Московский государственный индустриальный университет

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

С. А. Сушинский

Я ВЫБИРАЮ ТРЕЗВОСТЬ!

Москва 2008

УДК 613.83

ББК 51.1(2)5

C 91

Рецензенты:

А.М. Карпов – заведующий кафедрой психиатрии, наркологии
и психотерапии Казанской государственной медицинской академии,
доктор медицинских наук, профессор;

А.Н. Маюров – президент Международной академии трезвости,
доктор педагогических наук, профессор;

Е.А. Резчиков – заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности
и промышленной экологии Московского государственного
индустриального университета, кандидат технических наук, профессор

C 91

Сушинский С.А.

Я выбираю трезвость! – М.: МГИУ, 2008 – 172 с.

(издание исправленное, 2009)

ISBN 978-5-2760-1624-5

Вовремя прочитанная книга – это огромная удача, сказал однажды писатель Пётр Павленко. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг или наставник.

Что может дать книга с таким названием? Трезвость – это единственная тема, табуируемая в СМИ. Почему – об этом Вы узнаете, прочитав эту книгу от начала до конца, получив информацию в полном объёме.

УДК 613.83

ББК 51.1(2)5

ISBN 978-5-2760-1624-5 © МГИУ, 2008

© Сушинский С.А., 2008

Предисловие

Монография посвящена самой актуальной проблеме современной России – вымиранию, физической, социальной и духовной деградации населения, обусловленным саморазрушительным поведением – алкоголизацией, курением и наркотизацией. На эту тему написано много книг известными специалистами. Монография С. А. Сушинского представляет интерес и найдет свой круг читателей среди молодежи, потому что ее автор молод – является ровесником студентов, хорошо знает запросы и ресурсы молодежи и выполнил огромный труд по отбору и осмыслению знаний, которые помогут молодым людям сформировать трезвеннические убеждения.

Слабым звеном в современном образовании является его фрагментарность, слабость или даже отсутствие логических связей между явлениями биологического, социального и духовного уровней. Знания об отдельных эффектах алкоголя, табака, наркотиков на какие-то процессы в организме, не становятся ни информационным, ни эмоциональным, ни моральным барьером для употребления этих психоактивных веществ подростками и молодежью. С. А. Сушинский с первых страниц эмоционально присоединяется к читателям, обретает их доверие и ведет ненавязчивый, конструктивный разговор с ними на протяжении всей книги.

В процессе погружения в книгу читатели узнают много новых, интересных фактов из разных сфер жизни – биологии, медицины, социальной, культурной и информационной политики государства, соотносят информацию со своими потребностями и вместе с автором делают свои собственные умозаключения. Такая форма изложения способствует расширению кругозора и развитию способности мыслить не только в процессе учебной деятельности, но и, что самое ценное, в реальной жизни. Отрадно, что автор выразил принципиальную позицию защитника интересов и прав молодежи и осудил курс современных СМИ и политических деятелей, которые из-за личных коммерческих интересов способствуют распространению курения, алкоголизации и наркотизации. Если молодое поколение выберет трезвость нормой своей жизни, то это будет сохранением и сбережением нации, независимо от политической и экономической конъюнктуры в России.

Книга адресуется к самому уязвимому в плане приобщения к алкоголю, табаку и наркотикам возрасту старших школьников и студентов. Обращение к ним их ровесника будет воспринято без психологических барьеров, создающих дистанцию при обращении к молодежи просветителей и наставников старших возрастов. Фактический материал соответствует современным научным представлениям биологии и медицины и адаптирован для восприятия и усвоения молодыми читателями.

Рекомендую монографию С. А. Сушинского для издания и распространения среди старшеклассников и студентов.

Зав. кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор А.М. Карпов

Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого.

В.В. Путин

Введение

«Бери от жизни всё!» – эту знакомую всем фразу часто связывают с употреблением алкоголя, табака, а иногда и наркотиков. Удивительно, но сейчас я исповедую этот принцип гораздо в большей мере, чем ранее. Я беру от жизни всё и при этом веду трезвый образ жизни. Что нужно делать и как, чтобы брать от жизни всё, наслаждаться ей в полной мере, дышать полной грудью? Этот вопрос я задавал себе неоднократно. В 2007 году мне исполнилось 22 года, в 20 лет я перестал употреблять алкоголь и табак. Я не знаю, сколько Вам лет и какой образ жизни Вы ведёте, но я уверен, что Вы так же как и я любите свою страну и мы с Вами сможем найти общий язык.

