Учебно-методический комплекс по дисциплине «просеминариум: организация научного исследования» для студентов 3-го курса дневного отделения филологического факультета

1. Три типа методов научного знания

Метод (от греч. methodos ‘путь исследования’) в языкознании – обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка, связанные с определённой лингвистической теореией и с общей методологией.

Наиболее обобщённый метод всегда находится в тесной связи с определённой теорией и представляет собой единство «метод – теория».

Различают три типа методов:

1) общие философские методы и принципы: дедукция (от частного к общему), индукция (от общего к частному), принцип единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные;

2) общенаучные методы и принципы: статистический метод, метод наблюдения, метод обобщения, метод сравнения, метод сопоставления и т.п.

3) частные лингвистические методы, о которых речь пойдёт ниже.

2. Школы и методы современной лингвистики

В многовековой истории развития науки о языке в ней сложились и оформились шесть основных направлений исследования (парадигм), определившие пути развития лингвистики и до сих пор существующие как её основные ветви.

Логический подход к языку был характерен ещё для воззрений древнегреческих философов 5 – 1 вв. до н.э., для концепций западноевропейской схоластической науки средневековья, для рационалистических концепций языка, лежащих в основе всеобщих грамматик (XVII – первая половина XIX в.), а также для ряда школ и течений в логике, философии и лингвистике конца XIX – XX вв.

Логическое направление в языкознании – совокупность течений, изучающих язык в его отношении к мышлению и знанию.

Для логического направления характерно:

1) обсуждение проблем гносеологии (теории познания),

2) выявление универсальных свойств языка,

3) выработка единых принципов анализа языка (общее для всех языков представление структуры предложения, система частей речи и т.п.),

4) предпочтение синхронного анализа диахроническому в создании описательных грамматик,

5) разработка синтаксиса и семантики,

6) определение грамматических категорий по их отношению к универсальным категориям логики: слово – понятие, часть речи – по характеру выполнения логической функции, предложение – суждение, сложное предложение – умозаключение и т.п.

К логическому направлению принадлежат Шарль Балли (Франция), К.С. Аксаков и Ф.И. Буслаев.

Сравнительно-исторический метод – первый научный метод в языкознании, ознаменовавший своим появлением в начале XIX в. становление языкознания как науки в трудах Расмуса Раска (Дания), Франца Боппа (Германия), Якоба Грима (Германия), Александра Христофоровича Востокова и др. Ему соответствует определённая теория языкознания – сравнительно-историческое языкознание.

Основные положения:

1) каждый язык отличается неповторимыми особенностями, раскрывающимися только в сравнении с другими языками; сравнение обнаруживает у некоторых из них родство – происхождение из общего источника, когда-либо существовавшего (праязык);

2) на основании родства языки группируются в группы и семьи;

3) различия родственных языков могут быть объяснены непрерывным историческим развитием, которое признаётся важнейшим свойством языка вообще;

4) при историческом изменении звуки изменяются быстрее других элементов языка; преобразования звуков в пределах одной языковой семьи строго закономерны и могут быть сформулированы в виде фонетических законов: ассимиляция, редукция, аккомодация и др.; корни слов и флексии обычно сохраняют устойчивость на протяжении тысячелетий, что и позволяет установить архетипы этих элементов языка.

Архетип – прообраз, праформа, прототип, например: современный русский глагол брать < древнерусский бьрати < праславянский *bьrati < индоевропейский *bhěr-a-ti.

Сравнительно-исторический метод развивается и совершенствуется, охватывая, помимо фонетики и морфологии, также синтаксис и семантику.

Психологическое направление возникло в недрах сравнительно-истори-ческого языкознания в 50-х гг. XIX в. под влиянием философии языка Вильгельма фон Гумбольдта. Основатель психологического направления Хейман Штейнталь (Германия). В России его крупнейшим представителем был А.А. Потебня, основатель Харьковской лингвистической школы.

Психологическое направление в языкознании – совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа, характеризующихся стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении.

Представители ПН видели в языке выражение «духа народа» – народной психологии, тем самым подчеркивая социальную природу языка.

Формальное направление или Московская фортунатовская школа – направление, сложившееся в результате научной и преподавательской деятельности Филиппа Фёдоровича Фортунатова в Московском университете в 1876 – 1902 гг.

