Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра всеобщей истории

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО НОВОЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

для заочного отделения

Составитель: к.и.н., доцент

Кантимирова Р.И.

Учебно – методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «___»_______200___г.

Заведующий кафедрой _____________ Сиротин С.В.

Стерлитамак – 2008

Учебная программа дисциплины

Введение

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

В настоящее время актуальность приобретает изучение Новой истории стран Европы и Америки. К числу наиболее актуальных проблем всемирной истории относится курс нового времени. Новое время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории. Оно сопряжено с событиями глобального масштаба, определившими динамику складывания современной цивилизации. Эта эпоха неизменно вызывала повышенный, обостренный интерес у каждого поколения исследователей. Летопись Новой истории, неотделимо связанной с современностью, раз за разом становилась полем политизированных дискуссий, сильным аргументом в противостоянии враждебных мировоззренческих систем, важным средством обоснования правомерности любых идеологических доктрин.

В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения в различных областях деятельности. Курс Новой истории представляет возможность познакомить студентов с социальным опытом человечества, знание которого создает условия для развития способности решать проблемы различной степени сложности.

Причины введения курса Новой истории стран Европы и Америки заключаются в том, что новая история является составной частью, эпохой всемирной истории, следующей за средневековьем, - с середины XVII в. до второго десятилетия XX столетия. Необходимость введения курса Новой истории стран Европы и Америки обусловлена тем, что история нового времени начинается с утверждения нового капиталистического хозяйственного уклада и новых отношений собственности. Для цивилизации Запада («Modern age», «Neuzeit») границы нового времени определяются процессом модернизации – переходом от традиционного, аграрного общества к индустриальному, капиталистическому.

Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено тем, что новое время ярко и убедительно показывает формирование индустриального общества в процессе модернизации, ставшей главной тенденцией мирового развития и в той или иной мере охватившей многие страны и регионы. Модернизация – это сложный комплексный процесс изменения в соответствии с требованиями современности. Он затрагивает не только сферы экономики и политики, но и демографические проблемы, идеологию, культуру, науку. В структуре учебного плана новая история стран Европы и Америки изучается в 5, 6, 7 семестрах заочного отделения. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история средних веков, новая история стран Азии и Африки, Новейшая история стран Европы и Америки, Азии и Африки. Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как история древнего мира, история средних веков. Для изучения дисциплины необходимы знания в области экономики, политики, международных отношений, философии и культуры.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Целью дисциплины:

- изучение совокупности фактов, событий и явлений истории стран Европы и Америки на основе анализа источников и исследовательской литературы.

Целью настоящего курса является комплексное изучение социально – экономических, политических и духовных процессов, обозначивших магистральный путь развития индустриального общества западной, евро-американской атлантической цивилизации в XVII – начале XX в.в., а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени. В результате изучения курса новой истории студенты должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях произошедших в мире за период XVII – начала XX в.в. В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи:

- проанализировать проблему периодизации нового времени;

- показать преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным;

- выделить причины революций и реформ как альтернативный путь развития общества;

- охарактеризовать развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;

- уделить внимание бурному экономическому развитию Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма;

- вычленить новую социальную структуру общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий;

- показать развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона и формирование гражданских обществ, где личность реализовать свои права на жизнь, свободу и собственность;

- вычленить использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй;

- проанализировать международные конфликты, приводившие к войнам;

- уделить внимание особенностям духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости, к важнейшим достижениям мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека. Основные задачи курса заключаются в том, что студенты должны научиться общим признакам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа, выявление предпосылок, анализ целей и результатов, выявление общего и различного. Главная задача курса – ярко и убедительно показать формирование индустриального общества в процессе модернизации. Основная функция курса – формирование исторического мышления, умение анализировать и описывать события с разных точек зрения.

Курс предусматривает изучение социально – экономических, политических и духовных процессов, обозначивших магистральный путь развития западного общества в XVII – XX в.в., а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени. Программа построена по проблемно – хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в становлении и развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать причинно – следственные связи и основные закономерности различных этапов модернизации. В то же время соотношение обобщающего, проблемного и страноведческого материала, экономической, социальной и политической проблематики для различных блоков программы зависит от специфики анализируемых исторических явлений и процессов и отражает поставленные задачи.

Объем и сроки изучения.

Курс Новая история стран Европы и Америки на заочном отделении общим объемом 64 часа изучается в течение 6,7,8 семестров.