Когда я начал писать книгу, я столкнулся с отсутствием научных источников, а иногда искажением некоторых вещей, и мне пришлось собрать вокруг себя литературу по истории, медицине, социологии и демографии. Медицинская часть была взята из книг А.М. Карпова – доктора медицинских наук, много почерпнуто из книг Ф. Г. Углова – академика с мировым именем. Демографические исследования я получил из книг Д.А. Халтуриной, А.В. Коротаева, а также доктора медицинских наук А.В. Немцова.

Выражаю особую благодарность известному популяризатору трезвого образа жизни, кандидату технических наук В.Г. Жданову за тот импульс, который он придал мне своими лекциями.

Спасибо офицеру запаса, редактору газеты «Знание-Власть!», начальнику штаба Военно-Державного Союза России В.А. Задерею за его концептуальную аналитику и организацию слётов на озере Еланчик в Челябинской области, без которых было бы всё совсем иначе. За последнее – спасибо и Андрею Сейме.

Спасибо кандидату педагогических наук Н.А. Гринченко, которая помогала мне править рукопись и давала дельные советы.

Спасибо кандидату химических наук Ивану Клименко за его невозмутимость в разрешении сложных ситуаций. У него я также почерпнул много важной информации.

Спасибо Евгению Батракову за его блестящие статьи и дружескую критику.

Выражаю благодарность Александру Почекете за его книгу «Сберечь свободу» и много часов общения по Интернету.

Отдельная благодарность выпускнику МГТУ им. Баумана, инженеру, альпинисту, музыканту и моему хорошему другу Николаю Барянову за помощь в составлении каркаса книги, за его многочисленные рекомендации и советы, которые он непонятно откуда умеет давать ненавязчиво и вовремя. И просто за тёплое душевное общение, за которое благодарю и его жену Татьяну.

Выражаю признательность выпускнице МГТУ им. Баумана и моей подруге Маргарите Кононовой за некоторые очень дельные советы. Так или иначе она помогла структурировать мою научно-исследовательскую работу.

Отдельное спасибо также говорю Виктору Волчеку за воодушевление при написании книги. Благодаря его бодрым тезисам и отдельным рекомендациям я «литературно», а не только в душе поверил в победу России в этой нелёгкой политической борьбе, а книга получила ни с чем несравненный ресурс и дополнительный импульс.

Спасибо Е.А. Осипову – проректору МГИУ по социальным вопросам и воспитательной работе, без которого не было бы этой книги. Спасибо ему за тот опыт организационной работы, который он мне передавал буквально при каждом с ним общении.

Выражаю благодарность и признательность всем, кто, так или иначе, оказал помощь и поддержку при написании книги. Без их помощи эта книга многое бы потеряла.

Кроме книг и статей мной было перечитано несколько публикаций ВОЗ.1 Весь список источников здесь перечислять не буду, его можно увидеть в конце книги.

Основная часть книги занимает чуть более 100 страниц. Если после её прочтения у Вас останутся вопросы, Вы можете прочесть дополнительные главы. Далее воспользоваться дополнительными источниками. Если ответ Вы не сможете найти и после этого, то задайте вопрос мне напрямую! И конечно я буду рад получить замечания или предложения.

Как помочь другим сделать осознанный выбор, имея всю необходимую информацию на руках? Не будет преувеличением сказать, что перед вами информация стратегическая. Вы её не увидите по телевизору, не услышите по радио и не найдёте в книжном магазине. Вы в более выгодном положении, чем закрывший эту книгу. Я не предлагаю «да» или «нет». Сделать правильный выбор можно, только получив подробную информацию о вопросе. Ваш выбор всегда за Вами, но он уже будет сознательным и Вам уже никто не сможет сказать «ты этого не знаешь».Сделайте свой выбор, когда прочтёте до конца.

Когда появилась первая мысль?

Когда мне было 18 лет, я учился на втором курсе и в компании друзей часто не расходились после учёбы, оседали во дворах или в парке. Хорошо, когда есть компания, когда есть о чём поговорить, когда есть цели, планы и силы для их реализации. Мы тогда пили пиво и курили. Многие в то время пили пиво и курили. Это не считалось выходящим за норму.