Пафос МФШ в протесте против смешения грамматики с психологией и логикой. МФШ внесла существенный вклад в процесс осознания единства и целостности языкознания соответственно самой природе языка.

Учениками Ф.Ф. Фортунатова были Алексей Александрович Шахматов, Михаил Михайлович Покровский, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Михайлович Пешковский, а также многие зарубежные учёные.

Ф.Ф. Фортунатов развивал взгляды на язык как систему, строго различая описательное (синхронное) и историческое (диахроническое) языкознание. Теория Фортунатова о форме слова положила начало разграничению форм словоизменения (формообразования) и словообразования (деривации), строгому разграничению внешней и внутренней формы в учении о грамматической категории и разрядах слов (частях речи). Всё это легло в основу современной морфологии, оформившейся в самостоятельную научную дисциплину (Алексей Александрович Шахматов, Николай Николаевич Дурново, Сергей Осипович Карцевский, Георгий Осипович Винокур, Виктор Владимирович Виноградов).

Ученик Ф.Ф. Фортунатова В.В. Виноградов в 40 – 50-е гг. ХХ в. объединил вокруг себя учёных-единомышленников, которые впоследствии стали именоваться Виноградовской школой. Рассматривая язык как общественное явление, В.В. Виноградов видел в нём не только эволюцию системы, но и развитие видов и разновидностей речи и речевых форм. Разрабатывая теорию стиля, он устанавливал и прослеживал связи между языковой личностью и общенациональным языком во всех разновидностях его функционирования.

В теории В.В. Виноградова в центре изучения языка стоит, с одной стороны, слово как центральная единица языковой системы, с другой, – текст.

Виноградов создал новую систематизацию частей речи по трём признакам, разработал учение о фразеологии как особом разделе языкознания, положил начало новой области филологических исследований – истории русского литературного языка как истории стилей.

Социологическое направление – совокупность течений, школ и отдельных концепций, трактующих язык прежде всего как социальное явление, как средство общения людей, связанное с их общественным положением, сферой занятий, образованием.

Социологическое направление оформляется на рубеже XIX – ХХ вв. во Франции (Французская социологическая школа: А. Мейе и др.), Швейцарии (Женевская школа) и США (У.Д. Уитни, Э. Сепир).

Представители социологического направления определяют язык прежде всего как средство общения, затем как орудие формирования мышления, а также способ выявления эмоций. Основной, т.о., признаётся коммуникативная функция языка, признаётся системный характер языка и знаковая природа его единиц. Учитываются также результаты исследований психологии и социологии, развивающихся одновременно с социологическим направлением.

Взгляды на язык как средство общения и его социальную природу разделялись и русскими языковедами начиная с XVIII в., вслед за М.В. Ломоносова. Некоторые положения социологического направления были созвучны также взглядам советских учёных, исследовавших с 20 – 30-х гг. социальную природу языка, определение языка как социального явления давалось ими с позиций марксисткой философии (Лев Вл. Щерба, Борис Александрович Ларин, Виктор Максимович Жирмунский).

Важное место в работах представителей социологического направления занимало изучение диалектов: территориальных, как свидетельства исторического развития языков, и социальных, как отражения классового и профессионального расслоения общества. Изучение территориальных диалектов на рубеже веков легло в основу формирования диалектологии и лингвистической географии, а социальные диалекты позже стали объектом социолингвистики.

Структурные методы ознаменовали перелом в развитии языкознания, происшедший в 20-х гг. XX века и связанный с трудами Фердинанда де Соссюра (Швейцария) и Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ.

Основные положения:

1) подлинной реальностью признаётся не отдельный факт языка (морфема, звук, предложение), а язык как система; система не суммируется из элементов, а определяет их: каждый элемент языка существует в силу его отношений к другим элементам в составе системы;

2) костяк, структуру системы создают вневременные отношения; основными являются отношения оппозиции элементов вне текста и отношения взаимного расположения, дистрибуции элементов в тексте;

3) возможно вневременное – «алгебраическое» изучение системы, т.е. применение математических методов в языкознании;

4) подобно языку организованы некоторые другие системы – фольклор, обычаи и ритуалы, отношения родства и др.; их изучение и изучение языка интегрируются в более общую науку – семиотку.