  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

Курс включает следующие разделы: «Европейская цивилизация в XVII – XVIII в.в. »; «Век просвещения – период становления индустриального общества »; «Европейская индустриальная цивилизация в XIX в.: эпоха «классического капитализма»; «Кризис индустриального общества в эпоху империализма».

Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении данного курса.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение контрольных работ, курсовых работ. Для изучения курса на заочном отделении – по 32 часа лекционных и 56 часов семинарских занятий.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение контрольных заданий. В ходе изучения данного курса студент выполняет контрольные курсовые работы.

2.2. Содержание разделов дисциплины

В структуре изучаемого курса в первом разделе выделяются следующие основные темы: «Предмет и периодизация курса новой истории»; «Основные тенденции развития стран Запада в XVII – начале XIX века»; «Великобритания в XVII – XVIII веках»; «Германские земли и Австрийское государство в XVII – XVIII веках»; «Испания в конце XVI – начале XIX века».

Одной из ключевых проблем, определяющих особенности структуры и содержания программы, является решение вопроса о внешних и внутренних границах нового времени. Проблема периодизации особенно актуальна для современной отечественной историографии, находящейся в состоянии методологического поиска. Программа предусматривает вычленение в качестве отправной точки истории нового времени событий английской буржуазной революции. При этом сама эта дата в значительной мере условна. Значимость английской революции середины XVII века определяется, прежде всего, той ролью, которую она сыграла в развертывании процесса модернизации в европейском масштабе. Английская революция рассматривается в этой связи как событие, концентрированно выразившее особенности раннего периода генезиса капитализма, охватившего два столетия – XVI и XVII. Период второй половины XVII – XVIII в.в. рассматривается в программе как особый этап процесса модернизации, связанный с комплексным развитием индустриальной системы, прорывом европейского общества в осмыслении происходящих событий, глубинной трансформацией самих основ человеческого бытия, рождением новой общественной парадигмы.

Второй раздел «Век просвещения – период становления индустриального общества» охватывает события буржуазных революций XVIII века, войну за независимость и образование государств в Латинской Америки, международные отношения во второй половине XVII – XVIII. Эпические события рубежа XVIII – XIX в.в. – американская и французская революции завершили период формирования духовного «генотипа» новой Европы. Они совпали по времени с промышленным переворотом в ведущих европейских странах, придавшим развитию индустриальной цивилизации техногенный характер. В этом разделе рассказывается о влиянии идеологии и культуры Просвещения на формирование ценностей человека Нового времени. История борьбы английских колоний в Северной Америке дает возможность студентам углубить свои знания о демократическом устройстве общества, основанном на разделении трех ветвей власти, позволяет использовать эти знания для анализа современной политической обстановки. Изучение одной из центральных тем курса – Великой Французской революции – позволяет обсудить проблему природы революционных взрывов и возможностей альтернативных путей развития общества и сделать вывод, что революции возникают тогда, когда правительства государств запаздывают с проведением реформ. Студенты осознают трагедию абсолютизма как политической системы – монархи не смогли согласиться с ограничением своей власти, хотя этого и требовала логика исторического процесса, что вызвало конфликт, приводивший к революциям. Студенты убеждаются, что причинами революций становятся несовпадения интересов различных социальных групп, столкновение различных мировоззрений, ценностей, ориентаций.

Раздел «Европейская индустриальная цивилизация в XIX веке: эпоха классического капитализма» построен проблемно и является ключом для усвоения всего содержания курса. Студенты видят, как развивается процесс модернизации и становления индустриального общества в первой половине XIX века. В разделе изучается процесс перехода от свободного капитализма к монополистическому, о создании корпораций и монополий, углубляются знания о неравномерности социально - экономического и технического развития различных стран, об особенностях индустриальной революции на рубеже веков. В этом разделе рассказывается о техническом прогрессе и о тех изменениях, которые произошли в социальной структуре индустриального обществ, о появлении новой аристократии и новой буржуазии, об укреплении среднего класса, о рабочем классе.

В структуре изучаемого раздела выделяются следующие основные темы: «Войны в Европе 1792 – 1815 годов»; «Революции 1848 – 1849 годов в Европе»; «Образование национальных государств: Италия, Германия»; «Соединенные штаты Америки в 1814 – 1877 годах»; «Латинская Америка в 1826 – 1888 годах»; «Малые страны Западной Европы в 1815 – 1870 годах»; «Скандинавские страны в 1815 – 1870 годах».

