Учебно-методический комплекс по дисциплине «просеминариум: организация научного исследования» для студентов 3-го курса дневного отделения филологического факультета

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЯЗЫКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОСЕМИНАРИУМ: ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3-ГО КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 032900 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»,

050301.00 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ»,

050301.65 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.

ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»,

050301.00 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Учебно-методический комплекс

обсуждён и утверждён

на заседании кафедры

26 июня 2008 г.

Составитель:

д.ф.н., профессор кафедры теории и истории языка Н.В. Пятаева

СТЕРЛИТАМАК 2008

О Г Л А В Л Е Н И Е

Учебная программа курса
«Просеминариум: организация научного исследования» . . . . . . . . . . 3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Расчёт часов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Методические рекомендации по организации изучения курса

«Просемираниум: Организация научного исследования» . . . . . . . . 6

Учебно-методическое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Рабочая программа курса
«Просеминариум: организация научного исследования» . . . . . . . . . . 8
Цели изучения курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Содержание лекционного курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

1. Образец оформления титульного листа дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2. Составляющие дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

3. Составляющие введения к дипломной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

4. Образец оформления списка литературы и словарей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

5. Образцы оформления ссылок на литературу в тексте дипломной работы . . . . . 14

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Учебная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Дополнительная научная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Словари и энциклопедии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Научные, учебные и справочные сайты Интернет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Методические указания для студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Тексты лекций по курсу

«Просеминариум: организация научного исследования» . . . . . . . . . . . . . . . 22
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Тема 1 «Накопление фактического материала для дипломной работы» . . . . . . . . . . . . . 25
Тема 2 «Подбор и изучение литературы по теме дипломной работы» . . . . . . . . . . . . . . 28
Тема 3 «Работа с научной литературой» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Тема 4 «Стилистика научного сочинения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Тема 5 «Методология языкознания» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Электронный носитель с текстом Учебно-методического комплекса и
текстами лекций . . . . . . . . . . . . . 44
Печатный вариант Учебно-методического комплекса по курсу . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ПРОСЕМИНАРИУМ:

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

ВВЕДЕНИЕ

Современные требования к высшему образованию в первую очередь ставят перед педагогическими институтами задачу формирования учителя-творца, потому что только учитель творческого склада способен достичь основной цели осуществляемой в настоящее время реформы школы – повысить качество образования. Чтобы воспитать учителя-словесника творческого склада, важно пробудить у студента-филолога интерес не только к его будущей профессии, но и к самой лингвистике, привить ему исследовательские навыки. Решение этой задачи невозможно без активизации таких форм, методов и приемов обучения, которые максимально способствовали бы интенсификации познавательных и творческих способностей студентов-филологов. Одной из важнейших форм, призванных осуществить поставленную задачу, является подготовка студенческой дипломной работы, а важнейшим и необходимым условием плодотворного завершения ее является взаимосвязь УИРС и НИРС, которые в учебном процессе должны быть тесно связаны и направлены на лингвистическое развитие студентов.

Написание дипломной работы, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, невозможно без чувства ответственности, организованности, интеллектуальной активности, лингвистического чутья и достаточного уровня лингвистических знаний и способностей студента.

У начинающих исследователей, каковыми являются студенты 3-го курса, приступающие к работе над дипломными сочинениями, всегда возникает немало вопросов, связанных с методикой написания и правилами оформления дипломных работ. Однако получить ответы на эти вопросы часто бывает непросто. Во-первых, существует очень мало методических пособий, посвященных выполнению квалификационных научных трудов. Во-вторых, дипломная работа как разновидность научных исследований – относительно новая форма, которой в методической литературе уделяется недостаточно внимания. Все это значительно снижает научную активность начинающих ученых и не позволяет им в полной мере реализовать свои возможности.

В связи с этим по решению Совета филологического факультета СГПА в Учебные планы всех отделений факультета был введен курс «Организация научного исследования», главной задачей которого является рассмотрение всего процесса подготовки дипломной работы от выбора темы до завершения исследования. Чтобы расширить научно-методический кругозор студентов, предполагается познакомить их с общей методологией научного творчества, поэтапно рассмотреть методику написания дипломного сочинения, а также правила оформления рукописи.

