Международная научно-практическая конференция 13-14 марта 2012 г

Северо-Кубанский гуманитарно-технологический институт

Социокультурные проблемы истории регионов

Международная научно-практическая конференция

13-14 марта 2012 г.

УДК 008(075)

ББК 63.3(0) – 7 я 73

С 69

Рекомендовано к печати научно-методическим советом СК ГТИ

С 69

Социокультурные проблемы истории регионов: материалы международной научно-практической конференции. 13 – 14 марта 2012 г., станица Кущевская / под ред. Н. Б. Акоевой ; Северо-Кубанский гуманитарно-технологический институт. – Станица Кущевская : Издательский центр СК ГТИ, 2012. – 160 с.

В сборнике публикуются статьи ученых из разных регионов России, Белоруссии, Украины, Болгарии, раскрывающие широкую проблематику: философско-концептуальные основы регионалистики, переосмысление и реформирование системы образования, история политической деятельности, культуры регионов, экономика, юриспруденция.

Материалы конференции предназначены преподавателям, аспирантам, всем интересующимся региональными аспектами жизнедеятельности общества.

СК ГТИ, 2012

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Бондаренко-Глазунова А. И. Экзистенциальные

обоснования феномена смысла жизни 5

Лойко А. И. Философское осмысление региональных проблем:

новые грани проблемы 11

Лойко Л. Е. Феноменологический анализ региона в контексте

духовной интенции 13

Муза Д. Е. Регион как категория цивилизационной геополитики:

к вопросу о ревизии оснований 15

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛИСТИКИ

Акоева Н. Б. Социальная опека и благотворительность в казачьих

регионах юга России 19

Алексеева М. В. Содержание конституционного права на

информацию 22

Ангелова Р. Ж. Длъжността „товарищ” на българския военeн

министър (1879-1890) – функции и титуляри 27

Ангелова Р. Ж. Должность „товарищ” болгарского военного

министра (1879 – 1890) – функции и субъекты 33

Атанасова А. Л. Павел Милюков и Тырновская конституция 39

Барышников С. А. Политика регионализма как инструмент

преодоления внутренней неоднородности общества

(из опыта Италии) 45

Васильев С. С. Роль средств массовой коммуникации

в процессе формирования социального мифотворчества 51

Горбачёв П. О. К вопросу о взглядах Н.А. Рожкова на Смутное

время 56

Косарева С. Г. Особенности проведения культурной политики

правительством российской империи в белорусских городах

в 1855 – 1881 гг. (на примере г. Витебска) 59

Родионова Н. Б. Благоустройство города Ейска в конце

XIX – начале XX вв. 65

Соза Л. Н. Мещанское сословное управление провинциальных

городов второй половины XIX – начала ХХ вв. (по материалам

Коломны) 71

РАЗДЕЛ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНОВ

Бондаренко А. А. Взаимодействие педагога со студентами в

процессе их обучении 76

Бондаренко Е.А. Повышения качества обучения c помощью

компьютерных систем и технологий 81

Киселева Л. Д. Презентация понятийного аппарата научного

исследования в свете модернизации образования на Кубани 84

Комченко Е.В. Новые методы в процессе обучения 88

Курносова С. А. Опыт школ Камчатки в организации совместной

деятельности младших школьников и их родителей в решении

жизненно важных проблем нравственного характера 94

Лосев Ю. И. Использование классической механики в

прогнозировании общей погоды и других явлений на

планете Земля 100

Родионова Н. Б. Исследовательская деятельность учащихся

как способ организации мыслительной деятельности 107

Стасива Г. Д. Интегральные признаки научно-фантастического

дискурса в их языковой проекции 112

РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Губарь О. В. Институционализация экономических отношений