Однажды мы шли из института и решили остановиться у метро. Был пасмурный день, мы взяли себе чебурек, бутылку пива и облокотились на трубу вдоль входа метро. Стали открывать пиво. Слышится шипение, пробка отскакивает в сторону. Я делаю глоток и пиво протекает внутрь. Что я чувствую? Лёгкое жжение, горечь. Буквально после первого глотка чувствуется лёгкий холодок на самой макушке. Почему я сразу не обращал на это внимание? Как будто там сделали анестезию. Только позже я понял, что это значит. И вот стоим мы и говорим о том о сём. Достаём сигареты. И я достаю. Я тогда уже курил. Зажигаю, затягиваюсь, держу, выдыхаю. Смотрю прямо. Прямо деревья, дома, люди. Прошло минут 15. Приходит шальная мысль: что я сделал за эти 15 минут. Потом сразу ответ: а зачем я что-то должен делать? Думаю. Затягиваюсь, курю, значит. Полсигареты нет. Так зачем я здесь стою и пью пиво? Кому стало лучше от того, что я здесь стою? Прошло уже 20 минут. Если так считать, то с начала учёбы мы так вот простояли часов триста, наверное. Просто простояли. Что это может значить? Давайте думать. Думать получается с трудом. Вроде выпил не много – бутылку ещё не допил, а уже состояние другое. Какое другое? Лёгкий шум в голове, лёгкое головокружение, привычные ассоциации приобрели иную направленность. Так. Что мне даёт шум в голове и головокружение? Да ничего вроде. А шум и головокружение от чего? От пива. Зачем пью? Не знаю. Смотрю по сторонам. Вижу рекламу: «Большая бутылка для большой страны». Думаю. Может это нормально, так люди отдыхают. Только какой это отдых, если шум в голове и головокружение? Ничего не решив, пью дальше. Спустя час еду домой. Следующий день.

Тело как под давлением, тяжёлое. Слышу звонок будильника. Тело сопротивляется, но правая рука поднялась и взмахом бьёт по будильнику. Тишина. Тело успокаивается. Думаю, что за отдых был вчера, тело такое, как будто всю ночь не спал – кирпичи таскал. Буквально сразу, хотя должно быть через 5 минут, снова звонит будильник. Снова бью по будильнику. Снова тишина. Начинаю соображать. Понимаю, что надо вставать. Лёг в 11. Будильник на 7, неужели это мало – 8 часов сна? Будильник звенит снова. Сажусь на кровать, выключаю будильник, сижу минуту, встаю, иду в ванную. Что происходит? Откуда эта привычка – пить пиво. Неужели это мой выбор? Давайте думать вместе.

Как появляются привычки?

Рождается ребёнок. У родителей праздник. Папа в связи с этим откупоривает бутылку вина или шампанского, выпивает. Папа выпил. Он берёт на руки ребёнка. Ребёнок ещё ничего толком не понимает, но ему приятны тепло и забота отца. Вместе с добротой папы, он одновременно ощущает пары алкоголя. Папа его взял на руки, будучи в алкогольном одурманивании. Что происходит? Давайте рассуждать.

У человека и животных выработка условных рефлексов происходит по одной схеме. Помните эксперимент с собакой? Великий русский учёный И.П. Павлов много раз проводил эксперименты на животных. В комнате стоит собака, перед ней лампа. Зажигается лампа и сразу ставят перед ней миску с пищей. При виде пищи, у собаки вырабатывается слюна. Собака ест. Следующий раз то же самое. Но уже на пятый раз, после того как зажигается лампа, у собаки вырабатывается слюна! Еды ещё нет, а слюна уже течёт. Потом стали давать еду без светового оповещения. Через 5 раз, собака на лампу уже не реагировала. Что нам даёт этот эксперимент? Если два не связанных друг с другом события происходят одновременно, то на уровне рефлексов эти два события сольются воедино. Появление одного события будет подготавливать организм к появлению другого. С человеком ещё интереснее. С возрастом у человека вырабатываются стереотипы, которые имеют такую же природу, но они более сложные, сопряжены с выполнением сложных действий. Причём закрепиться стереотип может даже с одного раза, если человек в этот момент испытал сильный эмоциональный всплеск. Неважно какой: положительный или отрицательный. На уровне стереотипов происходит более сложная связка двух событий. Человек как бы считает, что одно событие является причиной другого. А другое, соответственно, следствием первого. Вернёмся к нашему ребёнку.