Содержание курсавключает в себя вопросы, связанные с выбором темы для исследования, его последующим планированием, библиографическим поиском литературных источников и научной литературы по теме, их изучением и отбором фактического материала. Кроме этого, курс призван научить студентов ориентироваться в композиции дипломной работы, проводить ее рубрикацию. В задачи курса «Организация научного исследования» входит также знакомство начинающих исследователей с правилами представления в рукописи отдельных видов текстового, табличного и иллюстративного материала, оформлением библиографического аппарата научного труда. Одним из важных вопросов, который поднимает данный курс, является повышение культуры письменной речи будущих учителей. Задача курса – научить студентов вести тщательную языково-стилистическую обработку материала, читать свой текст «чужими глазами», чтобы выявить в нем все без исключения изъяны, избавиться от них и по возможности акцентировать достоинства работы.

Воспитательной задачей курса является обучение студентов основам научной этики, формирование у них тактичного отношения к интерпретации имеющихся сведений по исследуемой проблематике. Данный курс опирается на знания студентов, полученные ими в стационарных курсах «Практический курс русского языка», «Теория языка», «Риторика и культура речи», «Стилистика русского языка», которые познакомили будущих исследователей с отличительными жанрово-стилистическими характеристиками разных текстов и подготовили к самостоятельному созданию научных произведений.

Методика преподавания предполагает дедуктивное получение знаний, что реализуется в лекционном представлении содержания данного курса. Она необходима как для формирования общей концепции научно-исследователь-ской работы, так и для конкретного знакомства с требованиями к дипломной работе.

Курс рассчитан на 18 часов для студентов очной формы обучения.

Учебная программа курса составлена на основе стандартной программы «Основы организации научно-исследовательской работы для магистрантов» [Современный русский литературный язык. Русский язык как иностранный: Программы учебных курсов // Министерство общего и профессионального образования РФ, Московский педагогический государственный университет. – М.: Флинта : Наука, 1999. – С. 175 – 178].

РАСЧЁТ ЧАСОВ

форма занятий

количество

часов

1

2

Лекции

Зачёт

18

6

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Предмет и задачи курса. Формы общественного сознания: мифология, религия, наука, философия, искусство. Картина мира. Научная картина мира. Динамика научной картины мира. Специфика научного знания и научного исследования.

Общая схема хода научного исследования. Цели и задачи дипломной работы (ДР). Составляющие ДР: титульный лист, содержание, введение, теоретическая и практическая части, заключение, список литературы и словарей, список условных сокращений, приложение.

Этапы работы над дипломным сочинением: выбор темы исследования, составление перспективного плана работы, накопление фактического материала, составление библиографии по теме исследования, изучение научной литературы, написание теоретической части, анализ фактического материала и написание практической части, написание введения и заключения, оформление списка литературы, работа над стилем и языковым оформлением текста, оформление работы, правка и проверка, подготовка к защите дипломной работы.

  1. Накопление фактического материала для ДР.

Работа со словарями и литературными текстовыми источниками, наблюдение за живой разговорной и диалектной речью носителей языка. Оформление карточек с языковым материалом. Формирование картотеки.

  1. Подбор и изучение литературы по теме ДР.

Знакомство с библиографическим отделом библиотеки СГПА, правила оформления библиографических карточек, оформление списка литературы в научном сочинении.

  1. Работа с научной литературой.

Оформление конспектов, записей, заметок при чтении научной литературы. Реферирование. Аннотирование. Оппонирование. Написание критического отзыва. Цитирование, его типы и требования к оформлению.

  1. Стилистика научного сочинения.

Стили языка: разговорно-обиходный, публицистический, официально-деловой, научный, производственно-технический, художественной литературы.

Характеристика научного стиля: содержательный, лексический, морфологический и синтаксический уровни. Язык и стиль дипломной работы: средства выражения связности текста, лексикология и фразеология научной работы, грамматические особенности предложений.

Метаязык лингвистики. Терминография и терминология. Термин. Дефиниция термина. Терминологические словари, справочники, энциклопедии. Лингвистическая терминология. Словари и справочники лингвистической терминологии. Составление терминологического словарика по теме ДР.

  1. Методология языкознания.

Метод. Разновидности методов: общенаучные методы и приемы и узкоспециальные методы и приемы.

Методы и приемы лингвистических исследований: сравнительно-исторический метод, типологический метод, исторический метод, сопоставительный метод, методы функциональной лингвистики, методы когнитивной лингвистики, описательный метод, методы психолингвистики и социолингвистики.