Структурные методы развивались тремя потоками в разных школах структурализма.

1. Восточноевропейский структурализм (Пражская лингвистическая школа) ввёл понятие оппозиции и основанный на ней метод в фонологию, а от неё и в другие сферы языка – в морфологию и семантику.

2. Датский структурализм (Копенгагенский лингвистический кружок) разработал учение об алгебраических отношениях в языке – глоссематику.

3. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика) разработал понятие дистрибуции и основал на нём метод описания фонологии, морфологии и элементарного анализа предложения (метод непосредственных составляющих).

Структурные методы сохраняют значение как научные методы начального описания всякого языка, установления его структуры и систематики элементов.

Конструктивные методы возникли в начале 60-х гг. ХХ в. Основные положения: 1) требование конструктивности, т.е. возможности и необходимости построения, конструирования теоретических объектов, смоделированных исследователем, например, модель предложения N1Vf; модель словообразования V + -тель = Nлицо по роду занятий; 2) исходным объектом является предложение, поэтому конструктивными методами исследуются главным образом синтаксис предложения и те явления семантики и словаря, которые наиболее непосредственно связаны с предложением; 3) динамические законы построения предложения-высказывания признаются универсальными, в то время как национальные, исторически изменчивые особенности того или иного языка рассматриваются как форма реализации этих универсальных закономерностей, например: морфология как техника семантики и синтаксиса; 4) язык вообще понимается как динамическая система, обеспечивающая порождение речевых произведений.

Теоретико-методологической базой антропоцентрического принципа является антропологический подход к языку, в соответствии с которым адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурной и духовной жизнью. Такой подход ставит в основу изучения языка и всех его аспектов, прежде всего, человека, языковую личность в поисках убедительных аналогий между структурой языка и структурой других аспектов культуры.

Формирование антропоцентрического принципа происходит в рамках лингвистической концепции гумбольдтианства. В трактовке Вильгельма фон Гумбольдта, язык не представляет собой прямого отражения мира. В нём осуществляются акты интерпретации мира человеком. Различные языки поэтому являются различными мировидениями. Слово – это отпечаток не предмета самого по себе, а его чувственного образа, созданного этим предметом в нашей душе в результате языкотворческого процесса. Оно эквивалентно не самому предмету, даже чувственно воспринимаемому, а его пониманию в акте языкового созидания. Всякий язык, обозначая отдельные предметы, в действительности созидает, он формирует для говорящего на нём народа картину мира. Каждый язык образует вокруг народа, которому он принадлежит, круг, выйти за пределы которого можно, только вступив в другой круг. Язык, будучи системой мировидения, оказывает регулирующее воздействие на человеческое поведение: человек обращается с предметами так, как их преподносит ему язык.

Синергетическая парадигма.

Отличительной особенностью современной науки является системно-структурный подход к явлениям объективного мира. Этот подход в современной философской литературе определяется как важный параметр окружающей нас действительности, как ее особое измерение. Каждая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность, многоуровневость, структурность – свойства не только строения системы, но и ее поведения: отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней.

Представление языка в виде системы или множества различных структур, охватывающих взаимозависимые элементы соответствующих уровней, способствует планомерному научному проникновению в сущность языка и его внутреннюю природу, раскрытию все новых причинных зависимостей между его компонентами, построению логически стройных лингвистических теорий, позволяющих воспринять в легко обозримой форме тот или иной аспект языка во всей его сложности как некую целостность.

Логическим продолжением системно-структурного принципа является новая парадигма современной науки – синергетика.

Синергетика(от греч. synergetikos ‘совместный’) – наука, изучающая явления синергизма. Синергизмкомбинированное действие компонентов самоорганизующейся системы; научная концепция целостного восприятия мира и отдельных систем.

Этим древнегреческим словом в 1969 г. Герман Хакен, профессор Штуттгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики, предложил обозначить совокупный, коллективный эффект взаимодействия большого (очень большого, «огромного») числа подсистем, приводящий к образованию устойчивых структур и самоорганизации в сложных системах.

