Программа факультативного курса для 8 клас c а «Общественное движение в России XIX века»

Программа факультативного курса

для 8 класcа

«Общественное движение в России XIX века»

Пояснительная записка.

История Российского государства на всех этапах своего развития была насыщена различными общественными движениями. Отечественную историю просто невозможно представить без противоборства различных социальных групп, выражающих и защищающих свои интересы. XIX век, как никакой другой, богат на общественные движения. И главное: нашу историю невозможно полностью понять и осмыслить без учёта интересов различных социальных групп, так как история – это, прежде всего, люди.

В связи с этим невозможно переоценить значение истории общественного движения в школьном историческом образовании. В сборниках по подготовке к ЕГЭ в предложенных вариантах по истории 15-20% заданий, так или иначе, связаны с историей общественного движения. К тому же, тема общественного движения эффективно помогает учителю воспитывать в учениках чувства патриотизма и гуманизма, столь необходимых в наше сложное время. На примере сравнительного анализа различных общественных движений можно показать ценность и значимость реформистского пути преобразований в сравнении с революционным, несущим разрушения; воспитать отрицательное отношение к террору - явлению, уничтожающему самое ценное на земле – человеческую жизнь. Жёсткие рамки учебных программ обычно не позволяют учителю глубоко изучать общественное движение на уроках истории. Этот пробел и призван восполнить настоящий факультатив, который может быть особенно полезен учащимся, ориентирующимся на получение социальных профессий.

Большой объём современной научной и научно-популярной литературы и периодики создаёт необходимую библиографическую основу для преподавания данного курса.

Предмет курса - общественные движения, основные этапы и закономерности их формирования и развития.

Цель курса – изучение истории общественного движения XIX века, его роли в развитии российского общества и государства.

Завершив изучение курса, учащиеся должны знать основные фактические события общественного движения, важнейшие этапы его развития, выдающихся общественных деятелей; знать алгоритмы, необходимые для характеристики лидеров общественного движения, их программных требований, исторические особенности организаций; уметь анализировать их идеи, сравнивать их с идеями других общественных движений и делать выводы.

Объём различных форм работы.

Всего занятий 34 часа,

В том числе:

-лекции 7 часов,

-семинары 9 часов,

-практическая работа (с источником) 2 часа,

-контроль (итоговое тестирование, сообщения) 7 часов,

-выполнение заданий ЕГЭ 5 часов.

Содержание программы.

Тема I. Движение декабристов.

Исторические предпосылки движения декабристов. Формирование идеологии декабризма. Программы и планы действий тайных революционных обществ. Восстание 14 декабря 1825 года в Петербурге. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Причины поражения декабристов. Значение выступления декабристов и его оценка деятелями русской культуры и общественной мысли.

Тема II. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века.

Исторические условия. «Охранительное» направление (С.С. Уваров, Н.В. Кукольник, Ф.В. Булгарин). Зарождение либерализма. Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.) и славянофилы (А.С. Хомяков, братья И.В. Киреевские и др.). Споры о путях развития России. Особенности взглядов П.Я. Чаадаева. Возникновение утопического социализма в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Петрашевцы.

Тема III. Общественное движение в России в конце 50-х – начале 60-х годов.

Консервативные, либеральные и революционно-демократические направления накануне и после реформы 1861 года. М.Н. Катков, «Русский вестник» и «Московские ведомости». Позиция А.М. Унковского и тверского дворянства. «Колокол»А.И. Герцена.Н.Г. Чернышевский и «Современник». Прокламации и воззвания. «Земля и воля» 60-х годов XIX века.

Тема IV. Народничество 70-х – начала 80-х годов.

Идеология народничества, его основные течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв. Тайное общество С.Г. Нечаева. «Хождение в народ». Образование «Земли и воли» 70-х гг., «Народной воли» и «Чёрного передела». Политический кризис на рубеже 70-х – 80-х гг. Бархатная диктатура М.Т. Лорис-Меликова. Деятельность «Народной воли» ( А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.И. Кибальчич и др.). Убийство Александра II. Политика контрреформ.

Тема V. Рабочее движение в последней четверти XIX века и распространение марксизма.

Положение российского пролетариата. Маргиналы. Особенности рабочего движения. Первые самостоятельные рабочие организации: «Южно- российский союз рабочих» и «Северный союз русских рабочих». Распространение идей марксизма в России. Группа «Освобождение труда». Г.В.Плеханов. Марксистские кружки в России. Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В.И. Ленин Возникновение российской социал - демократии. I съезд РСДРП.

Учебно-тематический план курса.

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Движение декабристов.

  1. Исторические предпосылки движения декабристов. Формирование идеологии декабризма.

  2. Программы и планы действий тайных революционных обществ. Восстание 14 декабря 1825 года в Петербурге. Восстание Черниговского полка на Украине.

  3. Следствие и суд над декабристами. Причины поражения декабристов. Значение выступления декабристов и его оценка деятелями русской культуры и общественной мысли.

  4. Контроль

  5. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.