Частные лингвистические приемы: наблюдение, сплошная выборка, статистическое анкетирование, лексический анализ слова и текста, семантический анализ слова, компонентный анализ, метод семантического поля; морфемный, словообразовательный, формообразовательный и этимологический анализы слова, синтаксический анализ словосочетания и предложения, стилистический анализ текста и др.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ПРОСЕМИНАРИУМ: ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Занятия просеминариума «Организация научного исследования» предусмотрены Учебными планами всех отделений филологического факультета СГПА в пятом семестре. С этого же времени студенты распределяются по кафедрам факультета (современного русского языка, теории и истории языка, современной отечественной литературы и методики ее преподавания, русской и зарубежной литературы) для написания дипломных работ, защита которых в соответствии с новыми вузовскими программами приравнивается к сдаче одного из профилирующих государственных экзаменов (по русскому языку; по русской литературе; по культурологи; по чувашскому языку и литературе; по иностранному языку).

Изучение курса осуществляется в форме 18 часов лекций и завершается зачётом, который выставляется на основании работы студента в просеминариуме и наличия прикрепления к преподавателю СГПА для написания дипломной работы.

В процессе изучения данного курса студенты должны получить сведения об особенностях научного знания и научного исследования; о методах научного исследования; о целях и задачах дипломной работы, о ее составляющих и этапах работы над самостоятельным научным исследованием; научиться применять ранее полученные знания в области стилистики русского языка и культуры речи в плане построения текстов научного стиля и умения их редактировать; студенты должны научиться правильно оформлять конспекты, аннотации и рефераты в процессе работы с научной литературой по теме дипломного сочинения; получить необходимые сведения о методах подбора библиографии по теме ДР и правилах оформления библиографических карточек и списка литературы в тексте ДР; научиться правилам цитирования и оформления ссылок на литературу в тексте ДР.

Список литературы, представленный ниже, может быть использован студентами и в качестве стартового этапа пополнения библиографии по теме ДР, так как включает издания энциклопедического лингвистического характера.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА, ИМЕЮЩАЯСЯ В БИБЛИОТЕКЕ СГПА

  1. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. М.: Наука, 1990.

  2. Будагов Р.А. Что такое научный стиль? // Русская речь. 1970. № 2.

  3. Брэгг Л. Что создает ученого? // Наука и жизнь. 1970. № 9. С. 80 – 84.

  4. Васильев Л.М. Методы современной лингвистики. Уфа: Изд-е БашГУ, 1997.

  5. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. М.: Книга, 1975.

  6. Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. М.: Мысль, 1970.

  7. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М.: Изд-во МГУ, 1973.

  8. Иванов Вяч. Вс. Об исследовании структуры лингвистики и ее языка // ВЯ. 1988. № 2. С. 23 – 38.

  9. Ильенков Э. Учитесь мыслить смолоду. М.: Знание, 1977.

  10. Калашникова Г.Ф. О подготовке дипломных работ на филологических факультетах пединститутов // Русский язык в школе. 1987. № 6. С. 79 – 81.

  11. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты : Практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: Высшая школа, 1997.

  12. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998.

  13. Маркулович А. Заметки о научном и художественном творчестве // Наука и жизнь. 1972. № 11. С. 61 – 65.

  14. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М.: Высшая школа, 1980.

  15. Мухин А.М. Лингвистический анализ. Теоретические и методологические проблемы. Л.: Наука, 1976.

  16. Мучник Б.С. Культура письменной речи. М.: Высшая школа, 1996.

  17. Мучник Б.С. Человек и текст : Основы культуры письменной речи. М.: Высшая школа, 1985.

  18. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований / Под ред. Б.А. Серебренникова. М.: Наука, 1973.

  19. Особенности стиля научной литературы : Сб. статей. Л.: Наука, 1971.

  20. Особенности языка научной литературы : Сб. статей. М.: Наука, 1965.

  21. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск: Наука, 1979.

  22. Ракитов А.И. О логических критериях научности // Вопросы философии. 1972. № 12. С. 59 – 66.

  23. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1974.

  24. Розанов В.В. О понимании. СПб.: Наука, 1994.

  25. Сенкевич М.П. Литературное редактирование научных произведений. М.: Высшая школа, 1970.

  26. Сенкевич М.П. Научные стили. М.: Высшая школа, 1967.

  27. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М.: Высшая школа, 1976.

  28. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, 1975.

  29. Стилистико-грамматические черты языка научной литературы. М.: Наука,1970.

  30. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.

  31. Теория и методология языкознания : Методы исследования языка. М.: Наука, 1989.

  32. Уильми Г.Ф. Поэзия науки. М.: Наука, 1970.

  1. Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ

    Курсовая работа
    Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ (реферат, курсовая и дипломная работы, тезисы) для студентов 2 – 5-го курсов филологического факультета / Составители: Сыров И.

Другие похожие документы..