Ребёнок ещё не понимает, что алкоголь – это яд, у него нет убеждения.2 Но внутренне, неосознанно ребёнок делает вывод: папа такой добрый потому, что от него пахнет. А если и мама берёт малыша будучи «под градусом», то ребёнок понимает: мама такая весёлая, потому, что от неё пахнет. Дальше, когда наступает Новый Год, папа и мама наливают что-то из красивых бутылок. Ребёнок видит, что родители что-то пьют из красивых бокалов, веселятся, относятся к нему особенно по-доброму в этот день. Ребёнок опять ощущает пары алкоголя. У ребёнка опять идёт связка: хорошо, когда пахнет. И, таким образом, человек отравляя себя сам, постепенно вовлекает своих детей в алкоголизацию. Кто-то говорил, что алкоголь – это яд? А если и говорили, то неужели одно слово сильнее жизненного опыта? Ведь проходит праздник и опять на столе бутылка. Та бутылка, которую не ставят просто так, а только в особенные дни. Да какая бутылка, красивая бутылка. Ребёнок постарше уже знает, что это алкоголь. Он видит, как бережно его хранят и как сакрально наливают, чокаются, произносят тосты. Формируется положительный, сакральный, даже мистический образ вина. На уровне подсознания человеку кажется, что вино несёт в себе магическую силу. Без него уже кажется праздник не праздничным, не особенным днём в году. Наступают праздники – на столе алкоголь. Родители дарят подарки, смеются, веселятся. Ребёнок понимает: «алкоголь – это хорошо», «алкоголь – это праздник». Когда он просит попробовать алкоголь, ему почему-то отказывают, не объясняя причину. Когда ребёнку исполняется 14, 16 или 18 лет, ему разрешают впервые попробовать вкус алкоголя. При этом организм ребёнка испытывает сильнейшую интоксикацию, ему может быть очень плохо, но уже перед первым употреблением у него будет заложена в голове алкогольная программа и весь его творческий потенциал в этот момент будет направлен на оправдание и объяснение алкогольной интоксикации. Иными словами, он будет себя осознанно или даже безсознательно убеждать в том, что алкоголь доставляет ему удовольствие.3 Не зря ученик И.П. Павлова Г.А. Шичко говорил, что «алкоголизм начинается не с первой выпитой рюмки, а с первой увиденной рюмки, которую пьёт папа или мама».

Стоит отметить, что эта программа работает намного сильнее, если родители являются авторитетом для ребёнка, и работает реже, если родители являются уже алкоголиками или когда после принятия алкоголя у них портится поведение.4 Это и понятно: в ребёнке закладывается противоположная программа: папа плохой, потому что выпил. В семьях, где отец алкоголик, очень часто дети сознательно трезвые. Но на этом история только начинается. Как дальше формируются алкогольные традиции?

  1. Московский государственный индустриальный университет (2)

    Монография
    А.М. Карпов – заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор;
  2. Московский государственный индустриальный университет (1)

    Общие методические указания
    Учебный курс «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» имеет как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательная направленность данной дисциплины связана с необходимостью повышения общей культуры
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Разработка теоретико-методологического обоснования создания на базе МГТУГА системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями для получения ими дополнительного образования,
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    К выполнению организационной работы (сбор информационной и статистической информации, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.
  5. За год, прошедший с момента подготовки тезисов автора [1] к прошлогодней конференции "Научный сервис в сети Интернет", в Московском государственном индустриальн

    Документ
    За год, прошедший с момента подготовки тезисов автора [1] к прошлогодней конференции "Научный сервис в сети Интернет", в Московском государственном индустриальном университете произошли значительные изменения, связанные с
  6. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный строительный университет институт инженерной безопасности в строительстве самостоятельная работа (реферат)

    Самостоятельная работа
    Сметно-нормативная база 2001 года разработана в новых экономических условиях деятельности инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации. С начала 90-х годов прошлого столетия в строительстве произошли коренные преобразования,
  7. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (1)

    Документ
    Разработка инновационных информационно-образовательных технологий, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса и повышение качества обучения учащихся образовательных учреждениях общего и профессионального образования г.
  8. Орловский государственный технический университет

    Документ
    Сеть Интернет — это принципиально новое явление в сфере образования, предъявляющее новые требования к участникам образовательного процесса, открывающее и предоставляющее еще не полностью изученные педагогические возможности.
  9. Пособие основано на материалах лекций, которые авторы читают в Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана. Для студентов, изучающих дисциплину «Экология»

    Документ
    Экология: Учеб. пособие / М.Н. Корсак, С.А. Мошаров, Э40 А П. Пестряков и др.; Под ред. проф. СВ. Белова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. - 240 с: ил.

Другие похожие документы..