в информационной сфере 120

Дикусар Г. С. Взаимосвязь институтов собственности и

государственности 126

Казакова Н. М. Динамика численности населения Краснодарского

края 132

Лисицин В. Г. Стратегии управления затратами на промышленном

предприятии 137

Хаджиева Л.С. Оценка конъюнктуры регионального рынка

труда 145

Чичко Ю.В. Инфраструктура как необходимый фактор

развития АПК 151

Сведения об авторах 156

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

А. И. Бондаренко-Глазунова

аспирантка Кубанского

государственного университета

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ

ФЕНОМЕНА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Будущее человечества, на наш взгляд, тесным образом связано с определением смысловых ориентиров людей, и отсюда, как следствие, ценностных ориентиров общества в целом. В информационный век данная тема чрезвычайно актуальна, в связи с глобальными проблемами общества, возрастающими «ноогенными неврозами» (В. Франкл). Происходит тотальная релятивизация основных категорий и ценностей духовной сферы общества. При этом важно понимать, что человек детерминирован не только ценностями и проблемами социума как такового. Личности приходится обнаруживать в этом неоднозначном мире свои индивидуальные смыслы, ценности, интересы. Личность как системное образование подразумевает смысловую согласованность в осуществлении разных видов деятельности. Другое дело, что реальные смыслы могут быть не осознаваемыми, а провозглашаемыми – нереализуемыми. Изучение данного феномена кажется нам необходимым и с точки зрения этого противоречия.

Смысл жизни интегрирует все стороны жизни человека, начиная от материальной стороны и кончая духовным миром. Поэтому изучение данной категории, ее осмысление видится нам крайне важной.

Человек живет в символическом мире, а потому ему необходимо постоянно осмысливать границы собственной реальности, решать и определять свою самость. Только так можно реализовать свою аутентичность. А если общество представлено зрелыми личностями, то это фактор нравственной адекватности, стабильности и развития человечества в целом. Ведь актуальной проблемой России и многих других стран сегодня является проблема преодоления насилия и агрессии в современном обществе.

Для начала обратимся к самому понятию «смысл». В науке эту дефиницию рассматривают под разным углом, причем­ в различных ее областях: лингвистике, семиотике, психологии, культурологии и, конечно, философии.

Лингвистический подход подразумевает определение смысла как некий проводник информации: «Смысл – содержание знакового выражения; мысль, содержащаяся в словах (знаках, выражениях)...» (Логический словарь-справочник, 1975).

Ф. Соссюр утверждал, что в познании человек имеет дело не с самим предметом, а с его понятием – «обозначаемым». Причем, языковые символы, обозначающие какое-либо понятие, могут быть самыми различными без ущерба для содержания.

Смысл как спонтанность определяют философы-постмодернисты (Деррида, Делез). По их мнению, вопрос о смысле в современной ситуации не может быть поставлен в рамках традиционной онтологии, гносеологии, аксиологии. Действительный мир не укладывается в теоретические схемы, осмысленность существует как спонтанность, алогичность, нерепрезентируемость.

Ж. Делёз, анализируя природу смысла, рассматривает его как «границу между предложениями и вещами», между значением и означаемым, между вечным и вновь порождаемым. Смысл, по Делёзу, обладает парадоксальной «логикой», отрицающей самотождественность субъекта, инициирующей возможность невозможного. При этом субъект также превращается в парадоксальный элемент, «свободную, анонимную и номадическую сингулярность», форму, совпадающую со своим изменчивым содержанием. Ключевую роль в определении «логики» смысла у Делеза играет интуиция поверхности. Поверхность – та грань, которая разделяет «глубину» и «высоту», телесное и бестелесное, вещи и знаки, смысл и его отсутствие [1].

Помимо синтеза познавательных и ценностных значений в единый план смыслового существования, смысл связывает явления исторических масштабов с опытом мира конкретного человека, соединяет объективно-предметное и субъективно значимое, объединяет интеллектуальное и чувственно-образное.

Рассмотрение смысла как экстралингвистического явления, ментального, означает понимание смысла как «внутреннего содержания, значения, постигаемого разумом...» (Словарь русского языка, 1987). Кроме того, к категории смысла относятся характеристики, связанные с деятельностью сознания, где смысл выступает как "разумное основание, назначение, цель, резонная причина..." (Словарь русского языка, 1984) (А.И. Новиков). Также стоит отметить, что во многих толкованиях смысла присутствует слово «цель» («СМЫСЛ: цель, разумное основание чего-нибудь» (сл. Ожегова)).