Проблема войн в Европе в 1792 – 1815 годах раскрывает сложные и неоднозначные стороны внутренней и внешней политики Наполеона Бонапарта. Содействие развитию промышленности, закрепление собственности на земле, полученные крестьянами в результате революций, создание Гражданского кодекса, меры, направленные на устранение старых порядков в европейских странах, - все это позволяет студентам понять сущность тех изменений в обществе, которые происходили в Европе в начале XIX века.

Темы «Соединенные штаты Америки в 1814 – 1877 годах»; «Латинская Америка в 1826 – 1888 годах», раскрывает особенности развития американских континентов. Студенты убеждаются в том, что северная и Южная Америка начали развитие в XIX веке в неравных условиях и пошли разными путями. США осуществили модернизацию, внедряя в жизнь все новое, необычное, формировали себя как единую нацию. Быстрое экономическое развитие страны позволило ей в конце XIX века вступить в конкурентную борьбу с Европой, и в первую очередь с Великобританией. Латинская Америка в этот период переживала время жестоких гражданских войн и пограничных конфликтов. Процесс модернизации в Латиноамериканских государствах не получил необходимого развития. Ростки демократии в этих государствах долго и с трудом пытались пробить себе дорогу через господствующие старые традиционные отношения. Авторитарные режимы, каудильизм душили все свободы.

Четвертый раздел: «Кризис индустриального общества в эпоху империализма в конце XIX - начале XX» раскрывает процесс модернизации, острую политическую борьбу в европейских странах, со сложностями конкурентной борьбы между европейскими государствами за выход на мировой рынок. Раздел предусматривает ознакомление со следующими основными темами: «Великобритания в последней трети XIX – начале XX века»; «США в последней трети XIX – начале XX века»; «Франция в последней трети XIX – начале XX века»; «Германская империя в последней трети XIX – начале XX века»; «Империя Габсбургов во второй половине XIX – начале XX века»; «Италия в последней трети XIX – начале XX века»; «Испания и Португалия в последней трети XIX – начале XX века»; «Латинская Америка в конце XIX - начале XX века»; «Система международных отношений в конце XIX - начале XX века»; «Страны Европы и США в годы первой мировой войны». Важным сюжетом в этом разделе является история франко – прусской войны и Парижской коммуны. Показано, что война повлияла на все последующее политическое, экономическое и идеологическое развитие Европы: ее результаты сделали возможным завершение объединения Германии и Италии, ускорили процесс индустриальной революции в ряде стран, изменили политическую карту Европы, породили новые противоречия между европейскими державами, что в определенной степени привело к Первой мировой войне. История Парижской коммуны углубляет представления учащихся о причинах социальных конфликтов и влияние их на общество. Общим для истории европейских стран является их движение к техническому прогрессу и политическим, и социальным реформам, но все страны по – разному переживали эти процессы.

Конец XIX века характеризуется господством европейских стран в мировой экономике и политике. В экономической области побеждало капиталистическое хозяйство. Особенностью европейской истории в это время было то, что страны Европы смогли быстрее и результативнее (исключение составляли только США) применить на практике достижения мирового сообщества в науке, технике, торговле, военном деле. Это позволило проводить политику индустриализации в экономике, создавать новые отрасли промышленности, основанные на прогрессивной технологии. Развитие хозяйственной жизни шло неравномерно. Наиболее быстрыми темпами развивалась экономика в Германии, значительных успехов в области модернизации промышленности достигли Австро-Венгрия и Италия. В политической жизни это время дальнейшего формирования правовых государств и гражданских обществ в передовых странах Европы, укрепления принципов парламентаризма и конституционализма.

Таким образом, события конца XIX – начала XX века трактуются как этап нарастания внутренних противоречий в развитии индустриальной общественной системы, формирование монополистического капитализма, радикального обострения социальных конфликтов и международных противоречий. Рост радикального революционного движения и острые межимпериалистические конфликты, приведшие к первой мировой войне, подвели черту под историей нового времени – позитивного развития индустриальной общественной системы – и открыли эпоху новейшего времени – поэтапной трансформации индустриальной системы.

В целом, программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем.

  1. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  2. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  3. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Программа
    Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать
  4. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для дневного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для дневного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Программа
    Новейшее время является одним из самых насыщенных периодов мировой истории. Оно связано с поэтапным генезисом индустриального общества, переходом ведущих стран Запада на постиндустриальную стадию развития, возникновением и гибелью
  6. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..