Понятийно-терминологический словарь педагога дополнительного образования (тезаурус как система основных понятий, используемых педагогом в сфере своей деятельности)

Понятийно-терминологический словарь педагога дополнительного образования (тезаурус как система основных понятий, используемых педагогом в сфере своей деятельности)

А

Анализ включает в себя следующие понятия:

  • Логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставляющие и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств;

  • Разделение объекта на составные части;

  • Метод научного исследования , мысленное или реальное расчленение объекта какого- либо объекта (явления) на части, элементы;

  • Начальный этап научного исследования, позволяющий перейти от общего описания какого-либо объекта (явления) к выявлению его внутреннего строения, состава, определению свойств его отдельных частей, отношений между частями и т.д.

Различают следующие виды анализа:

  • количественный, основу которого составляют статистические данные, характеризующие многостороннюю деятельность учреждения. При его проведении анализируется динамика и структура показателей (за несколько лет), проводится сравнительный анализ отдельных данных;

  • качественный, в ходе которого анализируется содержание работы, ее специфика, направленность; дает ответы на вопросы: как ведется работа , какими средствами достигнуты те или иные успехи, или в чем проявились недостатки.

Анализ учебного занятия – разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из основных способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства.

Д

Детское творческое объединение – ключевое понятие для педагогики дополнительного образования. В общевидовом плане характеризует сущность любой их устоявшихся ныне форм организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. В социально- педагогическом плане – это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития. К числу сегодня положительно зарекомендовавших себя детских творческих объединений следует отнести: ансамбль, кружок, клуб, лабораторию, научное общество (объединение) учащихся, салон, секцию, творческую мастерскую, центр, школу и т.д.

И

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяющий максимально развить все имеющиеся у него способности.

Инновация – создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в жизни, профессиональной деятельности.

Исследование – процесс и результатнаучной деятельности, направленной на получение общественно новых знаний о закономерностях каких-либо явлений. Важнейшие характеристики исследования – систематичность и эмпиричность. Систематичность – строгая и четкая последовательность проведения всех видов исследования, благодаря которой можно осуществлять системный подход. Эмпиричность – это возможность объективной проверки предположений разработчика, касающихся различных сторон исследования и его результатов, не только самим исследователем, но и другими лицами.

К

Качество образования (обучения и воспитания) – это система показателей (нормативов ) знаний, умений, навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, которая отражает степень удовлетворения от ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных услуг, а также степень достижения поставленных в образовании целей и задач.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Неправильно выбранные критерии приводят к формальной оценке конечных результатов.

М

Метод (педагогический) - способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленный на решение задач воспитания и обучения.

Мониторинг определяется так:

  • система контролирующих и диагностических мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровня усвоения обучающимися учебного материала и его корректировку;

  • регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности.

Н

Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства, метода и т.п. новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

Навыки – автоматизированные действия.

Научно-методическое обеспечение - обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.

О

Образовательное пространство –педагогически организованная среда , в которой осуществляется образование, воспитание, развитие растущей личности.

Оптимальный – наилучший в данных конкретных условиях, дающий максимальный воспитательно-образовательный эффект при минимальных необходимых затратах имеющихся ресурсов и профессиональных усилий педагога.

Образовательный проект – оформленный комплекс инновационных идей в образовании социально – педагогическом движении, образовательных системах, педагогических технологиях и деятельности.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.

Опытно-экспериментальная работа – метод преднамеренных изменений, инноваций в области образования в расчете на получение более высоких результатов с последующей их проверкой и оценкой . Строится на основе добытых наукой фактов, в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой.

Отслеживание результата – наблюдение за характером продвижения к целям: повременный контроль за деятельностью по достижению целей; процесс систематического снятия показателей; система наблюдения и изучения деятельности по определенным критериям.

Оценивание результата – наблюдение за характером продвижения к целям; повременный контроль за деятельностью по достижению целей; процесс систематического снятия показателей; система наблюдения и изучения деятельности по определенным критериям.

П

Педагогические принципы – основополагающие идеи, которыми руководствуется педагог, решая образовательно-воспитательные задачи. В зависимости от профиля задач различают принципы воспитания – идеи, в опоре на которые решаются воспитательные задачи, и принципы обучения – идеи, предопределяющие действия педагога в решении им задач обучения.

Прием (воспитания, обучения) – элемент, деталь метода.