Кроме того, существуют различные попытки классифицировать «смыслы жизни». Представим одну из них (психологическую), по которой смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные [2].

Витальные смыслы:

1. Жизнь ради жизни (выживания). Базируется на инстинкте самосохранения. Один из самых естественных смыслов. Смыслообразующее качество здесь – выживание. Смыслом наполняет нашу жизнь каждый прожитый день, просто тем, что его удалось прожить. Данный смысл особенно актуален в условиях постоянной угрозы жизни. В. Франкл отмечал наличие подобного смысла у обитателей концентрационных лагерей, хотя и не считал его удачным.

2. Жизнь ради удовольствия. Имеются в виду удовольствия пищевые и питьевые. В основе пищевой и питьевой инстинкт соответственно. Смыслообразующее качество здесь – удовольствие, получаемое от еды и питья. Несмотря на то, что с точки зрения психологии подобные идеалы обычно не являются достойными и чаще вообще не считаются смыслами, однако, в реальности многие люди живут именно ради этого. Наслаждение, как смыслообразующая позиция, рассматривалась еще З. Фрейдом, правда, он ее относил преимущественно к сексуальному инстинкту.

3. Жизнь ради богатства (денег). Формируется на базе инстинкта запасания (сбор меда пчелами, собирание орехов белками и др.). Смыслобразующая позиция здесь богатство, современным символом которого выступают деньги. Осмысленность существования придает здесь не величина счета, а его постоянное пополнение.

4. Жизнь ради приятного времяпрепровождения, развлечений. Формируется на базе инстинкта экономии сил, который требует от живого существа ничего не делать, как только представляется такая возможность. Смыслообразующая позиция здесь – возможность «хорошо провести время».

Социальные смыслы:

5. Жизнь ради любви (на базе полового инстинкта). Классический смысл жизни по З. Фрейду. Смыслообразующая позиция здесь – количество и качество сексуальной любви. Есть две разновидности этого смысла. В первом случае смыслообразующей позицией выступает количество любви, т.е. для человека будет важным количественное умножение любящих его и любимых им людей. Во втором случае смыслоориентирующей позицией выступает качество любви, этот смысл часто оказывается соединенным с идеями семьи, супружеской верности и развития отношений в паре. Чаще всего эти разновидности сменяют друг друга на протяжении жизни.

6. Жизнь ради детей (на базе родительского инстинкта). Смыслообразующая позиция здесь – продление рода (дети, внуки, правнуки). Более свойственен женщинам, чем мужчинам. Хотя Д. А. Леонтьев считает его наиболее часто встречающимся как у мужчин, так и у женщин.

7. Жизнь ради гнездышка (дома), формируется на базе территориального инстинкта, частный вариант его – инстинкт гнездования. Многие люди, живущие этим смыслом жизни, считают, что живут ради семьи; хотя семья в этом случае вторична.

8. Жизнь ради большой социальной группы (родины, партии, церкви, нации и т.п.), формируется на базе стадного инстинкта. Этот смысл жизни актуализируется в моменты опасности, угрожающей большой группе; при отсутствии такой опасности, обычно не декларируется.

9. Жизнь ради дружбы (малой группы лично знакомых тебе людей, не связанных биологическими узами). Смыслоорганизующая позиция здесь – дружба, количество и качество дружелюбных актов, выраженных по отношению к членам своей малой группы. Этот смысл характерен для юношеского возраста.

10. Жизнь ради карьеры (власти), формируется на базе иерархического инстинкта. Смыслоорганизующая позиция здесь – движение по карьерным (или властным) ступенькам. Культ человека, выбравшего дорогу успеха, достижения цели, является итогом развития индустриального и постиндустриального общества.

11. Разновидностью предыдущего смысла может быть «жизнь ради профессионального мастерства». Этот смысл предполагает профессиональное совершенствование человека, без движения по социальной лестнице.