5

лекция

семинар

семинар

зачётное тестирование

практическая работа

2

Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века.

1.Исторические условия. «Охранительное» направление (С.С. Уваров, Н.В. Кукольник, Ф.В. Булгарин).

2.Зарождение либерализма. Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.) и славянофилы (А.С. Хомяков, братья И.В. Киреевские и др.). Споры о путях развития России.

3. Особенности взглядов П.Я. Чаадаева. Возникновение утопического социализма в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Петрашевцы.

4. Контроль.

5. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.

5

лекция

семинар

практическая работа

зачётное тестирование

практическая работа

3

Общественное движение в России в конце 50-х – начале 60-х годов.

1.Консервативные, либеральные и революционно-демократические направления накануне и после реформы 1861 года.

2.М.Н. Катков, «Русский вестник» и «Московские ведомости». Позиция А.М. Унковского и тверского дворянства.

3. «Колокол» А.И.Герцена. Н.Г. Чернышевский и «Современник».

4. Прокламации и воззвания. «Земля и воля» 60-х годов XIX века.

5. Контроль

6. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.

6

лекция

семинар

практическая работа

семинар

зачётное тестирование

практическая работа

4

Народничество 70-х – начала 80-х годов.

  1. Идеология народничества, его основные течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв.

  2. Тайное общество С.Г. Нечаева.

  3. «Хождение в народ». Образование «Земли и воли» 70-х гг., «Народной воли» и «Чёрного передела».

  4. Политический кризис на рубеже 70-х – 80-х гг. Бархатная диктатура М.Т. Лорис-Меликова.

5.Деятельность «Народной воли»

(А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.И. Кибальчич и др.). Убийство Александра II. Политика контрреформ.

6. Контроль.

7.Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.

7

лекция

сообщения

семинар

семинар

семинар

зачётное тестирование

практическая работа

5

Рабочее движение в последней четверти XIX века и распространение марксизма.

  1. Положение российского пролетариата. Маргиналы. Особенности рабочего движения.

  2. Первые самостоятельные рабочие организации: «Южно- российский союз рабочих» и «Северный союз русских рабочих».

  3. Распространение идей марксизма в России.

  4. Группа «Освобождение труда». Г.В.Плеханов. Марксистские кружки в России.

  5. Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В.И. Ленин Возникновение российской социал - демократии. I съезд РСДРП.

  6. Контроль.

  1. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.

4 часа – резерв

7

лекция

семинар

лекция

сообщения

семинар

зачётное тестирование

практическая работа

Список литературы.

  1. Зуев М.Н. История России. М., 2004.

  2. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

  3. Нечаев С.Г. Катехизис революционера, Родина. 1990. № 2.

  4. Нечкина М.В. Декабристы. М., 1985.

  5. Пирумова Н.М. Александр Герцен: жизнь и деятельность. М., 1993.

  6. Фёдоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.

  7. Фёдоров В.А. История России XIX – начала XX века. М., 1998.

  8. Материалы для подготовки к ЕГЭ.

  1. Задачи, реализуемые в образовательной программе образовательного учреждения: Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Пичужинская средняя общеобразовательная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, работающего по ОС «Школа
  2. Программа Составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования и адаптирована к местным условиям и требованиям

    Программа
    2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН «ВИКУЛОВСКАЯ СОШ №1», участвующей в апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в 2010-2011 учебном году.
  3. Программа развития 2007 2011 г. Троицк Оглавление Мониторинг функционирования и развития

    Программа
    Конкретная школа – это и есть один из тех главных объектов, где необходимо выявить темп роста на запуск положительных системных изменений, на которые направлена
  4. Программа развития гимназии на 2012 2016 годы

    Программа
    Настоящая программа разработана и принята в соответствии с Федеральной программой развития образования в России на пери­од до 2020 г. и государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.
  5. Программа подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по специальности 032700 «филология» Брянск 2011

    Программа
    Биккулова Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, профессор, декан филологического факультета Брянского государственного университета имени академика И.
  6. Программы на период 2011-2015 г г. Утверждены на Утверждаю Грибенюк Л. Г

    Документ
    Программа развития образовательной системы гимназии (2011‑2015 г.г.); образовательные программы (на период до 2015 года) разработаны под руководством ГРИБЕНЮК Л.
  7. Программа этического образования и воспитания учащихся лицейских классов > Программа курса “Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности”. Программа курса “ Истинные ценности человеческой жизни”

    Программа
    Станчиц, М.А. Сборник программ для занятий по формированию этической культуры учащихся во внеурочной работе: программы курсов этич. направленности для педагогов, руководителей кружков и факультативов, клас.
  8. Программа основного общего образования Предметы, дисциплины (модули)

    Программа
    Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
  9. Курс лекций Педагогическое общество России Москва 2001 (1)

    Книга
    Это — фундаментальный курс по социальному прог­нозированию. Он вобрал в себя опыт многих научных и учебных изданий, вышедших в России на протяжении последних 35 лет.

Другие похожие документы..