Свой выбор термина «синергетика» проф. Г. Хакен объясняет следующим образом: «Я выбрал тогда слово «синергетика», потому что за многими дисциплинами в науке были закреплены греческие термины. Я искал такое слово, которое выражало бы совместную деятельность, общую энергию что-то сделать, так как системы самоорганизуются, и поэтому может показаться, что они стремятся порождать новые структуры. <…> Я преследовал цель привести в движение новую область науки, которая занимается вышеуказанными проблемами. Уже тогда я видел, что существует поразительное сходство между совершенно различными явлениями, например, между излучением лазера и социологическими процессами или эволюцией, что это должно быть только вершиной айсберга».

Разумеется, синергетика – далеко не единственное научное направление, которое занимается изучением сложных систем. Вместе с тем, используемые в синергетике понятия делают синергетический подход уникальным, причем не только в концептуальном, но и в операционном плане. В отличие от других научных направлений, обычно возникавших на стыке двух наук, когда одна наука давала новому направлению предмет, а другая – метод исследования, синергетика опирается на сходство математических моделей, игнорируя различную природу описываемых ими систем.

Синергетика Хакена – это язык, на котором удобно и естественно описывать жизнь сложных систем, и, в частности, явление самоорганизации – спонтанное возникновение структур, а ее понятийный аппарат позволяет рассматривать все происходящее «сверху вниз» – от целого к деталям, а не «снизу верх» – от деталей к целому, как это принято при редукционистском подходе.

Т.о., синергетика изучает открытые (обменивающиеся веществом и энергией с внешним миром, иными словами, имеющие источники и стоки энергии) нелинейные (описывающиеся нелинейными уравнениями) системы. Предмет синергетики – механизмы самоорганизации, т.е. механизмы самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения микроскопических упорядоченных структур, имеющие место в такого рода системах.

Синергетика с ее статусом метанауки изначально была призвана сыграть роль коммуникатора, позволяющего оценить степень общности результатов, моделей и методов отдельных наук, их полезность для других наук. Положение междисциплинарного направления обусловило еще одну важную особенность синергетики – ее открытость, готовность к диалогу на правах непосредственного участника или непритязательного посредника, видящего свою задачу во всемерном обеспечении взаимопонимания между участниками диалога. Одним из следствий междисциплинарного диалога стало зарождение в конце ХХ века лингвосинергетики на основе идеи Ильи Романовича Пригожина о конвергенции (сближении) мира человека и мира окружающей его природы. Синергетикакак новое мировидение ликвидирует пропасть между этими двумя мирами, ибо устанавливает общие механизмы самоорганизации, присущие и тому и другому. Тем самым наука, в том числе и естествознание, становится гуманитарной, очеловеченной, а сложному миру человеческой субъективности, в свою очередь, не чужд научный – синергетический – подход.

Итак, «синергетика представляет собой современную теорию эволюции больших, сверхсложных, открытых, термодинамически неравновесных, нелинейных динамических систем, обладающих обратной связью и существующих квазистационарно лишь в условиях постоянного обмена веществом, энергией и информацией с внешней средой. К таким системам относятся: Вселенная, саморазвивающаяся природа, человеческое общество как ее (жизни) высшая форма и продукт создаваемой им самим (человечеством) материальной и духовной культуры» [5: 8].

Синергетическая парадигма – модель познания развивающегося мира, адекватная его (мира) нелинейности и другим названным выше характеристикам, ориентированная на гуманитарные ценности в научных исследованиях. В исследованиях последних лет больший акцент делается на синергетику информационных процессов, иначе – на информационную синергетику, в частности – на синергетическую семиотику. Высшие формы информационно-семиотического обмена реализуются в языках человечества и его культуре.

В языкознании современного периода можно наблюдать характерное взаимодействие различных парадигм в изучении языка, вносящих значительный вклад в освоение его устройства, функционирования, структуры и видов. Сосуществование различных подходов в исследовании языка и объединение усилий учёных даёт плодотворные результаты для планомерного развития науки о языке. Взаимопроникновение различных направлений даёт возможность для более комплексного, объёмного, разностороннего рассмотрения языковых явлений.

3. Методики и приёмы лингвистического анализа

Современное языкознание характеризуется разнообразием частных методик и приёмов – компонентный анализ, м. непосредственных составляющих, трансформационный м. и др. – так и языковедческим преломлением общенаучных методов: математический анализ, статистический м., системный подход, контрастивный м., эволюционный и таксономический приёмы, ареальная лингвистика, естественнонаучный эксперимент, социологические м.

