоциалистической трансформации стран Восточной Европы, а также процесс модернизации латиноамериканского общества. Качественные изменения наблюдаются в системе международных отношений: происходит ломка биполярного мирового порядка, начинает развиваться многополярная система международных отношений.

Глубокое изучение курса новейшей истории стран Европы и Америки позволит студентам концептуально осмыслить исторический процесс, соотнести его с реальными результатами развития человечества. Курс новейшей истории стран Европы и Америки ориентирует студентов на анализ реальностей мирового развития, осмысление меняющейся действительности.

Учебная программа по новейшей истории стран Европы и Америки построены с учетом государственного стандарта высшего образования и учебного плана исторического факультета Стерлитамакской государственной педагогической академии.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины:

  • изучение совокупности фактов, событий и явлений новейшей истории стран Европы и Америки на основе анализа источников и исследовательской литературы.

Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

  • проанализировать основные периоды и важнейшие события новейшей истории стран Европы и Америки;

  • раскрыть взаимосвязь экономической, политической и культурной истории новейшего периода;

  • показать место стран Европы и Америки в мировом историческом процессе;

  • представить состояние источников по новейшей истории стран Европы и Америки;

  • дать анализ историографии дискуссионных проблем новейшей истории стран Европы и Америки.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

  • учебно-воспитательная;

  • научно-методическая;

  • культурно-просветительная.

Изучение дисциплины «Новейшая история стран Европы и Америки» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно обоснованных приемов и средств обучения;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;

  • воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно-историческому наследию;

в области научно-методической деятельности:

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры учащихся.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • основные периоды и важнейшие события новейшей истории стран Европы и Америки;

  • место и роль стран Европы и Америки во всемирном историческом процессе;

  • основные комплексы источников по новейшей истории стран Европы и Америки;

  • важнейшие историографические проблемы новейшей истории стран Европы и Америки;

  • аспекты всех сторон исторического развития стран Европы и Америки в новейшее время;

уметь:

  • решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций;

владеть:

  • приемами и методами научного анализа и критики источников по новейшей истории стран Европы и Америки.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

9-11

Аудиторные занятия

Лекции

Практические занятия (семинары)

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

Курсовые работы

Вид итогового контроля

экзамен

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Тематический план

Лекции

Семинары

Лабораторные работы

1.

Новейшая история стран Европы и Америки. 1918-1945 гг.

-

2.

Новейшая история стран Европы и Америки. 1945 – начало 2000-х гг.

-

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  2. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  3. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Документ
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  4. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для дневного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для дневного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Программа
    Новейшее время является одним из самых насыщенных периодов мировой истории. Оно связано с поэтапным генезисом индустриального общества, переходом ведущих стран Запада на постиндустриальную стадию развития, возникновением и гибелью
  6. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..