Учебно-методический комплекс по дисциплине «просеминариум: организация научного исследования» для студентов 3-го курса дневного отделения филологического факультета

Наблюдения за живой разговорной или диалектной речью.

Наблюдения за живой разговорной речью могут иметь две цели: 1) запись звучания, т.е. транскрибирование текстовых записей, которые наиболее точно передают фонетические и интонационные особенности живой разговорной речи (такие записи обычно производятся параллельно с аудиозаписями); 2) запись отдельных слов (неологизмов, жаргонизмов и арготизмов, диалектизмов, профессионализмов и т.п.) с разъяснением значений и приведением контекста употребления.

Образцы оформления карточек с подобными материалами см. ниже в таблице.

Оформление карточки с текстовой записью

[рострóис‾′ и ковда / б′иэжыш зъ_ав′иэр′jанкъй //]

(Бир: Сим. 1996. 26. 06)

АВЕРЬЯНКА – валериановые капли.

Оканье.

Контаминация: ва – ав.

Оформление карточки с записью отдельного слова

ШПОРА ж. - ы

Шпаргалка.

Ты шпоры-то куда спрятала? Легко достать? Мне передашь в случае чего? Я не успела написать, зачеты сдавала.

(СГПИ, 5 «Г»: 1996)

Сокращение в соединении с похожим словом, наблюдается совпадение в семантике: шпора (лит.) и шпаргалка (жарг., студенч., школьн.) – то, что помогает двигаться вперед.

  1. Формирование картотеки.

Из карточек складывается картотека, которая первоначально имеет порядок расположения материала по мере его поступления, т.е. по мере выборки. В дальнейшем карточки распределяют по алфавиту, по тематическим группам или в соответствии с другими принципами, необходимыми для данной работы.

ТЕМА № 2 «ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ»

  1. Знакомство с возможностями библиотеки СГПА.

  2. Оформление библиографических карточек и формирование библиографии по теме ДР.

  3. Оформление списка литературы в ДР.

  1. Знакомство с возможностями библиотеки СГПА.

    • Абонемент и алфавитный каталог, в котором после библиографических карточек на персоналию помещаются карточки с литературой об авторе.

    • Читальный зал.

    • Научный читальный зал (№ 2) и систематический каталог. В этом же читальной зале находятся редкие книги и словари, энциклопедии, журналы ИНИОН, организуются просмотры новой литературы, есть специальные списки с вновь поступающей литературой.

    • Кабинеты 311 и 315, в которых есть упомянутые ранее лингвистические энциклопедические словари и научные журналы: ВЯ, РЯШ, РЯЗР, ФН, подборка газет «Русский язык».

    • Кабинет 320, в который поступили CD-диски из ИНИОН с библиографией по лингвистике и литературоведению за последние 25 лет (с 1986 по 2001 гг.).

    • Компьютеры в читальном зале № 2 подключены к сети ИНТЕРНЕТ, откуда можно выйти на сайты научных библиотек г. Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы и др.

2. Оформление библиографических карточек и формирование библиографии по теме ДР.

Библиографическая карточка должна содержать всю необходимую информацию о книге или статье: имя автора, полное заглавие, выходные данные: место и год издания; для статьи обязательно указание на выходные данные сборника или журнала, для журналов и газет указываем год, месяц или номер, страницы для данной статьи.

Чтобы карточка была многофункциональной, необходимо указывать каталожный шифр и название библиотеки, откуда вы ее брали, или указать фамилию преподавателя или студента, имеющего ее в личном пользовании. На карточке должно остаться место для ваших заметок: указание на сделанный вами конспект или ксерокопию, если необходимо записать содержание в виде краткой аннотации, отметить особым знаком, если работа не нужна для вашей ДР, чтобы еще раз ее не читать и т.п.

Для библиографических карточек существуют официальные требования. Обычно они соблюдаются при оформлении их в библиотеках и журналах ИНИОН. Размер самодельной карточки: 15 на 10 см.