Педагогическая технология представляет собой:

  • целенаправленное использование технических средств обучения или программного обучения в учебно-воспитательном процессе;

  • совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм исходного объекта в процессе производства объекта-цели;

  • планирование процесса обучения, воспитания, развития детей;

  • систематизацию в единый комплект идей, способов организации деятельности, ресурсов, средств для достижения цели образования;

  • систему управления познавательной деятельностью обучающихся;

  • конструирование (возможен переход за рамки одной сферы деятельности) средств и методов педагогического процесса для решения конкретных задач, обеспечивающих функционирование людей в определенном виде деятельности;

  • систематичное, последовательное воплощение на практике спроектированного учебно-воспитательного процесса, т.е. проекта определенной педагогической системы, реализуемой на практике;

  • систему приемов и способов реализации образовательного процесса, направленного на достижение проектируемого результата.

Передовой педагогический опыт – это высокое мастерство педагога в широком смысле, основанное на успешном применении установленных наукой принципов и методов, дающие высокий результат, соответствующий современным требованиям, а способное в современных условиях удовлетворять актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Педагогическое творчество – творчество, направленное на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Портфолио ( в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в опаределенный период его обучения;

  • - это папка личных достижений школьника.

Р

Рефлексия ( педагогическая) – процесс самоосознания педагогом логики своих состояний, мыслей и действий в ходе воспитания и обучения детей.

Результат – итог деятельности, соотнесенный с ее целями, представляющий собой объективное изменение состояний, свойств субъекта, объекта, продукта, процесса или системы в какой – либо фиксированный момент, достигнутое вследствие какого-то организованного действия (субъектно-объектного воздействия или субъектно-субъектного взаимодействия), сопряженное с целью данной деятельности. В реальности результат может иметь две составляющие: предсказуемую (заранее определяемую), совпадающую с целью полностью или частично, и непредсказуемую (непредвиденные последствия). Соотношение этих двух частей полученного результата характеризует степень осознанности, прогностичности и целенаправленности деятельности.

С

Самодиагностика – самостоятельная диагностика педагогом своей деятельности, самостоятельное видение своих недостатков и умение преодолеть их. В.П. Беспалько дает полную структуру самодиагностики:

  • самонаблюдение;

  • самоанализ;

  • самооценка;

  • самокоррекция.

Процедуры самодиагностики:

  1. Исследование своей деятельности.

  2. Обнаружение и изучение затруднений.

  3. Создание мотивов для перестройки деятельности.

  4. Умение определять эффективность своего труда и результаты его перестройки.

  5. Определение возможных негативных влияний на правильно сформулированные звенья педагогической деятельности.

Система – совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность.

Т

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, традициям, чувствам, мнениям, идеям, убеждениям.

У

Учебное занятие – промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом.

Учебно- воспитательный процесс – процесс обучения и воспитания в их диалектическом единстве.

Ц

Цель – отвлеченная, мысленная модель, проект определенного результата деятельности человека и путей его достижения.

Ценностные ориентации растущей личности – предпосылка и результат воспитания ребенка; изучение и приведение изначально существующих у ребенка разрозненных ценностей в упорядоченную гуманистическую систему есть, в самом широком значении слова, основное содержание и центральная стратегическая задача воспитательной работы педагога в учреждении дополнительного образования.

  1. Вопросы формирования терминологии в нормативно-правовом регулировании образования

    Документ
    В статье обозначена важность состояния понятийно-терминологического аппарата науки и образования. Актуальность этой проблематики усилилась в период реформирования образования, в условиях свободного доступа пользователей к отечественным
  2. Кросскультурный терминологический словарь как словарь нового типа (на материале английских и русских терминов лингводидактики) 10. 02. 20 Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре лексикологии, стилистики и методики преподавания английского языка Института иностранных языков Дальневосточного государственного университета
  3. Статья содержит краткий исторический обзор становления лексикографии и терминографии как наук, указание на их основные направления.

    Статья
    Статья содержит краткий исторический обзор становления лексикографии и терминографии как наук, указание на их основные направления. Определено понятие словаря, рассмотрены признаки терминологических словарей, в том числе специфические
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (30)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 – «Филология» и профилю подготовки Немецкий язык и литература.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (39)

    Основная образовательная программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 032700 – «Филология».
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (302)

    Основная образовательная программа
    5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 032700 – «Филология» в Сибайском институте (филиале) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет».
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (117)

    Основная образовательная программа
    – способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности,
  8. Словарь практического психолога

    Документ
    Аннотация: Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности.
  9. Деятельности учителя

    Монография
    Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

Другие похожие документы..