12. Жизнь ради конкретного человека. Этот смысл нужно отличать от «жизни ради любви», поскольку в его основе не половой инстинкт, а именно инстинкт следования. Это может быть родственник, а иногда и совершенно чужой человек.

Идеальные смыслы:

13. Жизнь ради познания (учебы, науки). Формируется на базе ориентировочно-исследовательского инстинкта. Разновидностью этого смысла может выступать вариант сценария «жизнь как предисловие» (В.Н.Дружинин), когда смысложизненной позицией в нем выступит приобретение знаний.

14. Жизнь ради творчества (искусства). Формируется на базе подражательного инстинкта. Творчество во многом является подражанием внешнему миру, т.е. воплощением каких-то ситуаций, картин в объективированных автором субъективных образах.

15. Жизнь ради самосовершенствования (совершенствование способностей в любой области, спорт). Формируется на базе игрового инстинкта.

16. Жизнь ради борьбы (свободы, сопротивления, преодоления препятствий). Формируется на базе инстинкта свободы. Характерна для революционеров, романтиков, а также некоторых преступных личностей.

Таким образом, можно выделить 16 основных смыслов жизни.

Теперь обратимся к идеям философов экзистенциальной направленности.

Серен Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями он делит людей на четыре типа: обыватель, эстетик, этик, религиозный человек.

Обыватель живет так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывет по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор. Эстетик знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Он не думает о чувстве долга и ответственности, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста. Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим. В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит [3].

  1. Программа студенческой научно-практической конференции с международным участием Научные исследования студентов в решении актуальных проблем апк

    Программа
    Состав участников: студенты ИрГСХА, Монгольского ГСХУ, НГАУ, БурГСХА, ЗабАИ, КемСХИ, Курской ГСХА, студенты научных и учебных учреждений различных регионов России
  2. Международная научно-практическая конференция «радиоэкология XXI века» 14-16 мая 2012 г

    Документ
    включая вопросы хранения радиоактивных отходов и реабилитации радиационно-загрязненных территорий Радиоэкология населенных пунктов Радиоэкологическое сопровождение строительства Лесная и сельскохозяйственная
  3. Программа 68-ой научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов белорусского

    Программа
    Сборник тезисов 68-й научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета международных отношений БГУ. Минск, 27 апреля 2011 г.
  4. Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития государства и общества»

    Документ
    Всеволожске Круглый стол «Информационная безопасность как междисциплинарная проблема и практико-применительная формула» 0 марта, вторник Филиал РГГУ в г.
  5. Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» комплексный анализ качества

    Реферат
    Актуальность проблемы. Общее количество воды на земле оценивается в 14 млн.км3. Однако стационарные запасы пресных вод, пригодных для использования составляют всего 0,3 % объема гидросферы ( около 4 млн.
  6. Международная научно-практическая конференция, посвященная всемирному дню здоровья 2012 г. Информационное письмо

    Документ
    5-6 апреля 2012 г. в Национальном медицинском университете имени А.А. Богомольца состоится Международная научно-практическая конференция ко Всемирному дню здоровья, который в 2012 г.
  7. Международная научно-практическая конференция «От Конвенции о защите прав человека к Европейской социальной хартии», организованная Уполномоченным по правам человека Свердловской области, Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б.

    Документ
    международная научно-практическая конференция «От Конвенции о защите прав человека - к Европейской социальной хартии», организованная Уполномоченным по правам человека Свердловской области, Уральским федеральным университетом имени
  8. Международную научно-практическую конференцию

    Документ
    Соловьева Д.В. к.э.н. заместитель заведующего кафедрой маркетинга и управления проектами, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
  9. Международная научно-практическая конференция 23 ноября, 7 декабря 2011 г

    Документ
    Дрогов И.А. - кандидат педагогических наук, доцент, ответственный секретарь Международной федерации спортивного туризма, заместитель директора ГОУ Московской городской станции юных туристов,

Другие похожие документы..