Вместе с тем сохраняет своё значение общий филологический метод – интерпретация текста.

Т.о., современные тенденции в развитии методологии характеризуются отказом от исключительности того или иного общего метода, стремлением сочетать и комбинировать общенаучные, общие и частные лингвистические методики.

1. Методы анализа языка на уровне предложения:

1) логико-синтаксический метод – анализ предложения по членам (см. схему):

подлежащее –

сказуемое –

дополнение –

определение –

обстоятельство –

субъект

предикат

объект

атрибут

обстоятельство

л о г и к а

грамматика

предложение складывается из отдельных членов, члены предложения по их конструктивному и семантическому весу неоднородны, вся сила суждения находится в сказуемом.

2) Психолого-синтаксический методрассмотрение способов обнаружения мышления в слове от предложения к словосочетанию, а от него к слову. Психологическую основу предложения составляет коммуникация, которая состоит из сочетания двух представлений: субъекта и предиката (грамматического подлежащего – то, о чём говорится в предложении – и грамматического сказуемого – то, что говорится в предложении).

3) Методика описания синтаксических явлений с опорой на учение о частях речи –т.е. методика квалификации синтаксических форм через способы их морфологического выражения: морфологизированные члены предложения, неморфологизированные члены предложения.

4) Формально-грамматическая методика – предметом синтаксиса является словосочетание, описание всех типов словосочетаний и их функций в системе предложения.

5) Синтагматический анализ предложения –проникновение в семантическую структуру предложения в соответствии с его актуальным содержанием, выявление смысловых и стилистических оттенков, которыми сопровождается общее содержание высказывания.

6) Методика парадигматического описания структуры предложения –содержание предложения может мыслиться как реальное и ирреальное.

7) Трансформационный метод –правила преобразования и перераспре-

деления элементов предложения при выявлении членов предложения и их точной квалификации, например: разберите предложения по членам и определите частеречную принадлежность каждого члена:

Тихо в лесу, ещё тише в саду. (Тихо – наречие, категория состояния или краткое прилагательное?) (Тише – сравнительная степень прилагательного, наречия или категории состояния?) Чем мать и дед грустней и равнодушней, тем веселей сестры смеётся рот (С. Есенин).

8) Методика актуального членения предложения– выявление темы и ремы.

2. Методы анализа языка на лексико-семантическом уровне:

1) Классическая методика выявления и описания значений слова, используемая в практике составления толковых словарей.

2) Традиционно-парадигматический метод – установление соответствия между двумя противопоставленными явлениями языка: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

3) Метод семантического поля – поиск систематизирующего начала в содержательной организации языка.

4) Метод компонентного анализа лексического значения слова.

5) Метод концептуального анализа – выявление характерных культурно-лингвистических аспектов национальной языковой картины мира.

3. Методы анализа языка на морфологическом уровне:

1) Традиционно-комплексный метод – выявление частей речи на основании трёх основных признаков: основного категориального значения, грамматических признаков и синтаксической функции.

2) Метод перекрёстных рядов – выявление сущности словоформы и парадигмы словоформ разных частей речи в структуре языка.

3) Метод оппозиций (противопоставлений), например:

ГК числа – единственное : множественное

ГК падежа – именительный : косвенные

ГК рода – мужской : женский : средний

части речи

знаменательные служебные

изменяемые неизменяемые

имя глагол

4. Методы анализа языка на словообразовательном уровне:

1) метод морфемного анализа слова;

2) метод словообразовательного анализа слова;

3) метод формообразовательного анализа слова;

4) метод этимологического анализа слова.

5. Методы анализа языка на фонологическом уровне:

1) позиционно-морфематический метод, введённый Московской фонологической школой;

2) методика изолирования (ЛФШ) – звуковые единицы автономны, самостоятельны, чтобы их выявить, вовсе не обязательно обращаться к более крупным единицам языка, в составе которых они функционируют;

3) методика оппозиций (Пражский лингвистический кружок).

6. Стилистический анализ.

7. Системно-функциональный анализ.

8. Лингвокультурологический анализ.

  1. Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ

    Курсовая работа
    Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ (реферат, курсовая и дипломная работы, тезисы) для студентов 2 – 5-го курсов филологического факультета / Составители: Сыров И.

Другие похожие документы..