Образец оформления библиографической карточки:

ЛАЗАРЕВ П.П.

Очерки истории русской науки / Под ред. акад. С.И. Вавилова. М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 248 с.

Для заметок:

3. Оформление списка литературы в тексте ДР.

Обратить внимание на два понятия: библиография по темеи список литературы!

На примере оформления списка литературы и словарей (см. приложения) рассмотреть возможные случаи оформления библиографии в списке литературы в тексте ДР.

ТЕМА № 3 «РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»

  1. Рациональные приемы работы с научной литературой.

  2. Оформление записей при чтении книги. Оформление конспектов. Реферирование. Аннотирование. Критический отзыв.

  3. Цитирование и оформление цитат в тексте ДР.

1. Рациональные приемы работы с научной литературой.

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

А.С. Пушкин.

Ты равен тому, кого понимаешь. И. Гёте. Фауст.

Известно: научить невозможно, можно лишь научиться, имея перед собой критерий совершенства. Г. Иштян.

Умный любит учиться, а дурак – учить. А.П. Чехов.

Овладение искусством чтения – это умение глубоко понимать и толковать смысл прочитанного.

Эксперимент: записать текст и ответить на вопросы: 1) сколько героев?; 2) кто убил богатыря?.

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит:

«Ворон, где б нам отобедать?

Как бы нам о том проведать?»

Ворон ворону в ответ:

«Знаю. Будет нам обед –

В чистом поле под ракитой

Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,

Знает сокол лишь его

Да кобылка удалая,

Да хозяйка молодая.

Сокол в поле улетел,

На кобылку недруг сел,

А хозяйка ждет милого, –

Не убитого, живого».

??? Зачем вообще читают люди?

  • для удовлетворения потребности в познании мира;

  • для удовлетворения эстетических запросов;

  • для получения новой информации в профессиональных целях;

  • с целью своеобразного отвлечения от действительности, ухода от реальной действительности (как отдых, средство психологической разгрузки, чтобы скоротать время, как лекарство от скуки).

В учебных целях и для ученого чтение – более короткий способ познания, получения готового знания в более короткий срок.

С течением времени, пока существует книгопечатание, выработались приемы чтения:

  • беглый просмотр;

  • сплошное чтение в порядке последовательного расположения материала;

  • более подробное штудирование наиболее важной части текста;

  • выборочное чтение;

  • скорочтение: по абзацам, по диагонали;

  • чтение с параллельными записями наиболее важных моментов, с замечаниями критического характера, с записью попутно возникающих вопросов;

  • повторное чтение для лучшего осознания и запоминания;

  • соблюдение гигиены чтения: поза, освещенность, порядок на столе, время для чтения и отдыха; особые правила при считывании с монитора компьютера: величина шрифта, освещение и контрастность экрана, удаленность экрана от глаз, освещение помещения, время работы на компьютере, почаще моргать для смачивания слезами слизистой оболочки глаза.

  1. Оформление записей при чтении книги. Оформление конспектов. Реферирование. Аннотирование. Критический отзыв.

Наиболее распространенной формой эффективного и долговременного накопления научной информации (архива) является составление записей, заметок, конспектов, выписок, цитирование, реферирование и аннотирование прочитанного.

Цель – сохранить впрок наиболее важные материалы и сведения, ибо как говорили латиняне, quiscribit, bislegitкто пишет – дважды читает.

Приемы записей:

  • дословные выдержки с указанием источника информации и автора цитаты;

  • записи в свободном изложении с точным сохранением содержания источника и авторства;

  • составление плана прочитанного;

  • составление конспекта по материалам прочитанного;

  • отчеркивания и отметки на полях собственных записей;

  • закладки с отметками;

  • записи цитат из нескольких источников на одну тему;

  • дословные записи с комментариями;

  • ксерокопии или сканирование фрагментов текстов или иллюстраций;

  • изложение своих замечаний по поводу прочитанного.

Правила оформления записей:

  • два цвета чернил;

  • английские поля;

  • выделенные заголовки и подзаголовки;

  • проставление даты;

  • система сокращений;

  • заметки на полях (указание на страницы цитат);

  • запись с одной стороны листа;

  • свободные записи без экономии бумаги;

  • точное указание на источник цитаты или выписок с полными библиографическими сведениями;

  • указание на источник книги – библиотечный шифр, владельца личной библиотеки.

Образец оформления конспекта

С. 227.

С. 229.

ЛИХАЧЕВ Д.С.

ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА И ФИЛОЛОГИИ //

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. М.: Дет. лит., 1989. С. 226 – 233.

Существует представление о том, что науки, развиваясь, дифференцируются. Кажется поэтому, что разделение филологии на ряд наук, из которых главнейшие лингвистика и литературоведение, – дело неизбежное и, в сущности, хорошее. Это глубокое заблуждение.

Количество наук, действительно возрастает, но появление новых идет не только за счет их дифференциации и специализации, но и за счет возникновения связующих дисциплин… И замечательно : продвижение наших знаний о мире происходит именно в промежутках между «традиционными» науками.

….

Реферат – 1) краткое, устное или письменное, изложение содержания научной работы, прочитанной книги; 2) доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Виды рефератов: литературный (обзорный), методический, информационный, биографический, постановочно-тематический, полемический.

План реферата:

  • введение, в котором раскрывается цель и задачи сообщения;

  • характеристика источников, послуживших основой сообщения;

  • критический обзор положительных и спорных сторон рассматриваемых сочинений;

  • собственный взгляд на существо вопроса;

  • выводы и предложения к дальнейшим исследованиям;

  • список литературы.

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.

Например:

Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. 703 с.

Энциклопедия «Русский язык» – совместная работа издательства «Большая Российская энциклопедия» и Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН. В книге, содержащей около 700 статей, два указателя (предметный и именной), многочисленные иллюстрации, собрано все, что знает современная наука о русском языке : его звуковом составе, интонации, ударении, произношении, грамматике, типах предложений, диалектах литературного языка, жаргонах, алфавите, свойствах букв, истории развития и памятниках письменности, словарях и т.п. Авторы статей – ведущие ученые-русисты России.

Энциклопедия рассчитана на всех, кто изучает и преподает русский язык.

  1. Цитирование и оформление цитат в тексте ДР.

Не следует думать, что искусство цитаты доступно всякому, даже недалекому уму, который, не находя ничего в самом себе, черпает у других. Чтобы удачно цитировать, нужно вдохновение. Шатобриан.

Цитата (от лат. cito ‘вызываю, привожу’) – дословное воспроизведение отрывка из какого-либо текста. Цитата применяется для подкрепления излагаемой мысли ссылкой на авторитетное высказывание, как наиболее четкая формулировка; для критики цитируемой мысли; в качестве иллюстрации – как ценный фактический материал.

Цитата способствует образности, выразительности и емкости речи; она позволяет экономно и глубоко характеризовать явления действительности посредством художественных образов мирового искусства, мифологии, фольклора, классических произведений.

Умение цитировать предполагает умение отобрать нужный материал и вычленить его из текста и в тех случаях, когда он не сконцентрирован, а включен в сложный контекст описания или повествования.

Цитата вводится особыми оборотами речи:

хорошо сказал, заметил, отметил;

точно выразил мысль, передал суть;

образно изложил с большим знанием дела;

с пониманием писал;

не сказать лучше, чем;

нельзя не согласиться с мнением, высказыванием, со словами;

приходится признать справедливость слов, сказанного;

убеждает в правильности;

аргументированно, доказательно, неопровержимо выразил мысль, смысл, идею.

Способы включения цитат в текст научного сочинения см. в разделе «Приложения».

  1. Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ

    Курсовая работа
    Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ (реферат, курсовая и дипломная работы, тезисы) для студентов 2 – 5-го курсов филологического факультета / Составители: Сыров И.

Другие похожие документы..